Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы "Мы всë умеем сами"
проект

Мещерских Екатерина Вадимовна
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей имеет большое  значение и для их здоровья.  И самое главное, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mladshaya_gruppa.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 195»

ПРОЕКТ

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы»

                                                                                                                                             Выполнила: воспитатель Мещерских Е. В.

Тип проекта: ролево-игровой.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Актуальность:

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей имеет большое  значение и для их здоровья.  И самое главное, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

 Участники проекта:

• Воспитатели.

• Дети 2-ой младшей группы.

• Родители воспитанников группы.

Цель: развитие у детей самостоятельности через формирование культурно-гигиенических навыков.

Задачи проекта:

Сформировать у детей привычку следить за своим внешним видом, правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;

Сформировать у детей навыки столового этикета: умение правильно пользоваться  столовыми приборами, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом;

Сформировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя во время раздевания-одевания, закрепить порядок раздевания-одевания;

Сформировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;

Сформировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета).

Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.) .

Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание.

 Познакомить детей с литературными и фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены у детей.

Предполагаемый результат:

У ребенка сформирована привычка следить за своим внешним видом,

Ребенок умеет правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Ребенок умеет вести себя за столом: пользуется правильно столовыми приборами, салфеткой; не крошит хлеб, пережевывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает за столом.

Ребенок умеет с помощью взрослого одеваться-раздеваться, знает порядок раздевания-одевания.

Ребенок владеет начальными знаниями о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.

У ребенка возникает потребность в соблюдении гигиенических навыков.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

 Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

 Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Основные формы реализации проекта:

Работа с детьми:

  • Чтение художественной литературы, заучивание народных песенок, потешек, стихотворений.
  • Беседы по теме.
  • Дидактические игры по теме.
  • НОД по теме проекта.
  • Продуктивная деятельность.
  • Игры – импровизации, хороводные игры.
  • Просмотр презентаций и мультфильмов по теме.

Работа с родителями:

  • Консультации, папки-передвижки, стенды, беседы по теме проекта.
  • Показ презентации.

Материалы и оборудование: литературный материал по теме проекта; наглядный материал (плакаты, иллюстрации); настольно-печатный материал (пазлы, кубики, игры); атрибуты для сюжетно-ролевых игр; игровые персонажи кукла Умывалкин, кукла Катя; аудиокассеты, материалы для продуктивной деятельности, магнитофон, компьютер.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта:

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3. Работа с родителями по теме проекта.

2 этап – практический (выполнение проекта):

1. Планирование работы воспитателей с детьми.

2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам.

3. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей воспитанников.

4. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

5. Организация тематических выставок, создание фотогазет.

3 этап – итоговый (защита проекта):

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Оформление  картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.

1-й этап – подготовительный  (август)

Планируемые мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД («Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»).

август

воспитатель

Пополнение и подборка материала по теме. Подборка музыкального материала.

август

воспитатель

муз. руководитель

Познакомить родителей с темой проекта и привлечь их к подборке материала.

август

воспитатель

2-й этап – основной  (сентябрь– апрель).

Мероприятия

Задачи

Сроки реализации

Ответственные

НОД «Надо, надо умываться…»

Закрепить последовательность умывания, развивать у детей потребность в соблюдении гигиенических навыков.

сентябрь

воспитатель

Дидактическая игра «Умывалочка»

Перенести полученные навыки умывания в игровые действия, поддерживать положительные чувства к процессу умывания, выполнять последовательно цепочку игровых действий, слушать звучащую образную стихотворную речь, развивать игровой опыт.

сентябрь

воспитатель

Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик…».

Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе; обогащать активный словарь детей.

сентябрь

воспитатель

Лепка «Мыло для кукол».

Продолжать формировать навыки работы с пластилином;

способствовать развитию эстетического восприятия;

 развивать общую и мелкую моторику; закрепить умение детей отрывать маленькие кусочки от большого комка, катать шарики и сплющивать их; воспитывать аккуратность в работе.

сентябрь

воспитатель

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»

Формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать, слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать герою произведения воспитывать интерес к книгам и иллюстрациям, желание их рассматривать и обмениваться впечатлениями.

сентябрь

воспитатель

Развлечение с участием родителей «Приключение мыльного пузыря».

Развивать активность детей, слуховое восприятие, связную речь, мышление, внимание; формировать у детей чувство уверенности в себе; доставить детям радость.

