«Рабочая программа «Три сигнала светофора» по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма от 3 до 7 лет»
рабочая программа

Листопадова Нина Ильинична

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми. Рабочая программа «Три сигнала светофора»- программа обучения дошкольников правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2023.docx56.21 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка

«Рабочая программа «Три сигнала светофора» по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма от 3 до 7 лет»

Номинация: «Лучший педагог по безопасности дорожного движения для дошкольников»

Автор-составитель:

Листопадова Нина Ильинична,

воспитатель, высшей

квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»

Лесосибирск 2023 г

Оглавление

Глава 1. Целевой раздел программы        3

1.1. Пояснительная записка.        3

1.2 Цель и задачи реализации программы        4

1.3. Программа создана на основе принципов        5

1.4 Значимые характеристики для разработки и реализации программы. Срок реализации программы – 5 лет        5

1.5 Планируемые результаты реализации программы        6

Глава 2. Содержательный раздел программы        6

2.1 Содержание образовательного процесса в соответствии с ФООП ДО        6

2.2 Основные направления программы        6

2.3 Описание форм и методов организованной деятельности детей        7

2.4 Взаимодействие с родителями воспитанников        8

2.5 Взаимодействие ДОУ сотрудниками ГИБДД в организации профилактики дорожно-транспортного травматизма        9

Глава 3. Организационный раздел.        10

3.1 Описание материально- технического обеспечения программы        10

3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса        10

3.3 Создание предметно-развивающей среды        11

Глава 4. Календарно-тематическое планирование с 3 – 7 лет.        11


Глава 1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило дорожно – транспортные происшествия, которые являются самой частой угрозой здоровью людей во всем мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т.п.) вместе взятых.

Проблему безопасности на дорогах можно отнести к числу самых глобальных. Прогнозы ВОЗ неутешительны: если ничего не предпринимать, смертность на дорогах возрастет к 2030 году в мире до 2,4 млн. человек в год.

Причиной дорожно-транспортных происшествий   чаще всего бывают дети, так как они не знают правил дорожного движения и не умеют правильно ориентироваться в дорожной обстановке. Поэтому возникает необходимость решения данной проблемы начинать вместе с родителями уже с дошкольного возраста. Но, как правило, родители, зная, правила дорожного движения, не всегда выполняют их. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому возникла необходимость создания данной программы, чтобы доступно разъяснить ребенку правила безопасного поведения на улицах города. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

Рабочая программа «Три сигнала светофора» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска» Красноярского края разработана на основе нормативных и нормативно-методических документов:

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) приказ № 1155 от 17 октября 2013 года;

- Основной образовательной программы МАДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой,

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 от 01.03.2021г «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,

- Конституции РФ.

- Закон РФ «Об образовании».

- Конвенция «О правах ребенка».

- Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения».

- Решение Всероссийского совещания представителей Федеральных и Региональных органов исполнительной власти Общероссийской общественной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26.10.2000г.

- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020годах» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013г. №846);

- Постановление№510-п от 30.09.2013г. «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы».

Актуальность

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные формы работы с детьми. Рабочая программа «Три сигнала светофора»- программа обучения дошкольников правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий.

Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Главная задача программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. Реализация программы рассчитана на четыре года. Обучение Правилам дорожного движения начинается со второй младшей группы до подготовительной (включительно), с последующим усложнением программы.

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия педагогов и родителей. С этой целью в перспективный план программы «Три сигнала» светофора включены различные формы взаимодействия с родителями.

Практическая значимость программы: система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, так и в ходе режимных моментов, начиная со второй младшей группы.

