Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Музейная педагогика»
методическая разработка

Елена Ивановна Лоренцева

Программа "Музейная педагогика" предназначена для работы с детьми 4-5 лет по Дополнитеьной образовательной деятельности социально-гуманитарной направленности "Музейная педагогика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lorentseva_e.i._rabochaya_programma_muzeynaya_pedagogika.docx95.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово

муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст обучающихся 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год (36 часов)

Автор-составитель: воспитатель

Лоренцева Елена Ивановна

р.п. Приютово 2023г.

Оглавление

1

Целевой раздел

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3

Пояснительная записка

3

Цели и задачи

5

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

6

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика»

7

Содержание учебного плана

8

Планируемые результаты освоения Программы

14

2.

Содержательный раздел

Комплекс организационно - педагогических условий

15

Календарный учебный график

15

Условия реализации программы

15

Условия реализации программы

15

Материально-техническое оснащение занятий

15

Формы аттестации и контроля

15

Оценочные материалы

16

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)

17

Список литературы

18

3.

Организационный раздел. Приложения

19

4.

Рабочая программа воспитания ОДО «Музейная педагогика»

19

РАЗДЕЛ I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов, и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный Закон РФ от г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);

-Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);

-Распоряжение Правительства РФ от г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП );

-Письмо Министерства образования и науки РФ от г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

- Приказ министерства просвещения России от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида№35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Актуальность программы заключается в том, что в современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Практически в каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ, технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм в интересах человека, семьи, общества. Для формирования ценностных, социализированных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранилище социокультурного опыта. Роль музея в формировании и социализации определяется его специфическими особенностями.

- Музей – панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение).

- В музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания.

- Экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях.

- В музее ребенок познает социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал. В социально-личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Отличительные особенности и новизна заключается в том, что создание музейной среды в дошкольной организации с помощью обучающихся и их родителей, социальных партнеров предоставляет уникальную возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества и региона в процессе любой интересной деятельности.

Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо детям?» можно ответить следующее: музейная педагогика научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса, социализации личности.

Музейная среда и деятельность – это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, расширяя познавательные горизонты.

В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая.

Практическая значимость программы определяется еѐ практико-ориентированным подходом, личным опытом педагога и возможностью использования данной программы в системе общего и дополнительного образования.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика» 4-5 лет. В данном возрасте обучающиеся проявляют интерес к творчеству, у них развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Они нацелены на достижение положительных результатов, это качество очень важно для формирования творческого потенциала личности. В этом возрасте формируются личность, для которой характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности.

На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Музейная педагогика» принимаются все желающие, достигшие возраста 4-5 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей). Набор детей проводится по желанию.

Объем и срок освоения программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (36 часов в год). Режим работы объединения:1 раз в неделю по 20 минут (36 часов в год). Занятия проходят в игровой форме, содействует психологической разгрузке и снижает утомляемость детей.

Учебная группа комплектуются по возрастным особенностям.

Педагогические технологии, применяемые при реализации данной программы:

-обучение проектной деятельности;

-личностно-ориентированное обучение;

-интерактивное обучение;

Занятия в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика» могут проводиться всей группой, мини-группами и индивидуально:

-индивидуальные (разработка, обсуждение и выполнение индивидуальных проектов, работ, исследований для участия к выставкам, фестивалям, конкурсам и др.).

Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают помощь в подготовке выставок, конкурсов. Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях. Кроме этого родители посещают родительские собрания, участвуют в совместных творческих делах и социально-значимых акциях и др.

Форма обучения – очная.

Форма проведения занятий: аудиторная.

Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

#1062;ель и задачи рабочей программы

Цель: Создание музейно-педагогической образовательной системы как средства формирования позитивной социализации обучающихся среднего дошкольного возраста

Задачи:

1 Формировать знания в области экологии, культуры и истории своего региона.

#1055;риобщать обучающихся к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилами межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

#1056;азвивать у обучающихся социальный и эмоциональный интеллект, волевую саморегуляцию, коммуникацию, толерантность средствами музейной педагогики.

#1060;ормировать профессиональную компетентность воспитателя, как музейного педагога.

#1055;овышать педагогическую компетентность родителей в вопросах социализации детей. Повышать культуру межличностных отношений «родитель-ребенок-воспитатель»

#1060;ормировать систему критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной практики по данному направлению.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

#1056;азвивающий характер обучения, основанный на детской активности;

#1044;ифференцированный подход к каждому обучающемуся, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

#1055;ринцип интегративного подхода к построению содержания образования;

#1055;ринцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании (обращение к национально-культурным традициям);

#1055;ринцип учета региональных условий;

#1057;очетание научности и доступности исторического материала;

7. Принцип вариативности и разнообразия;

8. Принцип гуманизации;

9. Принцип безопасности;

10. Принцип разноуровневости – предоставление всем детям возможности занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми.

Комплекс организационно - педагогических условий

#1059;чебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика»

Тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

IX

1.

Мониторинг

1

1

-

Беседа-

2.

Беседа: Что такое музей? Правила поведения в музе.

1

1

-

Экскурсия в мини-музей

3.

Занятие «Костюмы народов Башкортостана»

1

1

-

Беседа

4.

День добра и уважения. Изготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек

1

0,5

0,5

Беседа, практическое занятие

X

5

11 октября - День Республики Башкортостан.

1

1

-

Конкурс стихов «Цвети, моя Республика!»

6.

Занятие. «Хлеб - всему голова»

1

1

1

Беседа

7.

Занятие. «Матрешка – раскрасавица»

1

0,5

0,5

Беседа, игры

8.

Занятие «Жили – были дед и баба»

1

1

-

Беседа

XI

9

Занятие «Наша Родина - Россия»,

1

1

-

Беседа

10.

Конкурс стихов по произведениям С.Я Маршака

1

1

-

Конкурс стихов по произведениям С.Я Маршака

11.

Занятие «Одежда, головные уборы» «Сошьём Дуне сарафан»

1

1

-

Беседа

12.

Занятие. «Как Марьюшка бельё стирала и гладила»

1

1

-

Беседа

XII

13

День Героев Отечества

1

0,5

0,5

Мероприятия в поддержку участников СВО

14.

14 декабря— День башкирского языка Беседа: «Наша Родина - Республика Башкортостан»,

1

1

-

Беседа

15.

Занятие. «Новогодние

игрушки»

1

0,5

0,5

«Мастерская деда Мороза»

16.

Занятие. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

1

1

1

Беседа

I

17.

«Скалка, помоги испечь пироги»

1

0,5

0,5

Флешмоб "Моё национальное блюдо".

18.

Занятие «Снежный хоровод»

1

0,5

0,5

Творческий конкурс «День Снеговика»

19.

Занятие «Секреты бабушкиного сундука»

1

0,5

0,5

Беседа, игры

20.

Занятие. «Волшебные спицы»

1

0,5

0,5

Игра «В гости к бабушке»

II

21.

Занятие. «Одеяло для медведя»

1

0,5

0,5

Беседа, практическое занятие

22.

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

1

1

-

Мероприятия в поддержку участников СВО

23.

«Международный день родного языка»

1

1

-

Беседа

24.

Занятие. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

1

1

-

Беседа

III

25.

Занятие «Игрушки наших бабушек»

1

0,5

0,5

Беседа, ручной труд

26.

День рождения детского писателя

С.В. Михалкова

1

1

1

Конкурс чтецов по произведении С.В. Михалкова

27.

Занятие. «Посуда» Знакомимся

с деревянной посудой бабушки (тэпэн, кобэ, ковш, табак).

1

1

-

Беседа

28.

День рождения детского писателя К.И. Чуковского

1

1

-

Конкурс чтецов по произведениям К.И. Чуковского

IV

29.

Занятие «Стрень-брень, гусельки»

1

1

-

Беседа

30.

Занятие. «Космос»

1

0,5

0,5

Выставка «Мой космический рисунок

31.

Занятие. «Сохраним природу вместе»

1

1

-

Беседа «Всемирный день Земли»

32.

Занятие. Рассматривание башкирских мужских и женских национальных головных уборов (тюбетейка, шапка из меха ('кола'ксын)).

1

1

-

Флешмоб национального костюма

V

33.

Занятие. «Вы в памяти моей»

1

1

-

Акция «Мы помним! Мы гордимся!»

34.

Занятие. «Цветущий сад»

1

1

-

Беседа, игры

35.

Мониторинг

1

1

-

36.

Мониторинг

1

1

-

Всего

36

Содержание учебного плана

Тема

Цель:

Содержание деятельности

IX

1.

Вводное занятие

Мониторинг

Мониторинг

2.

Беседа: Что такое музей? Правила поведения в музе.