сентябрь

воспитатель

муз. руководитель

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».

Психолого-педагогическая помощь родителям в формировании у детей культурно-гигиенических навыков.

сентябрь

воспитатель

НОД «В гости к Умывалкину».

Расширять знания о средствах гигиены. Сформировать представление о том, что человек в силах уберечь себя от болезней. Воспитывать аккуратность, опрятность.

октябрь

воспитатель

Дидактическое упражнение

«Покажем Умывалкину, как мы накрываем на стол».

Формировать умение правильно ставить посуду на стол (последовательность).

октябрь

воспитатель

Конструирование «Стол и стул для куклы».

Продолжать упражнять детей в построении предметов мебели, умении делать постройку устойчивой; закрепить название конструктивных деталей – кирпичик, кубик;

развивать умение действовать по образцу; развивать мелкую моторику рук, координацию движений, зрительное восприятие, мышление, умение обыграть постройку; воспитывать аккуратность, прилежность.

октябрь

воспитатель

Просмотр мультфильма «Как обезьянки обедали».

Закреплять навыки столового этикета; доставить детям радость.

октябрь

воспитатель

Чтение художественной литературы: «Федорино горе» К. Чуковского.

Формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать, слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать герою произведения воспитывать интерес к книгам и иллюстрациям, желание их рассматривать и обмениваться впечатлениями.

октябрь

воспитатель

Рисование «Салфеточка для куклы Умывалкина»

Продолжать учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя вертикальные линии, точки и кружечки; закреплять умение правильно держать кисточку, пользоваться красками и знать основные цвета; воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, разнообразия форм и цвета; развивать эстетическое восприятие.

ноябрь

воспитатель

Заучивание потешки «На моей тарелочке»

Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе; обогащать активный словарь детей.

ноябрь

воспитатель

Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом".

Формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи;  воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам.

ноябрь

воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Мы в гостях».

Знакомить детей с правилами гостеприимства; учить общению со сверстниками; эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми; воспитывать чувства доброжелательности.

ноябрь

воспитатель

Папка-передвижка  для родителей на тему: «Витамины в жизни ребёнка».

Познакомить с витаминами, их значением для организма; активизировать участие родителей в воспитании у детей привычки употреблять в пищу полезные продукты питания.

ноябрь

воспитатель

НОД «Кукла Катя идет на прогулку».

Формировать навык самостоятельно одеваться: надевать колготки, находить отверстия для каждой ноги, просовывать поочерёдно ноги в отверстия, надевать колготки с носка, подтягивать колготки так, что бы резинка оказалась на поясе; видеть части одежды; обратить внимание ребёнка на последовательность действий; вызвать у ребенка положительные эмоции, связанные с успехом в самообслуживании.

декабрь

воспитатель

Дидактическая игра «Что надену я на прогулку».

Закрепить название предметов одежды; формировать умение сортировать одежду в соответствии с сезоном.

декабрь

воспитатель

Рисование «Варежки для куклы Кати».

Формировать умение рисовать узоры из прямых и волнистых линий, создавать ритмическую композицию, используя нетрадиционные техники рисования; развивать чувство ритма (чередование 2-3 цветов или разных линий); закреплять названия цветов; воспитывать эстетический вкус.

декабрь

воспитатель

Консультация  для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно».

Педагогическая помощь родителям в формировании у детей навыков самообслуживания.

декабрь

воспитатель

НОД «Как ухаживать за волосами».

Формировать навыки ухода за волосами; развивать речь и мелкую моторику пальцев через выполнения практических заданий; воспитание опрятности, аккуратности.

январь

воспитатель

Дидактическая игра «Сделаем куклам разные прически».

Закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид».

январь

воспитатель

Рисование «Расческа для куклы Кати».

Отрабатывать способ рисования горизонтальной линии всей кисточкой,  формировать умение детей рисовать вертикальные линии концом кисточки; закреплять умение рисовать кистью и красками.

январь

воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

Формировать у детей умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их; развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас; воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу,  эмоционально-положительное отношение к сверстникам с учетом гендерных отличий;

способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия.

январь

воспитатель

Заучивание потешки «Расти коса до пояса».

Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе; обогащать активный словарь детей.

январь

воспитатель

Ситуативная беседа «Как нужно ухаживать за собой».

Подвести детей к пониманию, что чистота - залог здоровья; побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело, расчёсываться, когда это необходимо, следить за чистотой одежды; повторить названия принадлежностей ухода за собой.

