Консультации для воспитателей ДОУ
консультация (младшая группа)

Корнилова Ирина Михайловна

Особенности развития речи в разном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультации33.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Влияние чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей».

Уважаемые коллеги!

Я постараюсь сегодня в ходе моей консультации рассказать вам о влиянии чтения художественной литературы на развитие всех компонентов устной речи детей.

Речевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном образовании, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании.   В  эти  годы  ребёнок  усваивает  звуки  родного  языка,  учится  отчётливо  и  грамматически  правильно  произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

 Данное  направление  представлено  в  Федеральных  государственных  образовательных  стандартах  дошкольного  образования  в образовательной области «речевое развитие».

Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка.

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка;

в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;

в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности

По словам В.А. Сухомлинского «Чтение книг — тропинка, по которой умелый умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Но, что очень важно, читая ребенку книгу, ведя его по этой тропинке, мы способствуем развитию его устной речи.

Из каких же компонентов складывается устная речь:

Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Формирование лексического строя речи (словаря)
Развитие связной речи

Звуковая культура речи

Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятие звукового языка ,т.е. формирование фонематического слуха и формирование произношения звуков речи.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе — усвоения языка.

Большими помощниками в этом являются малые литературные формы – скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Они помогают в работе над дикцией, темпом, громкостью речи, развитием голосового аппарата, совершенствуют артикуляцию.

В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:

«Ай, лады,  лады,  лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детям улыбаемся».

(потешка)

Дед Данила делил дыню –

Дольку Диме, дольку Дине

(скороговорки)

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака
.

( чистоговорки)

Научившись слушать чужую речь, ребенок получает способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. 

Очень важно произносить данные формы так, что бы дети почувствовали звучность, музыкальность, ритмичность, образность выражений. Чистоговорки, скороговорки, потешки наверное и придуманы народом, чтобы дети и взрослые правильно и четко произносили все звуки родного языка.

«Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советовал  К.С.Станиславский. -  в дошкольном детстве необходима особенная выразительность речи взрослого при изложении литературного материала.

Формирование грамматического строя речи

Это морфология – изменение слов по временам, числам, родам, лицам.

Словообразование.

Синтаксис – построение различных предложений.

Давайте с вами заглянем в известную русскую народную сказку «Заяц – хваста».

Она небольшая, но читая ее детям, мы показываем все богатство грамматического строя речи:

образование существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
заяц- зайцы-зайцев;

образование существительные с увеличительным значением при помощи суффикса -ищ-

не усы, а усищи,

не лапы, а лапищи,

не зубы, а зубищи;

наличие простых и сложных предложений: «заяц испугался», «тетка ворона пошла хвастуна разыскивать и нашла его под корягой». И, самое главное, что обсуждение героев этой сказки, их действий, заставит детей выразить все разнообразие грамматики. Ведь сказка очень «сочная» и хороша для обсуждения с детьми. О таких героях, как ворона и заяц хочется сказать много, привлекая разнообразие слов и предложений, вкладывая в них смысловой оттенок. Такими сказками богата наша литература. Главное знакомить с ними детей!

Формирование лексического строя речи (словаря)

Это обогащение словаря детей, активизация его, уточнение значений слов, а также содержательную сторону слова.

Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.
Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. 
Читая детям художественную литературу, мы знакомим ребят с совершенно новыми для них, не обычными в жизненном общении словами.

В данном случае педагог полностью берет объяснение слов на себя, помогая детям обогатить их речь.

Для этого служат сказки, стихи, рассказы. Они необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, образными выражениями разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие характеризующие поведение людей и явления природы. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Но, есть другие литературные формы, которые заставляют ребенка увидеть вторичные значения слов, сформировать самостоятельно представления о переносном значении слова, его многозначность.

 Это загадки!

Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто. И загадка любима и интересна ребенку. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность, хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений?

 Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения за предметами и явлениями, окружающих человека.

Ребенку значительно труднее отгадать метаморфическую загадку, чем описательную. Это объясняется трудным пониманием образного строя языка загадки.  Поэтому  надо учить ребенка воспринимать образное содержание загадок, объяснять их. 

Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм, «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте» («идут часы»); «Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка» (идёт дождь).

Или, загадывая загадку детям – «Дедушка без топора мост мостит». Дети отгадывают – «Мороз».  Спрашиваю, а  как вы догадались, что это мороз? Какой мост он мостит? Почему так говорится? Затем загадываю еще одну загадку о морозе и прошу обратить внимание на то, какими словами о нем говорится:

Ночью стекольщик  во  двор  заходил,
Каждую лужицу льдом застеклил.
Утром над городом солнце взошло,
Мигом растаяло это стекло.
Ночью стекольщик снова придет,
Глянет на лужи, руками всплеснет,
Палкой кому-то во тьме пригрозит,
Каждую лужицу вновь застеклит.

Какая загадка больше понравилась и почему? С детьми подбираются определения к слову «мороз»,  вспоминаем   другие загадки на эту тему.  Позже,  когда  дети  понимают  жанровые  особенности  загадок, можно предложить  им самим придумать загадки о предметах и явлениях используя

схемы, мнемотаблицы , алгоритмы.

Развитие связной речи

Нам бы очень хотелось, чтобы каждый ребенок умел содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Говоря о работе над связной речью и о художественной литературе, мы, прежде всего, обращаемся к сказкам, стихотворениям, рассказам. Мы опираемся на них в пересказах, описаниях, разучивании стихов, в драматизациях, в придумывании концовок (сказки, рассказа).

При пересказе сказок, рассказов детям необходимо отвечать на вопросы, связанные с содержанием, взаимоотношением героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев и их поступки.

Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность),

она при этом обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности , словесном творчестве.

Говоря о связной речи, мы не можем не сказать о заучивании стихотворений.

При заучивании стихотворений мы выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, развивая у детей, способность замечать красоту и богатство русского языка , обращаем внимание детей на содержание, учим выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).

Талантливо написанное стихотворение силой красоты своего слога, поможет ребенку увидеть и создать образ, например «Белая береза» С. Есенина.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

На занятии по рисованию любой ребёнок вот такой увидит зимнюю березу.

Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки – развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму, это образец грамматической и лексической речи.

Ничто так не развивает устную речь , как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи.

Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература. Дети разыгрывают знакомые им  потешки, стихи, сказки, используя элементы костюмов и с помощью театров разных видов.

Заключение.

В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит к ребёнку само собой: его надо развивать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Педагог должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Консультация для воспитателей на тему

«Грамотная речь педагога»

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).

Орфоэпические нормы

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой.

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки УЮЫЭ и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь орфоэпическими словарями-справочниками.

К не литературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия. При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.). Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1.Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2.Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3.Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4.Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5.В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6.Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7.Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем, чтобы во время их разбора (или специально) можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления.

 Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитофон речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его коллег.

Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

В методическом кабинете детского сада должны быть словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, а также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (в смысле произношения, ударения, грамматики), с диалектизмами.

С помощниками воспитателя старший воспитатель также проводит серьезную работу: разъясняет, что помощник воспитателя должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д.

Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...