Мониторинг

#1054;рганизационный момент.

2 Беседа: Что такое музей? Правила поведения в музее.

3 Экскурсия в мини-музей

5 Итог. Рефлексия

3.

Занятие «Костюмы народов Башкортостана»

Ознакомление детей с особенностями украшения костюмов народов Башкортостана. Воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям нашей республики.

#1054;рганизационный момент.

2 Просмотр презентации, беседа «Мы живём в Башкирии»

3 Динамическая пауза: игра «Юрта»

5 Итог. Рефлексия

4.

День добра и уважения. Изготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек

Формирование уважительного отношения к взрослым и пожилым людям, желание сделать для них приятное.

#1054;рганизационный момент.

2 Беседа «Мои бабушка и дедушка»

3 Динамическая пауза: «Семья»

4 Практическая часть: Изготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек

5 Итог. Рефлексия

X

5

11 октября - День Республики.

Формирование патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважения к культурному наследию своего народа.

Конкурс стихов «Цвети, моя Республика!»

6.

Занятие. «Хлеб - всему голова»

Знакомство со старинным орудием труда- цепом и серпом. Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба.

#1054;рганизационный момент.

2 Презентация «Как хлеб на стол пришел»,

4 Динамическая пауза: «Та-ра-ра – выезжают трактора»

5 Практическое занятие: рассматривание зерна, муки.

7 Итог. Рефлексия

7.

Занятие «Матрешка – раскрасавица»

Ознакомление детей с русской и башкирской деревянной игрушкой – матрешкой, разнообразием видов данной игрушки. Воспитание эмоционального отклика на игрушку, желание играть с нею. Формирование эстетического вкуса.

#1054;рганизационный момент. Загадка

2 Рассматривание, сравнивание башкирской и русской матрёшек

3 Динамическая пауза: «Мы матрёшки»

4 Практическое задание «Собери матрёшку»

5. Итог. Рефлексия.

8.

Занятие «Жили – были дед и баба»

Ознакомление детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда). Воспитание интереса к русской бытовой культуре.

#1054;рганизационный момент.

2 Рассматривание экспозиции «Деревенское подворье», беседа.

3 Динамическая пауза «Как-то рано поутру пастушок туру-ру-ру…»

4 Дидактическая игра: «Кто у кого»

5. Итог. Рефлексия.

XI

9

Занятие «Наша Родина - Россия»,

Ознакомление детей с понятием Родина. Расширение представлений и обогащение знаний о России, её символах. Воспитание патриотических чувств.

#1054;рганизационный момент.

2 Презентация «Россия»

3 Динамическая пауза «Наша Родина – Россия»

4 Дидактическая игра: «Сложи флаг России»

5. Итог. Рефлексия.

10.

Конкурс стихов по произведениям С.Я Маршака

.Воспитывать интерес к произведениям С.Я. Маршака.

Конкурс стихов по произведениям

С.Я Маршака

11.

Занятие «Одежда, головные уборы» «Сошьём Дуне сарафан»

Ознакомление с русским народным костюмом: сарафаном, рубахой, с элементами вышивки.

#1054;рганизационный момент.

2 Рассматривание предметов русской одежды в мини-музее

4Динамическая пауза: «Дружно помогаем маме..»

5 Дидактическая игра: «Подбери одежду, обувь по сезону»

6 Итог. Рефлексия

12.

Занятие. «Как Марьюшка бельё стирала и гладила»

Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк

#1054;рганизационный момент.

2 Рассматривание предметов обихода, используемых раньше при стирке

3 Беседа «Как Марьюшка бельё стирала и гладила»,

4Динамическая пауза: «Дружно помогаем маме..»

5 Дидактическая игра: «Что для чего»

6 Итог. Рефлексия

XII

13

День Героев Отечества

Воспитание уважения к героям Отечества.

Мероприятия в поддержку участников СВО.

14.

14 декабря— День башкирского языка Беседа: «Наша Родина - Республика Башкортостан»,

Расширение и уточнение знаний детей о родной Республике Башкортостан

#1054;рганизационный момент.

2. Просмотр презентации,

беседа: «Мы живём в Башкортостане»,

3Динамическая пауза :игра «Юрта»

4 Дидактическая игра «Сложи башкирский палас»

5. Итог. Рефлексия.

15.

Занятие. «Новогодние

игрушки»

Ознакомление с новогодними игрушками разных времён.

#1054;рганизационный момент.

