Методы ТРИЗ
презентация к уроку (подготовительная группа)

Кузнецова Виктория Сергеевна

Методы ТРИЗ: Метод мозгового штурма, Метод каталога, Метод морфологического анализа, Мышление по аналогии, Метод золотой рыбки, Метод фокальных обьектов, Метод проб и ошибок, Системный оператор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_triz.pptx90.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач)

Слайд 2

ТРИЗ (методы) Метод мозгового штурма Метод каталога Системный оператор Метод золотой рыбки Метод фокальных объектов Метод проб и ошибок Метод морфологического анализа Мышление по аналогии

Слайд 3

Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)- (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Слайд 4

Метод каталога Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?

Слайд 5

Предполагаемый ход действия сказки: 1. Жил-был… 2. И был он какой?. 3. Умел делать что?. 4. Делал он это, потому что… 5. Но в это время жила-была… 6. Она была… 7. Однажды между ними случилось… 8. Им помогла… 9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

Слайд 6

Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например " Левообезьян ”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева .

Слайд 7

Метод системного анализа Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Слайд 8

Метод морфологического анализа В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

Слайд 9

Возможные варианты характеристик объекта по выделенным критериям Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. Например, Иван-царевич - вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое.

Слайд 10

Метод золотой рыбки Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. Ситуация фантастическая. Рассмотрим, что в ней реального. Мог ли старик выйти на берег моря, забросить невод и вытащить рыбку? Мог. Это реальная составляющая. Мог ли старик вытащить золотую рыбку? Нереально - в море рыбки обычные. Рассмотрим, что в этой нереальной ситуации возможно. Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Здесь нереальным является то, что аквариумная рыбка попала в море. Рассмотрим, что тут может быть реальным. Реально, что на каком-то судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Но наша цель в том и заключается, чтобы перейти от сказочной, фантастической ситуации к реальной.

Слайд 11

Моделирование маленькими человечками Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное) Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков” дети составляют модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т.д.

Слайд 12

Метод проб и ошибок Мышление методом проб и ошибок зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает - накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. Затем, накопив некоторый опыт (на своих ошибках и победах) и знания, ребенок постепенно переходит от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к более сложным видам: абстрактно-понятийному и логическому. Тогда полнее начинает работать "здравый смысл" - толковый, рассудительный, трезвый, "взрослый". Здравый смысл - это наша логичность, умение анализировать.

Слайд 13

Мышление по аналогии Умозаключение по аналогии - это получение знаний о малоизученном предмете путем переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным для данного рассмотрения признакам. Именно в таком понимании мы будем использовать термин умозаключение или мышление по аналогии. Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Свеча по главной функции аналогична лучине. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле). Мышление по аналогии - это использование старых решений в новых задачах, это использование нашего прошлого опыта или опыта других людей..

Слайд 14

Типовые приемы фантазирования Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот. Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения. ТРИЗ рекомендует проводить с детьми беседы на такие темы: 1) исторические: как изобрели колесо, самолет, вилку, карандаш и пр.? 2) на прогулках: кто мама ветра, кто его друзья, о чем шепчет ветер, о чем спорит ветер с солнцем? 3) Прием эмпатии : что чувствует этот кустик? Испытывает ли боль дерево?

Слайд 15

Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста. Игра "Теремок" Игра "Маша-Растеряша" Игра " Да-Нетки ” или "Угадай, что я загадала” Игра " Черное-белое ” Игра "Наоборот” или "перевертыши” " Чем был - чем стал" "Хорошо-плохо" "Робинзон Крузо" "На что похоже" «Что – то – часть чего – то» «Что из чего» «Цепочка» «Камень, брошенный в пруд» «Чудесный экран» (« девятиэкранка ») «Что-то» автор М.С.Гафутулин . "Перевирание сказки" "Сказка наизнанку" Игра "Красная шапочка” Игра "Держи вора!" Игра "Давай поменяемся" Игра "Найди друзей" Игра "Фантазия" Игра "Волшебные картинки"

Слайд 16

Источники 1.Банк инноваций в ДОУ http://innovaciivdou.at.ua/index/metody_triz/0-72 2. http://podsnezhniksad.ucoz.com/index/igry_triz/0-652 3.Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр » http://tmndetsady.ru/konkursyi-na-sayte/konkurs-metodicheskih-rabot-interaktivnyie-formyi-sotrudnichestva-s-roditelyami/news2636.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиск...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

Заседание творческой группы. "Применение ТРИЗ в коммуникативной развитии дошкольников". Выступление: "Методы ТРИЗ" (13.08.2021)

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...