«Портфолио дошкольника как инновационная технология».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Аганова Жанна Георгиевна

Портфолио дошкольника как инновационная технология

 

      В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще всего речь идет о портфолио ученика, реже — о мето­дическом портфолио. Что же такое портфолио? Возможно ли его использование в дошкольном учреждении?

Существуют различные подходы к определению понятия «портфо­лио» (Т.Г. Новикова, А.С, Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др.).

Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «пока­зать все, на что ты способен».

Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит инте­грация количественной и качественной оценок, и, самое глав­ное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непоерывной оценки, способ совершенствования образова­тельного процесса.

Функции технологии

1. Диагностическая функция — фиксируются изменения и рост за определенный период времени.

2. Функция целеполагания — создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи.

3. Мотивационная функция — поощряет детей, педагогов и роди­телей к взаимодействию и достижению положительных результа­тов.

4. Содержательная функция — материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.

5.  Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса воспи­тания, обучения и развития от года к году.

6. Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, дело­выми и представляться как в текстовом формате, так и в электрон­ном виде.

Классификация моделей

1.  По принадлежности (авторству) — портфолио как показатель достижений:

—  портфолио дошкольника;

—  портфолио педагога;

—  портфолио дошкольного учреждения;

—  портфолио семьи;

—  портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского).

2. По направленности:

—  портфолио-собственность — сбор материала для себя;

—  портфолио-отчет — сбор материала по запросу, заявке, в соот­ветствии с планом исследования, работы.

3.  По целеполаганию — портфолио как отражение поставленных задач:

—  портфолио достижений — отражает результаты работы по кон­кретному направлению деятельности;

—   аттестационный — отражает достижения в межаттестацион­ный период педагога, ДОУ;

—  накопительный - содержит информацию о результатах соб­ственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ, об опыте коллег, материалы периодической печати и др. для ее дальнейшей обработ­ки и систематизации;

—  тематический — отражает опыт деятельности педагога (ДОУ, коллектива) в рамках определенной темы;

—  проблемныйпредполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ), отражает цели, процесс и результат решения поставленной проблемы;

—  оценочно-диагностический — учитывает результаты, достигну­тые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;

—  конкурсный — определяет рейтинг деятельности педаго-га (ДОУ);

рефлексивный — демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышле­ний, впечатлений.

4. По времени создания:

—  краткосрочный;

—  среднесрочный;

—  долгосрочный.

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

5. По оформлению:

—  печатный вариант — в виде папок, картотек, портфелей;

—  электронное портфолио (Power Point, Word, web-сайт и др.);

—  раскраска.

     

       Портфолио — это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при единственном требовании — удобство хранения.

6.  По содержанию:

—  портфолио документов — сертифицированные (документиро­ванные) индивидуальные достижения;

—  портфолио работсобрание различных творческих и про­ектных работ автора, а также описание основных форм и направ­лений его образовательной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, раз­личного рода практик, спортивных и художественных достиже­ний и др.;

—  портфолио отзывов — характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагога­ми, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный ана­лиз самого автора своей конкретной деятельности и ее резуль­татов.

       В портфолио могут присутствовать разделы: документов, работ, отзывов в количестве от 1 до 3 в различных сочетаниях.

     Приведем пример возможного использования различных моделей портфолио разными категориями авторов и коллекти­вов:

классификация

портфолио

дошкольника

педагога

ДОУ

семьи

коллектива

По направленности

 

 

 

 

 

собственность

+

+

+

+

+

отчет

 

+

+

+

+

По целеполаганию

 

 

 

 

 

достижений

+

+

+

+

+

аттестационный (аккредитацйионный)

+

+

+

+

+

накопительный

+

+

+

+

+

тематический

+

+

+

+

+

проблемный

+

+

+

+

+

оценочно-диагностический

 

+

+

 

+

конкурсный

 

+

+

 

+

рефлексивный

 

+

 

 

 

По времени создания

 

 

 

 

 

краткосрочный

+

+

+

+

+

среднесрочный

+

+

+

+

+

долгосрочный

+

+

+

+

+

По оформлению

 

 

 

 

 

печатный

+

+

+

+

+

электронный вариант

+

+

+

+

+

раскраска

+

 

 

 

 

По содержанию

 

 

 

 

 

документы

+

+

+

+

+

работы

 

+

+

+

+

отзывы

 

+

+

+

+

комплекс материалов

 

+

+

 

+

     Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор мате­риалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубри­ки. Количество разделов и рубрик, а таюке их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.

Структура

1. Портрет.

      Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы

2. Коллектор.

Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, в нем собран необходимый материал, разработанный педагогами, коллегами, исследователями. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информации, иллюстрации и т.д. — одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности автора портфолио. Коллектор — это своего рода «копилка» материалов и информации, часть которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть перейдет в портфолио по другим темам.

3. Рабочие материалы.

Раздел включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие работы и т.д. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных автором портфолио.

4. Достижения.

Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии (профессиональном, личностном). Это могут быть наиболее успешно выполненные задания, отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, работы, получившие высокую оценку и самооценку, свидетельства об окончании различных курсов, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором автор поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помо­гают систематизировать материал и формируют структуру раз­дела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики — это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализи­ровать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.

Количество обязательных рубрик должно быть ограничен­ным — необходимым и достаточным для отражения особенностей

вида портфолио. Количество выбираемых рубрик оговаривается для каждого вида отдельно.

Содержание рубрики определяется ее названием, объем — назна­чением материала, который в нее включается, структура и оформле­ние — индивидуальными особенностями автора.

Предлагаем вашему вниманию универсальную схему содержания разделов, которую можно использовать при разработке портфолио в дошкольном учреждении.