2. Рассматривание новогодних игрушек»,

3 Динамическая пауза: «Мы на ёлке танцевали»

4 Практическое задание: изготовление новогодней игрушки

5. Итог. Рефлексия.

16.

Занятие. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Формирование представлений детей о русской печке, предметах быта: кочерге, ухвате, чугунке, горшке. Развитие умения использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитание у детей интереса к русской бытовой культуре.

#1054;рганизационный момент. Загадки.

2. Рассматривание экспозиции,

беседа: «традиционно – бытовой культурой русского народа»,

3 Динамическая пауза: игра «Горячая картошка»

4 Дидактическая игра «Испечём пироги» (блоки Дьенеша)

5. Итог. Рефлексия

I

17.

«Скалка, помоги испечь пироги»

Ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщение их к домашней работе и умение получать удовольствие от ее результата

#1054;рганизационный момент.

2. Загадывание загадки. Беседа с детьми.

3 Показ процесса замешивания теста

4 Практические действия

5. Итог. Рефлексия.

18.

Занятие «Снежный хоровод»

Творческий конкурс «День Снеговика»

#1054;рганизационный момент.

2. Загадывание загадки. Беседа с детьми. Рассматривание иллюстрации.

3. Физкультминутка «С неба падают снежинки»

4. Рисование «Снеговик»

5. Итог. Рефлексия.

19.

«Секреты бабушкиного сундука»

Дать детям представления о быте и традициях башкирского народа, приобщать детей к башкирской национальной культуре. Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой.

#1054;рганизационный момент.

2. Игра «Клубок».

3 Просмотр презентации Беседа

4. Игра « Собери палас»

5 Рассматривание башкирского национального костюма

5. 6. Итог. Рефлексия.

20.

Занятие. «Волшебные спицы»

Познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья).

Игра «Путешествие к бабушке» Игра «В гости к бабушке»

II

21.

Занятие. «Одеяло для медведя»

Формирование представлений детей о лоскутном одеяле. Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков. Воспитание умения получать радость от бескорыстной помощи.

#1054;рганизационный момент.

2. Загадывание загадки.

3 Беседа с детьми. Просмотр презентации

4. Физкультминутка «Три медведя шли домой…»

5. Аппликация «Лоскутное одеяло»

6. Итог. Рефлексия

22.

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Воспитание уважения к людям, защищающим наше Отечество.

Мероприятия в поддержку участников СВО

23.

«Международный день родного языка»

Воспитание интереса к русскому языку. Звучащему слову.

Фольклорное развлечение.

24.

Занятие. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Ознакомление детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Формирование представлений о русском самоваре и чаепитии на Руси. Воспитание интереса детей к русской бытовой культуре

#1054;рганизационный момент.

#1041;еседа-диалог с детьми

3. Д/и «Отгадай загадку»

4. Динамическая пауза «Самовар».

5. Дидактическая игра: «Что для чего»

6. Итог. Рефлексия.

III

25.

«Игрушки наших бабушек»

Ознакомление детей с русским народным костюмом (сарафан, рубаха, с элементами вышивки)

. Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Познакомить с видами самодельных кукол. Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию

#1054;рганизационныймомент.

#1055;рсмотр презентации «Игрушки наших бабушек»

#1041;еседа с детьми.

4. Динамическая пауза

5. Практическая работа изготовление куклы скрутки

6. Итог. Рефлексия.

26.

День рождения детского писателя

С.В. Михалкова

Подготовка к конкурсу.

Конкурс чтецов по произведении С.В. Михалкова

27.

Занятие. «Посуда» Знакомимся

с деревянной посудой бабушки (тэпэн, кобэ, ковш, табак).

Подготовка к конкурсу.

Ознакомление детей с башкирской деревянной посудой.

.Организационный момент.

2. Беседа с детьми.

#1056;ассматривание башкирской деревянной посуды.

4. Игра «Юрта»

5. Дидактическая игра «Сложи посуду из частей»

6. Итог. Рефлексия.

28.

День рождения детского писателя К.И. Чуковского

Подготовка к конкурсу

Конкурс чтецов по произведениям

К.И. Чуковского

IV

29.

Занятие «Стрень-брень, гусельки»

Формирование представлений детей о музыкальных инструментах: гуслях, барабане, балалайке, гармошке.

#1054;рганизационный момент.

2. Беседа с детьми.

#1056;ассматривание музыкальных инструментов

4. Игра «Андрей-воробей»

6. Итог. Рефлексия.

