Патриотическое воспитание старших дошкольников с помощью дидактического пособия «Наша Родина — Россия»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)
Пособие «Наша Родина – Россия» изготовлено для центра детской активности «Патриотическое воспитание», т. к. дети проявляли большой интерес к данной тематике (интересовались флагом, гербом России, а также картой и достопримечательностями Родины). В связи с этим, возникла идея объединить уже имеющиеся настольные игры в одном пособии, дополнив их другими материалами, касающимися «малой родины».Благодаря тому, что игра сделана по «принципу матрёшки», и дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область».
Игра позволяет дать детям разнообразные знания о стране, области и родном городе. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие помогает поддерживать интерес детей к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний.
Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т. е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности.
Пособие использовалось в течение всего 2022 – 2023 учебного года.
Дидактическое пособие способствует возникновению и поддержанию интереса
у детей старшего дошкольного возраста к истории страны, родного края и города,
государственной символике, культуре, традициям России.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Родине – России.
Образовательные задачи.
Расширять представления о пространственных понятиях:, область находится внутри страны, город находится внутри области.
Расширять и углублять представление о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Учить и закреплять понятие «Государственные символы», их значение.
Расширять у детей представление о таком понятии, как «малая Родина»
Учить детей различать народные промыслы России.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своей страны, области и своего города.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России, малой Родине.
Воспитывать бережное отношение к её культурным ценностям.
Пособие состоит из трёх коробок, в каждой из которой содержатся
игры и прочий дидактический материал
Каждая коробка легко помещается внутри другой, что помогает детям понять и усвоить пространственные понятия: область находится внутри страны, а город – внутри области.
Содержание первой коробки по теме "Россия".
1. Дидактические игры - пазлы «Герб и флаг России».
Цель: знакомство детей с государственными символами родной страны. Также внутри есть текст гимна РФ.
2. Викторина «Я живу в России».
Задачи: закрепить знания о государственных символах России.
3. Дидактическая игра «Костюмы народов России»Задачи игры: закрепить названия старинных предметов одежды и обуви; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа, расширять кругозор, развивать любознательность.
4. Настольная игра для 2-6 игроков «Путешествие по России»Задача игры: знакомить детей с культурными и природными достопримечательностями России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
5. Вопросы для составления описательных рассказов (о нашей Родине России):
- Как называется наша Родина?
- Что ты о ней знаешь?
- Какой у нее герб и флаг?
- Какие народные промыслы ты знаешь?
- Какие города нашей страны ты знаешь?
- Расскажи о традиционных костюмах народов России?
- Какие праздники есть в нашей стране?
Содержание второй коробки по теме "Ивановская область".
1. Карта Ивановской области.
Задачи: знакомить детей с названиями городов и районов Ивановской области, а также с названием ближайших соседних областей.
2. Викторина «Найди герб областного центра – г. Иваново".
Задачи: знакомить детей с изображением герба Ивановской области, прививать гордость за свою малую родину – «Текстильный край».
3. Дидактическая игра «Города Ивановской области".
Задачи: Расширять представления о городах Ивановской области, их названиях и о том, что прославило эти города. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас.
4. Дидактическая игра «Народные промыслы Ивановской области» (найди лишнее).
Задачи: расширять представления о народных промыслах Ивановской области (Палехская лаковая миниатюра, Холуйская лаковая миниатюра, Шуйская гармонь, ювелирный промысел, роспись по ткани, вышивка и строчка); закреплять умение находить картинки с изображениями Палехской миниатюры. Закреплять умение находить лишний узор и объяснить, почему он лишний. Развивать логическое мышление.
5. Вопросы для составления описательных рассказов (про Ивановскую область):
- В какой области находится наш город?
- Что ты о ней знаешь?
- Какой у нее герб?
- Какие города кроме нашего еще находятся в нашей области? (рассматривание иллюстраций).
- Какие достопримечательности Иваново ты знаешь?
- Какие промыслы существуют в нашей области?
Содержание третьей коробки по теме "Родной город Тейково".
1. Дидактическая игра «Составь герб города Тейково».
Задачи игры: знакомство детей с символикой г. Тейково, воспитывать гордость за свой родной город «город - труженик, город – защитник».
2. Дидактическая игра «Достопримечательности города Тейково».
Задачи игры: расширять представления детей о достопримечательностях родного города; развивать внимание, память, связную речь, учить ориентироваться в родном городе.