Варианты разделов портфолио

Разделы портфолио

Особенности раздела

Примерное содержание

Портрет

Материалы, представляющие автора

«Резюме» - представление себя. «Неотправленные письма» - неопубликован­ные размышления на тему

Коллектор

Материалы, собранные автором по теме портфолио

«Теоретический монолог» - основные теоретические положения по теме портфолио; «Законы, принципы, правила» - теоретические основы рассматриваемого материала; «Мудрость великих» - высказывания великих людей по заявленной проблеме, теме; «Голоса» - материалы из электронных версий журналов, книг,

«Полезные ссылки» - каталог ссылок на интернет-ресурсы по проблеме с краткой аннотацией каждого сайта; «Что бы это значило?» - понятийно-терминологический словарь; «Статистические данные» - информация в цифрах и фактах;

«Творчество коллег» - интересные работы педагогов, родителей; «Мой помощник - компьютер» -компьютерные программы; «Искусство» - образцы изобразительного творчества; Библиография

Рабочие материалы

Материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио

«Самостоятельные работы» - собрание текущих самостоятельных работ, эссе на разные темы, проекты; «Графический организатор» - планы,

алгоритмы и модели выполнения заданий;

«Вопросы, оставшиеся без ответов» -

вопросы, ответы на которые автор не получил

в ходе работы над портфолио;

«Где и когда я смогу использовать...» -

практическое применение полученных знаний;

«Банк идей» - идеи, даже самые

безрассудные;

«Что будет, если...» - банк гипотез;

«Диверсант» - аргументы и контраргументы

на заданную тему;

«Девиз...»;

«Эмблема...»;

«Реклама...»;

творческие работы;

«Темы для исследования» - возможные темы

дальнейшей работы;

результаты проверочных работ, тестов;

«Курьезы, анекдоты, детские высказывания»;

«Параллельные миры» - внутри-

и межпредметные связи;

«Мои проекты» - проекты (паспорта проектов),

исследовательские работы;

макеты, модели (краткое описание, фото,

приемы работы);

аудио- и видеоматериалы;

фотографии;

схемы, таблицы, графики, диаграммы;

анкеты и результаты их обработки;

интервью;

вопросы, возникающие в ходе работы;

дневники наблюдений;

самооценка работ;

постановка и обоснование целей

деятельности;

краткие записи докладов, выступлений

по теме портфолио;

описание экспериментов

Достижения

Материалы, которые демонстрируют прогресс автора

1. «Стимулы успеха» - что в ходе работы помогало прогрессу, резюме, подготовленное автором, с оценкой собственных достижений.

2. «Мои открытия» - информация, которая удивила, закономерности, которые установили самостоятельно.

3. «Размышления о занятии» - рефлексивный анализ занятий:

- эссе автора, посвященное выбору направления дальнейшего развития;

- заключение о качестве выполненной работы;

- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

- самооценка портфолио самим автором;

- оценка лортфолио рецензентом;

- грамоты, сертификаты, справки об определенных достижениях;

-  выводы, полученные

в ходе работы;

- план защиты проекта;

- презентация

 

       Таким образом, портфолио — это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполне­ния разделов и рубрик.

Вид, структуру и содержание портфолио определяет автор, соста­витель портфолио (кроме дошкольников), однако допускаются помощь и консультирование руководителей, педагогов, особенно если речь идет о дошкольнике.

Алгоритм запуска

1. Мотивация: каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно, зачем нужен портфолио.

2. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть пред­ложен руководителем, педагогом или выбран по желанию автора.

3. Определение времени работы над портфолио (на занятиях, во время самостоятельной работы, в совместной деятельности, дома совместно с родителями и т.д.) и сроков сдачи.

4. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть — обязательные, которые должны быть у каждого, часть — по выбору автора.

5. Определение критериев оценивания: обсуждаются и опреде­ляются совместно с авторами. Определенные критерии могут быть обязательными и не подлежащими обсуждению, например наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.

6. Определение способов оценивания (представления) портфо­лио: целесообразно до начала работы над портфолио договориться с авторами о том, какие способы будут использованы для оценива­ния (представления) портфолио.

Планирование работы

1. Каковы цели использования портфолио?

Необходимо четко определить для себя цель создания портфо­лио. Исходя из цели определяется вид портфолио. Если собирается материал по определенной теме, то портфолио будет тематическим независимо от авторства. К примеру, вопросы оздоровления рас­сматриваются: в портфолио педагога — «Физкультурно-оздоро­вительная работа с детьми дошкольного возраста»; в портфолио ДОУ — «Приоритетное направление ДОУ — физическое воспитание и оздоровление детей»; в портфолио семьи — «Папа, мама, я — спор­тивная семья»; в портфолио группы - «Группа «Здоровейка» и т.д.

2.  Из каких компонентов будет состоять портфолио?

Как указывалось выше, разделы, рубрики могут быть как обяза­тельными для определенного вида портфолио, так и внесенными автором. К примеру, раздел «Портрет» обязателен для каждого портфолио, но рубрики в нем могут быть разные: в одних случаях это автобиография, в других — резюме, может быть эссе «Мое педа­гогическое кредо» либо рубрики «Я — глазами детей», «Расскажите обо мне», «Моя семья», «Генеалогическое древо» и т.д. Содержание рубрик помогает раскрыть автора с лучшей стороны. При этом оно должно соответствовать цели портфолио: если ставится цель показать автора как хорошего лидера, то и в «Портрете» раскрыва­ются его лидерские качества; если это аттестационное портфолио, то показывается профессионализм педагога.

3. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Оценивается каждый вид портфолио, только в одних случаях —

это самооценка, в других — оценка коллегами, в третьих — оцен­ка экспертами. Поэтому необходимо оценивающих познакомить с критериями оценки, с формой оценивания.

4. Как будет выглядеть портфолио?

Несмотря на то что внешний вид портфолио не оценивается, он имеет большое значение. Портфолио отражает индивидуальность автора, его творческие способности, креативность, мастерство. Можно познакомить авторов с образцами, с различными вариан­тами оформления. Одним из главных условий является удобство хранения, поэтому портфолио не должен превращаться в «бабуш­кин сундук».

5. Кто участвует в разработке портфолио?

В зависимости от вида и цели определяется круг участников. В создании портфолио дошкольника могут участвовать ребенок и воспитатель, или ребенок, родители и воспитатели, или ребенок и специалисты ДОУ и пр. Портфолио группы составляют вос­питатели и дети, воспитатели, дети и родители и т.д. Необходимо продумать взаимодействие всех участников при формировании портфолио.

6. Как часто будет происходить обсуждение материалов портфо­лио?

