Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста
картотека

Сысолина ТатьянаИвановна

Картотека

летних прогулок

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochka_1.docx98.02 КБ
Файл kartochka_2.docx99.16 КБ
Файл kartochka_3.docx99.46 КБ
Файл kartochka_4.docx100 КБ
Файл kartochka_5.docx99.38 КБ
Файл kartochka_6.docx99.76 КБ
Файл kartochka_7.docx100.19 КБ
Файл kartochka_8.docx100.14 КБ
Файл kartochka_9.docx100.48 КБ
Файл kartochka_10.docx100.56 КБ
Файл kartochka_11.docx99.92 КБ
Файл kartochka_12.docx99.92 КБ
Файл kartochka_13.docx100.92 КБ
Файл kartochka_14.docx101.16 КБ
Файл kartochka_15_1.docx101.1 КБ
Файл kartochka_16.docx101.28 КБ
Файл kartochka_17.docx100.94 КБ
Файл kartochka_18.docx101.64 КБ
Файл kartochka_19_za_vetrom.docx101.97 КБ
Файл kartochka_20.docx101.09 КБ
Файл kartochka_21.docx103.43 КБ
Файл kartochka_22.docx103.09 КБ
Файл kartochka_23_1.docx102.89 КБ
Файл kartochka_23.docx103.19 КБ
Файл kartochka_24.docx100.71 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка №1

                  Наблюдение за сезонными изменениями (июнь)
Цели:

  • закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время;
  • формировать представление о летних месяцах. 

Ход наблюдения:  Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какое сейчас время года?
  • Как вы догадались, что лето?
  • Перечислите характерные признаки лета.
  • Почему летом стало теплее?
  • Что делает человек летом?

Художественное слово:

Сколько солнца, сколько света!

Сколько солнца! Сколько света!

Сколько зелени кругом!

Что же это? Это лето

Наконец спешит к нам в дом.

Певчих птиц разноголосье!

Свежий запах сочных трав,

В поле спелые колосья

И грибы в тени дубрав.

Сколько вкусных сладких ягод

На поляночке в лесу!

Вот наемся я и на год

Витаминов запасу!          Т. Бокова

Существует очень много пословиц и поговорок об этом месяце:

- В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко;

- В июне первую ягоду в рот кладут, вторую домой несут.

- Если в июне ночи теплые, тогда  можно ожидать изобилия плодов.

Июнь – первый месяц лета. В июне самые длинные дни и самые короткие ночи, это тепло и свет; это месяц рослых трав, пестрых лугов. Это время, когда начинают спеть ягоды. В высоких травах стрекочут кузнечики; над цветущим лугом летают пчёлы и бабочки. В июне начинается сенокос, в полях зреет пшеница, рожь, ячмень и овес. Много дел и у птиц, в гнездах появляются птенцы.

Дидактическая игра: 

«Составь предложение»

Цель: учить составлять предложение с предложенным словом.

Подвижные игры:

«Третий лишний»

Цель: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту.

«Совушка»

Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.

Трудовая деятельность:

Рыхление песка в песочнице

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Индивидуальная работа:

Развитие движений

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места

Самостоятельная деятельность:

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.



Предварительный просмотр:

Карточка №2

                НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ

Цели: формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла; 

  • дать детям представление о состоянии погоды летом;
  • воспитывать любознательность.

Ход наблюдения: 

Загадка: В синем небе жёлтый Блин.

 Ну давай его съедим!

 Нет уж больно Блин горяч

 Ты свои ладоши прячь.        (Солнышко)

Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Летом оно греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми (в облегченной одежде, в головном уборе).

Воспитатель предлагает отметить, что солнце стоит днем высоко — на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи коротки.

Художественное слово:

Солнце целый день трудилось
И немного утомилось.
Чтобы новых сил набраться
Хочет солнце искупаться.
К морю синему спустилось
И на воду опустилось.
А потом совсем нырнуло
И до завтра утонуло.
Чтобы завтра сильным встать,
Нужно солнышку поспать.
Рано  утром пробудиться
И на небо возвратиться.       Т. Гетте

Приметы: во время восхода солнца духота – к ненастью; утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч – к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «Красное лето никому не наскучит»; «Летом всякий кустик ночевать пустит».

Исследовательская деятельность:

Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

Дидактическая игра: 

«Выложи узор»  (воспитатель предлагает выложить узор из камешков на песке)

Цель: развивать фантазию.

Подвижные игры:

«Солнце и луна»

Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

«Вышибало»

Цель: тренироваться в бросании и ловле мяча. 

Трудовая деятельность:

Помощь детям младшей группы в уборке территории

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Индивидуальная работа:

«Попади в обруч»

Цель: упражнять в метании в цель.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом по желанию детей

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.



Предварительный просмотр:

Карточка №3

                НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОДУВАНЧИКОМ

Цели: формировать знания детей о первых весенних цветах, одуванчиках;

  • познакомить со строением цветка и его особенностями;
  • воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился..                 .(Одуванчик)

Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.

Одуванчик – это не одиночный цветок, а целое соцветие, которое напоминает корзинку, оно так и называется – корзинка. И семена - «парашутики», когда созреют, будут собраны в пучок, который затем ветер разнесет в разные стороны.

Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны.

Художественное слово:

Желтая головушка,

На него любуюсь,

Розовая ножка.

