"День народного единства" Праздник
материал (старшая, подготовительная группа)

Плаксина Наталья Ивановна

4 ноября в нашей стране России мы отмечаем один из главных государственных праздников — День народного единства. Что же это за праздник и почему его празднует вся наша страна? В нашем государстве живут люди разных национальностей, но все они одинаково любят свою Родину, которая называется – Россией. И если надо, то все дружно сплотятся на защиту нашей Родины. Вот поэтому и называется этот праздник – День народного единства.

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «День народного единства».

Цель: формировать представления о Дне народного единства в России, дружбе народов.

Задачи: 

Образовательные: закрепить знания о традиционном русском костюме,

познакомить детей с народными национальными играми России.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Развивающие: развивать у дошкольников интерес к истории России, расширить представления детей о быте, жилищах, национальных костюмах народов России. 

Звучит песня о Родине, в зал входят дети и садятся на стульчики.

Ведущий 1: 

В зал сегодня приглашаем. С праздником вас поздравляем!

Ведущий 2: 

Здравствуйте, ребята! 4 ноября в нашей стране России мы отмечаем один из главных государственных праздников — День народного единства. Что же это за праздник и почему его празднует вся наша страна? В нашем государстве живут люди разных национальностей, но все они одинаково любят свою Родину, которая называется – Россией. И если надо, то все дружно сплотятся на защиту нашей Родины. Вот поэтому и называется этот праздник – День народного единства.

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд

Ведущий 1: 

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперёд.

Во славу тех героев

Живём одной судьбой.

Сегодня День Единства

Мы празднуем с тобой!

Праздник этот самый главный, государственный и славный.

Ведущий 1:

Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свой флаг и герб.

Флаг России

Белый цвет – берёзка

Синий – неба цвет

Красная полоска –

Солнечный рассвет

Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Ведущий 2:

Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.

Ведущий 1:

 Государственные флаги поднимаются во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучат гимны Российской Федерации и нашей с вами малой Родины.

Гимн России -  самая главная, важная и торжественная песня государства. Он написан композитором Александром Александровым. Автор слов гимна знаменитый поэт и писатель Сергей Михалков. В словах гимна отражаются любовь к Родине, уважение к её истории. Во время исполнения гимна все встают. Военные отдают честь.

Сегодня, давайте, и мы послушаем торжественные гимны стоя!

(Звучит отрывок Гимна Российской Федерации)

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Ведущий 2:

Ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей необъятной Родине. Давайте представим, что мы находимся на борту самолета и полетим над просторами нашей страны.

Пристегните ремни, взлетаем!

Теперь наш самолет набрал нужную высоту, и мы с вами можем смотреть в иллюминаторы. Ребята, посмотрите на карту России.

(рассматривание карты России)

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Нашу страну населяют многие народы, и у каждого из них есть свой язык, своя национальная одежда, свои песни и танцы. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Первая наша остановка на Чукотке, (на слайде появляется изображение чукчей в национальных одеждах) в самом холодном месте нашей страны. Ребята, а вот и местные жители чукчи.

Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

 - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего, она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Чукчи разводят большие стада оленей, ловят рыбу, охотятся на зверей. А живут чукчи в чумах. Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

Местные жители приветствуют нас и для знакомства предлагают поиграть в их игру, иначе замерзнем!

Подвижная игра «Хейро» – Солнце.

Цель игры: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, делают руками равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят – хейро! На ведущего одевают шапочку – солнце. он сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает, выпрямляется, разводит руки в стороны. Все игроки должны увертываться от солнца при поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» – все возвращаются в круг.

Игра «Ловля оленей».

Правила игры: Все играющие дети делятся на две группы: пастухи и олени. «Пастухи» берутся за руки и встают полукругом к «оленям». «Олени» бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Когда олени пойманы, круг замыкается, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.

Ведущий 1:

Молодцы ребята, согрелись хорошо. Наше путешествие продолжается. Занимаем места в нашем самолете и следующая остановка на Урале в Башкирии.

(на слайде высвечивается картинка с башкирами в национальной одежде)

Издавна башкиры жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. А вы знаете почему? Потому что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками, сборщиками меда.