Портфолио — это не эпизодическая акция, поэтому определяется периодичность работы (не реже 1 раза в месяц, 1 раза в квартал), кто, когда и где будет работать с портфолио.

7.  Где будет храниться портфолио?

В группе, дома, в методическом кабинете, главное — удобство хранения, свобода доступа и возможность для внесения изменений, новых материалов.

 

8. Как будет происходить презентация портфолио?

Презентация портфолио — итог работы, она должна быть про­думана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов портфолио, выступление на методическом объедине­нии, выступление на родительском собрании, выставка портфолио и т.д.

 

 

 

 

 

Этапы работы

Этап

Цель

Особенности

Содержание

Постано-

вочный

Знакомство с темой,

назначением

и длительно

стью работ

Определение даль­нейшей деятельности,ее значи-

мости

Мотивация участников образовательного процесса.

Определение цели создания портфолио

 

Сознательное принятие ответственности за свой выбор.

Планирование работы с портфолио

 

Определение вида.

Определение структуры портфолио.

Распределение обязанностей участников. Подготовка нормативных документов. Определение сроков создания, периодичности работы с портфолио. Определение места хранения

Поисковый

Сбор и систематизация материала

Индивидуальный поиск

авторов.

Разнотемповость этапа.

Рост степени свободы

выбора автора

Сбор информации.

Консультации с педагогами. Консультативная помощь родителям.

Мастер-классы и семинары для родителей. Индивидуальная работа с детьми

Заключительный

Осуществление рефлексии собственной деятельности

Осознание своих достоинств и проблем

Презентация портфолио.

Индивидуальные беседы с детьми. Консультации с родителями

       

Наиболее сложный 2-й этап — сбор информации, заполнение портфолио. Перед автором стоит задача отбора информации в соот­ветствии с поставленной целью. Решению данной задачи способ­ствует умение педагога находить информацию в различных источ­никах, правильно ее воспринимать, выделять главное, второсте­пенное, систематизировать, структурировать и др. Все это является показателем информационной компетентности. В данном случае портфолио способствует совершенствованию навыков владения формализованными методами аналитико-синтетической перера­ботки информации (составление библиографического описания, плана, тезисов, конспекта, аннотации, обзора литературы и др.), компьютерной грамотности (оформление материалов с использо­ванием информационных технологий, представление материалов в виде презентации Power Point). Основы информационной ком­петентности начинают формироваться в дошкольном возрасте. Составление портфолио предоставляет детям возможность обра­щаться к разнообразным источникам информации, адекватным возрасту, обмениваться информацией, планировать свою деятель­ность, обозначать цель, определять последовательность действий для ее достижения.

 

Критерии оценивания

Критерии оценивания определяются в соответствии с видом портфолио. Мы предлагаем комплекс критериев, из которых можно выбрать необходимые для конкретного портфолио:

•  Полнота информации о деятельности.

•  Логичность отбора содержания.

•  Логичность структурирования материалов.

•  Транслируемость

•  Правильность оформления материалов.

•  Авторские находки.

•  Креативность мышления (гибкость, рациональность, ориги­нальность мышления).

•  Сформированность умения решать задачи.

•  Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.).

•  Развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументированно излагать мысли и др.).

•  Сформированность умений самоконтроля и самооценки (само­критичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).

В педагогической литературе рекомендуется включать в портфо­лио следующие элементы:

•  Сопроводительное письмо владельца портфолио с указанием цели, предназначения и кратким описанием этого документа.

•  Содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов.

•  Самоанализ представленных элементов и взгляд в будущее. Опыт показал, что некоторую трудность для авторов представляет

составление сопроводительного письма.

Предлагаем вопросы и советы, которые помогут написать комментарий к портфолио.

1. По какому принципу организована информация в портфолио?

2. Что получилось, что вызвало трудности?

3. Если то, что не включено в портфолио?

4. Что нового узнали в процессе его подготовки?

5.  Можно ли представить себе жизненную ситуацию, в которой данные знания стоило бы использовать для ее решения? Приведите пример.

6. Была ли работа над портфолио полезна для дальнейшего ваше­го продвижения?

7. Помните, что описанию подлежит каждый отобранный мате­риал.

8. Не забудьте, что комментарий вы представляете в форме пись­ма или обращения к читателю.

Следует отметить, что не во всех видах портфолио будут присут­ствовать вышеперечисленные элементы. К примеру, в портфолио дошкольника, портфолио группы или семьи они будут не совсем уместны, если это не тематическое или проблемное портфолио. Однако, если портфолио является результатом проектной деятель­ности либо проблемным, аттестационным, конкурсным и пр., ком­ментарии к материалам помогут экспертам глубже понять позицию автора.

Одной из форм представления портфолио является его презен­тация. Цель презентации состоит не в сокращенном изложении разделов портфолио, а в представлении основных результатов про­деланной работы за определенный период времени. Презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью Power Point, слайд-шоу.

Показателями качества презентации являются:

—  соответствие содержания презентации содержанию портфолио;

—  выделение основных результатов деятельности автора портфолио;

—  качество изложения материала.

При работе с портфолио нередко возникают проблемы. Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки.

1. Портфолио — дело добровольное, отражает индивидуальность автора-составителя, поэтому предложения, относящиеся к виду, форме, содержанию, носят рекомендательный характер. Не может быть всеобщего обязательного ведения портфолио ни среди педаго­гов, ни среди родителей, ни среди детей. При введении обязательно­сти портфолио будет носить чисто формальный характер и являться лишней нагрузкой как для педагогов, так и для детей. Автор порт­фолио должен быть заинтересован, увлечен его идеей и должен

четко осознавать цели создания и возможности его использования в практической деятельности.

2.  Иногда при сборе документов, творческих работ, при оформ­лении состава портфолио родители и педагоги пытаются вклю­чить в него те или иные материалы без учета мнения самого ребенка, опираясь лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется желанием сделать информацию о ребенке более «объективной» и «объ­емной». Но даже дошкольник должен сам лично решать, какие именно материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия само­го ребенка включать те или иные материалы в его портфолио. Аналогичная ситуация возможна и при составлении портфолио педагога, когда руководители уже решили, что должно быть, в каком количестве, и инициатива авторов возможна в строго ограниченных рамках. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио лишает его индивидуальности. Как только мы в обязательном порядке введем портфолио, он превратится в формальность.

