Инновационный опыт по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНТ и ТНР
опыты и эксперименты

Олеся Ульяновна Салиева

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnnyy_opyt_rech_onr_i_tnr.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Медвежонок»

Инновационный опыт по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНТ и ТНР

Автор опыты: Салиева Олеся Ульяновна

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. 

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности.

В течении двух лет в 2021-2022 и в 2022-2023 гг. осуществлялась экспериментальная деятельность по развитию речи у детей комбинированной группы (дети 3-7 лет с ОНТ И ТНР и ТНР).

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.

   Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко спланированной работы и взаимодействия с учителем-логопеда.

1. Организационная работа

  1. В начале учебного года проведен мониторинг детей поступивших в группу.
  2. Составлена рабочая программа, перспективный и календарный планы, график и циклограмма рабочего времени, оформлены речевые карты на детей.
  3. Приобретены демонстрационные пособия и раздаточный материал для работы с детьми.
  4. Подготовлен кабинет к началу занятий, оснащен необходимым материалам.

2. Коррекционная работа

  1. Проводились коррекционные подгрупповые и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.
  2. На каждого ребенка был разработан индивидуальный маршрут сопровождения коррекционных и развивающих занятий с учетом характера речевых нарушений и возрастных особенностей (прилагается к речевой карте ребенка).
  3. Результаты коррекционной работы предоставлены в аналитической справке по итогам мониторинга.

3. Работа  с родителями

  1. Проводилось еженедельное индивидуальное консультирование родителей (по графику логопеда и  индивидуальному запросу родителей.
  2. Организовывалось присутствие родителей во время обследования; сообщение родителям результатов обследования.
  3. Проводились занятия вместе с родителями, с целью обучения их для самостоятельной работы с детьми.
  4. Проводилось анкетирование родителей в сентябре, с целью выяснения представлений родителей о содержании коррекционной работы логопеда с детьми.
  5. Проведение родительских собраний 3 раза в год.
  1. Взаимодействие с другими специалистами ДОУ
  1. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных маршрутов сопровождения коллегиально с другими специалистами.
  2. Изучала содержание работы специалистов, работающих в ДОУ.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста с ОНТ И ТНР и ТНР

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать, пользоваться языком, развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Л.Е. Журова, Ф.А. Сохин и др.).

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.С. Мухина, С.Л. Рубенштейн и др.).

В число задач комбинированнойработы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНТ И ТНР), входит научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Эта задача решается путем совершенствование монологической речи, различными видами речевой деятельности пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Большое значение в развитии монологической формы речи является обучение рассказыванию. К основным метoдам обучения детей связной монологической речи относятся обучение переcказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению. В своей работе Э.П. Короткова рекомендует учитывать основные дидактические принципы, в которых используются следующие виды работ по активизации связной речи детей с ОНТ И ТНР: составление описательного рассказа с опорой на схему; пересказ русских нарoдных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры; составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом - рассказом логопеда и без него; придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта; составление рассказа на заданную тему. В процессе целенаправленного обyчения дети с ОНТ и ТНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе. Традиционно в методике развития речи занятия, посвящённые развитию речи, подразделяются на занятия по пересказу, рассказыванию по картинам, описанию предметов и творческим рассказам.

Особая роль пересказа в формирoвании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями: В.П. Глуховым, Н.С. Жуковой, Э. П. Коротковой, Е.М. Мастюкова, Ф. А. Сохиным, Т.Б. Филичевой и др., как в общей дошкольной, так и специальной педагогике. При этом совершенствуется структyра речи, произношение, усваивается построение отдельных предложений и целого текста. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запaса, развитию восприятия, памяти и внимания. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффeктивно проводить работу по воспитанию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекциoнной работе с детьми с ОНТ и ТНР.

При обучении детей пересказу используются различные приёмы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. К числу облегчающих приемов относится выделение основных содержательных звеньев сюжета произведения по ходу составления пересказа (пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения. а в дальнейшем - отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей). Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту тeкста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом.

К концу  года они yчатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опoрные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказу без опоры на наглядный материал,

Между тем, работая в комбинированной группе, я заметила, что необходимо продолжать коррекцию речевых нарушений, закреплять навыки правильной речи, реализовывать рекомендации, данные логопедом. Потому что только ежедневная речевая практика, педагогическое сопровождение детей и их родителей будет являться эффективным средством развития речи у дошкольников.

Среди эффективных педагогических технологий, которые мной используются в педагогической практике, можно назвать, кинезиологические упражнения, артикуляционную и дыхательную гимнастики, пропевание песенок, повевок для нормализации речевого дыхания. С неговорящими детьми использую карточки PECS.

Остановимся более подробно на этих методиках.

Карточки PECS это система коммуникации и развития речи. В данном случае используется набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями. Карточки PECS позволяют обеспечить начальный процесс коммуникации с неговорящими детьми. С помощью данных карточек вводятся различные слова, осуществляется выяснение желаний ребенка, когда ему предлагают картинки различных действий. Сам ребенок начинает выступать активным партнером по общению, когда выбирает ту или иную карточку. Главное, что позволяет достичь система альтернативной коммуникации – это то, что ребенок начинает понимать, как речь ему необходима.

Карточки PECS мной используются для развития словарного запаса дошкольников. Такие задания, как «Расскажи, что нарисовано», «Отбери предметы мебели», «Расскажи о своем режиме дня» помогают сформировать навыки связной речи у детей.

Эффективным средством развития речи у детей комбинированнойгруппы является артикуляционная и дыхательная гимнастика, Артикуляционная гимнастика улучшает подвижность языка, губ, которые участвуют в произношении звуков. На каждом я занятии я использую один или два упражнения артикуляционной гимнастики («Лягушка», «Мячик», «Часики»).

Мной разработаны игры на развитие силы выдоха. Например, настольный футбол, когда необходимо сдуть шарик. Или используется игра «Лодочки», в ходе которой дети дуют на кораблики, запущенные в тазике с водой. На занятия приходит к детям петушок, на хвост которого дети дуют, чтобы петушок заговорил и загадал детям загадку.

В своей практике я также использую пропевание песенок, повевок для нормализации речевого дыхания. Дети охотно напевают песенки в режимных моментах. Для этого не нужны специально разученные песни. Свои действия, обращение к ребенку, просьбы и призывы я часто не проговариваю тестом, а пропеваю, повторяя несколько раз слова или рифмуя их. Например, «Давайте собираться на улицу гулять. Давайте одеваться, пойдем скорей гулять 9пою высоко). Пойдем скорей гулять (пою низко). Сейчас пойдем гулять (пою все медленнее». Последние фразы проеваю с раной интонацией, разным тембром или с разным ритмом. Дети очень хорошо прислушиваются к моему голосу. У них развивается фонематический слух. И очень часто я слышу, как дети мои песеники пропевают  без фонетических искажений. Свой метод я рекомендую и родителям. Прошу их петь вместе с ребенком, петь ему на ночь, петь небольшие попевки и использовать пение вместо прозаической речи.

Хорошо зарекомендовали себя кинезиологические упражнения, которые обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, активизации мыслительной деятельности у дошкольников. Замечено, что применение некоторых упражнений, активизирует память и мыслительные процессы, запускается речь у неговорящих детей. Дети дошкольного возраста проводят время в игре и движении, тем самым они познают окружающий мир. Таким образом, движение выступает неотъемлемой частью жизни и обучения.

Обучение, основанное на движении, подразумевает включение в образовательный процесс, структурированных и целенаправленных движений, которые будут благоприятно воздействовать на развитие головного мозга. А ведь, если развит мозг, значит, и развиты все сопутствующие обучению познавательные процессы, в том числе и речь.

Реализовывать обучение через движение помогает метод образовательной кинезиологии. Он включает в себя простые в исполнении упражнения, построенные на двигательной активности.

Кинезиологические упражнения я провожу как в свободное время, так и на всех занятиях в качестве физкультминуток.

Очень полезны для детей с речевыми нарушениями растяжки и потягивания. Такие упражнения, как «Дерево», «Слон», «Сова», «Тянем потянем» снимают мышечные зажимы, улучшают подвижность суставов и сухожилий, а это благотворно сказывается на работе мозга. Улучшается память, мыслительные процессы, запускаются речевые механизмы.

Например, упражнение «Думающий колпак» проводится путем массирования мочек уха. Такое упражнение развивает слух у ребенка, он начинает лучше различать звуки. При этом улучшается работоспособность и запоминание, так как усиливается кровоснабжение головного мозга.

Следующее упражнение «Энергетическая зевота» также улучшает обучаемость детей и повышает их энергетический потенциал. Необходимо сделать зевок и помассировать напряженные участки лица, при этом язык лучше всего прижать к верхнему небу и издать приятный протяжный звук. Это упражнение активизирует мозг для улучшения сенсорного восприятия и моторной функции глаз и мышц, отвечающих за вокализацию и жевание. Регулярное выполнение этого упражнения способствует коррекции звукопроизношения у детей.

Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия: упражнения проводятся ежедневно, без пропусков; проводятся в доброжелательной обстановке; кинезиологические упражнения сопровождаются небольшим четверостишьем, занимательным сюжетом или проводятся в форме игры.

Использование кинезиологических упражнений с детьми комбинированнойгруппы способствует не только развитию умственных способностей у дошкольников, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Для того чтобы заинтересовать детей проводимой работой по развитию речи необходимо шире использовать игровую деятельность, например, настольные дидактические игры, речевые игры, театрализованные игры с резиновыми игрушками или фигурками, вылепленными из пластилина. Для всей группы можно проводить квест-игры с различными заданиями от сказочных персонажей. В целом игры усилят мотивацию детей и будут более эффективно способствовать нормализации развития речи.

Педагогические технологии в развитии речи детей комбинированнойгруппы необходимо применять комплексно, учитывая индивидуальные возможности и психологические особенности детей, оказывая их психолого-педагогическую поддержку, обеспечивая тесное взаимодействие с родителями.

Динамика развития речи комбинированной группы

На 1 сентября 2022 года  дети имели диагноз: ТНР, ОНТ, протекающее на фоне  стертой формы дизартрии.

   Анализ результатов мониторинга позволяет сделать выводы: у детей наблюдается положительная динамика по каждому из исследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая и общая моторика, связная речь).

Эффективность коррекционного обучения обеспечивается дифференцированным подходом, который проектируется на основе структуры речевого и клинического дефекта.

Достигли стабильных положительных результатов:

  1. Неречевые психические функции — 88% - высокий уровень выполнения задания, 12% - средний уровень выполнения задания
  2. Речевая моторика — 88% - высокий уровень выполнения задания, 12% - средний уровень выполнение задания
  3. Общие речевые навыки — 88% - высокий уровень выполнение задания, 12 % - средний уровень выполнения задания
  4. Воспроизведение звуко - слоговой структуры слова —  94% - высокий уровень выполнение задания, 6 % - средний уровень выполнения задания
  5. Состояние фонематического восприятия — 75 % - высокий уровень выполнения задания, 25 % - средний уровень выполнения задания
  6. Состояние фонематического анализа и синтеза — 75 % - высокий уровень выполнения задания, 25 % - средний уровень выполнения задания
  7. Состояние понимания речи — 100 % - высокий уровень выполнения задания.
  8. Состояние активного словаря — 88 % - высокий уровень выполнения задания, 12% - средний уровень выполнения задания
  9. Состояние словоизменения — 75% - высокий уровень выполнения задания, 25% - средний уровень выполнения задания
  10. Состояние словообразования — 75% - высокий уровень выполнения задания, 25% - средний уровень выполнения задания
  11. Связная речь — 60% - высокий уровень выполнения задания, 40% - средний уровень выполнения задания.

   Добиться стойкого положительного результата и преодолеть трудности в освоении программного материала мне помогло тесное взаимодействие специалистов, воспитателей группы.

   Анализируя данные мониторинга родителям были даны соответствующие  рекомендации.

   Рассматривая динамику развития детей группы виден положительный результат проделанной работы, у детей.

Сравнительный анализ мониторинга в группе детей в разновозрастной группе комбинированной направленности с 3-7 (дети с ТНР и ОНТ) на начало и конец 2022 / 2023 учебного года показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику.

Итак, анализ данных показал, что на конец проводимой работы уровень развития речи у 17% детей на высоком уровне. На среднем уровне находится 83% от всего количества. Низкий уровень не выявлен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт воспитателя «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Инновационный опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»Целью   педагогической идеи является  овладение детьми речью как средством общения и культуры при...

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной...

Консультация: « Инновационные технологии для развития речи детей дошкольного возраста»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

Проект инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста

Проект инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

laquo;Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем унаших детей завтра»Джон Дьюи...

Консультация: « Инновационные технологии для развития речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...