Мастер-класс на тему: "Информационная культура и информационная безопасность в сети Интернет.
методическая разработка (младшая группа)

Бирюкова Оксана Ярославовна

формирование информационной культуры у педагогов и родителей по знакомству детей дошкольного возраста с безопасными способами работы в сети Интернет.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.ya_.biryukova_master-klass_bezopasnost.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

«Информационная культура и безопасность в сети Интернет»

Цель: формирование информационной культуры у родителей дошкольника и формирование безопасных способов работы у детей и родителей в сети Интернет»

Деятельность воспитателя

Деятельность участников мастер-класса

1 часть

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА 

Воспитатель: добрый день, уважаемые коллеги, гости!

Эмоциональный настрой.

 Крикните громко и хором, друзья,
 Деток своих все вы любите?                   (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?      (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам?     (да Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам?                       (нет)
Последнее спрошу вас я:

Активными все будем сегодня мы?                           (да)

Современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Человек уже не представляет жизнь без компьютера, интернета и других цифровых ресурсов. С одной стороны информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, облегчая ее и предоставляя нашим детям широкое поле для развития, а с другой стороны: каждый ребенок предпочитает компьютерные игры, а не другие виды детской деятельности. Они проводят много времени за игрой в виртуальном мире, а иногда даже теряют временные рамки и все меньше проводят времени в реальном мире. В связи с этим эмоционально личностное общение с семьей, друзьями, природой уходит на последний план. Современная информационная среда оказывает негативное влияние на личность ребенка, происходит искажение образцов межличностного общения и семейных отношений.

Как быть?   Во всем нужен правильный подход: поскольку дети в силу своего возраста не способны  грамотно и безопасно для своего здоровья  использовать цифровые ресурсы, то  мы педагоги, должны помочь семьям наших воспитанников найти новые эффективные формы взаимодействия и  сообща обезопасить детей от влияния негативной информации и сформировать представление об информационной безопасности.

Понятие информационная безопасность  рассматривается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Проблема обеспечения информационной безопасности детей возникла на этапе развития человечества, обозначаемом понятием «информационное общество».

Ответы участников.

             

2 часть 

Практическая деятельность:

Воспитатель: Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? Я предлагаю сейчас разобраться.

Примерные ответы групп:

  1. Положительное влияние компьютера:

-Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

-Познавательная мотивация

-Выработка усидчивости

-Улучшение памяти, внимания

-Ориентирование в современных технологиях

-Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени

-Возможность общения

  1. Отрицательное влияние компьютера:

-Большая нагрузка на глаза

-Стеснённая поза

-Развитие остеохондроза

-Компьютерное излучение

-Заболевания суставов кистей рук

-Психическая нагрузка

-Компьютерная зависимость

-Нервно-эмоциональное напряжение

-Синдром компьютерного стресса

-Ребёнок забывает о реальном мире

-Замена общения

 

Какова же роль взрослых в обеспечении информационной безопасности детей?

На современном этапе достаточно развиты технические и программные средства ограждения детей от приносящей вред информации, позволяющие обеспечивать их защищенность при использовании электронных образовательных ресурсов .

Актуальным является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в области обеспечения информационной безопасности дошкольников.

При подготовке к мероприятиям воспитатель должен уметь выбирать информацию, печатную и аудиовизуальную продукцию, соответствующую возрастным особенностям, интересам и потребностям детей.

Педагогу важно понимать, что информация, как любой эмоционально значимый объект, не может быть нейтральной для психики ребенка. Она либо разрушает ее, либо влияет благотворно, созидательно. В силу специфики современных знаковых систем педагогам порой сложно оценить воздействие информации на детей, поэтому необходимо быть внимательными относительно продукции, вызывающей сомнения в соответствии с критериями, представленными в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

И так, можно сделать такой вывод, что у детей дошкольного возраста невозможно сформировать представления и навыки, необходимые для обеспечения собственной информационной безопасности, готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей, связанных с информационным пространством. Но в наших силах на этапе дошкольного детства заложить основы ценностно– смысловой сферы, общей и информационной культуры. Необходимо сформировать у ребенка некий «внутренний фильтр»: нравственный стержень, чувство прекрасного, эстетический вкус, зрительскую культуру. Важно поддерживать познавательный интерес, стремление общаться со сверстниками и взрослыми, знакомить со способами коммуникации.

