проект "Птицы"
занимательные факты (старшая группа)

 Грициенко Надежда Валерьевна

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Встречаем птиц»

Возраст детей: 5-6 лет.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: с 23.03.22- 27.03.22г.

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях:  

  • формирование элементарных экологических представлений, о сущности взаимодействия человека и природы;
  • воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами, выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти, - с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Цель проекта:

Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц, формированию бережного отношения к ним.

Задачи:

Сформировать представления:

-о жизни птиц, их разновидностях;

-о строении разных птиц;

-о развитии птиц;

-об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;

Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них.

Расширять представление о том, как описывают птиц поэты и писатели.

-активизировать совместную деятельность родителей и детей.

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;

Предполагаемый результат:

-выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование, поделки…)

 -совместные работы родителей и детей

 -речевое творчество детей

 -дидактические игры и пособия

-Досуг «День птиц»

Образовательные области

Цели:

Способствовать расширению у детей знаний и представлений об разнообразии птиц, особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, повадках и приспособлениях к среде обитания.

Активизация внимания, памяти детей, развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.

Подвести детей к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения.

Поддерживать стремление детей расширять способы наблюдения за птицами,

-Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы»

Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».

Театрализация: «Где обедал воробей». «Гадкий утенок»

Речевое развитие:

-Содействовать расширению и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста по данной теме;

-развитию речевого творчества;

-развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-Заучивание потешки «птички-невелички», закличек «жаворонушки», «Весна-весна красная», пальчиковая гимнастика «птицы»,

Социально-коммуникативное развитие:

-Обогащать игровой опыт и способы игрового сотрудничества;

-Умение детей соблюдать правила, связанные с ролью;

-Воспитывать творческую самостоятельность;

-Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности собственных действий;

-Развитию эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формированию основ безопасного поведения в природе;

-Формированию эмоционального, чуткого отношения к птицам через произведения художественной литературы;

-Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Н/и «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».

Театрализация: «Где обедал воробей».

Художественно-эстетическое развитие

-Способствовать развитию продуктивной деятельности детей ;(использовать широкий спектр материалов и приёмов)

-Развитию детского творчества;

  • аппликация нетрадиционной формы для выставки в детском саду «Грач», «Ласточка», «Лебеди», «Орёл».
  • конструирование из бумаги «Грачи прилетели»
  • лепка «Птица»
  • ручной труд «Птенчики в гнёздышке»

Физическое развитие

-Обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать;

-Способствовать формированию умения самостоятельно организовывать подвижные игры;

-Развитию координации движений, крупной и мелкой моторики;

-комплекс утренней гимнастики «Прилетели птицы»

- П/и «Птицы, гнезда, птенцы», «Стайка», «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Жаворонок», «Утица», «Сова».

-физ. минутка: «Воробей.»

-пальчиковая гимнастика

Итог проекта:

Дети начнут проявлять интерес к окружающей нас природе, замечать ее красоту, и не только в отношении птиц, станут более бережно относиться ко всему живому и друг другу, повысится уровень знаний детей, обогатится словарный запас.

Методы проекта:

наблюдение беседа, проблемные вопросы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, технология моделирования, слушание аудиозаписи.

Формы реализации проекта:

- познавательная деятельность

-продуктивная деятельность

-экскурсии

-дидактические игры

-экологические викторины

Предварительная работа:

-беседы о птицах «Что мы знаем о птицах»

-чтение художественной литературы.

 Этапы

Действия педагогов

Действия детей

Действия членов семьи

Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта)

Задачи:

Определить актуальные знания детей о птицах. вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Методическое обеспечение проекта.

Информационное обеспечение проекта.

Обеспечение проекта наглядными материалами.

Планирование предстоящей работы.

Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед, опросов.

Демонстрация иллюстраций по теме.

Подбор художественной литературы

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

Написание конспектов занятий. Дать рекомендации родителям. Провести индивидуальные консультации.

Задачи: 

-Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц.

-Развивать выразительность речи, моторику рук.

-Формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Проведение занятий, бесед о птицах;

Обсуждение рассказов о птицах. Определение игрового пространства, игровой мотивации;

Подбор игр;

Участие в играх вместе с детьми.

Организация конкурса рисунков;

Подготовка и проведение конкурса чтецов.

Знакомство с птицами;

Экскурсия в парк и по территории детского сада.

