Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Золотарева Светлана Игоревна

Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Тема: «Применение метода проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников с ЗПР»

Выполнила: учитель-дефектолог

Золотарева С. И.

г. Рубцовск,

2023г.

Внедрение проектной деятельности в дошкольных учреждениях стало зарождаться сравнительно недавно и успешно развиваться. В работах Н. Г. Алексеева, Е. С. Полат, А. И. Савенкова, Г. К. Селевко, В. И. Слободчикова и др. представлены различные точки зрения на организацию проектной деятельности обучающихся.

Использование проектной деятельности в обучении дошкольников, а в частности, детей с задержкой психического развития — достаточно молодая актуальная тема. Во-первых, у ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность получить положительный социальный опыт, что является неотъемлемой задачей в коррекционном процессе. Ребенок благодаря проектной деятельности может вносить что-то новое в свое социальное окружение, и, если это представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностной развитие

Во-вторых, при определении темы и идеи проекта, педагог учит ребенка делать выбор самостоятельно, осознавать и формулировать цели, желания, проблемы, что определенным образом воздействует на развитие мыслительных процессов. В-третьих, на этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей, создается почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей.

Организация проекта включает в себя три ступени:

  • На первой ступени определяется тема, интересная и посильная для всех предполагаемых участников проекта, в том числе для детей с задержкой психического развития, а также соответствующая материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки специалистов. Далее определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Введение в тему может быть связано с использованием модели «трёх вопросов»: «Что знаю?», «Что хочу узнать?», «Как узнать?».
  • На второй ступени реализовывался сам проект через различные виды деятельности, включая совместную работу участников проекта.
  • Третья ступень предполагала социальную презентацию нового материального продукта, имеющего ценность для детей.

Проектная деятельность в детском саду представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии его участников. Это поэтапная практическая деятельность для достижения цели.

В условиях группы компенсирующей направленности очень важна роль воспитателя и дефектолога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.

Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. В процессе грамотно организованной  проектной деятельности, в группе компенсирующей направленности дети: расширяют словарный запас,  овладевают грамотной связной речью, овладевают родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем.

Работа над проектом имеет большое значение для речевого развития ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально. В первую очередь потому, что ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Как известно, уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления и предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.

Таким образом, можно утверждать, что наиболее эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности. Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Как показывает опыт многих современных педагогов, метод проектирования представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольниковПроектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Как утверждают отечественные педагоги, в ходе проекта ребенок приобретает группу умений и навыков, такие как:

  • интеллектуальные (умение работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве);
  • систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы);
  • творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
  • коммуникативные (умение вести беседу, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение излагать свою мысль);
  • методологические (умение находить источники получения информации).

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. В обучении она содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет формировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.

В процессе использования в образовательной программе проектной деятельности выявляются интересы ребенкаразвивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников"

laquo;Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной ре...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ с применением метода проектной деятельности"

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ с применением метода проектной деятельности"-это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических усло...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

Доклад «Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

laquo;Использование проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плох...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в определении цвета предметов. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плох...