Раньше башкиры были кочевым народом. Им часто приходилось переходить с одного места на другое (кочевать). Кочевали они потому, что табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах (юртах, шалашах).

(слайд с картинками юрт, шалашей)

— Кто из вас догадается, где нарисована юрта? Юрта (тирмэ) была очень удобной для жизни людей. Она легко складывалась, перевозилась и так же легко устанавливалась на новом месте. Юрта хорошо защищала людей от перемен погоды.

— Ребята, какая форма у юрты? (Круглая.) Собиралась она из тонких жердей и покрывалась серым войлоком — это плотное, толстое, шерстяное полотно. Как вы думаете, есть дверь у этого жилища? Да. С одной стороны, обычно с южной, делалась дверь.

ФИЗМИНУТКА:

Юрта, юрта, круглый дом         (шагаем на месте)

Побывайте в доме том             (развели руки в стороны)

Гости явятся едва                  (повороты туловища влево, вправо)

В печку прыгают дрова           (прыжки)

Печка жарко топится              (хлопки)

Угостить торопится               (присели)

Ладушки, ладушки                (хлопки)

Круглые оладушки               (ходьба на месте)

Ведущий 2:

Ребята, но нам пора спешить, следующая остановка в республике Дагестан. Здесь живет много народов России. Мы с вами побываем в гостях у аварцев.

(Слайд с аварцами в национальных костюмах)

Посмотрите, ребята, на картинки: Вы видите аварцев в их национальной одежде. Многие аварцы живут в горной местности. Поэтому их еще называют горный народ. Аварцы очень гостеприимны.

Особое отношение у аварцев принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу.

Еще аварцы очень любят танцевать. Музыка у них динамичная и веселая, как и танец. Самый известный танец аварцев и всех народов Кавказа называется «Лезгинка». Давайте и мы с вами потанцуем под эту веселую музыку.

(звучит аудиозапись «Лезгинка», дети с воспитателем танцуют импровизируя)

(дети рассаживаются по местам)

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Наше небольшое путешествие закончилось, но знакомство с народами нашей необъятной страны мы продолжим в следующий раз.

Дети читают стихи

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты –

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Прекрасен горный край Кавказ –

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно русских!

Ведущий2:

А сейчас, детвора, ждёт вас русская игра.

                    Дружно за руки беритесь в хоровод наш становитесь.

Карельские народные игры.

(Исполняется хоровод дружбы народов)

III Заключительная часть (рефлексия)

Ведущий 1:

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Ребята, кто вспомнит, где мы с вами побывали?

(На Чукотке, в Башкирии, в Дагестане)

С какими народами познакомились?

(чукчи, башкиры, авары)

Ребята, а как называется наша общая Родина?

(Россия)

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Ведущий 1:

 Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу!

Русские и белорусы, чукчи, ненцы и индусы, украинцы и армяне – нам друзья все россияне.

Под песню «Россия-вперед!» девочки выполняют композицию с султанчиками.

Ведущий2:

Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства.

Под музыку дети покидают музыкальный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "День народного единства. История празднования Дня народного единства"

День народного единстваИстория празднования Дня народного единства «И было тогда такое лютое время Божия гнева, что люди не чаяли впредь спасения себе;чуть не вся земля Русская опустел...

Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста, построенного на основе русских народных игр «День народных игр».

Цель мероприятия : формирование у детей дошкольного возраста интереса и уважения к русским народным играм, как культурному наследию. Воспитание чувства общности, дружбы и единства. Содействовать расши...

Презентация " День народного единства", конспект НОД в подготовительной группе " День народного единства"

Оснавная образовательная область: "Познавательное развитие".Задачи: закреплять представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия;расширять представление...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА ТЕМА: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»

Тема: «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА»Цель: Познакомить детей с праздником - «День народного единства», расширять представление детей о родном крае, стране, в которой мы живем.Задачи:...

Презентация "День народного единства" 4 ноября - День народного единства...

Выполнила воспитатель подготовительной логопедической группыМаслова Елена ВячеславовнаСлайд 1 4 ноября вся наша страна отмечает праздник "День народного единства".Сегодня мы с вами узна...

День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)

На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....