1.2 Цель и задачи реализации программы

Цель: создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Задачи программы:

- формировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формировать практические навыки поведения детей в разных ситуациях дорожного движения через различные виды детской деятельности;

- систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения;

- активизировать совместную деятельность педагогов, родителей (законных представителей), ГИБДД по обеспечению безопасности детей на дорогах;

- учить детей применять полученную информацию в практической деятельности;

- воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

1.3. Программа создана на основе принципов

При выстраивании педагогического процесса по формированию первоначальных основ безопасности детей учитываются следующие принципы:

- принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- принцип интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе;

- принцип дифференцированного подхода – решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях;

- принцип возрастной адресности – одно и тоже содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

- принцип преемственности – взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи с участием всех специалистов ДОУ, социальных партнеров.

1.4 Значимые характеристики для разработки и реализации программы. Срок реализации программы – 5 лет

  1. Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов, приемов обучения и воспитания детей, а также эффективные формы организации просвещения родителей по данной проблеме.
  2. Программу можно скорректировать от особенностей организации образовательного процесса в ДОУ.
  3. Программа может реализовываться:
  • как специально организованное занятие;
  • в режимных моментах (прогулки, экскурсии, игры и т.д.)
  • как еженедельные тематические дни;
  1. Предполагает сотрудничество с социумом.

Данная система работы послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

1.5 Планируемые результаты реализации программы

Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах.

Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в непредвиденных опасных ситуациях, умение обходить их.

Укрепление связи с родителями и социумом по обеспечению безопасности дорожного движения.

Усовершенствование предметно-развивающей среды и методического обеспечения программы «Три сигнала светофора».

Глава 2. Содержательный раздел программы

2.1 Содержание образовательного процесса в соответствии с ФООП ДО

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей у детей:

  • формирование первичных представлений у детей о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
  • формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
  • воспитание осознанного отношения к необходимости выполнению правил безопасности.

2.2 Основные направления программы

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Поэтому каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

- работа с детьми (реализация программы в различных видах детской деятельности);

- работа с педагогами (анкетирование, консультации, семинары- практикумы с приглашением инспектора ГИБДД, смотры уголков по ПДД, открытые просмотры НОД и т.п.);

- работа с родителями (просветительская деятельность, непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, совместная проектная деятельность детей и взрослых;

- сотрудничество с социумом (ГИБДД, детская библиотека, театр, СМИ);

- развитие развивающей предметно-пространственной среды (ресурсное обеспечение).

2.3 Описание форм и методов организованной деятельности детей

Организация образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка. При подготовке и организации образовательной деятельности учитываются современные требования: партнерское взаимодействие с детьми, свободное включение в образовательную деятельность.

В работе с детьми используются различные приемы: исследования, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, инсценирование; различные формы организации детей: индивидуальная, групповая и подгрупповая работа.

Формы работы с детьми:

  • проектная деятельность взрослых и детей;
  • экскурсии;
  • беседы с участием сотрудников ГИБДД;
  • наблюдения;
  • знакомство с художественной литературой;
  • НОД (беседа, рассматривание картин, составление рассказа и т.д.);
  • развлечения;
  • игры (настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
  • продуктивные виды деятельности (аппликация, рисование, конструирование);
  • ежедневные пятиминутки – напоминание о ПДД;
  • соревнование «Безопасное колесо»;
  • акция – комплекс мероприятий направленных на профилактику нарушений ПДД различного уровня.

При реализации программы используются методы и средства работы с детьми дошкольного возраста. Обучение правилам дорожного движения осуществляется как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов с использованием разнообразных методов и приемов:

  • метод наблюдения и беседы;
  • игровой метод;
  • наглядный метод;
  • метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • интерактивный метод.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

2.4 Взаимодействие с родителями воспитанников

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.

С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки- передвижки, ширмы).

Воспитатели детского сада регулярно проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.

В детском саду систематически организовываются выставки детских аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения, проводятся конкурсы на лучший плакат, спортивные развлечения. Изготовление атрибутов по ПДД для проведения спортивных и развлекательных мероприятий. Дискуссионные встречи и акции совместно с сотрудниками ГИБДД. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);

- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил поведения на улицах и дорогах, в транспорте.

