Сценарий военно-полевой игры «Всё для Победы!» для старшей и подготовительной групп
план-конспект занятия (старшая группа)

Ольга Васильевна Руденко

Чтобы организовать мероприятие ко Дню Победы с дошкольниками в формате военно-полевой игры необходимо: оформить на территории разные военно-тематические объекты («Штаб», «Привал», «Передовая», «Медсанбат», «Полевая кухня»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_rudenko_o.v.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Чтобы организовать мероприятие ко Дню Победы с дошкольниками в формате военно-полевой игры необходимо: оформить на территории разные военно-тематические объекты («Штаб», «Привал», «Передовая», «Медсанбат», «Полевая кухня»).

Передовая располагается на спортивной площадке. Необходимо подготовить «снаряды» для метания – мешочки с песком и небольшие мячи. Сделать мишени, нарисовать на воздушных шарах военную технику или использовать игрушечные военные самолеты и танки.

Также на территории спортплощадки находится тоннель и лабиринт – полоса препятствий.

Санитарная часть (медсанбат) – ставится палатка с красным крестом на стене. Туда будут доставлять «раненых».

Чтобы организовать привал у костра, используются гимнастические маты или полотно зеленой ткани. Здесь дети смогут отдохнуть, пообщаться и исполнить песни военных лет.

На каждом объекте работу с детьми организует ответственный участник команды педагогов: командир в «штабе» (педагог-организатор), специалист-картограф и связист при штабе (воспитатели), командир на «передовой» (инструктор по физической культуре), военный врач (медицинская сестра), командир на «привале» (педагог-психолог), повар.

В мероприятии принимают участие воспитанники подготовительных групп под руководством своих командиров – воспитателей и специалистов дошкольного отделения.

В ходе предварительной работы педагоги разучивают с дошкольниками стихотворения, танцы. Вместе с родителями подготавливают фотографии родственников, которые воевали в Великой Отечественной войне, узнают их имена, где и кем они служили.

В день мероприятия все команды получают маршрутные листы. Участники должны передвигаться от объекта к объекту по сигналу командиров. Вой сирены «Воздушная тревога» предупреждает об опасности – дошкольники должны быстро закрыть голову руками, спрятаться в укрытии или лечь на землю. К следующему объекту в маршрутном листе они переходят под песню «Солдаты, в путь!».

В «штабе» командир знакомит детей с понятиями карта и схема, рассказывает и показывает на настоящих картах обозначения объектов, объясняет, как ориентироваться по карте.

В ходе мероприятия дети участвуют в эстафетах, проходят полосу препятствий, переносят снаряды по узкому мостику, преодолевают по-пластунски тоннель, проходят по «минному полю», бросают мешки с песком по различным мишеням.

В полевом госпитале военный врач рассказывает детям о труде санитаров на полях сражений наравне с солдатами. Показывает, как нужно правильно транспортировать раненого с поля боя, оказывать первую помощь. Здесь дошкольники по очереди исполняют роли «раненых» бойцов и санитаров, учатся бинтовать голову, руки, ноги «раненым» и переносить их на носилках в палатку.

В «зеленом березовом уголке» отдых «бойцов» организует педагог-психолог. Здесь дошкольники делают поздравительные открытки ко Дню Победы. А затем на гимнастических матах возле берез у импровизированного костра исполняют попурри из песен военных лет.

В завершении общего действия повара полевой кухни кормят всех горячей вкусной гречневой кашей и угощают чаем с сухарями. песню «Катюша».

   

Сценарий военно-полевой игры «Всё для Победы!»

для старшей и подготовительной групп

Цель: формирование у детей чувства гордости за подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны; воспитание чувства благодарности к защитникам Отечества.

Задачи:

Образовательные: создать условия для «погружения и проживания» детьми ситуации военного времени в формате военно-полевой игры; рассказать дошкольникам о войне, защитниках Родины, празднике «День Победы»;  формировать представление о героизме.

Развивающие: развивать нравственные качества: любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших войну или погибших на полях сражений за Родину; развивать умение ориентироваться на территории ДОУ; развивать ловкость, сообразительность.

