Педагогическая технология "Проблемная педагогическая ситуация"
консультация

Кузнецова Екатерина Павловна

Педагогическая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnaya_pedagogicheskaya_situatsiya.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная педагогическая ситуация

Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является проблемная педагогическая ситуация.

Цель проведения каждой проблемной педагогической ситуации — самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Зачем обучать всему этому дошкольников?

Не секрет, что в мечтах родителей идеальный детский сад видится райским местом: добрые, терпеливые, обожающие детей воспитатели; интересные игрушки; вкусная еда; обучение почти по школьной программе, без малейшего напряжения, но с радостью и увлечением; солярий с вечным солнцем и бассейн с тёплой морской водой. Обычный ребёнок не представляет себе, как разобраться в простейшей нравственной коллизии. Да и сам педагог не ощущает себя целостной личностью, лишь ответственным лицом, у которого отсутствует весь спектр эмоций, кроме тех, которые, как ему кажется, необходимы воспитателю. Как можно исправить такую ситуацию в обычном детском саду?

Например, группа пришла с прогулки, очень хочется есть, а обеда нет. Или внезапно отключили свет. Что делать? Пусть каждый ребёнок сам позаботится о себе. Никакой, даже самый известный диагностический тест не даст столько пищи для размышлений, как эта простая ситуация. Кто-то сможет справиться с задачей, а кто-то нет. Ведь для принятия самостоятельного решения нужна свобода выбора, а она-то как раз и отсутствует в традиционном детском саду. Несомненно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе.

Если учесть, что она проводится в начале и в конце «Ситуация месяца», а также спустя три-четыре месяца и даже через год после проведения первой проблемной педагогической ситуации (сюжет каждой последующей ситуации усложняется), то можно представить, сколько пищи для размышлений получает педагог и родитель.

Для того чтобы проблемная педагогическая ситуация прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии. Разработку и проведение проблемной педагогической ситуации мы разбили на четыре этапа.

Первый этап — подготовительный. Воспитатели планируют, какую ситуацию они возьмут и какие цели реализуют, затем на этой основе разрабатывается сценарий и проводится диагностика детей и родителей — как они видят заданную проблему, как её решают. Важно выяснить, на какой степени развития относительно поставленной цели находится группа.

Второй этап — создание и проведение реальной ситуации, максимально приближенной к жизни. Время проведения — 20 минут в старшей и 15 минут в младшей группе.

Третий этап — рефлексивный круг с детьми после проведения проблемной педагогической ситуации (проведение его обязательно!). Четвёртый этап — рефлексивный круг среди педагогов в целях планирования дальнейших действий.

Проблемная педагогическая ситуация может проводиться как в начале, середине, так и в конце работы по «Ситуации месяца».

Время проведения определяется целью конкретной проблемной педагогической ситуации. Возможно её использование как введение в тему. Например, «Прилёт инопланетянина» в ситуации «Космос». Внеземной гость заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Этот персонаж может появиться и на «Заключительном празднике» как ведущий всей программы — здесь он проверяет знания, нравственные позиции детей, их умения. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в проблемной педагогической ситуации главный герой не реальный персонаж, а кукла.

Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует их поведение для самоконтроля. Проблемная педагогическая ситуация всегда проходит без присутствия воспитателя. Ситуацию проводит специально подготовленный незнакомый детям взрослый; воспитатель появляется после проблемной педагогической ситуации и проводит рефлексию. Практика показывает, что при повторении ситуаций уже около 70 % детей ведут себя правильно. Если же на третье и четвёртое событие ребёнок продолжает реагировать неадекватно, значит, ему нужна серьёзная психологическая помощь специалиста.

В начале года родители предупреждаются о проведении в детском саду таких ситуативных занятий. После каждого мероприятия воспитатель вывешивает в групповой раздевалке табличку «Ситуация». Это сигнал для пап и мам. Они должны обязательно расспросить ребёнка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы, возможно, зафиксировать их письменно. Часто приходится наблюдать существенные расхождения в том, что делал ребёнок на самом деле, что говорил на рефлексии и что потом рассказал дома.

Анализ таких сведений — неоценимая информация для педагога и психолога. Тут ребёнок, его семья, взаимоотношения с родителями раскрываются с совершенно неожиданной стороны, что позволяет взрослым лучше понимать потребность каждого конкретного ребёнка.