3. Отказ от всякой помощи автору при формировании портфолио, мотивируя это тем, что процесс формирования портфолио — сугубо личное дело и не следует вмешиваться в него. Автор должен рабо­тать над материалами своего портфолио самостоятельно, одна­ко это не значит, что взрослые, коллеги, руководители должны самоустраняться. Помощь может состоять в консультировании, систематизации необходимых материалов и обсуждении способов демонстрации своих достижений и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать активность, создавать условия для само­реализации, оказывать необходимую психологическую и практиче­скую поддержку.

4. Формальный подход к портфолио - «соревнование за коли­чество», за максимальное число документов и материалов, поме­щаемых в презентационную папку. Следует помнить, что главное в технологии портфолио — помочь автору оценить свои достиже­ния, выявить проблемы, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Автор должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку тот или иной документ.

5. Сбор только документов «с печатями». Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы (дипломы, сертификаты, свиде­тельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомен­дательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное — спо­собность автора продемонстрировать свои возможности и достиже­ния с разных сторон. Выбранная самим автором творческая работа, конспект проведенного мероприятия, отзыв родителя и пр. могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью.

6.  Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений автора. К примеру, понятно желание педагога включить в портфо­лио имеющиеся у них документы и материалы за всю профессио­нальную деятельность, однако аттестационное портфолио должно показать рост профессионализма с момента последней аттестации.

7. Сбор материалов только последнего времени. Это другая край­ность, когда автор собирает документы и материалы исключительно за год и даже несколько последних месяцев. Конечно, так проще. Но если мы говорим о семейном портфолио и семейных традициях, то стоит проследить их гораздо глубже.

8.  Псевдопортфолио. Он получается, когда вместо портфо­лио представляется готовый личный дневник либо аттестационная папка, одинаковая для всех, книга (папка), где все уже заранее раз­графлено и педагогу остается только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще, да и особой работы но внедрению не требуется: издал указание — и все. Но ведь главное в идее портфолио — это собственный выбор автора: какие докумен­ты и материалы включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых страниц. Полная свобода автора в том, что вкладывать или изымать из папки — неотъемлемая составляю­щая идеи портфолио.

9. Отсутствие систематической работы над портфолио. Портфолио как разовая акция. В этом случае исчезает сама идея портфолио. Портфолио подразумевает систематическую работу, постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов, иначе нет смысла начинать работу.

10. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Распростра­ненный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие род­ственники. Определенная помощь и поддержка взрослых при сборе и оформлении портфолио, разумеется, нужна, но ни в коем слу­чае не следует полностью подменять ребенка в этом процессе. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные уси­лия, поскольку при этом происходят процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям. Это относится и к портфолио группы, коллектива, семьи. Если вместо автора портфолио формируют другие, то теряется цель, то, ради чего предпринята попытка составления портфолио, — оценка, осо­знание собственных достижений.

11. Акцент на форме, а не на содержании. Часто родители, педагоги увлекаются оформлением, появляется негласный кон­курс — у кого профессиональнее, красивее, богаче и т.д. Но главное для портфолио — его содержание, а не внешняя красота и выдер­жанный стиль оформления. И если речь идет о портфолио дошколь­ника и семьи, то самое активное участие в оформлении должен при­нимать именно ребенок. «Красивая книжка» не всегда раскрывает индивидуальность автора.

12. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах. Портфолио школьника оценивается баллами, а как быть с портфо­лио дошкольника или семьи, ведь главное здесь не получение оцен­ки, а отслеживание достижений, или формирование самооценки, или обобщение опыта работы и др.

13.  Отсутствие единства в оценке материалов портфо­лио. Необходимо разработать и принять на уровне ДОУ, региона нормативные документы, в соответствии с которыми будут оцени­ваться материалы портфолио.

Предлагаем более подробно ознакомиться с различными моделя­ми портфолио и опытом работы педагогов дошкольных учреждений по разработке и внедрению разных их видов.

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Портфолио педагога — это один из методов оценки профессиона­лизма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие уме­ния педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педаго­гом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творче­ской, социальной, коммуникативной.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс орга­низации и технологию работы с продуктами учебно-познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оцен­ки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.

Портфолио педагога — индивидуальная папка, в которой зафик­сированы личные профессиональные достижения в образователь­ной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.

Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наибо­лее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потреб­ности, свое видение окружающей действительности, свое представ­ление о том, что должен содержать портфолио. Однако необходимо помнить, что представляемые материалы должны демонстрировать эффективность и устойчивость результатов работы, оригиналь­ность, творчество, умение автора обобщать и делать выводы.

Виды и примерное содержание портфолио рассматривались выше. Остановимся подробнее на некоторых из них.

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ

Интересной формой портфолио является педагогический порт­фель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуаль­ных достижений педагога в определенный период его деятельности. Цель его — сформировать банк данных о нем. Это дает возможность педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, является стимулирующим фактором его профессио­нального роста, а администрации позволяет получить диагностику результатов труда педагога, увидеть систему его работы, обобщить передовой педагогический опыт.

Разделы и содержание педагогического портфеля несколько отли­чаются от приведенных выше.

Разделы

Содержание

Визитная карточка

Информация о педагоге

Повышение уровня педагогической квалификации

Документ об окончании курсов, посещениях открытых просмотров, конференций и пр.

Диагностика профессионального мастерства педагога

Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников

Педагогическая копилка

Материалы, разработанные педагогом, конспекты занятий, открытых просмотров, мероприятий для педагогов ДОУ, города, области, проекты, аудио- и видеоматериалы, фотографии

Показатели в работе

Награды, поощрения, сертификаты

Отзывы

Заключения, рецензии, резюме

Требования к оформлению:

—  учет своего опыта, особенностей, условий;

—  эффективность и устойчивость результатов;

—  оригинальность, творчество, новаторство;

—  анализ и оценка качества знаний;

—  обобщение опыта работы, выводы.

Периодичность заполнения педагогического портфеля:

Не менее 1 раза в квартал.