Воспитательные: воспитывать любовь и отзывчивость, сопричастность к судьбам близких людей, а через них и к судьбе страны; воспитывать чувство патриотизма, через формирование у детей представлений о тех, кто в годы войны встал на защиту Родины; воспитывать командный дух.

Оборудование: музыкальный центр; военные шлемы, пилотки; фотографии воевавших родственников детей; маршрутные листы; порванная карта-схема территории детского сада с место расположением рации; шифровка с паролем; распечатки азбуки Морзе, морских сигнальной и флажковой азбук; мешочки с песком, самолеты, нарисованные на воздушных шарах, игрушечные танки – для мишеней; снаряды – набивные мячи 0,5 и 1,0 кг, низкое гимнастическое бревно – узкий «мостик», гимнастические маты; тоннель; веревки, натянутые в разном направлении и на разной высоте, для лабиринта; «состаренная» чаем бумага А4, цветные карандаши; спецодежда для юных санитаров, носилки для транспортировки «раненых» с поля боя, бинты, ножницы, палатка; гречка, чай, сухари, ложки, пластиковые стаканы; деревянные палочки для имитации костра.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, плакатов военного времени, фотографий и открыток с изображением Парада Победы; проведение беседы о символах Победы: Знамени Победы, георгиевской ленте; чтение художественной литературы:  С. Баруздина «За Родину» из книги «Шел по улице солдат», Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» из книги «Твои защитники», стихи Г. Рублева «Это было в мае на рассвете...», С. Михалкова «Победой кончилась война» и др.; разучивание песни «Катюша».

Место проведения: спортивная площадка, групповые веранды на территории детского сада.

Ход мероприятия:

(звучит марш «День Победы»,

дети выстраиваются на спортивной площадке)

1-й ведущий: Доброе утро, уважаемые гости и участники праздника! Совсем скоро прозвучат праздничные салюты в честь Дня Победы.

2-й ведущий: Сегодня, в эти майские дни, каждый человек нашей Родины, от мала до велика, чтит память тех, кто не вернулся с фронта.

1-й ведущий: Праздник Победы живет в наших сердцах как символ героизма, достоинства, мужества народа, отстоявшего мир на земле. Много подвигов совершили герои Великой Отечественной войны. И сейчас, в наше время, российские солдаты и офицеры продолжают защищать нашу Родину, проявляют мужество, как настоящие герои.

2-й ведущий: И сегодня мы еще раз выразим свою благодарность за свободу и независимость нашей земли тем, кто по праву этого достоин – участникам боевых действий и свидетелям тех страшных дней войны.

(Звучат фанфары. К ведущим в центр зала выходят дети)

1 ребенок:
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.

2 ребенок:
Поле от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.

3 ребенок:
Это позабудется едва ли —
И навек останется святым…
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим!

1-й ведущий: Давайте прокрутим, как пленку, мы время назад, в июнь 41-го года.

2-й ведущий: 22 июня 1941 года. До этого дня люди мирно жили и ничего не подозревали о грозящей им беде.

1-й ведущий: Никто не знал, что июнь 41-го года станет роковым в истории нашей страны. В городах и селах люди отдыхали, наслаждались вечерней летней прохладой.

(Под аудиозапись песни «Довоенное танго» (муз. В. Левашова, сл. В. Крутецкого) в центр спортивной площадки выходят нарядно одетые дети и разыгрывают инсценировку «Начало войны»)

Инсценировка «Начало войны»

Нарядные мальчики и девочки гуляют, улыбаются, делают вид, что весело переговариваются друг с другом. Музыка обрывается. Звучит голос – Юрий Левитан объявляет о начале войны. Дети останавливаются, поворачиваются спиной к зрителям, слушают стоя. Фоном звучит мелодия песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. А. Боде, В. Лебедева-Кумача).

1-й ведущий: Год 1945... Год 2022. А между ними 77 лет мира и памяти. Память – это благодарность. Память – это долг. Память – это жизнь. Я помню, значит, я живу…

(Рядом с ведущими в одну шеренгу выстраиваются дети с фотографиями своих воевавших родственников)

2-й ведущий: Настало тяжелое и страшное время для нашей Родины. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялись все, кто мог держать в руках оружие. На фронт уходили и старые, и молодые, едва покинув школьную скамью. На заводах ушедших на фронт отцов и мужей заменили женщины и подростки. Повсюду звучал девиз: «Все для фронта, все для победы!»

