Патриотическое воспитание старших дошкольников с помощью дидактического пособия «Наша Родина — Россия»
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Савинова Екатерина Михайловна

Пособие «Наша Родина – Россия» изготовлено для центра детской активности «Патриотическое воспитание», т. к. дети проявляли большой интерес к данной тематике (интересовались флагом, гербом России, а также картой и достопримечательностями Родины). В связи с этим, возникла идея объединить уже имеющиеся настольные игры в одном пособии, дополнив их другими материалами, касающимися «малой родины».Благодаря тому, что игра сделана по «принципу матрёшки», и дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область».

Игра позволяет дать детям разнообразные знания о стране, области и родном городе. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие помогает поддерживать интерес детей к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний.

Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т. е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности.

Пособие использовалось в течение всего 2022 – 2023 учебного года.

Дидактическое пособие способствует возникновению и поддержанию интереса

у детей старшего дошкольного возраста к истории страны, родного края и города,

государственной символике, культуре, традициям России.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Родине – России.

Образовательные задачи.

Расширять представления о пространственных понятиях:, область находится внутри страны, город находится внутри области.

Расширять и углублять представление о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.

Учить и закреплять понятие «Государственные символы», их значение.

Расширять у детей представление о таком понятии, как «малая Родина»

Учить детей различать народные промыслы России.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своей страны, области и своего города.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России, малой Родине.

Воспитывать бережное отношение к её культурным ценностям.

Пособие состоит из трёх коробок, в каждой из которой содержатся

игры и прочий дидактический материал

Каждая коробка легко помещается внутри другой, что помогает детям понять и усвоить пространственные понятия: область находится внутри страны, а город – внутри области.

Содержание первой коробки по теме "Россия".

1. Дидактические игры - пазлы «Герб и флаг России».

Цель: знакомство детей с государственными символами родной страны. Также внутри есть текст гимна РФ.

2. Викторина «Я живу в России».

Задачи: закрепить знания о государственных символах России.

3. Дидактическая игра «Костюмы народов России»Задачи игры: закрепить названия старинных предметов одежды и обуви; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа, расширять кругозор, развивать любознательность.

4. Настольная игра для 2-6 игроков «Путешествие по России»Задача игры: знакомить детей с культурными и природными достопримечательностями России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

5. Вопросы для составления описательных рассказов (о нашей Родине России):

- Как называется наша Родина?

- Что ты о ней знаешь?

- Какой у нее герб и флаг?

- Какие народные промыслы ты знаешь?

- Какие города нашей страны ты знаешь?

- Расскажи о традиционных костюмах народов России?

- Какие праздники есть в нашей стране?

Содержание второй коробки по теме "Ивановская область".

1. Карта Ивановской области.

Задачи: знакомить детей с названиями городов и районов Ивановской области, а также с названием ближайших соседних областей.

2. Викторина «Найди герб областного центра – г. Иваново".

Задачи: знакомить детей с изображением герба Ивановской области, прививать гордость за свою малую родину – «Текстильный край».

3. Дидактическая игра «Города Ивановской области".

Задачи: Расширять представления о городах Ивановской области, их названиях и о том, что прославило эти города. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас.

4. Дидактическая игра «Народные промыслы Ивановской области» (найди лишнее).

Задачи: расширять представления о народных промыслах Ивановской области (Палехская лаковая миниатюра, Холуйская лаковая миниатюра, Шуйская гармонь, ювелирный промысел, роспись по ткани, вышивка и строчка); закреплять умение находить картинки с изображениями Палехской миниатюры. Закреплять умение находить лишний узор и объяснить, почему он лишний. Развивать логическое мышление.

5. Вопросы для составления описательных рассказов (про Ивановскую область):

- В какой области находится наш город?

- Что ты о ней знаешь?

- Какой у нее герб?

- Какие города кроме нашего еще находятся в нашей области? (рассматривание иллюстраций).

- Какие достопримечательности Иваново ты знаешь?

- Какие промыслы существуют в нашей области?

Содержание третьей коробки по теме "Родной город Тейково".

1. Дидактическая игра «Составь герб города Тейково».

Задачи игры: знакомство детей с символикой г. Тейково, воспитывать гордость за свой родной город «город - труженик, город – защитник».

2. Дидактическая игра «Достопримечательности города Тейково».

Задачи игры: расширять представления детей о достопримечательностях родного города; развивать внимание, память, связную речь, учить ориентироваться в родном городе.

(После рассматривания и беседы о достопримечательностях, можно предложить детям совместно с педагогом, нарисовать схематичный план города и расположить картинки с достопримечательностями на этом плане).

3. Дидактическая игра «Наш город вчера и сегодня (найди отличия).

Задачи: воспитывать интерес к истории родного города. Знакомить детей с прошлым и настоящим некоторых улиц, зданий. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Развивать познавательную активность. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.

4. Вопросы для составления описательных рассказов (г. Тейково).