Обсуждение иллюстраций, открыток о птицах;

Чтение и заучивание наизусть стихотворений о птицах;

Сочинение рассказов, загадок детьми о птицах. Участие в игре: «Угадай, что за птица?» (теневые изображения);

Участие в дидактических, развивающих, речевых, подвижных играх. Конкурс чтецов: «Поэтические строки о птицах.

Участие в экскурсии;

Помощь в изготовлении фигурок, теневых изображений птиц. Чтение стихов о птицах. Загадывание загадок о птицах. Участие в играх;

Помощь в изготовлении пособий к играм. Участие в конкурсе рисунков;

Завершающий

(подведение итогов)

Задачи:

-Развивать творческие способности.

-Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.

-Повышать степень социализации личности

Размещает информацию о проекте и его результатах. Организует презентацию детских работ для родителей и детей. После презентации помещают детские работы в развивающую среду. Досуг «день птиц» Организуют обсуждение новых знаний и умений. Принимают решение о перспективах проекта. Показывают свои работы родителям. Под руководством педагога закрепляют новые знания о птицах. Участие в досуге «День птиц». Знакомятся с продуктами детской деятельности.

План проектной деятельности с детьми на занятиях

Понедельник

Познавательное развитие (ФЦКМ)

Рассказ по картине А.К .Саврасова «Грачи прилетели».

Вторник

Художественно – эстетическое развитие

Музыка

Конструирование «Домик для птиц».

Разучивание песни «Журавли летят домой».

Среда

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

«Лес – это богатство». Правила поведения в лесу.

Рисование «Птицы синие и красные».

Четверг

Художественно – эстетическое развитие

Музыка

Аппликация «Сказочная птица».

Слушание голосов птиц в записи.

Пятница

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Составление рассказа «Как птицы весну встречали».

Рисование по замыслу

Вторая неделя

Понедельник

Познавательное развитие (ФЦКМ)

«Птицы нашего края».

Вторник

Художественно – эстетическое развитие

Музыка

Конструирование из природного материала «Лебедь».

Разучивание песни

«Весну встречаем».

Среда

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Составление рассказа «Наши друзья – пернатые».

Декоративное рисование «Роспись индюка».

Четверг

Художественно – эстетическое развитие

Музыка

Лепка «Птица».

Игра «Птицы летят».

Пятница

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Чтение Т. Евдошенко «Берегите птиц», д/игра «Отгадай, что за птица».

Рисование «Пришла весна, прилетели птицы».

Решение поставленных задач с детьми вне занятий:

-Рассматривание альбома «Всё о птицах»

-Знакомство с «Красной книгой»

-Беседа о пользе птиц в природе

-Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

-Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

-Чтение познавательной литературы: «300 вопросов и ответов о птицах»

-Рассматривание энциклопедий.

Продуктивная деятельность вне занятий

-Ручной труд; «Журавлик» из бумаги

-Лепка «птички на кормушке»

-Рисование «Возвращение птиц домой»

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в весенний лес»

Настольно-печатные игры: Разрезные картинки, найди 5 отличий,

Дидактические игры: «Кто где живёт», «Откуда птица прилетела?»

«Четвёртый лишний».

Подвижные игры: «Найди пару» «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями:

-Изготовление скворечников родителями с детьми.

-Оформление папки – передвижки «Что узнали мы о птицах».

-Презентации о кочующих птицах, выполненные совместно с детьми.

-Праздник совместно с родителями «Птиц встречаем».

Результат:

У детей прочно закрепились знания о перелётных, птицах.   Где селятся птицы, чем питаются, какая польза от птиц, когда и как выводят птенцов, из чего делают гнёзда, для чего птицам клюв, и почему клювы у птиц разной формы, нужно ли подкармливать птиц, и как это сделать, чтобы не навредить птице. Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.

Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, скворечников, поделок – из природных даров. Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.

                     

Приложение

Вечер загадок

На шесте - веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец -

Он и летчик, и певец. (Скворец)

Чик-чирик!

За зернышком прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

Мал конек за морем бывал:

Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - черное суконце,

Снизу - белое полотенце. (Ласточка)

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет. (Жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (Грач)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, боюсь, Кто это? (Гусь)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой Клест)

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу Дятел)

Посмотрите – выше крыш

Небо режет быстрый …(Стриж)

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ...(Снегири)

Стоит ствол,

На стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец. (Скворец)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает, Прохожих пугает. (Филин)

Длинная, носатая,

Целый день стоит, как статуя.