Для совместной работы с родителями по направлению профилактики дорожно- транспортного травматизма был разработан перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Реальное участие родителей

в жизни ДОУ

Формы участия

Периодичность сотрудничества

В проведении

мониторинговых исследований

-Анкетирование

- Социологический опрос

2 раза в год

По        мере

необходимости

В создании условий

-Помощь в создании предметно- развивающей среды по Программе;

Постоянно

В управлении ДОУ

- участие в работе родительского комитета

По плану

В просветительской деятельности, направленной на повышение

педагогической культуры, расширение

информационного поля родителей

-наглядная информация (стенды, папки- передвижки, фотоальбомы,

-памятки;

-создание странички на сайте ДОУ;

-консультации, семинары, семинары- практикумы, конференции;

- распространение опыта семейного воспитания по ПДД

-родительские собрания;

Обновление постоянно

В воспитательно- образовательном процессе ДОУ, направленном на

- Совместные праздники, развлечения по ПДД

-Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах, акциях

По плану

Постоянно по годовому плану ОУ

Установление сотрудничества партнерских отношений

с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

Мероприятия с родителями в рамках по ПДД

Постоянно по годовому плану ОУ

2.5 Взаимодействие ДОУ сотрудниками ГИБДД в организации профилактики дорожно-транспортного травматизма

Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге осуществляется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Для того чтобы больше заинтересовать детей правилам движения необходимо взаимодействовать с сотрудниками ГИБДД.

В процессе обучения дошколят навыкам безопасного поведения на дороге необходимо планировать проведение акций, где педагог совместно с детьми, составляет текст листовки с обращением к взрослым; проводить совместные занятия и развлечения с приглашением инспекторов ГИБДД,        экскурсии к светофору, к перекресткам, где знакомят детей с разметкой на дороге, дорожными знаками и правилами дорожного движения. В результате практической деятельности, дети учатся ориентироваться на улицах города и применять свои знания на практике.

Глава 3. Организационный раздел.

3.1 Описание материально- технического обеспечения программы

Материально-техническое оснащение образовательного процесса: уголки по ПДД в каждой возрастной группе, уголок по предупреждению детского травматизма ДОУ, развивающие пособия, методическая литература, видео установки; телевизоры; аудиоустройства: музыкальный центр, магнитофоны.

3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.-М: АСТ-ЛТД,1998г.

2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность на улице и на дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. М: АСТ-ЛТД,1997г.

3. Денисова Д. Как перейти дорогу. М: «Мозайка-синтез» 2004г.

4. Добрушин А. Как беречь детей.-Таллин: Валгус1976г

5. Добрушин А. Для родителей. Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки» -М: Социальная технология, 1990г.

6. «Дошкольное воспитание» №7.2007г.

7. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку- М: «Скрипторий 2003г»,2008г.

8. К. В. Петрова Обучение детей ПДД 3-7 лет

9. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М: «Скрипторий 2003» 2007г.

10. Скоролупова О. А. комплекс наглядных пособий по теме правила и безопасность дорожного движения. М: «Скрипторий 2003»2008г.

11. Е.И. Шаламова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва «Скрипторий 2003» 2013г.

Электронно- образовательный ресурс

Разработки занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.; форм работы с родителями; консультаций для педагогов, родителей

3.3 Создание предметно-развивающей среды

Для успешной реализации цели и задач программы «Три сигнала светофора» соблюдая её принципы в соответствии с ФГОС необходимо создание соответствующей развивающей среды. При организации уголка дорожной безопасности стоит учитывать ряд требований к созданию предметно-развивающей среды:

  • безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия, материалы должны отвечать требованиям безопасности;
  • доступность – оборудование и материалы должны быть доступны детям в свободной деятельности;
  • педагогическая целесообразность – наполнение уголка должно быть простым и понятным для дошкольника и отражать реальную картину мира, меняться в соответствии с планом работы.
  • насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно- ролевых игр, пособий;
  • трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
  • полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.
  • вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

Помещения для проведения мероприятий: физкультурный зал, совмещенный с музыкальным залом, групповые комнаты.

Методические помещения: методический кабинет.