Очень берегу.

Одуванчик-солнышко

Жаль, недолго солнышко

Подержу в ладошке.

Будет золотым,

Появилось солнышко

Побелеет солнышко

В мае на лугу, —

И расстанусь с ним.     В. Мирясова

Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.

Дидактическая игра: 

«Доскажи слово»

Цель: учить находить прилагательное к определенному существительному (например, одуванчик желтый, солнечный, пушистый и т. д.)

Подвижные игры:

Найди свой бутон»

Цели: учить различать цветы, действовать по сигналу;

упражнять в беге; развивать наблюдательность.

«Попрыгунчик»

Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.

Трудовая деятельность:

Уборка участка от сухих веток

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.

Индивидуальная работа:

«Смелые ребята»

Цели: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.

Самостоятельная деятельность:

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.



Предварительный просмотр:

Карточка №4

                НАБЛЮДЕНИЕ ЗАСВЕРКАНИЕМ МОЛНИИ ВО ВРЕМЯ ГРАЗЫ

Цели: продолжать знакомить с понятием «гроза», «гром», «молния»;

  • формировать реальные представления о явлении природы.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Раскаленная стрела

Дуб свалила и ушла. (Молния)

Трах-тарарах!

Бредет баба на горах,

Кочергой бренчит,

На весь мир ворчит. (Гроза)

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит, никому не понять

И мудрецам не узнать. (Гром)

Наблюдение проводится в глубине группы напротив окна. Молния – это сильная электрическая искра (разряд), которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая).

Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный. Вспыхивает молния, гремит гром.

Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться: 

  • Нельзя подходить близко к окнам.
  • Нельзя брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество.
  • На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь): они притягивают электрический разряд (молнию), который разбивает и воспламеняет их.

Художественное слово:

Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом,
Ведь на улице гроза.
Я зажмурила глаза.
Молнии сверкают ярко,
Утром было очень жарко.
Не могу совсем я спать,
Лучше спрячусь под кровать.
Нет, совсем я не трусиха!
Просто посижу там тихо.          Губская Н.

Приметы: если первый гром слышен с северной стороны, то это лето будет очень прохладным, если с южной, то лето будет жарким и засушливым.

Дидактическая игра:

«Слоги»  (дети составляют различные слоги)

Цель:  развивать быстроту реакции.

Подвижные игры:

«Ловкая пара», «Мяч сквозь обруч»

Цель: учить бросать мяч под углом,

«Мыши в кладовой»

Цель: тренировать в пролезании под дугу или веревку

Трудовая деятельность:

Коллективная работа на огороде по уборке мусора.

Цель: формировать навыки коллективного труда

Индивидуальная работа:

«Развитие прыжков»

Цель: закреплять умение прыгать на одной  ноге.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №5

               НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦВЕТЕНИЕМ ЧЕРЕМУХИ

Цели: познакомить с черемухой (строение, польза, изменения после окончания цветения).

Ход наблюдения: 

Загадка:   Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна   (черёмуха)

Наблюдение за цветением черемухи, обсудить ароматы, почему такие ароматные. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

Художественное слово:

«Черемуха»

И вся благоуханная,

Роняя лепестки,

Цветет, цветет черемуха

В овраге у реки.

С утра до поздних сумерек

Со всех концов земли

К цветам её торопятся

Тяжелые шмели.        В.Жуковский

Приметы:

Когда черемуха цветет, всегда холод живет.

Черемуха цветет очень обильно – это к дождливому лету.

Дидактическая игра: 

«Доскажи слово»

Цель: учить находить прилагательное к определенному существительному (например, одуванчик желтый, солнечный, пушистый и т. д.).

«Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Подвижные игры:

«Совушка»

Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении;

«Попади в круг»

Цель: развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Трудовая деятельность:

«Собрать игрушки и инвентарь»

Цель: воспитывать трудовые навыки.

Исследовательская деятельность:

Опыт «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель: экспериментальным путем показать различные свойства предметов

Индивидуальная работа:

«Полоса препятствий»

Цель: способствовать совершенствовать выполнения детьми основных движений при ходьбе.

Самостоятельная деятельность:

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.



Предварительный просмотр:

Карточка №6

                НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖВЕВЫМ ЧЕРВЕМ

Цели: дать детям представление о дождевом червяке, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы;

  • формировать бережное отношение к дождевым червякам;
  • установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы (Червяк).

Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха.

Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать. Что бы могли сказать детям эти животные, если бы умели говорить?

Художественное слово:

«Дождевой червяк»

Очень он трудолюбивый,

Без работы не сидит,

Землю всю послушным телом

Он без устали рыхлит.

Это нужно нам самим,

Эту землю мы едим. –

Оторвавшись от работы,

Дождевой сказал червяк. –

Я земле родной не враг.              О.Г.Зыковой

Приметы: если дождевые черви неожиданно выползли — это к перемене погоды - скоро должно стать пасмурно и дождливо.

Дидактическая игра:

«Кто больше назовет действий»  (дети подбирают глаголы, характеризующие действия дождевого червя)

Цель: активизировать словарный запас глаголами.

«Что где растет?»

Цель: закрепить знания детей о растениях леса и луга.

Подвижные игры:

«Попрыгунчик»

Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.

«Догони свою пару»

Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

Трудовая деятельность:

«Выкопать норку для червяка»

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, чувство сострадания и готовность прийти на помощь.