 

 

 

 

 

ПОРТФОЛИО «ПАРТНЕР»

Это один из видов тематического портфолио и представляет новую форму. Структура его очень подвижна, странички могут меняться, сокращаться, дополняться.

Разделы

Материалы

Родитель - ребенок

Результаты адаптации детей к детскому саду, листы

здоровья.

Отзывы родителей, рисунки, рассказы детей о детском

саде, воспитателях

Родитель - мастер

Оборудование детской площадки, изготовление пособий, ремонт оборудования и др.

Родитель - актер

Участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ, городе

Родитель - гражданин

Участие в жизни города, проведение акций, конкурсов

Родитель - педагог

Проведение мастер-классов с детьми, педагогами, родителями

Каким бы я хотел видеть детский сад

 

Мои советы, пожелания

 

   

В содержание портфолио «Партнер» могут войти конспекты мероприятий, проекты, рассказы, аудио- и видеоматериалы, фото­графии, грамоты, сертификаты и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_portfolio.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей города Троицка»

«Портфолио дошкольника как инновационная технология».

Воспитатель

Аганова Ж.Г.

г.Москва, г.Троицк

2018г.

Портфолио дошкольника как инновационная технология

В последнее время в педагогической литературе активно обсуждаются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще всего речь идет о портфолио ученика, реже — о методическом портфолио. Что же такое портфолио? Возможно ли его использование в дошкольном учреждении?

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т.Г. Новикова, А.С, Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др.).

Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «показать все, на что ты способен».

Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит интеграция количественной и качественной оценок, и, самое главное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непоерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Функции технологии

1. Диагностическая функция — фиксируются изменения и рост за определенный период времени.

2. Функция целеполагания — создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи.

3. Мотивационная функция — поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов.

4. Содержательная функция — материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.

5. Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса воспитания, обучения и развития от года к году.

6. Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом формате, так и в электронном виде.

Классификация моделей

1. По принадлежности (авторству) — портфолио как показатель достижений:

портфолио дошкольника;

— портфолио педагога;

— портфолио дошкольного учреждения;

— портфолио семьи;

— портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского).

2. По направленности:

портфолио-собственность — сбор материала для себя;

портфолио-отчет — сбор материала по запросу, заявке, в соответствии с планом исследования, работы.

3. По целеполаганию — портфолио как отражение поставленных задач:

портфолио достижений — отражает результаты работы по конкретному направлению деятельности;

аттестационный — отражает достижения в межаттестационный период педагога, ДОУ;

накопительный - содержит информацию о результатах собственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ, об опыте коллег, материалы периодической печати и др. для ее дальнейшей обработки и систематизации;

тематический — отражает опыт деятельности педагога (ДОУ, коллектива) в рамках определенной темы;

проблемныйпредполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ), отражает цели, процесс и результат решения поставленной проблемы;

оценочно-диагностический — учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;

конкурсный — определяет рейтинг деятельности педаго-га (ДОУ);

рефлексивный — демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышлений, впечатлений.

4. По времени создания:

краткосрочный;

— среднесрочный;

— долгосрочный.

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

5. По оформлению:

печатный вариант — в виде папок, картотек, портфелей;

электронное портфолио (Power Point, Word, web-сайт и др.);

раскраска.

Портфолио — это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при единственном требовании — удобство хранения.

6. По содержанию:

портфолио документов — сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения;

портфолио работсобрание различных творческих и проектных работ автора, а также описание основных форм и направлений его образовательной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.;

портфолио отзывов — характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого автора своей конкретной деятельности и ее результатов.

В портфолио могут присутствовать разделы: документов, работ, отзывов в количестве от 1 до 3 в различных сочетаниях.

Приведем пример возможного использования различных моделей портфолио разными категориями авторов и коллективов:

классификация

портфолио

дошкольника

педагога

ДОУ

семьи

коллектива

По направленности

собственность

+

+

+

+

+

отчет

+

+

+

+

По целеполаганию

достижений

+

+

+

+

+

аттестационный (аккредитацйионный)

+

+

+

+

+

накопительный

+

+

+

+

+

тематический

+

+

+

+

+

проблемный

+

+

+

+

+

оценочно-диагностический

+

+

+

конкурсный

+

+

+

рефлексивный

+

По времени создания

краткосрочный

+

+

+

+

+

среднесрочный

+

+

+

+

+

долгосрочный

+

+

+

+

+

По оформлению

печатный

+

+

+

+

+

электронный вариант

+

+

+

+

+

раскраска

+

По содержанию

документы

+

+

+

+

+

работы

+

+

+

+

отзывы

+

+

+

+

комплекс материалов

+

+

+

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик, а таюке их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.

Структура

1. Портрет.

Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы

2. Коллектор.

Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, в нем собран необходимый материал, разработанный педагогами, коллегами, исследователями. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информации, иллюстрации и т.д. — одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности автора портфолио. Коллектор — это своего рода «копилка» материалов и информации, часть которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть перейдет в портфолио по другим темам.

3. Рабочие материалы.

Раздел включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие работы и т.д. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных автором портфолио.

4. Достижения.

Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии (профессиональном, личностном). Это могут быть наиболее успешно выполненные задания, отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, работы, получившие высокую оценку и самооценку, свидетельства об окончании различных курсов, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором автор поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помогают систематизировать материал и формируют структуру раздела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики — это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализировать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.

Количество обязательных рубрик должно быть ограниченным — необходимым и достаточным для отражения особенностей

вида портфолио. Количество выбираемых рубрик оговаривается для каждого вида отдельно.

Содержание рубрики определяется ее названием, объем — назначением материала, который в нее включается, структура и оформление — индивидуальными особенностями автора.

Предлагаем вашему вниманию универсальную схему содержания разделов, которую можно использовать при разработке портфолио в дошкольном учреждении.