Участки: участки для каждой возрастной группы; спортивная площадка.

Глава 4. Календарно-тематическое планирование с 3 – 7 лет.

2 младшая группа (с 3 до 4 лет)

Задачи:

- развить ориентацию в окружающем пространстве;

- познакомить детей с правилами дорожного движения;

- научить различать проезжую часть дороги, тротуар, анализировать значение сигналов светофора (зеленый, желтый и    красный);

- сформировать представления о безопасном поведении на дорогах, учить переходить дорогу, держась за руку взрослого;

- ознакомить с работой водителя.

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, и ненавязчиво. Целевые прогулки и обработка различных ситуаций на улице и во дворе могут быть использованы для этих целей. Рекомендуется познакомить детей с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, а также объяснить значение его сигналов. Воспитатель показывает детям тротуар и проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, и учатся различать различные вида автомобилей. Они также знакомятся с ролями водителя, пешехода, пассажира.

Чтобы закрепить новые понятия, слова и представления, полученные во время прогулок, можно использовать иллюстрации в книгах, на плакатах и разъяснять опасность красного сигнала светофора, а также значение желтого и зеленого сигналов. Можно также знакомить детей с грузовыми и легковыми автомобилями, и с другими видами транспорта. Для развития правильной ориентации детей можно обучать их находить различные объекты и ориентироваться на территории детского сада. В детском саду дети могут изучать новые слова на тему дорожного движения и рассматривать отдельные детали транспортных средств. Детям младшего возраста прививается привычка держаться за руку взрослого, находясь на улице.

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Содержание деятельности

Сентябрь

«Миры автомобилей»

Наблюдение за движением машин с участка детского сада. Рассматривание грузового автомобиля. Разговор о грузовых автомобилях. Игра «Гараж и автомобили».

Игра «Виды транспорта» Конструирование гаражей для машин. Чтение книги М. Пожарского «Машины».

Октябрь

«Познакомиться с улицей»        с улицей»

Целевая прогулка по улице. Разговор «Где мы гуляем? Где едут машины?». Рассматривание иллюстраций улицы. Ситуация общения «Как я ехал на автобусе». Дидактические игры и упражнения «Можно - нельзя», Игра «Едем в автобусе». Конструирование широких и узких дорожек.

Ноябрь

«Три сигнала светофора»

Прогулка: наблюдение за светофором. Разговор «Мой друг-светофор». Дидактические игры; «Собери светофор»,

«Правильно, неправильно». Конструирование «Светофор». Игровая ситуация «Выставка машин».

Декабрь

«Мы идем по тротуару»

Разговор «Правила поведения на тротуаре». Рассматривание иллюстраций «Улица, проезжая часть, тротуар». Ситуация общения

«Как мы играем на улице зимой». Игра «Водитель и пешеходы». Конструирование «Пешеходный переход».

Январь

«Роль транспорта в жизни людей»

Занятие: «Как транспорт помогает людям». Рассматривание пожарной машины. Игры «Покажи транспорт, который назову» и «Автобус». Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на автобусе». Чтение произведений автора В.И. Марясовой «Скорая помощь» и «Пожарная машина».

Февраль

«Три сигнала светофора»

Разговор «Что такое светофор?». Наблюдение за движением машин на зимних дорогах и их направлением. Игры «Шофер», «Я – машина». Чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Айболит». Подвижная игра

«Найди свой цвет». Аппликация «Почини светофор».

Март

«Помощники на дороге»

Экскурсия на кухню. Беседа Знак «Пункт питания». Беседа «Знак «Пункт первой медицинской помощи». Игра «Поликлиника». Упражнение: «Поучим зайчика переходить через дорогу»

Конструирование «Мишка идет по улице». Игровая ситуация: «Как узнать, где столовая». Рисование «Нарисуй светофор»

Апрель

«Путешествие по городу»

Беседа по иллюстрациям из произведения В. Трофимова «Азбука маленького пешехода». Рассматривание фотоальбома «Улицы города Лесосибирска». Игра «Собери знак». Игра «Зайка переходит через дорогу». Разучивание песенки «Мы в автобусе сидим»

Просмотр фильма «Разноцветные друзья»

Май

«Выставка дорожных знаков».