У меня ходули -

Не боюсь болота.

Лягушат найду ли, -

Вот моя забота! (Цапля)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина …(Орла)

Знает небо, знают ветер,

Скалы и речной лиман,

Что быстрее всех на свете

Птица гордая …(Сапсан)

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут,

Как птицу эту зовут? –(Кукушка)

Каждый вечер спать ложусь,

В комнате один я не боюсь.

Засыпаю сладко я,

Под пенье птицы –(Соловья)

В клетке целый день сидит,

И под нос себе твердит,

Но услышав двери скрип,

Он кричит «Филипп-Филипп»,

Кеше пить быстрее дай, Кто же это –(Попугай)

Верст не считали

По дорогам разъезжали,

А за морем бывали... (перелетные птицы)

Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели?  (соловей)

Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

В синем небе голосок

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

Окраской — серовата,

Повадкой — воровата,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени... (ворона)

Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу. (Иволга)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится

Не орел, но все, же птица... (воробей)

Всех приметных птиц черней,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

Маленький мальчишка,

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В поле ночует,

Коноплю ворует... (воробей)

Кроссворд с загадками (номер загадки соответствует номеру строки кроссворда, в которую нужно вписать ответ):

1.У меня ходули — не страшит болото.

Лягушат найду ли — вот моя забота... (цапля)

2.Чёрен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце…(ласточка)

3.Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой... (снегирь)

4.На месте — дворец,

Во дворе — певец... (скворец)

5.Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей...(грач)

Поэтические строки о птицах

                                             СВИРИСТЕЛИ

Прилетели свиристели, заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свир-свир! Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья, шелестит осенний дождь,

Мы клюем рябины кисти - лучше ягод не найдешь!»

СОЛОВЕЙ                                                         ТРЯСОГУЗКА

В зелени ветвей                                                  Трясогузка, трясогузка -

Соловушка-соловей                                           Полосатенькая блузка!

Ночи   на пролет                                                  Я тебя всю зиму жду,

Песни нам поет.                                                   Поселись в моем саду

Льются песни без конца,                                    И за ставенкой резной

Лучше нет в лесу певца!                                     Свей гнездо свое весной.

СКВОРЦЫ

Прилетели Скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

КУКУШКА

На лесной опушке слышится «Ку-ку!»

Кукует кукушка где-то наверху.

В лес густой зеленый нас зовет она.

Там березки, клены, свежесть, тишина.

Солнечные блики по траве скользят,

Алой земляники капельки горят.

Там сплетают ветки кружевной навес,

Приходите, детки, на прогулку в лес.

СИНИЦА

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

 

СОРОКА

Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут

«лесной газетой»?

 СОВА

Сова бесшумной тенью.

Крылья распластав,

Скользит во тьме осенней

Над зарослями трав.

Спасайтесь бегством, мыши!

С совой нельзя шутить –

Она ваш писк услышит

И может вас схватить!

 КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

 СНЕГИРИ

Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо?

 - На березе яблоки поспели.

Подойду поближе к ней - и глазам не верится:

Стайка алых снегирей облепила деревце!

 ЖУРАВУШКА.  Е. Благинина

Прилетел журавушка на старые места

Травушка - муравушка густым - густа,

Ивушка над заводью грустным — грустна!

А водица в заводи чистым - чиста!

А заря над ивушкой ясным — ясна!

 Весело журавушке весным - весна!

 ИВОЛГА А. Барто

Прилетает иволга в рощи позже всех,

И гнездится иволга в рощах выше всех.

С ветром повстречается: «Как бы не унес!»

На гнезде качается в зелени берез...

Иволга, иволга, песней нас встречай,

Золотая иволга флейтой отвечай!

Ярким оперением, украшая лес,

Переливным пением, оглашая лес,

Иволга торопится вывести птенцов

И на юг воротится раньше всех певцов...

Иволга, иволга, песней нас встречай,

Золотая иволга. Флейтой отвечай!

НА ПРУДЕ И. Бунин

Ясным утром на тихом пруде резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде, чуть касаются влаги крылом

И на лету они звонко поют, а вокруг зеленеют луга,

И стоит словно зеркало пруд, отражая свои берега.

 ПОДСКАЗАЛ С. Кацубо

Плачет чайка на рассвете: - где мои скажите дети?