Варианты разделов портфолио

Разделы портфолио

Особенности раздела

Примерное содержание

Портрет

Материалы, представляющие автора

«Резюме» - представление себя. «Неотправленные письма» - неопубликованные размышления на тему

Коллектор

Материалы, собранные автором по теме портфолио

«Теоретический монолог» - основные теоретические положения по теме портфолио; «Законы, принципы, правила» - теоретические основы рассматриваемого материала; «Мудрость великих» - высказывания великих людей по заявленной проблеме, теме; «Голоса» - материалы из электронных версий журналов, книг,

«Полезные ссылки» - каталог ссылок на интернет-ресурсы по проблеме с краткой аннотацией каждого сайта; «Что бы это значило?» - понятийно-терминологический словарь; «Статистические данные» - информация в цифрах и фактах;

«Творчество коллег» - интересные работы педагогов, родителей; «Мой помощник - компьютер» -компьютерные программы; «Искусство» - образцы изобразительного творчества; Библиография

Рабочие материалы

Материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио

«Самостоятельные работы» - собрание текущих самостоятельных работ, эссе на разные темы, проекты; «Графический организатор» - планы,

алгоритмы и модели выполнения заданий;

«Вопросы, оставшиеся без ответов» -

вопросы, ответы на которые автор не получил

в ходе работы над портфолио;

«Где и когда я смогу использовать...» -

практическое применение полученных знаний;

«Банк идей» - идеи, даже самые

безрассудные;

«Что будет, если...» - банк гипотез;

«Диверсант» - аргументы и контраргументы

на заданную тему;

«Девиз...»;

«Эмблема...»;

«Реклама...»;

творческие работы;

«Темы для исследования» - возможные темы

дальнейшей работы;

результаты проверочных работ, тестов;

«Курьезы, анекдоты, детские высказывания»;

«Параллельные миры» - внутри-

и межпредметные связи;

«Мои проекты» - проекты (паспорта проектов),

исследовательские работы;

макеты, модели (краткое описание, фото,

приемы работы);

аудио- и видеоматериалы;

фотографии;

схемы, таблицы, графики, диаграммы;

анкеты и результаты их обработки;

интервью;

вопросы, возникающие в ходе работы;

дневники наблюдений;

самооценка работ;

постановка и обоснование целей

деятельности;

краткие записи докладов, выступлений

по теме портфолио;

описание экспериментов

Достижения

Материалы, которые демонстрируют прогресс автора

1. «Стимулы успеха» - что в ходе работы помогало прогрессу, резюме, подготовленное автором, с оценкой собственных достижений.

2. «Мои открытия» - информация, которая удивила, закономерности, которые установили самостоятельно.

3. «Размышления о занятии» - рефлексивный анализ занятий:

- эссе автора, посвященное выбору направления дальнейшего развития;

- заключение о качестве выполненной работы;

- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

- самооценка портфолио самим автором;

- оценка лортфолио рецензентом;

- грамоты, сертификаты, справки об определенных достижениях;

- выводы, полученные

в ходе работы;

- план защиты проекта;

- презентация

Таким образом, портфолио — это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик.

Вид, структуру и содержание портфолио определяет автор, составитель портфолио (кроме дошкольников), однако допускаются помощь и консультирование руководителей, педагогов, особенно если речь идет о дошкольнике.

Алгоритм запуска

1. Мотивация: каждому участнику, в особенности автору, должно быть понятно, зачем нужен портфолио.

2. Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен руководителем, педагогом или выбран по желанию автора.

3. Определение времени работы над портфолио (на занятиях, во время самостоятельной работы, в совместной деятельности, дома совместно с родителями и т.д.) и сроков сдачи.

4. Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть — обязательные, которые должны быть у каждого, часть — по выбору автора.

5. Определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с авторами. Определенные критерии могут быть обязательными и не подлежащими обсуждению, например наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т.п.

6. Определение способов оценивания (представления) портфолио: целесообразно до начала работы над портфолио договориться с авторами о том, какие способы будут использованы для оценивания (представления) портфолио.

Планирование работы

1. Каковы цели использования портфолио?

Необходимо четко определить для себя цель создания портфолио. Исходя из цели определяется вид портфолио. Если собирается материал по определенной теме, то портфолио будет тематическим независимо от авторства. К примеру, вопросы оздоровления рассматриваются: в портфолио педагога — «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста»; в портфолио ДОУ — «Приоритетное направление ДОУ — физическое воспитание и оздоровление детей»; в портфолио семьи — «Папа, мама, я — спортивная семья»; в портфолио группы - «Группа «Здоровейка» и т.д.

2. Из каких компонентов будет состоять портфолио?

Как указывалось выше, разделы, рубрики могут быть как обязательными для определенного вида портфолио, так и внесенными автором. К примеру, раздел «Портрет» обязателен для каждого портфолио, но рубрики в нем могут быть разные: в одних случаях это автобиография, в других — резюме, может быть эссе «Мое педагогическое кредо» либо рубрики «Я — глазами детей», «Расскажите обо мне», «Моя семья», «Генеалогическое древо» и т.д. Содержание рубрик помогает раскрыть автора с лучшей стороны. При этом оно должно соответствовать цели портфолио: если ставится цель показать автора как хорошего лидера, то и в «Портрете» раскрываются его лидерские качества; если это аттестационное портфолио, то показывается профессионализм педагога.

3. Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио? Оценивается каждый вид портфолио, только в одних случаях —

это самооценка, в других — оценка коллегами, в третьих — оценка экспертами. Поэтому необходимо оценивающих познакомить с критериями оценки, с формой оценивания.

4. Как будет выглядеть портфолио?

Несмотря на то что внешний вид портфолио не оценивается, он имеет большое значение. Портфолио отражает индивидуальность автора, его творческие способности, креативность, мастерство. Можно познакомить авторов с образцами, с различными вариантами оформления. Одним из главных условий является удобство хранения, поэтому портфолио не должен превращаться в «бабушкин сундук».

5. Кто участвует в разработке портфолио?

В зависимости от вида и цели определяется круг участников. В создании портфолио дошкольника могут участвовать ребенок и воспитатель, или ребенок, родители и воспитатели, или ребенок и специалисты ДОУ и пр. Портфолио группы составляют воспитатели и дети, воспитатели, дети и родители и т.д. Необходимо продумать взаимодействие всех участников при формировании портфолио.

6. Как часто будет происходить обсуждение материалов портфолио?

Портфолио — это не эпизодическая акция, поэтому определяется периодичность работы (не реже 1 раза в месяц, 1 раза в квартал), кто, когда и где будет работать с портфолио.

