Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"
статья (подготовительная группа)

Маркина Анна Сергеевна

Основой формирования будущей гармонично развитой личности выступает процесс всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. При этом, одной из базовых основ гармоничного развития личности является нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Основой формирования будущей гармонично развитой личности выступает процесс всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. При этом, одной из базовых основ гармоничного развития личности является нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.

Отметим, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание дружеских взаимоотношений друг с другом, умение трудиться и вместе играть, совершать свои дела в игре сообща и другое. Серьезное внимание в данном процессе заслуживает также процесс развития волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру, а также формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей.

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов – патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей российского народа. Современные дошкольники и дети старших возрастов отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Можно сказать, что под патриотическим воспитанием мы понимаем любовь к родным местам, и гордость за российский народ, ощущение человека, что он неразрывен со всем окружающим. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с любви к самым близким людям – отцу и матери, к своему дому, улице, детскому саду, городу. Знакомя дошкольников с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи, следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

Анализируя собственный опыт педагогической деятельности можно утверждать, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным, поскольку у воспитателя дошкольной образовательной организации в это время отмечается хорошая возможность применить свой богатый педагогический опыт в воспитании нравственных качеств, так как дошкольники в том возрасте очень любознательны, восприимчивы и отзывчивы. Они с радостью откликаются на различные начинания, умеют искренне сопереживать и сочувствовать. В этот период у детей дошкольного возраста происходит формирование духовных основ, развивается мышление, приобретается опыт проявления чувств, эмоций, происходят такие моменты, как осознание себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни является наиболее важным для эмоционально – психологического воздействия на личность, что обеспечивает успех грамотного формирования нравственно-патриотических качеств личности дошкольника.

Игра является в этом возрасте источником радостных эмоций, обладающим серьезным воспитательным эффектом. Именно в игре дошкольник активно переосмысливает собственный накопленный нравственный опыт, поскольку в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

В дошкольной период у ребенка складываются черты характера и формируются нравственные и патриотические качества. Организуя игровую деятельность, также происходит процесс становления психики дошкольника. Нравственное развитие ребенка проходит сложный путь, оно зависит от многих факторов и в связи с этим игра является для ребенка основным видом деятельности.

В дошкольном возрасте игру трудно заменить любой другой деятельностью. У дошкольника игра является смыслом его существования: он развивается физически, общается со сверстниками, изучает окружающий мир. Отметим, что в случае, если ребенок в дошкольном возрасте не проявляет интерес к игре, то он не получает полнoценного знания о жизни, о культуре, о заботе и любви к близким, о природе, о социальной сфере, а значит не развивается полноценно.

У дошкольников большую роль играют те игры, которые они создали сами, поскольку они создают эти игры из того, то их окружает, и они основаны на их фантазии. В таких играх дошкольники выполняют роль актеров, декораторов, режиссеров. К своим ролям они готовятся основательно, а играют спонтанно, для себя, проявляя импровизацию. В собственно созданных играх у дошкольников проявляются такие качества личности, как самостоятельность и коллективное сотрудничество. Заметим, что в собственно созданных играх у дошкольников присутствуют общие интересы и цель, к которой они идут, прилагая большие усилия. Полученные знания дома от взрослых, в детском саду, на прогулке является хорошим средством нравственно-патриотического воспитания.

Приведем пример игр, имеющих определенный потенциал в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Отметим, что таких игр в педагогической науке присутствует не мало, мы постарались представить лишь наиболее значимые в рамках данной работы.

Игра «Река вежливости» преследует цель обучить дошкольников вежливому обращению, а также способствовать нравственному развитию их личности. Принцип игры следующий: дети строятся парами друг за другом, один ребенок без пары встает спереди, произносит волшебное слово и выбирает себе пару.

Игра «Вкусные слова» призвана познакомить детей с новыми терминами, а также развить нравственно-патриотическую культуру у подрастающего поколения. Принцип игры следующий: дошкольник с закрытыми глазами делает вывод, кто позвал его вежливым словом.

Итак, в дошкольном возрасте организация педагогической работы по формированию нравственно-патриотических качеств играют серьезную роль. Одним из звеньев данной работы может быть правильно организованная дидактическая игра, обеспечивающая формирование данных качеств личности дошкольника. С помощью дидактических игр дошкольники развивают умение договариваться и согласовывать свои действия со своими товарищами, развивать сообразительность, и самостоятельно решать поставленные задачи. Если определить место игры в жизни дошкольника, то можно смело сказать, что она в данном возрастном периоде является центральным ядром развития личности. Играя у дошкольника раскрывается весь мир, раскрываются творческие способности, и он начинает проявлять себя как личность.

Таким образом, игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир дошкольника вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Список использованных источников:

  1. Чуева, А. К. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры / А. К. Чуева. – Текст : непосредственный // Вестник Научных конференций. – № 7-1 (35). – 2018. – С. 107-109.
  2. Милкина, Е. К. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры / Е. К. Милкина, О. Ю. Ласточкина. – Текст : непосредственный // Этнопедагогические ориентиры в поликультурной образовательной среде как основа формирования этнической толерантности. Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: С. Л. Михеева, О. А. Димитриева. – 2019. – С. 110-114.
  3. Иванова, К. И. Формирование патриотизма у дошкольников посредством физической культуры и спорта / Е. И. Иванова, М. Ю. Игонина. – Текст : непосредственный // E-Scio. – 2021. – № 12 (63). – С. 198-203.
  4. Коноплева, Р. В. Опыт использования средств народной педагогики для развития и воспитания дошкольников / Р. В. Коноплева. – Текст : непосредственный // Методист. – 2022. – № 7. – С. 60-68.
  5. Хайруллина, А. Р. Народные игры как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста / А. Р. Хайруллина. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2022. – № 11. – С. 441-448.
  6. Борисова, О. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с музеем народного быта / О. Н. Борисова. – Текст : непосредственный // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 706-712.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников посредством игры»

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в э...

презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».

Тема доклада:«Экологическое воспитание дошкольников посредством игры».   Подготовила: воспитатель группы «Карапузики»Ферафонтова О.А. г. Долгопрудный29.05.2...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры

Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых...

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...