Индивидуальная работа:

Игровые упражнения со скакалкой

Цель: закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад

Самостоятельная деятельность:

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.



Предварительный просмотр:

Карточка №7

                НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕРВЫМИ ЛИСТОЧКАМИ

НА ДЕРЕВЬЯХ

Цели: повторить названия деревьев;

  • обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья).

Ход наблюдения: 

Загадка:  Стоят столбы белы, 

На них шапки зелены   (Береза) 

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки   (Дерево)

Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у осины они длинные, клейкие, душистые, а у березы - круглые, мелкие.

Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе - сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно-зеленые. На тополе - блестящие, клейкие, темно-зеленые.

Рассматривая почки с детьми объяснить, что одни деревья просыпаются раньше, другие - позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков.

Художественное слово:

Выбрались из почек 

Первые листочки, 

Радуются солнцу, 

Не поймут со сна: 

- Неужели это... 

Неужели лето? 

- Нет, еще не лето,

Но уже — весна!         В. Данько 

Приметы: Поздний расцвет рябины — к долгой осени.  Если уродится рябина — рожь будет хороша.

В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухо.

Дидактическая игра:

«Какой листок»   (дети описывают предложенный воспитателем лист дерева)

Цель: употребить в речи относительные прилагательные.

Подвижные игры:

«Круговорот», «Холодно - горячо»

Цель: добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.

«Листья и ветер»

Цели:  развивать у детей двигательную активность; развивать умение взаимодействовать друг с другом;

Трудовая деятельность:

Коллективная работа на огороде по уборке мусора

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №8

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТЕНЬЮ

Цели: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Она туда, куда и ты,

Ни пить, ни есть не просит.

Но так боится темноты,

Что тут тебя и бросит  (тень).

В солнечный день обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей?

Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать? 

Художественное слово:

С тенью в прятки мы играли,

Тень свою мы догоняли.

Мы бежим, она бежит.

Мы стоим, она стоит.

Мы за дом, она за нами

С тенью долго мы играли

От игры совсем устали

Вот немного отдохнем

И опять играть пойдем.   В. Лактионов

Приметы:

Солнце в туман садится - к дождю.

Дидактическая игра:

«Скажи  ласково»

Цель: учить образовать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Подвижные игры:

«Мыши в кладовой»

Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку; учить действовать по сигналу воспитателя.

«Не упусти мяч»

Цель: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.

Исследовательская деятельность:

«Эта  загадочная тень

Цель: выяснить с детьми, что такое тень; показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Трудовая деятельность:

«Полив цветов  на участке детского сада»

Цель: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; - закреплять знания о росте и развитии растений. 

Индивидуальная работа:

«Попади в обруч»

Цель:  формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5—9 м.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №9

                НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПЕСКОМ

Цели: выявить свойства песка, определить сходства и отличия между песком и почвой.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего (Песок)

Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой - рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются. Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Спросить, живут ли в песке и в почве насекомые, растут ли растения.

Провести опыт: посадить семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы.

Художественное слово:

Мы  в  песочнице  играем,

Строим  домик  из  песка, 

Увлеклись,  не  замечаем, 

Что  носки  полны  песка.   

Принесли  воды  в  ведёрке, 

Чтобы  не  сломался  дом,  

Красовался  на  пригорке, 

Мы  его  водой  польём.    К. Балдина

Приметы: Среди лета появляются на деревьях желтые листья — к ранней осени и зиме.

Дидактическая игра:

«Что я построю из песка».

Цель: научить составлять предложения на заданную тему.

Подвижные игры:

«Гуси-гуси»

Цель: учить внимательно, слушать пастуха и быстро «улетать» от волка, четко проговаривать слова гусей.

«Найди свое дерево»

Цель: учить называть и запоминать свое дерево, быть внимательными и быстрыми

Цели:  развивать у детей двигательную активность; развивать умение взаимодействовать друг с другом;

Исследовательская деятельность:

Опыт 1 «Песчаный конус»

Цель: показать свойство песка - сыпучесть.

Опыт 2 «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок»

Цель: показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Трудовая деятельность:

1-я подгруппа — расчистка граблями участка; 2-я подгруппа — вынос мусора.

Цели: учить трудиться небольшими группами;  воспитывать желание трудиться, дружбу в коллективе.

Индивидуальная работа:

Развитие движений.

Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №10

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МУРАВЬЕМ

Цели: познакомить с муравьями, их образом жизни, условиями для жизни, их пользой для других животных.

Ход наблюдения: 

Загадка:  В лесу, живет трудяга – славный,

Его узнаешь без труда.

Он строит дом в лесу, с друзьями, 

Из листьев, веток, горстки мха.

Кто это?  (муравей)

Вспомнить с детьми, что у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь (он запускает в муравейник свой язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом), нападают на муравейники и дятлы (он разгребает верхушку муравейника и склевывает муравьев), некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

Он очень сильный, переносит тяжести. В 10 раз превосходящие его собственный вес. Предложить рассмотреть муравья (у него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания).

Художественное слово:

Муравей бревно несет

Песню громкую поет:

"Я могучий муравей!

Я сильнее всех в траве!

Я легко несу бревно,

Хоть огромное оно!".

Муравьшка - не бездельник.