7. Где будет храниться портфолио?

В группе, дома, в методическом кабинете, главное — удобство хранения, свобода доступа и возможность для внесения изменений, новых материалов.

8. Как будет происходить презентация портфолио?

Презентация портфолио — итог работы, она должна быть продумана в соответствии с видом и целью. Это может быть защита материалов портфолио, выступление на методическом объединении, выступление на родительском собрании, выставка портфолио и т.д.

Этапы работы

Этап

Цель

Особенности

Содержание

Постано-

вочный

Знакомство с темой,

назначением

и длительно

стью работ

Определение дальнейшей деятельности,ее значи-

мости

Мотивация участников образовательного процесса.

Определение цели создания портфолио

Сознательное принятие ответственности за свой выбор.

Планирование работы с портфолио

Определение вида.

Определение структуры портфолио.

Распределение обязанностей участников. Подготовка нормативных документов. Определение сроков создания, периодичности работы с портфолио. Определение места хранения

Поисковый

Сбор и систематизация материала

Индивидуальный поиск

авторов.

Разнотемповость этапа.

Рост степени свободы

выбора автора

Сбор информации.

Консультации с педагогами. Консультативная помощь родителям.

Мастер-классы и семинары для родителей. Индивидуальная работа с детьми

Заключительный

Осуществление рефлексии собственной деятельности

Осознание своих достоинств и проблем

Презентация портфолио.

Индивидуальные беседы с детьми. Консультации с родителями

Наиболее сложный 2-й этап — сбор информации, заполнение портфолио. Перед автором стоит задача отбора информации в соответствии с поставленной целью. Решению данной задачи способствует умение педагога находить информацию в различных источниках, правильно ее воспринимать, выделять главное, второстепенное, систематизировать, структурировать и др. Все это является показателем информационной компетентности. В данном случае портфолио способствует совершенствованию навыков владения формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации (составление библиографического описания, плана, тезисов, конспекта, аннотации, обзора литературы и др.), компьютерной грамотности (оформление материалов с использованием информационных технологий, представление материалов в виде презентации Power Point). Основы информационной компетентности начинают формироваться в дошкольном возрасте. Составление портфолио предоставляет детям возможность обращаться к разнообразным источникам информации, адекватным возрасту, обмениваться информацией, планировать свою деятельность, обозначать цель, определять последовательность действий для ее достижения.

Критерии оценивания

Критерии оценивания определяются в соответствии с видом портфолио. Мы предлагаем комплекс критериев, из которых можно выбрать необходимые для конкретного портфолио:

• Полнота информации о деятельности.

• Логичность отбора содержания.

• Логичность структурирования материалов.

• Транслируемость

• Правильность оформления материалов.

• Авторские находки.

• Креативность мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления).

• Сформированность умения решать задачи.

• Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.).

• Развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументированно излагать мысли и др.).

• Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).

В педагогической литературе рекомендуется включать в портфолио следующие элементы:

• Сопроводительное письмо владельца портфолио с указанием цели, предназначения и кратким описанием этого документа.

• Содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов.

• Самоанализ представленных элементов и взгляд в будущее. Опыт показал, что некоторую трудность для авторов представляет

составление сопроводительного письма.

Предлагаем вопросы и советы, которые помогут написать комментарий к портфолио.

1. По какому принципу организована информация в портфолио?

2. Что получилось, что вызвало трудности?

3. Если то, что не включено в портфолио?

4. Что нового узнали в процессе его подготовки?

5. Можно ли представить себе жизненную ситуацию, в которой данные знания стоило бы использовать для ее решения? Приведите пример.

6. Была ли работа над портфолио полезна для дальнейшего вашего продвижения?

7. Помните, что описанию подлежит каждый отобранный материал.

8. Не забудьте, что комментарий вы представляете в форме письма или обращения к читателю.

Следует отметить, что не во всех видах портфолио будут присутствовать вышеперечисленные элементы. К примеру, в портфолио дошкольника, портфолио группы или семьи они будут не совсем уместны, если это не тематическое или проблемное портфолио. Однако, если портфолио является результатом проектной деятельности либо проблемным, аттестационным, конкурсным и пр., комментарии к материалам помогут экспертам глубже понять позицию автора.

Одной из форм представления портфолио является его презентация. Цель презентации состоит не в сокращенном изложении разделов портфолио, а в представлении основных результатов проделанной работы за определенный период времени. Презентация портфолио может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью Power Point, слайд-шоу.

Показателями качества презентации являются:

— соответствие содержания презентации содержанию портфолио;

— выделение основных результатов деятельности автора портфолио;

— качество изложения материала.

При работе с портфолио нередко возникают проблемы. Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки.

1. Портфолио — дело добровольное, отражает индивидуальность автора-составителя, поэтому предложения, относящиеся к виду, форме, содержанию, носят рекомендательный характер. Не может быть всеобщего обязательного ведения портфолио ни среди педагогов, ни среди родителей, ни среди детей. При введении обязательности портфолио будет носить чисто формальный характер и являться лишней нагрузкой как для педагогов, так и для детей. Автор портфолио должен быть заинтересован, увлечен его идеей и должен

четко осознавать цели создания и возможности его использования в практической деятельности.

2. Иногда при сборе документов, творческих работ, при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы без учета мнения самого ребенка, опираясь лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется желанием сделать информацию о ребенке более «объективной» и «объемной». Но даже дошкольник должен сам лично решать, какие именно материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио. Аналогичная ситуация возможна и при составлении портфолио педагога, когда руководители уже решили, что должно быть, в каком количестве, и инициатива авторов возможна в строго ограниченных рамках. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио лишает его индивидуальности. Как только мы в обязательном порядке введем портфолио, он превратится в формальность.

3. Отказ от всякой помощи автору при формировании портфолио, мотивируя это тем, что процесс формирования портфолио — сугубо личное дело и не следует вмешиваться в него. Автор должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые, коллеги, руководители должны самоустраняться. Помощь может состоять в консультировании, систематизации необходимых материалов и обсуждении способов демонстрации своих достижений и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать активность, создавать условия для самореализации, оказывать необходимую психологическую и практическую поддержку.