30.

Занятие. «Космос»

Ознакомление с лэпбуком «Космос»

#1054;рганизационный момент.

2. Беседа с детьми.

#1056;ассматривание лэпбука «Космос»

4. Динамическая пауза: игра «Ждут нас быстрые ракеты»

5. Практическая работа «Мой космический рисунок

6. Итог. Рефлексия.

31.

Занятие. «Хочешь есть калачи – не лежи на печи»

Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Колосок» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками.

#1054;рганизационный момент.

2. Беседа с детьми.

#1055;рсмотр мультипликационного мультфильма «Колосок»

#1044;инамическая пауза: Игра «Накрой на стол»

5. Дидактическая игра «Полезное/не полезное»

6. Итог. Рефлексия.

32.

Занятие. Рассматривание башкирских мужских и женских национальных костюмов

Ознакомление с экспозицией музея «Башкирский национальный костюм»

#1054;рганизационный момент.

2. Беседа с детьми.

#1056;ссматривание башкирских национальных костюмов

4. Динамическая пауза: Игра «Сапожник»

5. Дидактическая игра «Одень Айгуль и Азамата»

6. Итог. Рефлексия

V

33.

Занятие. «Вы в памяти моей»

Ознакомление с экспозицией музея «Мы помним! Мы гордимся!»

#1054;рганизационный момент.

2. Беседа с детьми.

#1056;ссматривание экспозиции музея «Мы помним! Мы гордимся!»

4. Динамическая пауза: Игра «Разведчики»

5. Дидактическая игра «Кому что» (военные профессии)

6. Итог. Рефлексия

34.

Занятие. «Цветущий сад»

Беседа, игры

#1054;рганизационный момент.

2. А. Плещеев «Деревья расцвели весной, манят дивной красотой».

#1041;еседа с детьми. Рассматривание иллюстрации.

4. Физкультминутка «Деревцо».

5. Рисование

6. Итог. Рефлексия.

35.

Мониторинг

-

36.

Мониторинг

-

Планируемые результаты освоения Программы.

Уровни освоения содержания программы:

«Стартовый уровень»-предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации обучения, которые способствуют знакомству учащихся с начальными основами выбранного вида деятельности, развитию интереса к его овладению.

  • Ребенок проявляет интерес к малой родине, окружающему миру;
  • Ребенок проявляет интерес к настоящему и прошлому в мире;
  • Ребенок проявляет любознательность по отношению к истории;
  • Ребенок интересуется природным и животным миром Башкортостана.
  • Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям посёлка;
  • Отражает свои впечатления о малой родине: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.;
  • С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, выставках;
  • Самостоятельно или с помощью взрослого может рассказать об экспонатах, находящихся в мини-музеях.

II Содержательный раздел

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного года: 1 сентября 2023г. по 31 мая 2024г.

Количество учебных недель: 36 недель

Сроки контрольных процедур: формы контроля основных компетенций воспитанников проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы в течение учебного года.

Календарный учебный график представлен в программе в Приложении.

Условия реализации программы

Условия реализации программы

В процессе работы в детском саду создана предметно-пространственная среда, ориентированная на расширение познавательных интересов, потребности общения и взаимодействия друг с другом.

Для формирования у детей представлений о семье, о домашних животных, о родном поселке, о героях ВОВ, о народно-прикладном искусстве подобраны дидактические игры, иллюстрации, оформлены тематические папки, семейные фотоальбомы, подобрана художественная и познавательная литература.

Для реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика» нужны условия, позволяющие педагогически целесообразно и качественно выполнить намеченные разделы темы программы.

Материально-техническое оснащение занятий:

Группа вместимостью 20 человек для проведения занятий с площадью по нормам САНПиН;

  • рабочий стол педагога 1 комплект;
  • учебная мебель для воспитанников 11 комплектов;
  • доска меловая 1 шт.;
  • ноутбук 1 шт.;
  • мультимедийный проектор 1 шт.;
  • экран 1 шт.;
  • зона проведения практических работ;

Используемый кабинет соответствует всем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам: хорошее освещение, периодическое проветривание, допустимая температура воздуха.

Кадровое обеспечение: Педагог, работающий по данной программе должен знать основы музейной педагогики в дошкольных образовательных организациях. По данной образовательной программе работает воспитатель Лоренцева Е.И. – образование среднее специальное, первая квалификационная категория, стаж работы 36 лет.