Целый день он в муравейник

Носит, носит без заминки

Облетевшие хвоинки.      О. Аленкина

Приметы: Муравьи прячутся в гнезда - к грозе.

Дидактическая игра:

«Загадай, мы отгадаем»

Цель: уточнить знания о насекомых; развивать умение описывать и находить их по описанию (на картинках).

Подвижные игры:

«Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

«Попади в круг»

Цель: развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Исследовательская деятельность:

На тропинке, где проходят муравьи, предлагаю детям насыпать тонким слоем песок и понаблюдать, как муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку.

Трудовая деятельность:

«Поливание песка из лейки для игры»

Цели: закреплять умения соблюдать чистоту и порядок на участке; побуждать оказывать помощь взрослым.

Индивидуальная работа:

«Подбросить и поймать мяч»

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №11

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗАПАХИ РАСТЕНИЙ И ЦВЕТОВ

Цели: расширять кругозор; воспитывать любознательность; приучать высказывать свои впечатления, сравнивать, выбирать образные эпитеты.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Вокруг носа вьется,

А в руки не дается (запах).

Обратить внимание детей на запахи, которые выделяют растения. Подойти и понюхать каждое растение. Все растения пахнут по-разному. Чаще всего мы замечаем приятно пахучие цветы: ландыши, сирень.

Но многие растения содержат пахучие вещества не только в цветках, но и в коре, листьях, корнях. Листочки мяты, черемухи издают характерный запах. Чтобы его ощутить, необходимо растереть растения в ладонях.

Художественное слово:

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо,

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли.    Т Шорыгина

Приметы:

Хорошо пахнет жимолость – к дождю.

Зацвела рябина — наступит тепло.

Дидактическая игра:

«Где я был?»

Цель:  учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Подвижные игры:

«Ловишки»

Цель: упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость.

«Палочка-выручалочка»

Цель: развивать ориентировку в пространстве и ситуациях;

Исследовательская деятельность:

Опыт «Запахи растения»

Срезанные веточки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутить запах.

Вывод: каждое растение пахнет по-своему.

Трудовая деятельность:

«Навести порядок в песочнице»

Цель: формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление его поддерживать; учить собирать после игры в песок, складывать игрушки.

Индивидуальная работа:

«Полоса препятствий»

Цель: способствовать совершенствовать выполнения детьми основных движений при ходьбе.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №12

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СТРЕКОЗОЙ

Цели: систематизировать представления о многообразии насекомых;

  • расширить знания об особенностях внешнего вида, общих признаках и жизненных проявлениях насекомых;
  • учить анализировать, устанавливать простейшие связи между особенностями внешнего вида и способами передвижения; обогащать словарный запас.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Над рекою он в полете,

Этот чудо-самолетик.

Над водой парит он гладкой,

На цветке его посадка.   (Стрекоза.)

Стрекоза – хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету.

У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.

Художественное слово:

«Стрекоза»

Стрекоза над речкой тихой

И порхала, и кружилась,

А потом на лист плавучий

Осторожно опустилась.

Точно сделала посадку

На зеленую площадку.

Видел я ее полет –

Настоящий вертолет!

Приметы: если в первую неделю августа стоит постоянная погода, то зима будет долгой и снежной; какие первые три дня, таков весь август.

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию»

Цель: закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое.

Подвижные игры:

«Рыбаки и рыбки»

Цель:  познакомить детей с правилами игры, учить правильно, выполнять игровые действия.

«Третий лишний»

Цель: учить детей соблюдать правила игры.

«Реактивная ракета»

Цель: упражнять в беге, учить выполнять челночный бег.

Трудовая деятельность:

«Полить растения в цветнике, порыхлеть землю, убрать сорняки»

Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Индивидуальная работа:

«Кто дальше?»

Цель: совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №13

            НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ И ОБЛАКАМИ

Цели: обратить внимание детей на красоту летнего неба – на его голубизну, чистоту, на облака;

  • объяснить детям, что небо – это воздух, который окружает нашу землю, им дышат люди, животные и растения.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Выше леса, выше гор 

Расстилается ковёр. 

Он всегда, всегда раскинут 

Над тобой и надо мной, 

То он серый, то он синий, 

То он ярко-голубой…(Небо)

Белые лошадки на синем поле. (Облака на небе)

В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. Вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

Художественное слово:

В небесах летают мишки,

Крокодилы и мартышки.

В небесах бегут олени,

Волки, зайцы и тюлени.

В небесах плывут слоны

Небывалой красоты.

Там, вверху течет река

Это, детки, облака.    Т. Гетте

Приметы:

Облака плывут высоко — к хорошей погоде, низко — к ненастью.

Если много белых облаков, признак надвигающегося дождя.

Дидактическая игра:

«Разноцветные букеты»

Цель: закреплять умение распознавать предметы по цветам, действовать по сигналу.

«Кто больше назовет»

Цель: развитие воображения, внимания и наблюдательности.

Подвижные игры:

«Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем»

Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.

«Попади в круг»

Цель: развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Трудовая деятельность:

«Уборка скошенной травы»

Цель: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность

Индивидуальная работа:

Развитие движений

Цель: упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками. 

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом

Игры с песком

Цель: учить договаривается о совместных действиях.



Предварительный просмотр:

Карточка №14

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БАБОЧКАМИ

Цели: формировать знания о характерных особенностях бабочки, ее внешнего вида;

  • развивать любознательность;
  • воспитывать доброе отношение к насекомым.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Спал цветок, и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.   (Бабочка)

Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.

Бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

У бабочек 2 пары крыльев. Они покрыты цветными чешуйками. Чешуйки очень нежные и при легком прикосновении к ним стираются.

У бабочек 6 ног при помощи, которых они держатся на цветах и передвигаются по ним.

У них есть усики и хоботок, свернутый спиралью. Сидя на цветке, бабочка развертывает хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Бабочки перелетают с цветка на цветок, так они переносят цветочную пыльцу. На опыленных растениях будет больше семян.

Художественное слово:

Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,

Покружилась, полетала,

Села на цветок, устала...

- Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.        Богдан С.

Приметы: 

Кружит над человеком — скоро хорошие новости.

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию»

Цель: закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое.

Подвижные игры:

«Бабочки»

Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

«Бабочки, лягушки и цапли»

Цель: упражнять в беге, подражая движениям животных.

Трудовая деятельность:

«Полить растения в цветнике»

Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Индивидуальная работа:

«Счет в пределах 10»

Цель: продолжать учить считать до 10 и обратно.

Развитие движений

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность. 

Самостоятельная деятельность:

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу.



Предварительный просмотр:

Карточка №15

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;

  • развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую;
  • воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Ой, что за насекомое,

Пока что незнакомое?

Вперед ползет, не пятится,

На нем в горошек платьице   (божья коровка).

У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные.

Божьи коровки поедают, огромное количество тли. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.

Художественное слово:

Я совсем не черепашка,

Ни коровка!  Я – букашка.

Красный  домик  надо  мной,

Словно  панцирь   за  спиной.

Это  крылышки  такие

Все  в горошек,  расписные.

Если  ползать  не  хочу

Я возьму  и  полечу!       Р. Зайцев

Приметы:

Для взрослого человека или ребенка, если прилетает и садится на руку божья коровка, всегда хорошая примета. 

Дидактическая игра:

«Узнай по описанию»

Цель: закрепить умение узнавать насекомых по описанию или самому описывать другое насекомое.

«Чудесный мешочек» (шишки, камешки, палочки)

Цель: учить детей дифференцировать форму предмета и познакомить с понятием вес. 

Подвижные игры:

«Летает – не летает»

Цель: развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

«Найди мяч»

Цель: развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Трудовая деятельность:

«Рыхление песка в песочнице»

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Индивидуальная работа:

Развитие движений

Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным    материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №16

          НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КРАПИВОЙ

Цели: продолжать знакомить детей с лекарственным растением - крапивой;

  • учить различать растение по его характерным признакам.

Ход наблюдения: 

Загадка: Хоть не огонь, а жжется  (крапива). 

На планете множество лекарственных растений, но настоящим лидером можно назвать, пожалуй, одно — крапиву. Это поистине уникальная трава, где только она не используется человеком! Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани.

Наши предки широко применяли крапиву в магических обрядах. Считалось, что коврики, сплетенные из этого растения, способны защитить их жилище от злобных незваных гостей и на время лишить их темной колдовской силы. Кроме того, активно использовались и крапивные веники — ими выметалась порча из жилища. Для тех же целей росла крапива во дворе — ее редко кто вырубал. Изготавливались из нее и всевозможные обереги. Мало кто знает, что в Тульской области есть небольшой городок — Крапивна.

Художественное слово:

Почему ты, крапива, мальчишек кусаешь?

Потому, что мальчишки меня обижают!

Словно дикие кони на меня налетают,

Мои листики топчут, мои стебли ломают.

И за это мальчишек сквозь штаны и рубашки

Жгу нещадно, жестоко и хлещу наотмашку.

Пусть не топчут побеги, обойдут стороною.

Я полезна, прекрасна.

И нельзя так со мною!    (Г. Лаптева)

Приметы:  

Если  нить веточку крапивы в кармане она убережет от грома и молнии.

Крапива обладает волшебными свойствами и способна придать человеку силу и бодрость.

Дидактическая игра:

«Угадай по описанию»

Цель: воспитатель описывает растение, дети определяют; учить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Подвижные игры:

«Мяч соседу»

Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу.

«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики»

Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Трудовая деятельность:

«Сбор природного  материала»

Цель: учит видеть результат своего труда; работать в коллективе.

Индивидуальная работа:

«Развитие движений»

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №17

               НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦВЕТАМИ НА КЛУМБАХ

Цели: научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту;

  • закрепить знание названий садовых растений; воспитать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы.

Ход наблюдения: 

Загадка:                 Красивой формы грядка,

Где можно по порядку.

Нам высадить цветы,

Чудесной красоты    (клумба).

Нарядные сестренки 
Весь день гостей встречают, 
Медом угощают         (цветы).

Обратить внимание на красоту и разнообразие цветов, как цветы украшают наши участки. Вспомнить с детьми названия цветов, как дети сажали семена, как из них под влиянием природных факторов (вспомнить каких) появлялись всходы, а затем маленькие растения. Напомнить, как правильно надо ухаживать за цветами.

Подвести детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и в скверах, что их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.

Художественное слово:

Цветы чисты, красивы и невинны,

И дарят сил прилив и красоту.

И ощущаю я особое волнение,

Когда я вижу эту ценность наяву!    Кузьминская Л.

