Кружок "Развивайка"
учебно-методический материал (старшая группа)

Вербицкая Ольга Федоровна

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Агинский детский сад №3 «Родничок»

Тематический план работы кружка:

  «Развивайка»

(возраст 5-6 лет)

Руководитель кружка: воспитатель

 Вербицкая О.Ф.

2023-2024гг.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Чтобы научить ребенка правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Данная программа предлагает несколько направлений работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. Занятия по данной программе способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, созданию психологического комфорта.

Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению.

 Программа по развитию мелкой моторики направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мышления, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

 Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

  1. Цели и задачи  программы

    Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев и кистей рук у детей среднего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

    Задачи программы:  

  • Создание условий для развития мелкой моторики;
  • Формирование графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и обводку трафаретов;
  • Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов (логического мышления, внимания, памяти);  
  • Расширять знания и представления об окружающем мире;
  • Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами);
  • Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы .
  • Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  1. Принципы  программы
  • Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
  • Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;  
  • Принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
  • Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
  • Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведѐтся в системе и в определѐнной последовательности.  
  • Принцип наглядности обучения.
  • Принцип интеграции образовательных областей.
  • Принцип прочности - многократное повторение и закрепление полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.

3. Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

Пальчиковый игротренинг.

Массаж кистей рук.

 Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Развитие графических навыков

 Рисование по трафаретам.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

 Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

 Выкладывание фигур из счетных палочек.

   Общие сведения о кружке:

Вид – познавательный, речевой

Количество детей – 8

Возраст – 5-6 лет

Количество занятий в неделю – 1

Перспективный план работы кружка на 2022 – 2023 учебный год

Плановые сроки прохождения

Программные задачи

Содержание

Сентябрь

3 неделя

Развивать ручную умелость и мелкую моторику, формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». Массаж специальным мячиком «Ежик». «Кленовый лист» (оригами) Работа в тетрадях

4 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Массаж каштанами. Игра «Осенние листочки». Фигурки из счетных палочек «Солнце». Работа в тетрадях

Октябрь

1 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика: «Дружба». «Веселые пальчики». Фигурки из палочек «Качели» Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) Работа в тетрадях.

2 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии

Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом». Массаж прищепками. Фигурки из счетных палочек «Ежик». Работа в тетрадях

3 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии.

Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом». Массаж прищепками. Фигурки из счетных палочек «Ежик». Работа в тетрадях.

4 неделя

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами.

Пальчиковая гимнастика: «Заборчик». Массаж еловыми шишками. «Гриб» (оригами) Работа в тетрадях.

Ноябрь

1неделя

Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Пальчиковая гимнастика: «Букет для мамы». Массаж специальным мячиком «Испечем мы каравай». Игровое упражнение «Назови транспорт» Работа в тетрадях

2 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии

Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет» Массаж специальным мячиком «Этот шарик не простой». Фигурки из счетных палочек «Морковка, треугольник» Работа в тетрадях.

3неделя

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Развитие осязания, мышления, воображения, памяти, внимания

Пальчиковая гимнастика: «Дождик». Игра «Спрячь в ладошке». Фигурки из палочек «Это дом, паровоз». Работа в тетрадях.

4 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки.

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лес». Массаж специальным мячиком «Ежики». «Цветок для мамы» (оригами) Работа в тетрадях

Декабрь

1 неделя

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений; учить штриховать в разных направлениях.

Пальчиковая гимнастика: «Снегопад». Массаж сосновыми шишками. Работа в тетрадях.

2 неделя

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур

Пальчиковая гимнастика: «Белочка и орешки». Массаж специальным мячиком «Иголки». Фигурки из палочек «Елочка» Работа в тетрадях

3 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развить внимание, воображение, познакомить с понятием о симметрии.

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в зимнем лесу». Массаж прищепками. « Елочка» (оригами) Работа в тетрадях.

4 неделя

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Новогодние игрушки». Фигурки из палочек «Снеговик» Массаж специальным мячиком «Мяч» Работа в тетрадях

Январь

3 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: Массаж с мячиком «Игра с ежиком». Работа в тетрадях.

4 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: «Сосны». Массаж специальным мячиком «Котенок» Фигурки из счетных палочек «Рыбка». Работа в тетрадях

Февраль

1 неделя

Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка» Массаж карандашом. Дидактическая игра «Покорми птиц» ( рассортировать фасоль и горох) Работа в тетрадях.

2 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки

Пальчиковая гимнастика: «Белочка». Массаж специальным мячиком «Котенок» Фигурки из счетных палочек «Рыбка». Работа в тетрадях.

3 неделя

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Солдаты» Массаж прищепками. Работа в тетрадях. «Снежинка» (оригами)

4 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: Строим дом» Массаж каштаном. Игровое упражнение «Мамины помощники» Работа в тетрадях

Март

 1 неделя

Упражнять в выкладывании фигур из палочек; работать над развитием зрительно моторных функций.

Пальчиковая гимнастика: «На ладошку села мушка». Фигурки из счетных палочек «Квадрат». Массаж специальным мячиком «Колючий еж». Работа в тетрадях.

2 неделя

Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук

Пальчиковая гимнастика: «Апельсин» Массаж специальным мячиком «Котенок» Игра: «Помоги золушке». Работа в тетрадях.

3 неделя

Развивать зрительно- двигательную координацию и моторику пальцев рук. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

Пальчиковая гимнастика: «Лилия для мамы» (оригами) Работа в тетрадях.

4 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами

Пальчиковая гимнастика: «Мой мишка». Массаж специальным мячиком «Ежик и мышки». Работа в тетрадях

Апрель

1 неделя

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Пальчиковая гимнастика: «Ласковое солнышко». Фигурки из счетных палочек «Домик для скворца». Дидактическая игра «Быстрые ножки» (ходьба пальцами по столу в крышках) Работа в тетрадях.

2 неделя

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика: «Встреча птиц» Массаж специальным мячиком «Котик». Фигурки из счетных палочек Бабочка» Игровое упражнение «Клубочки». Работа в тетрадях

3 неделя

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций; совершенствовать графические навыки

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка в лес». Дидактическая игра: «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика). Работа в тетрадях.

4 неделя

1 занятие

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: «Сапожник». Фигурки из счетных палочек «Матрешка». Массаж специальным мячиком «Мячик и ежик»

Май

1 неделя

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами.

Пальчиковая гимнастика: Прилетели птички» Дидактическая игра «Нес однажды муравей» (перекладывание гороха из одной емкости в другую

2 неделя

Продолжать развивать мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

Пальчиковая гимнастика: «Пчелы». Массаж грецким орехом. «Голубь» (оригами) Работа в тетрадях.

3 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Пальчиковая гимнастика: «Рыбка». Массаж специальным мячиком «Колобок» Работа в тетрадях.

4 неделя

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами

Пальчиковая гимнастика: Сороконожка» Игровое упражнение «Чего не стало». Массаж каштаном. Работа в тетрадях.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Черенкова Е.Ф. «Оригинальные пальчиковые игры» - М: ООО Издательство «ДОМ XXI век», 2008 г.

2. «Послушный карандашик» - Издательство «Солнечные ступеньки»; серия «Папка дошкольника»;

3. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.