#1060;ормы аттестации и контроля

В ходе реализации программы ведется систематический учет знаний и умений воспитанников. Для оценки результативности применяется входящий (опрос), текущий и итоговый контроль в форме тестирования.

В начале года проводится входящий контроль в форме опроса и анкетирования, с целью выявления у ребят склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности.

Текущий контроль в виде промежуточной аттестации проводится после изучения основных тем для оценки степени и качества усвоения учащимися материала данной программы.

В конце изучения всей программы проводится итоговый контроль в виде итоговой аттестации с целью определения качества полученных знаний и умений.

Критерием оценки программы может также считаться годовой мониторинг участия в конкурсах, фестивалях, выставках на различных уровнях (Международном, Федеральном, региональном, муниципальном, учреждения, внутри творческого объединения).

Формы отслеживания результатов: аналитическая справка, материалы тестирования, портфолио, перечень готовых работ, видеозапись, фото, и др.

Формы предъявления и демонстрации результатов: аналитический материал (справка) по итогам проведения контроля, открытое мероприятие, презентация, выставка и др.

Оценочные материалы

Диагностика уровня знаний и умений

Год обучения

Диагностический инструментарий

Оценочные материалы

Первый год обучения

Фронтальный опрос

Педагогическое наблюдение

Внешняя оценка работ

Фотоотчѐты, выставки

Тестирование по теме «Музейная педагогика»

Анкета-опросник для детей «Ребенок в музейном пространстве»

Цели: Определение объема представлений детей о музее и его функциях. Выявление предпочтения детей в музейной тематике.

  1. Что такое музей?
  2. Что хранят в музее?
  3. Был (а) в каком либо музее? С кем?
  4. Что тебе больше всего понравилось в музее?
  5. Существуют в музеях правила поведения? Какие?
  6. Есть у вас дома коллекция интересных предметов? Кто ее собирает?
  7. Какую коллекцию ты бы хотел собирать?

а) картин;

б) растений;

в) мячей;

г) твое предложение.

Используемая литература: О.Г. Тихонова «Дошкольнику о музейной культуре» стр.34

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)

Используемые методы: способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:

Словесные: беседа, объяснение, рассказ.

Исследовательские: данные методы предполагают постановку и решение проблемных ситуаций, в этих случаях новые знания и умения открываются воспитанникам непосредственно в ходе решения практических задач.

Наглядные: демонстрационные пособия, макеты, учебно - методические пособия для педагога; дидактические задания по теме; обучающие карточки, видеоматериалы, слайды, фото.

Практические: викторины, задания.

Педагогические технологии, применяемые для достижения цели:

В образовательном процессе применяются разнообразные игровые технологии, обладающими высокими образовательными возможностями.

- Личностно-ориентированное развивающее обучение – сочетает обучение и учение. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

- Проектная деятельность – основная технология освоения программы обучающимися. Через проектную деятельность обучающиеся проектируют (совместно с педагогом или самостоятельно) и реализуют индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы;

- Информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта.

Организация образовательного процесса

Осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Группа

(11 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. Дополнительная организованная деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:20 минут (средняя группа).

Алгоритм учебного занятия

Основные этапы занятия

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов, рефлексия.

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.

Список литературы

Основной список

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2019г.
  2. Парциальная программа: О.Л. Князева, М.Д. Миханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; С.А. Козлова «Я человек», С.Н. Николаева «Юный эколог».

Для педагогов

  1. «Здравствуй, музей!», музейно-педагогическая программа: концепция, структура, содержание. – СПб. : [б. и.] , 2008. - 47 с.
  2. Белякова Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 5. - С. 17-21.
  3. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
  4. Ватаман В.П. «Воспитание детей в традициях народной культуры».
  5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
  6. Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.

Для родителей:

  1. Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. - N 6. - С. 73-77.
  2. Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания //Искусство в школе. - 2009. - N 4. - С. 58-59.
  3. Зурабова К. Воспитать уважение к культуре // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 4. - С. 82-90.
  4. Князева О.Л. «Приобщение детей к истории русской народной культуры».
  5. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
  6. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
  7. Столярова Б.А. «Здравствуй музей».
  8. Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. – 2007. - N 2. - С. 30-31.
  9. Тихонова О.Г. « Дошкольнику о музейной культуре».
  10. Шевкунова Е. "Музей и дети": педагогический аспект региональной

Интернет-ресурсы

Сайт «Инфоурок»

Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"

Международный образовательный портал «;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная

        Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная

        Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...