(После рассматривания и беседы о достопримечательностях, можно предложить детям совместно с педагогом, нарисовать схематичный план города и расположить картинки с достопримечательностями на этом плане).
3. Дидактическая игра «Наш город вчера и сегодня (найди отличия).
Задачи: воспитывать интерес к истории родного города. Знакомить детей с прошлым и настоящим некоторых улиц, зданий. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Развивать познавательную активность. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.
4. Вопросы для составления описательных рассказов (г. Тейково).
- Как называется город, в котором ты живешь?
- В какой области он находится?
- Какой у него герб?
- Расскажи о достопримечательностях города (фабрики, заводы, памятники, культурные заведения).
- Рассматривание иллюстраций.
Благодаря тому, что игра сделана по «принципу матрёшки», дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область».
Игра позволяет дать детям разнообразные знания о городе, области и стране. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие позволяет поддерживать интерес ребенка к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний.
Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т. е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности.
Данный материал бл представлен на XV Международной научной конференции «ШУЙСКАЯ СЕССИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ, ПЕДАГОГОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ», посвященной 70-летию высшего образования в г. Шуя Ивановской области (70 лет ШГПИ) 22 ноября 2022 года.
Печатные источники:
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005. – 256 с.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М. : 1999. – 215с.
Ковалёва А. Моя страна. Развивающие задания и игра для детей 6 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 16с., цв. илл. + 4 с. Вкл. (Академия солнечных зайчиков).
Никишин В. О. Россия. – М. : РОСМЭН – ПРЕСС, 2013, 3013. – 96 с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 854.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пособие «Наша Родина – Россия» изготовлено для центра детской активности «Патриотическое воспитание», т.к. дети проявляли большой интерес к данной тематике (интересовались флагом, гербом России, а также картой и достопримечательностями Родины). В связи с этим, возникла идея объединить уже имеющиеся настольные игры в одном пособии, дополнив их другими материалами, касающимися «малой родины». Благодаря тому, что игра сделана по «принципу матрёшки», и дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область». Игра позволяет дать детям разнообразные знания о стране, области и родном городе. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие помогает поддерживать интерес детей к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний. Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т.е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности. Пособие использовалось в течение всего 2022 – 2023 учебного года.
Дидактическое пособие способствует возникновению и поддержанию интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории страны, родного края и города, государственной символике, культуре, традициям России. Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Родине – России. Образовательные задачи. Расширять представления о пространственных понятиях: , область находится внутри страны, город находится внутри области. Расширять и углублять представление о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. Учить и закреплять понятие «Государственные символы», их значение. Расширять у детей представление о таком понятии, как «малая Родина» Учить детей различать народные промыслы России. Развивающие: Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своей страны, области и своего города. Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России, малой Родине. Воспитывать бережное отношение к её культурным ценностям.
Каждая коробка легко помещается внутри другой, что помогает детям понять и усвоить пространственные понятия: область находится внутри страны, а город – внутри области. Пособие состоит из трёх коробок, в каждой из которой содержатся игры и прочий дидактический материал
Дидактические игры - пазлы «Герб и флаг России». Цель: знакомство детей с государственными символами родной страны. Также внутри есть текст гимна РФ (фото 1, 2) 2) Викторина «Я живу в России» Задачи: закрепить знания о государственных символах России (фото 3) Фото 1 Фото 2 Фото 3 Содержание первой коробки.
3) Дидактическая игра «Костюмы народов России» Задачи игры: закрепить названия старинных предметов одежды и обуви; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа, расширять кругозор, развивать любознательность (фото 1) 4) Дидактическая игра «Государственные праздники РФ» Задача игры: Расширять знания о государственных праздниках (фото 2) Фото 1 Фото 2
5) Дидактическая игра «Народные промыслы России» Задачи игры: знакомство с разнообразием народных промыслов России (фото 1). 6 ) Настольная игра для 2-6 игроков «Путешествие по России» Задача игры: знакомить детей с культурными и природными достопримечательностями России, воспитывать чувство гордости за свою страну (фото 2, 3). Фото 1 Фото 2 Фото 3
Вопросы для составления описательных рассказов (большая коробка): 1.Как называется наша Родина? Что ты о ней знаешь? 2. Какой у нее герб и флаг? 3. Какие народные промыслы ты знаешь? 4. Какие города нашей страны ты знаешь? 5. Расскажи о традиционных костюмах народов России? 6. Какие праздники есть в нашей стране?