4. Формальный подход к портфолио - «соревнование за количество», за максимальное число документов и материалов, помещаемых в презентационную папку. Следует помнить, что главное в технологии портфолио — помочь автору оценить свои достижения, выявить проблемы, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Автор должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку тот или иной документ.

5. Сбор только документов «с печатями». Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное — способность автора продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим автором творческая работа, конспект проведенного мероприятия, отзыв родителя и пр. могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью.

6. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений автора. К примеру, понятно желание педагога включить в портфолио имеющиеся у них документы и материалы за всю профессиональную деятельность, однако аттестационное портфолио должно показать рост профессионализма с момента последней аттестации.

7. Сбор материалов только последнего времени. Это другая крайность, когда автор собирает документы и материалы исключительно за год и даже несколько последних месяцев. Конечно, так проще. Но если мы говорим о семейном портфолио и семейных традициях, то стоит проследить их гораздо глубже.

8. Псевдопортфолио. Он получается, когда вместо портфолио представляется готовый личный дневник либо аттестационная папка, одинаковая для всех, книга (папка), где все уже заранее разграфлено и педагогу остается только вписывать свои показатели. С точки зрения отчетности это, конечно, проще, да и особой работы но внедрению не требуется: издал указание — и все. Но ведь главное в идее портфолио — это собственный выбор автора: какие документы и материалы включать, а какие нет. Здесь нет и не может быть универсально одинаковых страниц. Полная свобода автора в том, что вкладывать или изымать из папки — неотъемлемая составляющая идеи портфолио.

9. Отсутствие систематической работы над портфолио. Портфолио как разовая акция. В этом случае исчезает сама идея портфолио. Портфолио подразумевает систематическую работу, постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов, иначе нет смысла начинать работу.

10. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники. Определенная помощь и поддержка взрослых при сборе и оформлении портфолио, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять ребенка в этом процессе. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходят процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям. Это относится и к портфолио группы, коллектива, семьи. Если вместо автора портфолио формируют другие, то теряется цель, то, ради чего предпринята попытка составления портфолио, — оценка, осознание собственных достижений.

11. Акцент на форме, а не на содержании. Часто родители, педагоги увлекаются оформлением, появляется негласный конкурс — у кого профессиональнее, красивее, богаче и т.д. Но главное для портфолио — его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления. И если речь идет о портфолио дошкольника и семьи, то самое активное участие в оформлении должен принимать именно ребенок. «Красивая книжка» не всегда раскрывает индивидуальность автора.

12. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах. Портфолио школьника оценивается баллами, а как быть с портфолио дошкольника или семьи, ведь главное здесь не получение оценки, а отслеживание достижений, или формирование самооценки, или обобщение опыта работы и др.

13. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио. Необходимо разработать и принять на уровне ДОУ, региона нормативные документы, в соответствии с которыми будут оцениваться материалы портфолио.

Предлагаем более подробно ознакомиться с различными моделями портфолио и опытом работы педагогов дошкольных учреждений по разработке и внедрению разных их видов.

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Портфолио педагога — это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами учебно-познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции.

Портфолио педагога — индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования.

Портфолио дает возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.

Каждый из нас индивидуален, у каждого свои интересы и потребности, свое видение окружающей действительности, свое представление о том, что должен содержать портфолио. Однако необходимо помнить, что представляемые материалы должны демонстрировать эффективность и устойчивость результатов работы, оригинальность, творчество, умение автора обобщать и делать выводы.

Виды и примерное содержание портфолио рассматривались выше. Остановимся подробнее на некоторых из них.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ

Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его деятельности. Цель его — сформировать банк данных о нем. Это дает возможность педагогу реально представить результаты своего труда, увидеть свои резервы, является стимулирующим фактором его профессионального роста, а администрации позволяет получить диагностику результатов труда педагога, увидеть систему его работы, обобщить передовой педагогический опыт.

Разделы и содержание педагогического портфеля несколько отличаются от приведенных выше.

Разделы

Содержание

Визитная карточка

Информация о педагоге

Повышение уровня педагогической квалификации

Документ об окончании курсов, посещениях открытых просмотров, конференций и пр.

Диагностика профессионального мастерства педагога

Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников

Педагогическая копилка

Материалы, разработанные педагогом, конспекты занятий, открытых просмотров, мероприятий для педагогов ДОУ, города, области, проекты, аудио- и видеоматериалы, фотографии

Показатели в работе

Награды, поощрения, сертификаты

Отзывы

Заключения, рецензии, резюме

Требования к оформлению:

— учет своего опыта, особенностей, условий;

— эффективность и устойчивость результатов;

— оригинальность, творчество, новаторство;

— анализ и оценка качества знаний;

— обобщение опыта работы, выводы.

Периодичность заполнения педагогического портфеля:

Не менее 1 раза в квартал.

ПОРТФОЛИО «ПАРТНЕР»

Это один из видов тематического портфолио и представляет новую форму. Структура его очень подвижна, странички могут меняться, сокращаться, дополняться.

Разделы

Материалы

Родитель - ребенок

Результаты адаптации детей к детскому саду, листы

здоровья.

Отзывы родителей, рисунки, рассказы детей о детском

саде, воспитателях

Родитель - мастер

Оборудование детской площадки, изготовление пособий, ремонт оборудования и др.

Родитель - актер

Участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ, городе

Родитель - гражданин

Участие в жизни города, проведение акций, конкурсов

Родитель - педагог

Проведение мастер-классов с детьми, педагогами, родителями

Каким бы я хотел видеть детский сад

Мои советы, пожелания

В содержание портфолио «Партнер» могут войти конспекты мероприятий, проекты, рассказы, аудио- и видеоматериалы, фотографии, грамоты, сертификаты и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой».

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»     ПРОЕКТ«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школо...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.  Преимуществом технологии «Портфолио» в  ДОУ является то, ...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология»

Портфолио дошкольника — это, прежде всего, копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка. Соб...

Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»

Портфолио дошкольника —это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении ...

Проект "Портфолио дошкольника как инновационная технология в дошкольной образовательной организации"

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...