1-й ребенок

Мой прадед с фашистами смело сражался,

Навечно он в памяти нашей остался.

Должны всех героев мы знать имена,

Гордится победою наша страна!

2-й ребенок

Прабабушка в бой уходила с санбатом

И жизни спасала отважным ребятам.

Судьба медсестры на войне тяжела,

Но выжить солдатам она помогла.

3-й ребенок

А те, кто в тылу, на заводе трудились,

Девчонки, мальчишки работать стремились.

И верили свято: победа придет,

И будет свободным советский народ.

4-й ребенок

Войной опаленные годы промчались,

Не все ветераны в живых уж остались.

Но их имена мы в сердцах сохраним.

Мы помним, гордимся, мы благодарим!

1-й ведущий: В нашей стране нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Кто-то сражался на фронте, кто-то трудился в тылу… Многих уже нет в живых. И сегодня мы вспоминаем их поименно – ваших прадедушек и прабабушек, которые навечно занесены в списки героев Бессмертного полка!

(Дети с фотографиями своих родственников-ветеранов по очереди называют их имена, где и кем служили во время войны)

2-й ведущий: Наш народ заплатил за победу очень дорогую цену. Миллионы жизней унесла

Почтим память павших воинов минутой молчания.

(Минута молчания. Звучит метроном)

Звучит аудиозапись песни «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, пер. Н. Гребнева). С первыми аккордами песни в центр спортивной площадки выходят девочки в костюмах журавлей и исполняют танцевальную композицию «Журавли»

2-й ведущий: Как нам измерить людскую боль и страдание? Как вылечить сердце, в котором живет и болит, будто осколок, память прошедших военных времен?!

1-й ведущий: Великая Отечественная война продолжалась долгие четыре года. Все как могли приближали победу.

К ведущим подбегает солдат-ребенок.

Солдат: Разрешите обратиться, срочное донесение! Сегодня начинаются боевые учения.

(передаёт пакет)

 2-й ведущий: Объявляются военные учения! Прослушайте важную информацию. В войну во время воздушных налетов гражданское население в городах извещали об опасности звуком сирены, чтобы люди укрылись в безопасном месте. Если во время учений вы услышите вой сирены и предупреждение «Воздушная тревога!», нужно быстро спрятаться в укрытии или лечь на землю, закрыв голову руками. Если зазвучит песня «Солдаты, в путь!», вы должны перейти к следующему объекту, указанному в маршрутном листе. Всем разойтись по объектам соответственно своим маршрутным листам!

Объект – «Штаб»

Командир: Бойцы, вы находитесь в штабе. Сюда стекается вся информация из военных частей и от разведчиков, ее отображают на карте. Карта показывает большую территорию на небольшом кусочке бумаги. Условные обозначения подсказывают, какие важные объекты находятся в этой местности. Наша разведка смогла добыть карту с указанием места, где спрятана вражеская рация. Но противнику удалось порвать эту карту. Чтобы найти рацию, надо правильно собрать карту и сориентироваться по ней.

(Дети собирают карту. Вместе с командиром «штаба» они находят рацию с шифровкой)

Командир: Чтобы разные военные подразделения могли действовать дружно, между ними бойцы-связисты устанавливают связь. А чтобы важные сообщения не смог перехватить враг, их зашифровывают с помощью разных азбук: звуковых, сигнальных и флажковых. Каждой букве такой азбуки соответствует определенный значок. Попробуйте расшифровать найденную шифровку и прочитать пароль.

(Командир предлагает детям воспользоваться распечатками азбуки Морзе, сигнальной и флажковой азбук. Детям удается расшифровать пароль – «Победа»)

Объект – «Передовая»

5 минут

Командир: Здесь бойцы проверят не только свои «снайперские» навыки в метании по различным мишеням, но и скорость и силу.

Для этого проводятся эстафеты с переносом «снарядов» по узкому «мостику», преодолением тоннеля по-пластунски и лабиринта.

Объект – «Привал»

10 минут

Командир: Ребята, как вы думаете, как на войне бойцы отдыхали? Читали газеты и писали письма родным. Давайте сделаем поздравительные открытки ко Дню Победы для наших гостей.

(Дети самостоятельно придумывают и создают поздравительные открытки)

Командир: А еще солдаты на отдыхе любили спеть или послушать замечательные песни, которые напоминали о родном доме и помогали пережить тяжелое время.

У импровизированного «костра» дети исполняют песню «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова)

Объект – «Медсанбат»

10 минут

На этом объекте военный врач рассказывает, как на войне наравне с солдатами на полях сражений трудились врачи и санитары, вытаскивали на себе раненых бойцов, прикрывали их своей грудью. Затем показывает, как правильно транспортировать раненого с поля боя, оказать первую помощь, наложить повязку на голову, руку, ногу. Предлагает всем побывать в роли «раненых» бойцов или санитаров.

Командир: Теперь вам нужно разбиться на тройки  и потренироваться в транспортировке «раненых». Дети помогают «раненым» передвигаться с поддержкой, доставляют в санитарную палатку, затем в парах делают друг другу перевязки.

Объект – «Полевая кухня»

5 минут

«Прифронтовая» кухня предлагает детям вкусную рассыпчатую гречку и чай с сухарями. После полевой кухни дети вновь собираются на спортивной площадке.

1-й ведущий: И на войне были минуты тишины, минуты передышки – солдаты отдыхали, пели песни и танцевали. Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских воинов. Трудно было! А выжить помогла песня. Песня делила вместе с бойцами и горести, и радости, подбадривала их веселой озорной шуткой, грустила вместе с ними о любимых и родных, помогала народу выстоять и победить.

(Все дети исполняют общий танец под песню «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).

2-й ведущий: Спустя четыре долгих и страшных года была завоевана долгожданная Победа. Наши солдаты подняли красное знамя на самом главном здании в самом логове фашистской Германии. 9 мая 1945 года настал великий день Победы! В Москве на Красной площади прошел парад победителей. Люди встречали солдат-освободителей цветами. И сейчас каждый год в этот день мы идем к памятникам павшим воинам с цветами в знак уважения и благодарности за мирное небо над головой.

(Под аудиозапись песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)
все участники дарят поздравительные открытки
и парадным маршем выходят из спортивной площадки)

Список литературы

1.Абдуллаева Д.К., Худякова Т.С. Патриотическое воспитание в условиях дошкольной образовательной организации // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории: сборник научных статей. – Екатеринбург, 2020.

2. Вохманова Е.В., Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е.В. Вохманова, М.А., Карсункина, Н.В. Максимова // Поволжский вестник науки. 2019. - № 3 (13). - С. 60-62. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42487474_95699899.pdf

4. Кадук Л.В., Патриотическое воспитание личности в дошкольной образовательной организации // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 4. – С. 54-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню Победы для старшей и подготовительной групп.

За многие годы в детских садах сложилась система традиционных мероприятий, получивших любовь и признание многих поколений.Таково празднование дня Победы в Великой Отечественной войне - 9 Мая. При пост...

Сценарий праздничного утренника посвящённого 70-летию Великой Победы в ВОВ - "Наследники Победы" - в старших и подготовительных группах.

Праздничный утренник, посвящённый 9 мая, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, называется "Наследники Победы". Участвовали дети старших групп: "Непоседы", "Фантазёры" и подготовительных групп...

Сценарий праздничного утренника посвящённого 70-летию Великой Победы в ВОВ - "Наследники Победы" - в старших и подготовительных группах.

Утренник прошёл 6 мая 2015 года в нашем детском саду "Мир детства"! На праздник пришли ветераны ВОВ и гости! Дети старших групп: "Непоседы" и "Фантазёры" и подготовительных групп "Знайки" и "Филипок" ...

Сценарий праздника "День Победы" в старшей и подготовительной группе

Сценарий праздника "День Победы" в старшей и подготовительной группе...

Сценарий конкурса чтецов ко Дню Победы "Пришла весна, пришла победа!" (для старшей и подготовительной группы)

Представлен сценарий конкурса чтецов ко Дню Победы. В сценарии есть образцы стихотворений для воспитанников средних и старших групп....

Сценарий военно-полевой игры «Всё для Победы!» для старшей и подготовительной групп

В материале представлен конспект военно-полевой игры, а также даны  методические рекомендации к проведению  данного мероприятия....