Приметы:  

Садовые ноготки к дождю закрывают цветки; утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю.

Дидактическая игра:

Магазин «Цветы»

Цель: учить группировать растения по месту произрастания, описывать их внешний вид.

«Опиши цветок»

Цель: научить подбирать прилагательные к существительному. 

Подвижные игры:

«Удочка»

Цель: упражнять в прыжках.

«Караси и щука»

Цель: учим детей быстро передвигаться в ограниченном пространстве; развиваем ловкость, быстроту в движениях.

Исследовательская деятельность:

Опыт. Запомнить с детьми, в какую сторону были обращены головки цветов, а затем сравнить с расположением вечером. Многие цветки поворачивают свои головки за солнцем, этот процесс называется фототаксисом.

Трудовая деятельность:

«Поддерживать чистоту и порядок на своем участке» Цель: учить подбирать необходимый инвентарь, правильно им пользоваться.

Индивидуальная работа:

«Развитие движений»

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).



Предварительный просмотр:

Карточка №18

                 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ХВОЙНЫМИ   ДЕРЕВЬЯМИ

Цели: познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны; 

  • учить детей группировать по сходному признаку (по хвое) хвойные деревья.

Ход наблюдения: 

Ребята, мы сегодня с вами будем знакомиться с хвойными деревьями, а именно с елью, сосной и кедром. Давайте мы все вместе поздороваемся с елочкой.

Положите правую руку вверх ладошкой к веткам, пройдите и поздоровайтесь. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Молодцы, а теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Для чего нужен лес?
  • Что он дает человеку?
  • Какие деревья растут на нашем участке? (сосна, ель).
  • А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)
  • Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
  • Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)
  • Какие условия необходимы для роста деревьев?
  • Чем покрыты елки, сосны? (Иголками)

Да, совершенно верно. Иголочки – это листочки, которые всегда зеленые и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки - иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют. Какие же они, если у всех есть хвоя? С листьями – лиственные, с хвоей – хвойные деревья.

Художественное слово:

Стоит, окутан тайной, хвойный лес.
Сквозь высоту деревьев свет мелькает.
И тянутся макушки до небес,
Над ними сверху солнышко сияет.
Как-будто в сказке очутился ты,
Мохнатых лап повсюду тени.
Сейчас опустится волшебник с высоты,
И танцевать начнут деревья.
Здесь воздух, как вода, прозрачный,
Он пахнет хвоей, свежестью лесной.
И каждый человек, пусть даже самый мрачный,
Становится, войдя, светлей душой.

Дидактическая игра:

«Угадай по описанию»

Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.

Подвижные игры:

«Третий лишний»

Цель: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту.

«Совушка»

Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.

Трудовая деятельность:

«Сбор природного  материала»

Цель: учит видеть результат своего труда; работать в коллективе.

Индивидуальная работа:

«Развитие движений»

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №19

                          НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ

(ИЛИ ЗА ЕГО ОТСУТСТВИЕМ)

Цели: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; 

  • дать понятие о ветре, его свойствах;
  • учить определят направление ветра.

Ход наблюдения: 

Загадка: Невидимка озорной,

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит,

И куда-то он спешит.  (Ветер).

Из окна можно установить, есть ли ветер, какой он – слабый или сильный, объяснить, по каким признакам об этом узнали (качаются ветви деревьев – сильный ветер, слегка колышутся травинки – слабый).

Ветер - движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок - стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.

Художественное слово:

Ветер вырвался на волю

И пошёл гулять по полю.

Натолкнулся на берёзку,

Разлохматил ей причёску,

Вокруг ивы обвивался

И с рябиной обнимался.

Пошуршал в её листве

И улёгся на траве.       Цветкова Н.

Дидактическая игра:

«Подуй как ветер»

Цель: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука у.

Приметы: Северный ветер к ночи стихает. Ветер порывами – к тихой погоде.  Лес без ветра шумит – к дождю.

Исследовательская деятельность:

Опыт 1. «Опыт с надувным шариком»

Взять надувной шарик и подбросить его вверх. Он полетит в ту сторону, в которую дует ветер, и тем быстрее, чем сильнее ветер.

Опыт 2. Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение

Подвижные игры:

«Быстрее ветра», «Кто смелее?»

Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.

«Жмурки»

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.

Трудовая деятельность:

Собрать игрушки и инвентарь

Цель:  воспитывать трудовые навыки.

Индивидуальная работа:

Развитие движений: «Обгони ветер» - бег на ускорение

Цель: вырабатывать и регулировать скорость бега.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №20

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОМАШКОЙ

Цели: продолжать знакомить детей с цветком – ромашка;

  • Учить бережно относится к природе;
  • развивать эстетическое восприятие;
  • воспитывать умение замечать скромный цветок.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Стоят в лугах сестрички-

Золотой глазик-

Белые реснички  (ромашка).

Подвести детей к тому месту на участке, где растут ромашки. Как называются эти цветы? А вы знаете, что назвали этот цветок ромашкой сравнительно недавно? В старину на Руси его называли пупавкой, потому что над белыми лепестками возвышался желтый пупок. А когда в России стали известны западные рецепты приготовления лекарственных отваров из растений, тогда и прочли русские люди название растения «романова трава», «романов цвет».

Ромашка известна всем своими лечебными свойствами. Чай из ромашки успокоит, снимет воспаление. И он очень вкусный, особенно с медом.

