Консультация для воспитателей «Организация детского творчества как основа развития поисковой деятельности в летний оздоровительный период»
консультация

Баталова Анна Борисовна

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Развитие творческих проявлений детей, творческой активности и самосто­ятельности, формирование позиции «Я — творец» являются значимыми по­казателями развития личности ребенка. 

Само восприятие искусства и освоение способов творческой деятельно­сти начинаются с их познания. В этом процессе тесно переплетены позна­вательное, эмоционально-образное, нравственное содержание. Именно в до­школьном возрасте значимо создание условий для развития художественно­ - эстетического восприятия искусства, приобретения некоторых «искусствоведческих» представлений, которые по­могают понять художественный образ, для становления умений поисковой деятельности, направленной на постижение секретов красоты (замечать про­тиворечия и тайны красоты, сопоставлять и размышлять), а также для опыта переработки впечатлений (отражения в разнообразной творческой деятель­ности).

Очень важно для приобщения детей к искусству являются обогащение сенсорного опыта, а также развитие сенсорных и познаватель­ных способностей: умение видеть различие, сходство и оригинальность (вы­разительность) предметов, тончайшие проявления свойств (цвета, формы, размера, пространственных отношений), разгадать тайны и секреты исполь­зуемых материалов, приемов, способы создания образа для того, чтобы применять в собственной творческой деятельности. Необходимо создавать условия для возникновения вопроса, поиска, открытий, экспериментирова­ния.

При этом важно соблюдать определенные правила. Строить обучение так, чтобы дети совершали маленькие открытия, донести что «всё может стать всем». Это даст возможность разнообразить их замыслы и дать свободу действий. Бросовый материал (коробочка или пластмассовая бутылочка) может превратиться в интересную поделку. Дети, исследуя конструкцию формы, изменяя объем и декорируя предмет, могут превратить в нечто новое, используя свои знания о свойствах материалов. Так же нужно создать пространство для исследования и предоставить выбор художественных материалов.  

Лето – это удивительная и веселая пора, время, когда возможно практически все. Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы, цветов, радоваться ласковому солнцу, щебетанию птиц, вволю наиграться с песком и водой. А какое удовольствие посидеть в тенёчке и смастерить какую-нибудь игрушку, с которой сразу же можно поиграть. Именно летом мы гораздо сильнее ощущаем себя частью природы, частью большого цветущего мира. И нам так хочется прикоснуться к этому загадочному миру, вдохнуть его аромат и ощутить себя в чудесной сказке. Летом проще всего поверить в чудеса. Ведь они совсем рядом, нужно только повнимательнее посмотреть вокруг.

В летний период у воспитателей есть возможность углубить работу с детьми по развитию  творческих способностей через поисковую деятельность. Ребята могут эксперименти­ровать с материалами: рисовать на асфальте, ставить кляксы на разных поверхностях (цветочном листке, бумаге, салфетке, ткани) и рассматривать их, делать выводы. Игры и занятия c природным материалом - не просто забава и приятное развлечение на прогулке, это настоящее мастерство сродни искусству. Детям можно предложить такие темы для исследования:

Опыты с солнцем:

- «Выгорание цвета на солнце». Нужно сделать трафарет, прикрепить их к цветной бумаге и повесить на площадке с солнечной стороны, чтобы солнышко могло сделать красивый рисунок на бумаге без нашего участия. Трафареты аккуратно снимите и посмотрите с детьми на результат, на бумаге останется явный рисунок солнышка - изменения в цвете, которые видно на цветной бумаге. Спросите у ребят: почему так произошло, как изменился цвет бумаги, какой она стала?

- «Солнечные зайчики». Помогите детям  понять причину возникновения солнечных зайчиков, пусть попробуют пускать солнечных зайчиков, поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой. Поищут предметы, которыми можно пускать солнечных зайчиков (диск, фольга, стразы на сумочках и кепках). Предложить нарисовать солнечного зайчика на бумаге или на песке (палочками).

- «Солнечная лаборатория». Показать, какого цвета предметы (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

- «Свет и тень». Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Показать тень от солнца на земле или листке бумаги с помощью теневого театра. Предложить обвести тень и раскрасить ее.

- «Солнечные часы своими руками». Спросить у детей как можно определить время. Предложить построить солнечные часы своими руками. Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа. «Что можно использовать для обозначения цифр на циферблате?», «Всегда ли часы будут показывать время?». 

          Опыты с песком:

- «На каком песке легче рисовать?». Предложить ребятам выявить, что на каком песке легче рисовать палочкой (мокром или сухом).  Спросить, почему на мокром песке рисунки получаются ярче и четче?  Объяснить, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.

- «Волшебный рисунок». Предложить ребятам выяснить, можно ли песком можно рисовать. На листе бумаги делаем рисунок клеем-карандашом, затем сверху посыпаем сухим песком, стряхиваем лишний песок, появляется рисунок, нарисованный песком.

          Опыты с водой:

- «Вода может склеивать». Познакомить детей со склеивающими свойствами воды. Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.

- «Прятки». «Можно ли спрятать в воде камешки?», «Какую краску лучше использовать?»

- «Краски на огороде и в цветочном горшке» использовать вопросы активизации поиска: «Как и из каких растений изготовлялись кра­ски (пигменты)?», «Можно ли рисовать пищевыми продуктами (свеклой, морковью, ягодами)?»

- «Дружба красок» вопросы для активизации поиска следу­ющие: «Какие краски выглядят ярко и нарядно друг с другом?», «Какие кра­ски теряются друг с другом?», «Как выбрать интересное гармоничное соче­тание красок?» В процессе изучения используется «цветной круг», органи­зуется поиск взаимодополняющих цветов, подбор детьми сочетаний согласно условию: «Какое сочетание выглядит ярко и нарядно на черном фоне?»

- «Растущая радуга». Показать детям как радуга может расти. Салфетку сложить несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем на прямоугольнике нужно ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой. Вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками, в виде радуги.

- «Радуга из конфет «Скителс».  «Можно ли из конфет получить радугу?» На тарелку белого цвета выкладываются конфеты по кругу. Затем в серединку тарелки льем теплую воду, так чтобы слегка намочить конфеты и ждем, через несколько секунд произойдет чудо! Конфеты начинают таять и отдавать цвет воде, получаются разноцветные полоски воды в виде радуги.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление творить и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая и творческая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  

 «Организация детского творчества как основа развития поисковой деятельности в летний оздоровительный период»

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Развитие творческих проявлений детей, творческой активности и самостоятельности, формирование позиции «Я — творец» являются значимыми показателями развития личности ребенка.  

Само восприятие искусства и освоение способов творческой деятельности начинаются с их познания. В этом процессе тесно переплетены познавательное, эмоционально-образное, нравственное содержание. Именно в дошкольном возрасте значимо создание условий для развития художественно - эстетического восприятия искусства, приобретения некоторых «искусствоведческих» представлений, которые помогают понять художественный образ, для становления умений поисковой деятельности, направленной на постижение секретов красоты (замечать противоречия и тайны красоты, сопоставлять и размышлять), а также для опыта переработки впечатлений (отражения в разнообразной творческой деятельности).

Очень важно для приобщения детей к искусству являются обогащение сенсорного опыта, а также развитие сенсорных и познавательных способностей: умение видеть различие, сходство и оригинальность (выразительность) предметов, тончайшие проявления свойств (цвета, формы, размера, пространственных отношений), разгадать тайны и секреты используемых материалов, приемов, способы создания образа для того, чтобы применять в собственной творческой деятельности. Необходимо создавать условия для возникновения вопроса, поиска, открытий, экспериментирования.

При этом важно соблюдать определенные правила. Строить обучение так, чтобы дети совершали маленькие открытия, донести что «всё может стать всем». Это даст возможность разнообразить их замыслы и дать свободу действий. Бросовый материал (коробочка или пластмассовая бутылочка) может превратиться в интересную поделку. Дети, исследуя конструкцию формы, изменяя объем и декорируя предмет, могут превратить в нечто новое, используя свои знания о свойствах материалов. Так же нужно создать пространство для исследования и предоставить выбор художественных материалов.  

Лето – это удивительная и веселая пора, время, когда возможно практически все. Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы, цветов, радоваться ласковому солнцу, щебетанию птиц, вволю наиграться с песком и водой. А какое удовольствие посидеть в тенёчке и смастерить какую-нибудь игрушку, с которой сразу же можно поиграть. Именно летом мы гораздо сильнее ощущаем себя частью природы, частью большого цветущего мира. И нам так хочется прикоснуться к этому загадочному миру, вдохнуть его аромат и ощутить себя в чудесной сказке. Летом проще всего поверить в чудеса. Ведь они совсем рядом, нужно только повнимательнее посмотреть вокруг.

В летний период у воспитателей есть возможность углубить работу с детьми по развитию  творческих способностей через поисковую деятельность. Ребята могут экспериментировать с материалами: рисовать на асфальте, ставить кляксы на разных поверхностях (цветочном листке, бумаге, салфетке, ткани) и рассматривать их, делать выводы. Игры и занятия c природным материалом - не просто забава и приятное развлечение на прогулке, это настоящее мастерство сродни искусству. Детям можно предложить такие темы для исследования:

Опыты с солнцем:

- «Выгорание цвета на солнце». Нужно сделать трафарет, прикрепить их к цветной бумаге и повесить на площадке с солнечной стороны, чтобы солнышко могло сделать красивый рисунок на бумаге без нашего участия. Трафареты аккуратно снимите и посмотрите с детьми на результат, на бумаге останется явный рисунок солнышка - изменения в цвете, которые видно на цветной бумаге. Спросите у ребят: почему так произошло, как изменился цвет бумаги, какой она стала?

- «Солнечные зайчики». Помогите детям  понять причину возникновения солнечных зайчиков, пусть попробуют пускать солнечных зайчиков, поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой. Поищут предметы, которыми можно пускать солнечных зайчиков (диск, фольга, стразы на сумочках и кепках). Предложить нарисовать солнечного зайчика на бумаге или на песке (палочками).

- «Солнечная лаборатория». Показать, какого цвета предметы (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.

- «Свет и тень». Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Показать тень от солнца на земле или листке бумаги с помощью теневого театра. Предложить обвести тень и раскрасить ее.

- «Солнечные часы своими руками». Спросить у детей как можно определить время. Предложить построить солнечные часы своими руками. Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа. «Что можно использовать для обозначения цифр на циферблате?», «Всегда ли часы будут показывать время?».  

        Опыты с песком:

- «На каком песке легче рисовать?». Предложить ребятам выявить, что на каком песке легче рисовать палочкой (мокром или сухом).  Спросить, почему на мокром песке рисунки получаются ярче и четче?  Объяснить, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.

- «Волшебный рисунок». Предложить ребятам выяснить, можно ли песком можно рисовать. На листе бумаги делаем рисунок клеем-карандашом, затем сверху посыпаем сухим песком, стряхиваем лишний песок, появляется рисунок, нарисованный песком.

        Опыты с водой:

- «Вода может склеивать». Познакомить детей со склеивающими свойствами воды. Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.

- «Прятки». «Можно ли спрятать в воде камешки?», «Какую краску лучше использовать?»

- «Краски на огороде и в цветочном горшке» использовать вопросы активизации поиска: «Как и из каких растений изготовлялись краски (пигменты)?», «Можно ли рисовать пищевыми продуктами (свеклой, морковью, ягодами)?»

- «Дружба красок» вопросы для активизации поиска следующие: «Какие краски выглядят ярко и нарядно друг с другом?», «Какие краски теряются друг с другом?», «Как выбрать интересное гармоничное сочетание красок?» В процессе изучения используется «цветной круг», организуется поиск взаимодополняющих цветов, подбор детьми сочетаний согласно условию: «Какое сочетание выглядит ярко и нарядно на черном фоне?»

- «Растущая радуга». Показать детям как радуга может расти. Салфетку сложить несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем на прямоугольнике нужно ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой. Вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками, в виде радуги.

- «Радуга из конфет «Скителс».  «Можно ли из конфет получить радугу?» На тарелку белого цвета выкладываются конфеты по кругу. Затем в серединку тарелки льем теплую воду, так чтобы слегка намочить конфеты и ждем, через несколько секунд произойдет чудо! Конфеты начинают таять и отдавать цвет воде, получаются разноцветные полоски воды в виде радуги.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление творить и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая и творческая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период»

Консультация "Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период"...

Консультация для воспитателей "Организация детского творчества летом"

Консультация для воспитателей "Организация детского творчества летом"...

Консультация для воспитателей Организация детского досуга в летний период

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем возд...

Консультация «Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период»

Лето, прекрасная пора, нет занятий, но детям не должно быть скучно.  Каковы же особенности работы с детьми в летний период?...

Организация детской деятельности в летний оздоровительный период

Организация детской деятельности в летний оздоровительный период...

Консультация для воспитателей «Организация детской познавательной деятельности в летний период».

Консультация для воспитателей «Организация детской познавательной деятельности в летний период». Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через ...