1) Карта Ивановской области. Задачи: знакомить детей с названиями городов и районов Ивановской области, а также с названием ближайших соседних областей (фото 1). 2) Викторина «Найди герб областного центра – г. Иваново» Задачи: знакомить детей с изображением герба Ивановской области, прививать гордость за свою малую родину – «Текстильный край» (фото 2,3) Фото 1 Фото 2 Фото 3 Содержание второй коробки.
3) Дидактическая игра «Города Ивановской области» Задачи: Расширять представления о городах Ивановской области, их названиях и о том, что прославило эти города. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас (фото 1). 4) Дидактическая игра «Народные промыслы Ивановской области» (найди лишнее) Задачи: расширять представления о народных промыслах Ивановской области (Палехская лаковая миниатюра, Холуйская лаковая миниатюра, Шуйская гармонь, ювелирный промысел, роспись по ткани, вышивка и строчка); закреплять умение находить картинки с изображениями Палехской миниатюры. Закреплять умение находить лишний узор и объяснить, почему он лишний. Развивать логическое мышление ( фото 2) Фото 2 Фото 1
Вопросы для составления описательных рассказов (средняя коробка – Ивановская область) 1.В какой области находится наш город? Что ты о ней знаешь? 2. Какой у нее герб? 3. Какие города кроме нашего еще находятся в нашей области? (рассматривание иллюстраций). 4. Какие достопримечательности Иваново ты знаешь? 5. Какие промыслы существуют в нашей области?
1) Дидактическая игра «Составь герб города Тейково» . Задачи игры: знакомство детей с символикой г. Тейково, воспитывать гордость за свой родной город « город - труженик, город – защитник» . Содержание третьей коробки.
2) Дидактическая игра «Достопримечательности города Тейково». Задачи игры: расширять представления детей о достопримечательностях родного города; развивать внимание, память, связную речь, учить ориентироваться в родном городе. После рассматривания и беседы о достопримечательностях можно предложить детям совместно с педагогом нарисовать схематичный план города и расположить картинки с достопримечательностями на этом плане.
3) Дидактическая игра «Наш город вчера и сегодня (найди отличия). Задачи: воспитывать интерес к истории родного города. Знакомить детей с прошлым и настоящим некоторых улиц, зданий. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Развивать познавательную активность. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.
Вопросы для составления описательных рассказов (маленькая коробка – г. Тейково) 1.Как называется город, в котором ты живешь? В какой области он находится? 3.Какой у него герб? 4.Расскажи о достопримечательностях города (фабрики, заводы, памятники, культурные заведения) (Рассматривание иллюстраций)
Результаты Благодаря тому, что игра сделана по «принципу матрёшки», дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область». Игра позволяет дать детям разнообразные знания о городе, области и стране. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие позволяет поддерживать интерес ребенка к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний. Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т.е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности.
Печатные источники Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005. – 256 с. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М. : 1999. – 215с. Ковалёва А. Моя страна. Развивающие задания и игра для детей 6 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 16с., цв . и лл . + 4 с. Вкл. ( Академия солнечных зайчиков). Никишин В.О. Россия. – М. : РОСМЭН – ПРЕСС, 2013, 3013. – 96 с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/12/12/1.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495640-1412938134.jpg)
Конспект НОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников. Тема: «Наша Родина - Россия»
Используя данный материал, мы воспитываем патриотические чувства к своей Родине, развиваем у детей диологическую речь, память, мышление, а также систематизируем знания детей о России....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-632476-1431429305.jpg)
Конспект НОД по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы с ТНР «Наша Родина – Россия».
quot;Наша Родина – Россия"....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему: «Есть такая профессия — Родину защищать»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему: «Есть такая профессия — Родину защищать»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/15/picture-1298761-1608009488.jpg)
Консультация для родителей по патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему «С чего начинается Родина?»
Консультация будет полезна родителям и воспитателям в вопросе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В материале раскрыт вопрос с какого возраста и как нужно вести работу по патр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-1007981-1579610836.jpg)
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия
Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»
Цель: Ознакомление детей с понятием Родина, формирование у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе,), развивать нравст...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-1394548-1663347085.jpg)
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»...