Консультация для родителей на тему: «Учим детей пересказу»
консультация (старшая группа)

Козлова Наталья Григорьевна

Познакомить родителей с методикой обучения пересказу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему «Учим детей пересказу»

Если ваш ребенок испытывает трудности при ответе на вопросы по прочитанному материалу, не понимает смысл услышанного рассказа и он не может пересказывать какое-либо произведение, то эта консультация будет для вас полезной.

Всем известно, что ребёнок всегда испытывает потребность в общении. Эта потребность проявляется в желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать заинтересовавшее их, передавать содержание мультфильмов. И, естественно, ребёнок хочет, чтобы его понимали. Однако, он не всегда улавливает логику событий, путает факты и их последовательность, нередко речь ребёнка бывает сумбурной и непонятной. Причин для этого может быть много. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

•        Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

•        Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

•        Употребление нелитературных слов и выражений.

•        Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

•        Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

•        Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

•        Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

•        Плохая дикция.

 Следовательно, нам, взрослым необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Сегодня мы с вами будем разбираться, что такое пересказ, с чего начинать, и что в итоге должно получиться.

Ну, во –первых, с самого рождения в жизни ребенка должна присутствовать книга. Книги разные по своему содержанию: совсем простые – для малышей и посложнее для старших дошкольников.

Книги должны быть как ритуал перед сном. Возьмите за правило, читать книги!

Итак, пересказ - это изложение своими словами прослушанного произведения.

Произведения для пересказа.

Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева («Цыпленок и утенок», «Яблоко»; Чарушина («Курочка», «Медведь») Толстого, Ушинского и др.

 

Виды пересказов.

По своему виду пересказ может быть:

•         Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.

•         Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.

•         С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.

•         С частичной перестановкой текста.

 

Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.

На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку.

К другим требованиям относятся:

•         последовательность изложения;

•         отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;

•         использование характерных речевых оборотов;

•         плавность речи;

•         соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами.

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:

1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;

2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;

3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;

4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;

5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;

6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка)

Пересказ в 5-6 лет.

При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов - где? когда? что? какой?; используют - почему? зачем? для чего?. Эти  вопросы помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

Упражнения для понимания смысла прочитанного

  1. Словарная работа
  2. Озаглавливание текста
  3. Деление текста на части, составление плана
  4. Составление цепочки важных событий
  5. Задайте «заковыристый» вопрос по содержанию текста, на который нельзя ответить однозначно.
  6. Рассуждайте вместе с ребенком над событиями и поступками героев.
  7. Распечатайте картинки из прочитанного рассказа и разрежьте на несколько частей, пусть ребенок соберет кусочки по смыслу.
  8. Предложите ребенку пофантазировать, как бы он себя повел на месте главных героев.
  9. Предложите ребенку «вжиться» в роль какого-либо героя и рассказать историю от имени этого лица.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по теме: "Учим детей ходить на лыжах"

зима. любимое время года у детей. самое время обучить ребенка ходьбе на лыжах. предлагаю рекомендации по обучению детей ходьбе на лыжах....

Консультация для родителей на тему: "Учите детей общаться"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

Консультация для родителей на тему: «Учим детей общаться».

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся,умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....

Консультация для родителей на тему " Учите детей любить книги".

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу....

Консультация для родителей на тему: "Учите детей правильно произносить и различать звуки."

Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукоб...

Консультация для родителей на тему" Учим детей рассказывать"

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты ....