Проект «Наше богатство – в наших руках»
проект (подготовительная группа)

Ирина Александровна Баширова

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества.

 Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о планете в целом. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам!

В ходе реализации проекта мы старались  раскрыть детям элементарные и доступные каждому способы экономии воды, электроэнергии, тепла. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать, чтобы беречь природные ресурсы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_proekt_resursy.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мы за ресурсосберегающий образ жизни!

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества.

 Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о планете в целом. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам!

В ходе реализации проекта мы старались  раскрыть детям элементарные и доступные каждому способы экономии воды, электроэнергии, тепла. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать, чтобы беречь природные ресурсы.

Мы считаем, что только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни.  

Цель проекта.  Формирование первоначальных  сведений о рациональном использовании  природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.

Задачи:

- формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;

- воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного образа жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу;

- развивать коммуникативные навыки;

- вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению

Предварительная работа:

  • беседы о воде, воздухе, электричестве, природных ископаемых;
  • ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;
  • рассматривание и чтение детских энциклопедий;
  • дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Мой дом».
  • опыты и эксперименты с водой, воздухом, светом.

Этапы реализации проекта.

I. Первоначальный

Анализ научной литературы по теме «Энергосбережение»

Анкетирование родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»

II. Основной

Цикл занятий по познавательному блоку «Энергосбережение».

Беседы «Умные помощники человека», «Энергия вокруг нас», «Электричество в природе»,  «Живая и неживая природа» и др.

Просмотр мультимедийной презентации «Энергосбережение»;

Чтение художественной литературы: «Сказка о потерянном тепле» И. Башмакова, Дворецкая Ж.Г. ,  Ситникова И.А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость» и др.

Занятия по художественно-творческой деятельности «Путешествие Капельки и Искорки».

Выставка «Энергия вокруг»

Оформление буклета «Как помочь природе?»

Развлечение «Счетчик в гостях у ребят»

III. Заключительный

Викторина «Путешествие с гномом Экономом».

Оформление выставки коллективных творческих работ «Береги энергию».

Разработка правил экономного пользования водой, теплом и электроэнергией.

Создание информационных уголков для родителей «Берегите воду!», «Сохраним тепло!».

1 день

1. Беседа - чтение сказки Никифоровой В.И. "О солнышке и его друзьях" «История электричества».

Цель: Воспитание экологической грамотности, формирование бережного отношения к природным ресурсам, энергосбережения, познавательное развитие.

2. Словесная игра «История лампочки»

Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

3. Дидактическая игра «Что для чего»

Задачи: уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения;

расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.

 4. Наблюдение ««Где в нашем саду живет электричество» Наблюдение за освещением улицы.

5. Консультация для родителей «Берегите энергию»

2 день

1. Беседа на тему: " Что нас дома греет»

Цели: систематизировать представления детей об источниках тепла в доме;

 формировать потребность в бережном отношении к теплу; содействовать развитию познавательной практической деятельности творческого мышления, речевой активности;

воспитывать бережливость.

2. Разучивание стихотворения

Кто любит свою Родину,

В ком патриот живет,

Тот и богатство Родины

Хранит и бережет.

Кто экономит топливо,

Не жжет напрасно свет,

Тот сбережет энергию

На много , много лет.

Суровыми законами

Страну нам не спасти,

Стремленье к экономии

Должно в тебе расти. (Малахов Сергей)

3. Словесная игра «Замерзли- погреемся»

Дидактические задачи: развивать двигательную и речевую активность детей посредством обучения соотнесения действий со словами стихотворения;

расширять знания детей о строении человеческого тела и способах согревания с помощью физических упражнений.

4. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи.

Ход игры: Перед детьми раскладываются картинки. Детям нужно убрать лишнюю картинку.

5. Просмотр мультфильма « Фиксики-Ночник».

3 день

1. Беседа по теме: «В нашем доме тепло»

Цель: способствовать воспитанию экологического сознания у детей.

2. Занятие по энергосбережению «Электричество наш друг»

Цели и задачи:

Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения; развивать творческие способности; воспитать бережное отношение к энергоресурсам.

3. Сюжетно-ролевая игра «Салон-магазин «Бытовая техника» Цель: создать условия для расширения и обобщения знаний детей о бытовой технике, ее назначении, правилах пользования.

4. Дидактическая игра «Нельзя, надо»

Задачи: закреплять знания детей о способах экономии и бережливости путѐм обсуждения ситуаций;

развивать устойчивое внимание способом выбора правильных суждений и сопровождения соответствующих движений;

 развивать речевую активность посредством доказательства каждой ситуации.

5. Просмотр мультфильма «История одной лампочки»

4 день

1. Беседа на тему "Учимся беречь энергию"

Цели и задачи: способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

 привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго и ресурсосбережению.

2. Аппликация «Бережем электроэнергию»

Цель: Развитие творческих способностей детей; воспитание бережного отношения к электроэнергии.

3.Словесная игра «Четвертый лишний»

Дидактические задачи: учить объединять слова в единое понятие путѐм исключения слова, не относящемуся к этому понятию;

 развивать быстроту мыслительной деятельности;

формировать понятийный аппарат детей для дальнейшего изучения вопросов экономии и бережливости.

4. Настольно-печатная игра «Кто поможет электротоку»

Дидактические задачи: уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке;

 воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.

5. Квест-игра «Путешествие в страну Бережливости».

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста об энергосбережении.

6. Просмотр мультфильма «Берегите электроэнергию».

5 день

1. Беседа по энергосбережению "Опасности вокруг нас".

Цель: расширить и закрепить знания детей по энергосбережению.

Задачи: формировать у детей потребность в экономии тепла, электричества, воды, газа.

Закреплять знание правил безопасного использования энергоресурсов. Расширять активный словарь детей.

2. Чтение сказки о сбереженной энергии. Цель: Формирование устойчивых навыков бережного отношения к энергоресурсам.

3. Настольно-печатная игра «Парные картинки».

Дидактические задачи: расширять знания детей об изменениях научно-технического прогресса методом подбора парных картинок с изображением предметов-помощников человеку в быту из разных исторических периодов;

развивать у детей наблюдательность способом сравнения предметных картинок;

активизировать словарь детей с помощью слов «похожие», «разные», «одинаковые», «старинные», «современные»;

воспитывать бережное отношение к электричеству и электроприборам.

4. Дидактическая игра «Раздели на группы»

Дидактические задачи: формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека;

учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.

5. Проведение интеллектуальной викторины по энергосбережению.

Цели и задачи: обобщить знания детей об электричестве;

расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку,

продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла, электроэнергии.

3 этап – результаты проекта:

- у детей присутствуют навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

- уточнены и расширены представлений детей о бережном отношении энергоресурсов;

- Проведение квест-игры «Путешествие в страну Бережливости», которая поможет обобщить знания детей по энергосбережению

- Интеллектуальная викторина по энергосбережению.

- Представление продуктов творчества детей.

Анкета для родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»


1. Вы записываете ваше энергопотребление?
2. Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из неё?
3. Стиральная машина всегда заполнена полностью, когда вы её используете?
4. Холодильник стоит в прохладном месте?
5. Вы не ставите мебель перед обогревателем?
6. Вы начали использовать энергосберегающие лампочки?
7. Вы используете местное освещение (бра, торшер, настольную лампу)?
8. Вы проветриваете быстро и эффективно, всего несколько минут за раз?
9. Вы утепляете дом на зиму?
10. Вы зашториваете окна на ночь, чтобы удержать тепло?
11. Вы кладёте крышку на кастрюлю, когда варите?
12. Вы часто размораживаете холодильник?
13. Вы используете раковину для мытья посуды?
14. Вы моетесь под душем, а не принимаете ванну?
15. Вы ходите пешком или ездите на велосипеде в школу и на работу?
16. Вы снижаете температуру в помещении, когда выходите?
17. Вы снижаете температуру в помещении ночью?
18. Вы повторно используете стекло, бумагу, металл?
19. Вы не покупаете товары, которые могут использоваться один раз?
20. Вы не покупаете товар в больших обёртках?
21. Вы чините вещи, вместо того чтобы заменить их?

Сложите все ответы ДА.

Если у вас получилось:
От 1 до 5 – вам ещё многому нужно научиться. Начните прямо сейчас.
От 6 до 10 – у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой.
От 11 до 15 – вы являетесь хорошим примером всем остальным.
От 16 до 20 – кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране окружающей среды.

Список литературы

1. Альтернативные источники энергии (педагогический проект для реализации с детьми подготовительной к школе группы) [Электронный ресурс]. URL:  http://vscolu.ru/articles/uchis-berezhlivym-byt.html (дата обращения 02.12.2021).

2.Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 112 с.

3. Дворецкая Ж.Г. , Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость».- Витебск, 2010 . С. 54 .

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., Сфера, 2019 . С. 192.

5. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения до- школьного образования: метод. рек./ сост. И. Н. Сапун; ГУО «Акад. последиплом. образования». —Минск: АПО, 2012. 24 с.

6. Савич Н., Шатько Е. Из опыта работы по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL:  http://vscolu.ru/articles/nashebogatstvo-v-vashix-rukax.html (дата обращения 02.12.2021).

7. Смоленцова, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А.А.Смоленцова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.  176 с .

8. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1.  С.35-44.

9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: миф или современная реальность? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=fuhx2ie5LWY (дата обращения 02.12.2021).

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 179 «Подснежник»

г.о. Тольятти

Из опыта работы

проект «Наше богатство – в наших руках»

воспитатели Трушина Н.А.

Баширова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе «Наше здоровье в наших руках»

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать рез...

Проект для подготовительной группы "Наше здоровье в наших руках"

Реавлизованный проект в подготовительной группе в рамках Недели здоровья....

Проект в младшей группе "Наше здоровье - в наших руках"

Актуальность.В осенний период наблюдается увеличение заболеваемости детей. Необходимо создать в группе условия для сохранения и укрепления здоровья. В данном возрасте дети еще мало знакомы с понятием ...

Тематический проект в средней группе "Наше здоровье в наших руках"

Понимать значимость для жизни человека здоровья...

Физкультурно-оздоровительный проект для старшей группы «Наше здоровье в наших руках».

Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, п...

Проект в старшей группе "Наше здоровье в наших руках"

Проект  "Наше здоровье в наших руках" Информационно-практико-ориентированный. старшая группа....