Обыскала все луга, все кусты и все стога

Может, хитрый ястребенок из гнезда их уволок?

 Может быть, их подстерег, утащил в нору хорек?

Чайку выручил дергач! Успокоил, ты не плачь!

Видел я твоих детей: ловят в речке пескарей.

         *  *  *

Воздух воробьиный и синичий,

Говор, гомон, свист и щебет птичий,

В легоньком пушке березы крона.

На верхушке - смелая ворона.

Первой травки выглянувший стебель,

Белый голубь в синем-синем небе.

Ручеек, бегущий по канавке

Две сороки у крыльца на лавке.

Одуванчики лежат ковром

И скворцы щебечут все кругом!

 ВОРОБЕЙ                                              

В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У темной ольхи я встала,

 Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть..

Задорный, лихой воробьишка –

Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл, как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

 ВОРОНА

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых, зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске –

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных — свой язык!

                           

Пословицы и Поговорки

 

•        Воробей мал, да удал.

•        Съел кусочек с птичий носочек.

•        Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

•        Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на

зеленой ветке.

•       И журавль тепла ищет.

•        Старого воробья на мякине не обманешь.

•        Старый ворон не каркнет мимо.

•        Молодость пташкой, а старость черепашкой.

•        Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза

продирает.

•        Всякая птица своим носом сыта.

•        Цыплят по осени считают.

•        Смолоду  ворона по поднебесью не летала,  не

полетит и под старость.

•        Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

•        Далеко кулику до Петрова дня.

•        Одна ласточка весны не делает.

•        Добрая   наседка   одним   глазом   зерно   видит,

другим коршуна.

•        Каждая курица свой насест хвалит.

•        Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

•        Голодная птаха и зоб на стороне.

•        Прилетел гусь на Русь -- погостит да улетит.

•        Птице крылья, человеку - разум.

•        Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

•        Басни соловья не кормят.

•        Наделала синица славы, а моря не зажгла.

•        Сорока на хвосте весть принесла.

 •        Птицу кормом, а человека лестью обманывают.

•        Красна птица перьем, а человек - ученьем.

•        Яйца курицу не учат.

•        У вороны искал петух обороны.

•        Из пушки по воробьям не стреляют.

•        Всяк кулик в своем болоте велик.

•        Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

•        Наряд соколий, а походка воронья.

•        Птичка невеличка, да коготок остер.

•        Хорош павлин, да ногами худ.      

•        Всякая птичка свои песенки поет.

•        Воробей сидит на тыне - надеется на крылья.

•        Воробей под кровлю, а сова на ловлю.

•        Ворон ворону глаз не выклюнет.

•        Был коршун да выпорхнул.

•        Пуганая ворона и куста боится.

•        Знать сокола по полету.

•        Журавль высоко летает, а от реки не отбывает.

•        Журавль межи не знает, а через ступает.

•        Жаворонок к теплу, а зяблица к - стуже.

•        Выше солнца сокол не летит.

•        Ждала сова галку, да выждала палку.

•        Коготок увяз - всей птичке пропасть.

•        Пешего сокола ворона бьет.

•        Плох сокол, что ворона с места сбила.

•        Гусь свинье не товарищ.

•        От ворон отстал, а к павам не пристал.  

•        У драчливого кочета гребень всегда в крови.

•        Высоко летает, да где-то сядет.

•        Сорока стрекочет - гостей пророчит.

•        Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

 

 

 

СКОРОГОВОРКИ, ЧИСТОГОВОРКИ

 Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Усядемся на пригорке

Расскажем про птиц скороговорки!

 

-Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

-Дрозд, дрозд, прост, прост

Кованый нос, железный хвост.

-Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

 Как в капюшоне он смешон.

-Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье, не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

-Пестренькая сойка,

О весне мне спой-ка. –

Просит заинька косой. –

«Спой мне песню сойка, спой!»

-Пел перепел за деревней.

Пел тетерев средь деревьев.

Перепел пел, пел.

Тетерева перепел.

-Скок сорока, скок сорока,

Слепа с ока, крива с бока.

-Скворец скроил сороконожке

Из кожи красные сапожки.

Сошьет скворец исправно в срок

Все сорок скроенных сапог.

-Сова советует сове:

«Спи соседка на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится.»

-Разодрались петухи,

Закачались лопухи,

Громко лает пес Трезор...

Во дворе у нас раздор.

-Откуда на проселке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.