Педагогическая технология "ситуация месяца"
консультация

Кузнецова Екатерина Павловна

Педагогическая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_mesyatsa.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация месяца

Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. По завершении каждой ситуации проводится заключительный праздник. При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги должны исходить из возрастных особенностей детей, содержания выбранной детским садом программы, проблем конкретного детского сада (региональные особенности, контингент родителей и т. д.), философских оснований жизнедеятельности человека, проблем приобщения ребёнка к мировой культуре, освоения им социальных ролей:

я — как личность,

я — как член коллектива,

я — как член семьи,

я — как житель города,

я — как часть природы,

я — как гражданин,

я — как житель Земли,

я — как частица Мироздания,

я — как мальчик или девочка.

Для существенного проживания и самоопределения в социальных ролях была создана технология «Ситуации месяца». Для этого дети в течение месяца осваивают одну социальную роль в различных видах деятельности — они рисуют, лепят, разыгрывают, делают коллективный проект, проводят социальные акции и т. д.

В течение года проживают следующие ситуации:

— «Мой дом — детский сад» (знакомство детей с деятельностью тех, кто работает в дошкольной организации, с территорией детского сада и др.);

— «Я живу в Москве» (знакомство с городом, со своим микрорайоном и т. д.);

— «Я житель земного шара» (формирование целостной картины мира, чувства принадлежности к мировому сообществу и др.);

— «Рождественский подарок» (формирование представлений о том, почему отмечают Рождество; знакомство с народными традициями проведения Рождества и др.);

 — «Мальчики и девочки» (формирование знания и принятия своей гендерной принадлежности; воспитание этикета общения между девочками и мальчиками и др.);

 — «Моя семья, мои корни» (формирование представления о своём роде, своей семье, семейных ценностях и др.);

— «Космос. Я часть Вселенной» (формирование экологического сознания, представления о физических и химических законах на уровне экспериментальной деятельности детей и др.);

— «Мы живём в России» (формирование гражданской принадлежности, представления об истории России, её гимне, гербе и др.);

— «Таинственный остров» (развитие любознательности; формирование активной жизненной позиции и др.).

Весь материал даётся детям в игровой форме и подобран под проблематику ситуации.

Например, дети весь месяц работают по ситуации «Космос»: рисуют, лепят на эту тему, мастерят из ящиков и картона космический корабль, делают пригласительные билеты, изготовляют модели космических костюмов для праздника, разучивают песенки, стихи о космосе, читают энциклопедии, строят космические города; организуется проблемная педагогическая ситуация.

В проблемной педагогической ситуации «Прилёт марсианина в группу» обсуждаются нравственные вопросы, возникающие в процессе игр-драматизаций.

Например, что такое добро и зло, кто может быть настоящим товарищем, нужны ли войны и как их избежать. И всё это завершается «Космическим праздником», во время которого дети разновозрастных групп («космические экипажи») путешествуют по «планетам» — группам детского сада. Каждая «планета»-группа оформлена соответственно тематике.

Праздник завершается в зале (на «Земле»), где приземляются все «экипажи» после «полёта».

Начало работы по «Ситуации месяца» обязательно включает диагностику знаний и умений детей в начале ситуации, привлечение на занятиях наглядного материала (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии и т. д.), активизацию прошлого опыта детей в различной форме; беседы с родителями, драматизации, изодеятельность.

На втором этапе необходимо создание проблемных педагогических ситуаций и разработка коллективных проектов, проведение социальных акций, использование темы ситуации в работе всех специалистов дошкольной организации.

На третьем этапе — самоопределение детей в процессе «Клубного часа» и заключительный праздник по «Ситуации месяца».

Обязательно участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написании сценариев праздников и в самом празднике.

Воспитателю в «Ситуации месяца» отводится роль организатора. Главные действующие лица — дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70 % работы в ней сделали дети и родители.

Всё общение детей и взрослых строится на принципах гуманистической педагогики: определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду и родителями правил для себя; дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики.

Таким образом, ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности.

Он формирует в рефлексиях (а рефлексивные круги проводятся ежедневно) осознанную нравственную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей.

У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, это связано прежде всего с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать вопросы родителям, а на следующий день обсуждает их на групповой рефлексии.

Задачей воспитателя в конце «Ситуации месяца» является фиксация состояния и знаний детей в начале и в конце «Ситуации месяца» и далее планирование дальнейшей работы по этой теме.

В течение недели (после окончания «ситуации») он сдаёт методисту отчёт с приложением лучших образцов поделок, рисунков, коллективных проектов, фотографий, видеоматериал с записью «ситуаций».

Методист обобщает весь опыт работы по «ситуациям» в течение года по специальной методике. Учитывается работа детей, родителей, воспитателей, специалистов.

Совместно с научным руководителем технологии, заведующей и представителями инициативной группы (воспитателями и родителями) методист планирует дальнейшее развитие содержания «ситуаций» или разработку новых, а также хранит по определённым разделам видеоматериал, фотографии, письменные отчёты, предметы материальной деятельности.

Каковы цель и функции заключительного праздника по «Ситуации месяца»? Как организуется праздник? Из чего складывается его сценарий?

Прежде всего, для детей — это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов — поделиться опытом, так как каждая ситуация развёртывается совершенно по-разному в каждой группе.

Праздник проводится в конце каждой «Ситуации месяца» в зале или на улице со всеми детьми дошкольной организации. Если же зал не позволяет вместить всех малышей, то подготовительная к школе группа объединяется со средней, а старшая — с младшей.

На празднике дети показывают лишь то, чему они научились и что узнали на протяжении месяца, а это не предполагает дополнительных репетиций перед праздником.

Сценарий праздника известен в полной мере лишь ведущим, их, как правило, двое, в идеальном случае — взрослый и ребёнок. Как правило, в процессе праздника проводится проблемная педагогическая ситуация, которая показывает степень освоения детьми духовно-нравственных позиций.

За три — пять дней до окончания «Ситуации месяца» ведущий праздника, а это специально избранный для этой цели воспитатель (и всегда в помощь ему музыкальный руководитель), собирает заявки от каждой группы — что они могли бы представить на празднике. Затем на основе этих предложений составляется сценарий. После проведения заключительного праздника проводится рефлексивный круг среди педагогов