Картотека опытов и экспериментов
картотека

Картотека опытов и экспериментов для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_opyty_i_eksperimenty.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ 1

«Откуда берётся песок»

Цель: Закрепить представления детей о песке

Ход: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

- Как вы думаете, что это сыплется?

- Рассмотрите это.

- Как мы получили песок?

- Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

ОПЫТ 2

«Из чего состоит песок»

Цель: Закрепить представления детей о песке

Ход: Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

•Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)

•Как выглядят песчинки?

•Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

ОПЫТ 3

«Лепим из песка»

Цель: Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить.

Ход: Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания.

- Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

ОПЫТ 5

«Какие бывают камни?»

Цель: Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам.

Ход: Рассматривание камней через лупу (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) Определение характера поверхности (гладкие, шершавые, пористые, плотные и т. д.

Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные. Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

ОПЫТ 4

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Ход: Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

- Какие фигурки получились?

- Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

ОПЫТ 6

«Твердый камень»

Цель: Сформировать представление о твердости камня.

Ход: Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый. Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

ОПЫТ 7

«Тонет – не тонет»

Цель: Сформировать представление о свойствах камня.

Ход: Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет)

Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.

ОПЫТ 8

«Рисующие камни»

Цель: Сформировать представление о свойствах камня.

Ход: Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему?

Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый.

ОПЫТ 9

«Воздух – невидимка»

Цель: Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью

Ход: Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

ОПЫТ 10

«Воздух есть внутри пустых предметов»

Цель: Помочь определить, что воздух занимает место.

Ход: Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха.

Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

ОПЫТ 11

«Воздух легче воды»

Цель: Доказать, что воздух легче воды.

Ход: Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут.

ОПЫТ 12

«Кораблики»

Цель: Показать, что ветер – это движение воздуха.

Ход: Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны?

Вывод: Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру.

ОПЫТ 13

«Что притягивается»

Цель: Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы.

Ход: Подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет.

Вывод: не все предметы притягиваются. Притягивается только железо!

ОПЫТ 14

«Как достать скрепки из воды, не замочив руки?»

Цель: Показать свойство магнита – действовать на расстоянии.

Ход: Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки «выпрыгивают» из воды и прилипают к нашему магниту.

Вывод: Магнит притягивает железные скрепки.

ОПЫТ 15

«Скрепочная веревка»

Цель: Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам.

Ход: Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке прикладываем 2-ую. Что она не падает! Прикладываем ещё... Сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, скрепочная веревочка рассыпется. Но! Если поднести 1-ую скрепку - притянутся!

Вывод: наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом.

ОПЫТ 16

«Шарик-магнит»

Цель: Наглядно продемонстрировать существование статического электричества

Ход: Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги – они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.

Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы.

ОПЫТ 17

«Откуда берётся иней?»

Цель: Выявление механизма образования инея.

Ход: Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней.

Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар – при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

ОПЫТ 18

«Нужен ли растениям снег?»

Цель: Доказать, что снег сохраняет тепло.

Ход: Берем две ёмкости с водой. Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла.

Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.

ОПЫТ 19

«Снег и лёд – это тоже вода»

Цель: Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды.

Ход: Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают.

Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении.

ОПЫТ 20

«Таяние льда в воде»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

ОПЫТ 21

«Имеет ли вода форму?»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Ход: В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

ОПЫТ 22

«Вкус воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Ход: Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

ОПЫТ 23

«Запах воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Ход: Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

ОПЫТ 24

«Цвет воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Ход: Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

ОПЫТ 25

«Соль растворяется в воде»

Цель: Познакомить детей со свойствами соли.

Ход: В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

Вывод: Она растворилась.

ОПЫТ 26

«Соль выпаривается и кристаллизуется»

Цель: Познакомить детей со свойствами соли.

Ход: В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

ОПЫТ 27

«Что растворяется в воде?»

Цель: Показать, что не всё растворяется в воде.

Ход: Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности.

Вывод: сахар и соль растворяются в воде.

ОПЫТ 28

«Сортировка»

Цель: Выяснить – возможно ли разделить перемешанные перец и соль?

Ход: Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец.

Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца.

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: соль не электризуется.

ОПЫТ 29

«Живая вода»

Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.

Ход: Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

ОПЫТ 30

«Для чего корешки?»

Цель: Показать, что растения питаются через корни.

Ход: Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками.

Вывод: Корешок растения всасывает воду.

ОПЫТ 31

«Как питаются растения?»

Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.

Ход: Налить воду, подкрашенную пищевым красителем в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.

ОПЫТ 32

«На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Ход: Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел)

Вывод: свет необходим для роста и развития растений.

ОПЫТ 33

«Свет и тень»

Цель: Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.

Ход: Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.

Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.

ОПЫТ 34

«Таинственные стекла»

Цель: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Ход: Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки).

Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.

ОПЫТ 35

«Знакомство с лупой»

Цель: Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.

Ход:

1. Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло.

2. Свободное исследование.

Вывод: лупа увеличивает предметы в несколько раз.

ОПЫТ 36

«Солнечные зайчики»

Цель: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков.

Ход: Поймать луч света зеркалом и блестящими предметами, и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.

Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...