Есть о ромашке и легенда. Ромашки схожи по форме с зонтиками, и по легенде, они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется под ромашкой либо сорвет ее и шагает, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

Художественное слово:

Расцвела в саду ромашка

Белоснежная рубашка

Лепесточки раз и два...

Все резные кружева.

Настя в садик прибежала

И ромашку увидала,

И захлопала в ладоши:

"Ой, какой же он хороший!

Этот беленький цветочек 

Пересадим мы в горшочек".

Мама ласково сказала:

"А в горшочке места мало.

Пусть растет в саду ромашка-

Белоснежная рубашка,

Здесь и солнце, и вода,

Пусть цветет в саду она!     (Л. Некрасова)

Приметы: «Перед дождем цветы сильнее пахнут»

Дидактическая игра:

«Четвертый лишний», «Составь группу»

Цель: развивать речь детей, накапливать словарь.

Подвижные игры:

«Мяч в центре», «Убегай-догоняй», «Салки с мячом», «Салки с хвостиками»

Цель: развивать движения в игре; учить действовать с мячом по сигналу.

Трудовая деятельность:

Полить растения в цветнике, порыхлеть землю, убрать сорняки

Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

Индивидуальная работа:

Развитие движений

Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом



Предварительный просмотр:

Карточка №21

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БЕРЕЗОЙ № 2

Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;

  • закрепить знания о строении дерева о его характерных особенностях;
  • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Стоит Аленка, платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан   (Береза.)

Береза - самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща.

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, и вечна наша родная земля.

Художественное слово:

«Люблю берёзку русскую»

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную.  А. Прокофьева

Приметы: Если листья березы осенью начинают желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.

По березе можно определить, как скоро в этом году ляжет снег. Для этого нужно посмотреть на дерево в первые дни октября. Если его листья до сих пор не опали, то в текущем году снег выпадет поздно.

Дидактическая игра:

«Составь предложение» (дети составляют предложение с предложенным словом)

Цель: учить составлять предложения с заданным словом. 

Подвижные игры:

«Великаны и карлики»

Цель: развивать умение действовать по сигналу.

«Сороконожки»

Цель: обучение в игровой форме передвижению на корточках (в приседе, развития координации движения.

Трудовая деятельность:

Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве

Цель: воспитывать положительное отношение к труду,  ответственность при выполнении поручений.

Индивидуальная работа:

«Прыжки вверх с места»

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой. 

Самостоятельная двигательная деятельность детей:

Цель: побуждать детей самостоятельно организовывать игры, способствовать формированию дружеских отношений в группе.



Предварительный просмотр:

Карточка №22

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЧВОЙ И ЕЕ ОБИТАТЕЛЯМИ

Цели:  развивать познавательные и психические процессы, мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; вырабатывать умение связно излагать свои мысли.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Царства темного жильцы

Ползут во все концы,

Неустанно влагу пьют,

Всем растеньям жизнь дают   (Корни.)

Предложить детям рассмотреть почву под лупой, сказать, из чего она состоит. Взять образцы на разных участках, потрогать почву утром, днем, вечером, сравнить ее. Напомнить детям, что почва – это тоже среда обитания живых существ, вспомнить с ними ее обитателей, их приспособленность к житью в специфических условиях (без света).

Художественное слово:

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Но не скоро станет доброй пашней

Влажный перегной листвы опавшей,

Отцветают травы каждый год,

Только долго почвы слой растет.

Приметы: лето  бурное – зима  с  метелями; сырое лето и теплая осень – к долгой зиме.

Поговорки и пословицы: «В летнюю погоду заря с зарей сходится»; «Не моли лета долгого, моли лета теплого».

Исследовательская деятельность:

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод: Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы

Подвижные игры:

Попрыгунчики»

Цель: научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед.

«Догони свою пару»

Цель: учить бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

Трудовая деятельность:

«Коллективная работа на огороде по уборке мусора»

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Индивидуальная работа:

«Прыжки вверх с места»

Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой. 

Самостоятельная двигательная деятельность детей:

Цель: побуждать детей самостоятельно организовывать игры, способствовать формированию дружеских отношений в группе.



Предварительный просмотр:

Карточка №23

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МУРАВЬЯМИ И МУРАВЕЙНИКОМ

Цели: углубить знание о муравьях, их образе жизни; сформировать представление об их роли в природе; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Ход наблюдения: 

Загадка:  На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом (Муравьи.)

На полянке возле елок дом построен из иголок.

За травой не виден он, а жильцов в нем миллион.

(Муравейник.)

Воспитатель вместе с детьми подходит к маленькому муравейнику, где копошатся муравьи. В процессе наблюдения воспитатель просит детей вспомнить, строение насекомого, чем питается, как передвигается.

Понаблюдать за движением цепочки муравьев, передвигающихся к муравейнику. У некоторых муравьев есть специальные подротовые сумки. Они складывают в них мусор во время уборки, а потом выносят его в специальные камеры. Такие капитальные работы муравьи производят весьма примитивными орудиями. Основной инструмент строителей – это жвалы (челюсти). Ими муравьи подтаскивают к гнезду веточки, иглы, ухватив их как клещами. Сомкнутые жвалы – это совок, которым строители скоблят землю и переносят сыпучие материалы. Помогают муравьям и передние ноги, ими муравьи работают как лопатами

Приметы: в муравейнике с утра открыты все входы, а сами муравьи интенсивно движутся – к ясной погоде; если муравьи прячутся в кучи – жди сильного ветра, дождя, грозы.

