Консультация для педагогов "Функциональная грамотность в ДОУ"
материал

Никитина Екатерина Вячеславовна

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, в общении и социальных отношениях, она как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики.

Большую роль в формировании функциональной грамотности играют сюжетно-ролевые игры. Тематика сюжетно-ролевых игр в нашей группе разнообразна. Дошкольники с удовольствием играют в «Больницу», «Банк», «Супермаркет», «Ателье», «Автомойка», «Заправка», «Шиномонтаж» и другие.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Для сюжетно-ролевых игр дети самостоятельно готовят разные атрибуты: орудия труда людей разных профессий, деньги (купюры и монеты), банковские карты, буклеты, ценники и т.д.

В процессе сюжетно-ролевой игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует чёткие, грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

С целью создания необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности дошкольников в нашей группе мы проводили викторины информационно развлекательного содержания: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда».

 Сделать экономику понятной для детей нам помогают дидактические игры. Ребята с большим интересом играют в дидактические игры «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Придумай рекламу для товара», «Услуги и товары», «Помоги князю Владимиру вернуть казну». В таких играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

В нашей группе есть и настольно-печатные игры по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников – это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

 Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_funktsionalnaya_gramotnost.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, в общении и социальных отношениях, она как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики.

Большую роль в формировании функциональной грамотности играют сюжетно-ролевые игры. Тематика сюжетно-ролевых игр в нашей группе разнообразна. Дошкольники с удовольствием играют в «Больницу», «Банк», «Супермаркет», «Ателье», «Автомойка», «Заправка», «Шиномонтаж» и другие.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Для сюжетно-ролевых игр дети самостоятельно готовят разные атрибуты: орудия труда людей разных профессий, деньги (купюры и монеты), банковские карты, буклеты, ценники и т.д.

В процессе сюжетно-ролевой игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует чёткие, грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

С целью создания необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности дошкольников в нашей группе мы проводили викторины информационно развлекательного содержания: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда».

 Сделать экономику понятной для детей нам помогают дидактические игры. Ребята с большим интересом играют в дидактические игры «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Придумай рекламу для товара», «Услуги и товары», «Помоги князю Владимиру вернуть казну». В таких играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

В нашей группе есть и настольно-печатные игры по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников – это лото «Что продается в магазине?», «Конфетки-монетки», «Всё по полочкам» и др. Использование таких игр в работе позволяет привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

Таким образом, за счет применения игр финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.

 Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:"Грамотно взаимодействуем с родителями"

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию по работе с родителями. Надеюсь. Что это будет полезно при взаимодействии с родителями....

Консультация по финансовой грамотности "Карманные деньги"

Советы  о воспитании финансовой грамотности у детей...

Консультация по финансовой грамотности

Консультация для родителей об актуальности развития финансовой грамотности у детей и практическими советами....

Консультация по финансовой грамотности

quot;Как обучить ребенка финансовой грамотности"...

Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"

Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников»  Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...

консультация по финансовой грамотности

консультация по финансовой грамотности...

Консультация для родителей "Грамотная речь-залог успеха"

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПРОПУСКАЕТ БУКВЫ НА ПИСЬМЕ, ПИШЕТ, КАК СЛЫШИТ… И КАК ЕМУ ПОМОЧЬ...