февраль

воспитатель

Памятка для родителей «Внешний вид малышей».

Познакомить родителей с требованиями к внешнему виду ребенка в детском саду.

февраль

воспитатель

НОД «Мой носовой платок».

Познакомить детей с предметом личной гигиены – носовым платком, его функциями и свойствами;

расширить представления детей о действиях с предметами личной гигиены; вызвать у детей желание действовать с предметами личной гигиены (носовым платком), быть опрятными и чистыми.

февраль

воспитатель

Ситуативная беседа " Кто опрятен – тот  приятен"

Формировать бережное отношение к своему организму; дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей.

февраль

воспитатель

Аппликация «Украсим носовой платок».

Продолжать совершенствовать навык пользования клеем; формировать умение  наклеивать готовые изображения на бумагу, создавая красивый узор; закреплять  навык пользования носовым платком.

февраль

воспитатель

Заучивание  потешки «Если носик твой  сопит…»

Знакомить детей с фольклорными произведениями; формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы с естественной интонацией, спокойно, в умеренном темпе; обогащать активный словарь детей.

март

воспитатель

Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем».

Формировать речь, пространственное мышление, внимание, воображение; развивать мелкую моторику рук; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

март

воспитатель

Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » .

Расширить представление детей о чистоте, аккуратности и опрятности; формировать основы эстетического отношения к своей внешности; дать понять детям, что внешность человека играет важную роль в его жизни; продолжить закреплять знания культурно-гигиенических правил.

март

воспитатель

муз. руководитель

Оформление фото стенда " Будем чистыми и опрятными".

Представить родителям фотоотчет о формировании у детей культурно-гигиенических навыков.

март

воспитатель

НОД «Путешествие в страну Здоровья».

Формировать у детей потребность заботиться о своем здоровье, привычку здорового образа жизни; развивать способность логически мыслить, познавательный интерес; активизировать словарный запас детей; воспитывать у детей стремление быть здоровыми.

апрель

воспитатель

Игровая ситуация «Кукла Катя заболела»

Формировать коммуникативные навыки;  расширять представления детей о профессии врача, обеспечить узнавание атрибутов врача; вызвать желание помочь, пробудить чувство сплоченности в совместной деятельности, формировать положительные эмоции в отношениях друг с другом.

апрель

воспитатель

Папка-передвижка  «Растём здоровыми».

Формировать у родителей потребность в здоровом образе жизни.

апрель

воспитатель

Ситуативная беседа «Мои здоровые зубки».

Формировать правила культурного приёма пищи; дать информацию о полезной вредной пище; познакомить с мероприятиями по профилактике зубной боли, гигиене полости рта; формировать потребность в сохранении зубов здоровыми; быть внимательным к себе, к состоянию своих зубов.

апрель

воспитатель

Дидактическое упражнение «Почистим зубки»

Закреплять умение пользоваться зубной щеткой; формировать потребность в сохранении зубов здоровыми.

май

воспитатель

Просмотр мультфильма «Королева Зубная щетка»

Закреплять навыки гигиены полости рта; доставить детям удовольствие.

май

воспитатель

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками необходимую цепочку игровых действий; формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач - больной); формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями; развивать диалогическую форму речи; воспитывать  доброжелательное отношение друг к другу.

май

воспитатель

Рекомендации для родителей "Что делать, если ребенок заболел?"

Познакомить родителей с необходимыми правилами поведения в период болезни ребенка.

май

воспитатель


3 этап – заключительный (май).

Подведение итогов проведенной работы.

Подготовка отчетных материалов для педагогов по работе над проектом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста "Водичка, водичка умой мое личико."

Данный проект предназначен для воспитания культурно -гигиеических навыков у детей раннего возраста....

Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Учебно-методический материал по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей....

Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет "Аккуратные ребята"

Цель проекта: Сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков,Дать понятие о вреде грязных рук, о микробах и для чего используют мыло, о его видах и поле...

Долгосрочный проект по воспитанию культурно – гигиенических навыков у детей среднего возраста. Тема: "Чистюли"

Сохранение и укрепления здоровья детей через формирование   культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....

Проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков на тему "Маленькие чистюли" для детей младшего возраста

Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла; формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных вид...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

quot;Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое"Обоснование проекта Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений восп...

Проект: «Чистюля» Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном во...