Работа с аудиторией. Ответы участников.

  1. Работа участников в группах, обмен мнениями. ( раздаются карточки синих и красных цветов)

Синие  – доказывают, что компьютер положительно влияет на ребенка, красные –  называют отрицательные моменты   влияния компьютера на ребенка).

 Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия.

 + компьютер

§  современный, умный

§  помогает, учит, развивает

§  Он – верный друг и помощник.

§  учитель

    - компьютер

§  губительный, разрушительный

§  вредит, затягивает, калечит

§  Компьютер наносит вред здоровью

§  разрушитель

Участники высказывают своё мнение.

3 часть

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игра «Умная коробка»

Воспитатель: предлагаю вам игру «Умная коробка»

Для проведения игры приглашаются несколько участников.(3-4чел). Правила игры: каждый участник вынимает карточку – картинку, на которой должен догадаться и создать свое безопасное правило использования интернет.

1.Создания пароля, логина.

2.Знак опасности

3.Картинка друзей

4.Картинка человека – невидимки

5.Картинка приза, деньги

6.Будильник

7.Картинка мыло

8.Глаза

9.Картинка посадки за компьютером

10.Картинка щит.

Воспитатель: «Ответьте правильно.

Что такое интернет? (Всемирная компьютерная сеть)

Какая страна является родиной интернета? (США)

Для чего нужен интернет? (для обмена информационными материалами между компьютерами, разбросанными по всему миру)

Что такое сетевой этикет? (кодекс правил поведения, общения в сети, который соблюдает большинство пользователей)

Что такое спам и почему к нему такое отрицательное отношение? (спам – это информация, поступающая к нам от незнакомых людей или организаций, которым не было дано на это разрешение. Такая информация поступает как правило по электронной почте)

Может ли интернет оказывать негативное влияние на человека? (да, при чрезмерном увлечении влияет на здоровье)

Как выбрать пароль?( нельзя указывать свои личные данные или сведения)

После завершения работы, перед закрытием вкладки с сайтом, надо нажать на …(Выйти)

Воспитатель предлагает подвести итог работы участников мастер – класса  с карточками игры «Умная коробка»

Заканчивая свой мастер- класс, хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка.  Но во всём необходимо соблюдать  чувство меры. Я представила некий фрагмент родительского собрания на тему: « Информационная безопасность» .

А так же необходимо отметить некоторые эффективные формы работы с родителями:

  1. Проведение лекторий
  2. Индивидуальное консультирование.
  3. Просмотр с детьми анимационных и документальных фильмов  
  4. Анкетирование по вопросам информационной безопасности.
  5. Театрализованную деятельность
  6. Выпуск газет и журналов , буклетов.
  7. Игры – дискуссии, тренинги
  8. Совместное сочинение стихотворений с детьми.

 Предлагаем вашему вниманию   памятки о правилах работы на компьютере «Безопасный интернет», и некоторые «Офтальмологические паузы» для работы с детьми дошкольного возраста.  

Участники мастер-класса занимают свои места за столом.

Работа с аудиторией. Вопрос – ответ.

Участники выкладывают на мольберт карточки, проговаривая свои варианты в составлении правил безопасного использования интернет.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель предлагает участникам мастер-класса  поделиться своим мнением по представленной информации. Отметить смайликом и соотнести полученную информацию к предметным картинкам  на мольберте.

  1. Чемодан – полученная информация была полезной и нужной.
  2. Стиральная машина – полученную информацию необходимо еще раз «прокрутить»
  3. Мусорная корзина – информация не пригодилась.

Воспитатель предлагает педагогам вернуться на места.

Участники мастер-класса делятся своим мнением и эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет...

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Безопасность в сети Интернет"

В настоящее время уже с дошкольного возраста необходимо обучать детей компьютерной грамотности, основам  безопасной работы в сети Интернет, воспитывать  грамотного и ответственного пользоват...

Буклет: "Информационная безопасность в сети Интернет".

Делись с родителями освоением интернета....

СЦЕНАРИЙ ООД Безопасность в сети интернет: «Не ходите, дети, в Интернет одни играть»

Воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного Интернета....

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 6-8 лет в рамках проекта "Безопасное детство" (памятка для родителей)

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 6-8 лет:Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных ...