Консультация для педагогов "Игровая терапия: веселая и простая коррекция поведения детей"
консультация по коррекционной педагогике

Моричева Алла Владимировна

Консультация для педагогов "Игровая терапиявеселая и простая коррекция поведения детей" поможет познакомится с историей возникновения игротерапии, понять ее цели в жизни детей, узнать показания к применению, воспитатели могут познакомиться с методами и средствами игротерапии, а также разновидностями игр для разных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колокольчик» г. Камень-на-Оби Алтайского края

консультация

«Игровая терапиявеселая и простая

коррекция поведения детей».

Автор: Моричева Алла Владимировна,

воспитатель

г. Камень-на-Оби

2021 г.

Игровая терапиявеселая и простая

коррекция поведения детей.

    Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. 

    Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

     Немного истории. Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний. Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру. Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения. Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

                                  Цели игровой терапии:

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми.

  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направлена опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.

  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

    Показания к применению игротерапии.

С точки зрения психологических отклонений игротерапия поможет в следующих случаях:

- замкнутость и необщительность;

- наличие скрытых и навязчивых фобий;

- непослушание или сверхпослушание;

- вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);

- налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);

- агрессивное поведение;

- нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);

- отсталое развитие речи;

- стрессовые ситуации;

- проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

   

Виды и методы игротерапии.  Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость. В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:

- игротерапия в психоанализе;

- игротерапия в отечественной психологической практике;

- примитивная игротерапия;

- игровая терапия построения отношений;

- игротерапия отреагирования;

- игровая терапия с неструктурированным материалом;

- индивидуальная игротерапия;

- групповая игротерапия.

    Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные:

Песочный

 Сказкотерапия

Активный

Пассивный

Куклотерапия

Освобождающий

Структурированный

Терапия отношениями

Шахматный

Музыкальный

    По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

    Средства игротерапии. В игротерапии обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:

танцы;

лепка;

подвижные игры;

рисование;

игры с куклами;

игры с песком;

конструирование;

ролевые игры.

     

     Игротерапия для детей дошкольников. Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда. Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

достигается эмоциональное равновесие;

исправляется поведение;

развиваются социальные навыки;

устраняются пробелы, созданные семьёй.

      Разные игры – для разных целей.  К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог.

      Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.

   Игра должна быть добровольной. Игры из-под палки уже не являются развлечениями.

   Игры для улучшения психологического самочувствия. Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:              жмурки;

пятнашки;

прятки;

полоса препятствий.

      Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

     Игры, помогающие в коррекции агрессии. Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

     Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.

     Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

    Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление. Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

    Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.

     Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

    Игры, помогающие в коррекции страхов. Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

   Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.

    Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

        Вывод: таким образом, можно сделать вывод, что благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, игротерапия всесторонне положительно влияет на личность ребенка. Необходимость подчиняться установленным правилам и соответствующим способом реагировать на сигнал, постоянно меняющиеся ситуации организуют и дисциплинируют детей, приучают их контролировать свое поведение, помогают справляться с негативными эмоциями, учат выплескивать эти эмоции и гнев приемлемыми способами, а также развивают двигательную инициативу и самостоятельность ребенка.

Игра «Дракон кусает свой хвост» 

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Содержание: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок - «голова дракона», последний - «хвост дракона». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается.

Замечания: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Необходимо, чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполняли все желающие.

Игра «Насос и мяч»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, внутреннее и внешнее расслабление.

Содержание: Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях. «Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны. Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»

Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики – гиперактивные дети, отличающиеся от остальных сверстников тем, что они двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельно...

Сообщение "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ"

В рамках реализации плана концепции комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, 11 декабря на баз...

Консультация для воспитателей. «Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»

Консультация для воспитателей.«Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики – гиперактивные дети, отли...

«Песочная терапия, как метод коррекции поведения детей в дошкольном возрасте»

laquo;Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!»                                     ...

Консультация для воспитателей. «Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»

Консультация для воспитателей.«Использование подвижных игр в коррекции поведения детей»...