Выставка детских рисунков «Дорожные знаки». Оформление уголка «Дорожный знак». Игра «Кто знает правила дорожного движения?» Рисование на асфальте «На улице». Чтение произведений Н. Калинина «На светофоре», «Мы на прогулке».

Средняя группа (с 4 до 5 лет)

Задачи:

- познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице;

- развивать наблюдательность и любознательность;

- расширить знания детей о транспортных средствах и их видах;

- обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности на улице;

- познакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях;

-познакомить со знаком «Велосипедная дорожка».

- формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

В средней группе детей знакомят с элементарными правилами поведения на улице и основными понятиями дорожного движения. Дети привыкают к правильной ориентации в помещении и на участке ближайшей местности, умению двигаться по тротуару, а также по проезжей части дороги в правильном направлении.

Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.

Перспективное планирование

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Сентябрь

«Знакомство с улицей нашего города»

Целевая прогулка «Наша улица». Беседа «Мы на улице». Игра «Что такое улица?». Игра «Опасные места». Упражнение «Собери знак «Пешеходный переход». Конструирование «Дороги и мосты». Чтение произведений Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Приходкина «По улицам города». Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».  Аппликация «Дома на нашей улице».

Октябрь

«Водный транспорт»

Беседа «О морских портах». Дидактическая игра «Посчитай кораблики». Упражнение «Цвет моря». Рисование морского пейзажа. Игра «Назови вид водного транспорта». Дидактическая игра «Собери картинку».

Ноябрь

«Внимание железнодорожном переезде»

Беседы «Символика железнодорожной дороги», «Как пользоваться железнодорожным переездом». Дидактическая игра «Железная дорога». Игра «Поезд и путевые знаки». Игра «Начальник поезда».

Декабрь

«Экология дорожного движения»

Беседа «Правила сохранения чистоты на улице нашего города». Игра-путешествие». Инспекция дорожного движения». Разговор «Что будет, если по улице бегать и кричать». Рисование «Улица моей мечты». Просмотр детских познавательных фильмах о правилах дорожного движения. Музыкально-дидактическая игра «Слушаем улицу».

Январь

«Продолжение знакомства с дорогой»

Наблюдение за транспортом в зимний период. Разговор «Что мы знаем о дороге». Беседа «Запрещающие знаки». Игры «Расставь знаки», «Отгадай знак». Игра-путешествие «На улице».

Рисование «По дороге с мамой».

Февраль

«Путешестве на автобусе»

Разговор «Поездка на автобусе». Игра «Кто самый грамотный пешеход». Игры «Автобус и маршруты», «Остановка». Чтение книги В.И. Сутеева «Веселый автобус». Творческая работа «Создай свой автобус». Подвижная игра «Будь внимателен».

Март

«Двустороннее движение»

Наблюдение за двусторонним движением транспорта, знакомство со знаком «Двустороннее движение». Дидактическая игра «Лото», «Пешеход»». Игра «Движение пешехода». Конструирование «Светофор». Чтение произведений С. Маршак «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор» Подвижная игра «Передай    жезл».

Апрель

«Пешеходы и водители»

Разговор «Кто управляет дорой?». Игра «Азбука пешехода». Конструирование «Улица». Игра «Доскажи словечко». Рисование «Грузовой автомобиль».

Май

«Мой друг велосипед»

Беседа «Где можно кататься на велосипеде». Игры на транспортной площадке. Катание на самокатах. Выставка рисунков

«Мой самокат». Занятие: «Я – маленький шофёр». Чтение сказки В. Клименко «Зайка велосипедист».

Группа старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

Задачи:

-продолжать знакомить с понятиями: проезжая часть, пешеходный переход, тротуар;

- знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;

- знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения велосипедистов;

- продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы».

