ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ
статья

В статье говорится об актуальности эстетического воспитания детей дошкольного возраста, о задачах, методах и приемах работы с ними  при ознакомлении с природой родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.

Романова Наталья Владимировна,

воспитатель МБДОУ г.Иркутск, детский сад №123

В настоящее время мы видим, как велика потребность общества в эстетически воспитанных людях, но в то же время отмечается отсутствие у современных граждан эстетических ценностей. Эстетическое воспитание и образование детей чрезвычайно актуальная проблема современности.

Родная природа является мощным средством эстетического воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание – систематический, целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка с целью развития способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [1].

Ребенок рано начинает познавать окружающий его мир, поэтому развивать восприятие красоты нужно с самых ранних лет.

Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного средствами природы занимались многие педагоги и психологи (Л. Шлегер, С. Тыхеева, С. Шацкий, Е. Аркин, Т.С. Комарова и другие)

По мнению ряда авторов (З.П. Плохин, М.М. Марковской и других) основой эстетического развития детей и бережного отношения к природе является наличие экологических представлений, эмоционально – положительное отношение к природе и организация полезной деятельности.

Перед педагогами стоят следующие задачи:

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства [2].

2. Вырабатывать верные эстетические суждения, оценки.

3. Развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Чтобы решить все эти задачи педагог должен создавать определенные условия.

Это, прежде всего обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах деятельности детей. Обращать внимание на разнообразие и красоту форм, звуков, запахов в окружающей детей природе во время прогулок, экскурсий, в играх, в быту и в специально организованных видах деятельности [3].

Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы необходимо побуждать его к совместному переживанию радости, сострадания, удивления и восхищения; развивать у детей способность видеть в окружающих предметах и явлениях и живых существах внутреннюю жизнь.

Очень важно организовывать художественно-эстетическую деятельность детей с учетом их возрастных особенностей и предоставлять им возможность выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения их замысла.

Большое значение для художественно-эстетического развития детей имеет поддержка и поощрение, стимуляция детской фантазии.

И конечно немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды. В ФГОС ДО говорится о создании эстетической среды в группе.

 В связи с этим в нашей группе мы создали совместно с детьми и их родителями мини-музей родного края. Там хранятся детские коллекции различных растений нашего региона. Есть фильмы о Байкале, наборы открыток, книги известных сибирских писателей, карты, сувениры, игры и пособия для рассматривания. Мы часто организуем выставки детских работ на тему «Люби и знай свой родной край!», проводим конкурсы чтецов.

Конечно, все дети любят путешествовать, поэтому мы организуем выставки семейных фотографий «Мы на Байкале».

Интересной формой работы с детьми являются прогулки и экскурсии, после них дети приходят в группу и стараются нарисовать то, что им показалась самым интересным, что их восхитило. Осенью мы принимали участие в городской акции «Синичкин день». Дети с родителями принесли нам большое количество самых разнообразных кормушек для птиц, и мы на территории сада устроили «Птичью столовую».

Мы часто проводим интегрированные занятия,

Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые и театрализованные игры, атрибуты для которых сделали сами.

Только систематическая работа с детьми в процесс ознакомления их с природой через интеграцию различных видов детской деятельности позволяет сформировать у них основы эстетического мировоззрения.

                Литература

  1. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – Москва: Просвещение, 1978 г.
  2. Жуковская Р. И. Родной край; Пособие для воспитателей дет.сада/Р. И.Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С.А. Козловой. -2-е изд., перераб. И доп.- М.; Просвещение, 1985.-238 с.
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/-hudozhestveno-yesteticheskoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-uslovijah-realizaci-fgos-do.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

План по самообразованию 2020- 2021 "Формирование экологического воспитания дошкольников, через ознакомление с природой родного края"

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспит...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Презентация на тему "Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру через ознакомление с природой родного края"

В данной презентации раскрывается вопрос актуальности формирования эстетического отношения к окружающему миру  детей дошкольного возраста через ознакомление их с природой родного края, широко пре...

План самообразования на 2022 - 2023 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Цель: продолжать знакомить детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры....

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...