Поговорки и пословицы: «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Одним днем лето не опознаешь».

Дидактическая игра:

«Назови животное, насекомое с нужным звуком»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Воспитатель предлагает: придумать насекомых, в названии которых встречаются буквы А, К. (Кто больше назовет, тот и выиграл).

Подвижные игры:

«Раз, два, три - беги»

Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

«Змейка»

Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Трудовая деятельность:

«Сбор природного  материала»

Цель: учит видеть результат своего труда; работать в коллективе.

Индивидуальная работа:

Катание на велосипедах:

  • ехать по прямой;
  •  по извилистой дорожке;
  • с разной скоростью.

Цель: развивать двигательную активность.

Самостоятельная двигательная деятельность детей:

Цель: побуждать детей самостоятельно организовывать игры.



Предварительный просмотр:

Карточка №21

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БЕРЕЗОЙ № 2

Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года;

  • закрепить знания о строении дерева о его характерных особенностях;
  • воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Русская красавица,

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане    (Берёзка).

Рассказ воспитателя: Береза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками, через которые она дышит. Весной береза сбрасывает верхний слой бересты, кора становиться гладкой и шелковистой, на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки желтые и зеленые (это семена). Береза в любое время года красива, ее называют красой леса, березовым чудом, деревом здоровья.

Березовые листья, ветки, почки, сок березы полезны для здоровья: чай из березовых почек придает силы, бодрости. Из почек делают лекарства. Из листьев березы изготавливают желтую и зеленую краску.

Наши предки березовой лучиной освещали дома. Из березы мастерили деревянные игрушки, деревянные ложки, лукошки для ягод и грибов, лапти. Давным-давно, когда не было бумаги, на бересте березы писали. В наше время березу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи. Жить береза может долго, иногда до 300 лет, но сейчас вряд ли встретишь березу такого возраста. Дело в том, что они подвержены многим заболеваниям и теперь редко живут более 100 - 150 лет.

Одна из причина этому - сбор сока ранней весной. Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть.

Приметы: Хотите узнать, какое нынче будет лето? Присмотритесь к березам. Если весной из березы течет много сока, лето бывает дождливым.

Дидактическая игра:

«Угадай по описанию»

Цель: научить подбирать прилагательные к существительному.

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

Цели: закреплять умение быстро бегать; развивать глазомер, воспитывать дружеские взаимоотношения.

«1, 2, 3 к дереву беги»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность.

Трудовая деятельность:

«Сбор природного  материала»

Цель: учит видеть результат своего труда; работать в коллективе.

Индивидуальная работа:

Развитие движений

Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).

Самостоятельная двигательная деятельность детей:

Цель: побуждать детей самостоятельно организовывать игры, способствовать формированию дружеских отношений в группе.



Предварительный просмотр:

Карточка №24

              НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАДУГОЙ

Цели: развивать умение обобщать накопленные представления о природе; формировать понятия о различных явлениях;

  • воспитывать любовь к природе, способность воспринимать красивое.

Ход наблюдения: 

Загадка:  Крашеное коромысло через реку повисло.

 (Радуга)

Свет Солнца составлен из цветов радуги. Когда солнечный свет пробирается через атмосферу, он рассеивается с разной силой и яркостью. Сильнее и заметнее всего рассеивается его голубая составляющая, и нам, людям, небо кажется голубым.

Свет состоит из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такое сочетание слов: КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН.

Первая буква каждого слова подскажет название цветов, которые и составляют радугу: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Радугу мы видим при слепом, или грибном, дождике или сразу после него. Слепым называют дождь, во время которого светит солнце. Капли дождя разлагают свет на составляющие его цвета. А грибным он называется, потому что замечено, что после такого дождика в лесу появляется много грибов.

Художественное слово:

Как цветное коромысло,

В небе радуга повисла.

Так она согнулась,

Что земли коснулась.

Справа радуга-дуга

На себе несет стога,

Слева - речку и село –

Разогнуться тяжело.   В. Орлов

Приметы: радуга после дождя стоит долго – к ненастью; радуга после дождя быстро пропадает – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку»; «Дважды в году лету не бывать».

Исследовательская деятельность:

«Радуга»

Цель: познакомить с радугой как природным явлением.

Дидактическая игра:

«Радуга»

Цель: закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.

Подвижные игры:

«Найди, где спрятано»

Цель: учить ориентироваться в пространстве. 

Трудовая деятельность:

«Рыхление песка в песочнице»

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Индивидуальная работа:

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку»

Цель: вырабатывать координацию движений.

Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста

Картотека летних прогулок, выполнена на основе Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендациипо организации и проведению прогулокдля детей старшего дошкольного  возраста, будет ...

Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста

Наблюдения, дидактические и  подвижные игры, труд, индивидуальная работа на прогулке летом....

Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста

Картотека летних прогулок в старшей группе...

Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста

Данная картотека предназначена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Структура каждой прогулки соответствует требованиям ФГОС и включает в себя наблюдения, дидактические...

Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека летних прогулок для детей старшего дошкольного возраста.Составила воспитатель: Гладкина М.А.МКДОУ Д/С №8 г.Коркино...