Таким образом, в старшей группе детей 5-6 лет проводится комплекс занятий и игр, которые отражены в перспективном планировании. Дети учатся наблюдать за движением транспорта, работать с дорожными знаками и светофором, создавать ситуации, которые помогут им запомнить правила дорожного движения. Дети знакомятся с названиями улиц, на которых они проживают и с ближайшими улицами к детскому саду. Расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий.

Перспективное планирование

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Сентябрь

«Транспорт»

Беседа о разных видах транспорта и их назначении. Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна». Игра «Угадай, что изменилось?» Интерактивная игра «Виды транспорта».  Сюжетно ролевая игра «Мы в автобусе».

Октябрь

«Профессия - водитель»

Беседа «Профессия-водитель». Ситуация общения: «Внимание: дорожный знак». Дидактическая игра «Водители» Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки». Игра «Посадка и высадка». Подвижная игра «Найди свой цвет». Подвижная игра «Цветные автомобили». Рисование на тему «Транспорт будущего». Игра «Угадай, как звучит транспорт».

Ноябрь

«Правила пешехода»

Беседа «Правила перехода улиц и дорог». Игровая ситуация «Помоги Зайке перейти дорогу». Дидактическая игра «Учим дорожные знаки». Интерактивная игра «Обойди». Беседа Обязанности пассажиров в общественном транспорте». Игра «Лучший пешеход»

Декабрь

«Виды транспорта»

Целевая прогулка по улице. Беседа «Чем можем - поможем». Интерактивная игра «Виды транспорта» Дидактические игры «Угадай, что изменилось», «Лабиринт»,

«Пройди и собери». Игра. «Автобус»

Упражнение: «Построй проезжую часть».

Составление рассказов по картинкам «Правила и безопасность дорожного движения». Чтение произведения М. Ильин «Машины на нашей улице». Загадки о транспорте.

Январь

Пост ГИБДД (ГАИ)

Игра «Собери знак». Игра «Улица»: водители сдают экзамены на знание правил дорожного движения в игре «Школа Светофора». Чтение стихотворения Я. Пишумова «Посмотрите - постовой». Чтение стихотворения В. Клименко «Кто важнее всех на свете». Игра «Улица», сюжет: «Регулировщик».

Февраль

«Моя дорожная грамота»

Проект «Моя дорожная грамота» Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период. Наблюдение за движением машин по зимней дороге.

Интерактивная «Найди свое место» Игровая ситуация «Мы переходим улицу», «Кто самый грамотный пешеход». Конструирование «Моя улица». Викторина «Чем опасна дорога».

Март

«Знаки сервиса»

Тренировочное упражнение к проезжей части улицы «Я -внимательный пешеход». Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми. Беседа «Как перейти улицу».

Режиссерская игра: «Приключение сказочных героев в городе». Игры «Больница», «СТО», «Кафе», «Больница». Интерактивная игра «Виды знаков». Аудиозапись детских рассказов о правилах дорожного движения. Изготовление атрибутов для игры «Улица». Рисование «Знаки сервиса».

Апрель

«Опасный перекресток»

Беседа по картине «Перекресток». Интерактивная игра «Опасные места». Развлечение «Приключения Лунтика на улице». Игровая ситуация «Если сломался светофор». Отгадывание загадок по правилам дорожного движения

Май

«Безопасные пассажиры»

Беседа «Как я знаю правила дорожного движения».».

Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины», «Где можно кататься на велосипеде»,

«Законы улиц и дорог». Интерактивная игра «Экзамен». Квест «Тропа безопасности».

Подготовительная группа (с 6 до 7лет)

Задачи:

- систематизировать знания детей о структуре городской улицы и о дорожном движении;

- ввести детей в понятия «площадь», «проспект»;

- продолжить обучение дорожным знакам различных типов такими как предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными;

- расширить представления детей о работе ГИДБДД и ее роли в обеспечении безопасности на дорогах;

- развить у детей навык свободной ориентации в окрестностях детского сада;

- воспитывать в детях культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Перспективное планирование для детей в возрасте 6-7 лет направлена на совершенствование их познавательных процессов, включая их концентрацию внимания. Дети также учатся самостоятельно оценивать действия водителя, пешехода и пассажира. В рамках обучения, дети изучают безопасные маршруты движения в детский сад. Систематизируют свои знания о ПДД.

