"Наставничество детей старшего дошкольного возраста над младшими"
консультация (подготовительная группа)

Леонова Елена Александровна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАД МЛАДШИМИ

                                                              Леонова Елена Александровна,

                           воспитатель МБДОУ д/с №1 г.Вязьмы Смоленской области

         

        Мир не стоит на месте, каждый день, педагоги ищут эффективные пути воспитания и обучения дошкольников, используя на своей практике различные формы работы. В последнее время, мы более чаще сталкиваемся с тем, что дети не самостоятельны, не оптимистичны и отсутствует чувство ответственности. Проблема коллективизма становиться все ярче выраженной. У дошкольников появляется отсутствие поддержки, желания помогать друг другу в сложных ситуациях, да и просто в каких-либо начинаниях. В процессе совместной уборки после того, как поиграли, все чаще можно услышать от детей «я в это не играл», или «я не брал эти игрушки». Таким образом, нам пришла идея создания наставничества среди детей старшего дошкольного возраста над младшими в нашем дошкольном образовательном учреждении. В дошкольном детстве, мир насыщен яркими красками, малыш стремительно осваивает социальное пространство, приобретает знания о том, что окружает его, формирует нравственные навыки и привычки, усваивает общечеловеческие ценности. Социальное развитие дошкольника происходит в ходе освоения им различных видов деятельности, и одной из самых важных является такая деятельность, как общение. Общение – это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности. Ребенок с самого раннего возраста проявляет желание общения с другими детьми и в процессе взросления вступает с ними в разнообразные отношения. В детском саду дошкольники в основном общаются со своими сверстниками, потому что, здесь происходит разделение детей по возрастным группам, такое разделение снижает уровень детского общения. Поэтому мы обратили внимание на возможность создания взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного общения в условиях дошкольного учреждения. При таком общении малыши тянутся к более взрослым детям, при этом они имеют более близкий и понятный образец для действия. Более взрослые дошкольники способны намного лучше контролировать себя, свои эмоции, свое поведение, поэтому они проявляют  позицию «взрослого», у них появляется чувство ответственности и желания помогать тем, кто меньше их. Благодаря наставничеству, мы можем решить ряд задач у детей старшего дошкольного возраста:

1. Формирование лидерских качеств;

2. Привить чувство ответственности за те или иные поступки;

3. Развитие самостоятельности;

4. Развитие способности сопереживать другим людям, уважать их чувства. А так же ряд задач у детей младшего возраста:

1. Воспитать чувство уважения к старшим;

2. Сформировать пример взаимодействия между детьми в обществе;

3. Развитие коммуникативных навыков.

Для реализации успешного взаимодействия детей разного возраста, мы воспитатели подготовительной и младшей групп разработали проект примера взрослых, где дети  этом они имеют более близкий и понятный образец для действия. Старшие лучше контролируют свое поведение и реализуют позицию "старшего", "большого", у них появляется чувство ответственности и желание помогать младшим, наставничеству детей младшего и старшего дошкольного возраста в ДОУ, целью которого было расширить процесс социально-коммуникативного развития дошкольников. Главным задачами по реализации данного проекта стали: - Расширение опыта взаимодействия, дружеских взаимоотношений между детьми младшего и старшего дошкольного возраста в различных совместных видах деятельности; - Воспитание нравственности, чувства справедливости, честности, ответственности; - пробуждать эмоциональную отзывчивость. Проанализировав цели и задачи, мы разработали перспективный план работы на 1 год. Реализации этого проекта проходила по нескольким направлениям. 1.Игровая деятельность, которая является естественной потребностью дошкольника, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Посредством игры старшие дети помогают маленьким преодолеть трудности адаптационного периода.

2.Театрализованная деятельность, создающая положительный эмоциональный настрой, помогает воспитывать коммуникативные качества личности ребенка, решать конфликтные ситуации через игру.

3. Старшие дошкольники, становятся незаменимыми помощниками малышам в сложных для них режимных моментах, например, «убирание игрушек» или правильное мытье рук. Самым важным является то, что воспитатель должен проработать работу таким образом, что бы малыши считал детей старшего

 дошкольного возраста своим другом, так сказать партнёром в совместной деятельности. Таким образом, благодаря практике, мы смогли пронаблюдать опыт взаимодействия дошкольников разных возрастов, проанализировав всю работы, мы пришли к выводу, что наставничество способствует более успешной адаптации малышей к условиям детского сада, помогает им быстрее овладеть теми навыками и умениями которые уже присутствуют у старших дошкольников. Эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывается произвольность поведения. Старшие дошкольники становятся более внимательными и ответственными, что способствует формированию школьной готовности.

Литература 1. Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – №3 (19). 2. Белошистая, А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования [Текст] / А.В. Белошистая //Начальная школа. – 2002. – №7. – С. 3-10. 3. Долгушева, А.Н., Кадневский, В.М., Сергиенко, Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность [Текст] / А.Н. Долгушева, В.М. Кадневский, Е.И. Сергиенко // Вестник Омского университета. – 2013. – №4. – С. 264-268. 4. Евдокименко, И.И. Использование наставничества в организации исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений / И.И. Евдокименко // Вестник НВГУ. 2013. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.

Уроки психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.«Развитие воображения» Цель: развитие творческого воображения учащихся,  совершенствование  эмоциональной п...

Картотека стихотворений для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста на тему "Здоровый образ жизни"

Данный материал поможет при подготовке и проведении занятий, праздников на тему ЗОЖ.В конце материала есть пословицы на тему ЗОЖ.Материал можно распечатать и оформить в виде брошюры формата А 5....

Cказка для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста «Ванечка и Светофор»

Сказка рассказывает о соблюдении правил дорожного движения пешеходами и водителями. Рекомендована для детей старшего дошкольного возраста.Ванечка и Светофор.        ...

Карточки (подборка) подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Карточка №1Подвижная игра «Змейка» («Проведи мяч») для детей дошкольного возрастаКарточка №2Подвижная игра «Мячик-чижик» для детей дошкольного возрастаКарточка №3По...

Презентация "Дети и война" для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Дети и война... Понятия не совместимые. Дети на сегодняшний день не понимают, на сколько страшной была война, как давался им каждый день. Надо ли детям знать о той войне? Надо. Это , прежде всего, вос...

Игры на формирование самооценки для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Представленный материал может быть интересен родителям, воспитателям, учителям начальных классов....