Перспективное планирование

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Сентябрь

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Беседа «Два светофора». Ситуация общения «Как правильно себя вести на дороге». Игровые упражнения «Улица» (дорога). Игра «Улица» (за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД). Дидактическая игра «Что ты будешь делать, если…». Создание книжки-малышки с родителями «Малышам о Правилах дорожного движения».

Октябрь

«Безопасный перекресток»

Беседа «Опасные предметы на дороге». Ситуация общения «Внимание, дорожный знак». Организация встречи с инспектором ГИБДД. Дидактическая игра «Разложи по группам». Создание ситуаций на тему «Чего нельзя делать на перекрестке». Игровая ситуация «Помоги старушке Шапокляк перейти дорогу». Чтение стихотворения М Михалкова «Дядя Степа – милиционер». Виртуальная экскурсия на работу к инспектору ГИБДД.

Ноябрь

«Транспорт нашего города»

Беседа «Железнодорожный транспорт и его опасность». Ситуация общения «Мы в автобусе». Дидактическая игра «Автошкола». Игровая ситуация «Автобус». Создание ситуации на тему «Если случилась авария».

Декабрь

«Заботливые знаки»

Рассматривание картин, изображающих дорожное движение. Сообщение детей «О чем говорит дорожный знак». Игра «Автотрасса». Подвижная игра «Водитель и пешеходы». Моделирование различных ситуаций на улицах города. Чтение произведения Н. Носова «Как Незнайка катался на    грузовике». Интерактивная игра «Раскрась знаки».

Январь

«Моя дорожная азбука»

Целевая прогулка. Наблюдение за движением спецтранспорта. Разговор «Как переходить дорогу зимой». Пятиминутка с сотрудником ГИБДД. Интерактивная игра «Расставь знаки» Кукольный театр «Как звери строили дорогу». Рисование

«Спецтранспорт». Аппликация «Автобус на нашей улице» (коллективная).

Февраль

«Опасный перекресток»

Беседа «Что такое перекресток». Дидактическая игра «Большая прогулка». Интерактивная игра «Опасные места» Игровые ситуации «Кто самый лучший пешеход». Чтение произведения И. Серяков «Улица, где все спешат». Интерактивная игра

«Загадки про дорожные знаки». Рисование на тему «Дорога и тротуар». Игра «Приключения гномика в городе». Просмотр «Уроки тетушки Совы»

Март

«Продолжение знакомства с дорожными знакам и»

Беседа «Полезные знаки». Беседа «Знаки в треугольнике». Упражнение «Угадай, какой знак». Игровая ситуация «Вежливые дети». Утренник по ПДД «Дружные знаки». Изготовление стенгазеты «В мире безопасности»

Апрель

Ребенок на улицах города

Наблюдение за движением машин и работой светофора. Экскурсия к школе. Интерактивная игра «Правила поведения». Моделирование ситуаций на тему «Если ты идешь в школу».

Литературная викторина «Путешествие в Страну дорожных знаков». Подвижные игры (катание на велосипеде).

Май

«Азбука дороги»

Беседы «Как ходить по улице», «Кого мы называем примерным пешеходом».  Игра «Дорога в школу», «Дорожные знаки».

Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения».

Составление рассказа и рисунка на тему «Мой путь от дома до школы». Конкурс «Безопасное колесо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Внимание, дети» МБДОУ д/с № 31

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнед...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорчик».

В данной программе представлен план кружковой работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной к школе группе детского сада....

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Светофорик"

Среди всех опасностей природного характера особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспо...

Рабочая программа кружка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Программа «Школа дорожных наук» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентировать...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп...

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Рабочая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для всех возрастных групп....