- Как называется город, в котором ты живешь?

- В какой области он находится?

- Какой у него герб?

- Расскажи о достопримечательностях города (фабрики, заводы, памятники, культурные заведения).

- Рассматривание иллюстраций.

Благодаря тому, что игра сделана по «принципу матрёшки», дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область».

Игра позволяет дать детям разнообразные знания о городе, области и стране. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие позволяет поддерживать интерес ребенка к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний.

Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т. е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности.

Данный материал бл представлен на XV Международной научной конференции «ШУЙСКАЯ СЕССИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ, ПЕДАГОГОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ», посвященной 70-летию высшего образования в г. Шуя Ивановской области (70 лет ШГПИ) 22 ноября 2022 года.

Печатные источники:

Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005. – 256 с.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М. : 1999. – 215с.

Ковалёва А. Моя страна. Развивающие задания и игра для детей 6 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 16с., цв. илл. + 4 с. Вкл. (Академия солнечных зайчиков).

Никишин В. О. Россия. – М. : РОСМЭН – ПРЕСС, 2013, 3013. – 96 с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл savinova_e.m._posobie_nasha_rodina_rossiya.pptx854.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников с помощью дидактического пособия «Наша Родина – Россия» (для старшего дошкольного возраста) Автор Савинова Екатерина Михайловна , воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково, 2023г.

Слайд 2

Пособие «Наша Родина – Россия» изготовлено для центра детской активности «Патриотическое воспитание», т.к. дети проявляли большой интерес к данной тематике (интересовались флагом, гербом России, а также картой и достопримечательностями Родины). В связи с этим, возникла идея объединить уже имеющиеся настольные игры в одном пособии, дополнив их другими материалами, касающимися «малой родины». Благодаря тому, что игра сделана по «принципу матрёшки», и дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область». Игра позволяет дать детям разнообразные знания о стране, области и родном городе. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие помогает поддерживать интерес детей к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний. Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т.е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности. Пособие использовалось в течение всего 2022 – 2023 учебного года.

Слайд 3

Дидактическое пособие способствует возникновению и поддержанию интереса у детей старшего дошкольного возраста к истории страны, родного края и города, государственной символике, культуре, традициям России. Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о Родине – России. Образовательные задачи. Расширять представления о пространственных понятиях: , область находится внутри страны, город находится внутри области. Расширять и углублять представление о России как родной стране – как о месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. Учить и закреплять понятие «Государственные символы», их значение. Расширять у детей представление о таком понятии, как «малая Родина» Учить детей различать народные промыслы России. Развивающие: Развивать познавательный интерес старших дошкольников к истории и культуре своей страны, области и своего города. Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России, малой Родине. Воспитывать бережное отношение к её культурным ценностям.

Слайд 4

Каждая коробка легко помещается внутри другой, что помогает детям понять и усвоить пространственные понятия: область находится внутри страны, а город – внутри области. Пособие состоит из трёх коробок, в каждой из которой содержатся игры и прочий дидактический материал

Слайд 5

Дидактические игры - пазлы «Герб и флаг России». Цель: знакомство детей с государственными символами родной страны. Также внутри есть текст гимна РФ (фото 1, 2) 2) Викторина «Я живу в России» Задачи: закрепить знания о государственных символах России (фото 3) Фото 1 Фото 2 Фото 3 Содержание первой коробки.

Слайд 6

3) Дидактическая игра «Костюмы народов России» Задачи игры: закрепить названия старинных предметов одежды и обуви; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа, расширять кругозор, развивать любознательность (фото 1) 4) Дидактическая игра «Государственные праздники РФ» Задача игры: Расширять знания о государственных праздниках (фото 2) Фото 1 Фото 2

Слайд 7

5) Дидактическая игра «Народные промыслы России» Задачи игры: знакомство с разнообразием народных промыслов России (фото 1). 6 ) Настольная игра для 2-6 игроков «Путешествие по России» Задача игры: знакомить детей с культурными и природными достопримечательностями России, воспитывать чувство гордости за свою страну (фото 2, 3). Фото 1 Фото 2 Фото 3

Слайд 8

Вопросы для составления описательных рассказов (большая коробка): 1.Как называется наша Родина? Что ты о ней знаешь? 2. Какой у нее герб и флаг? 3. Какие народные промыслы ты знаешь? 4. Какие города нашей страны ты знаешь? 5. Расскажи о традиционных костюмах народов России? 6. Какие праздники есть в нашей стране?

Слайд 9

1) Карта Ивановской области. Задачи: знакомить детей с названиями городов и районов Ивановской области, а также с названием ближайших соседних областей (фото 1). 2) Викторина «Найди герб областного центра – г. Иваново» Задачи: знакомить детей с изображением герба Ивановской области, прививать гордость за свою малую родину – «Текстильный край» (фото 2,3) Фото 1 Фото 2 Фото 3 Содержание второй коробки.

Слайд 10

3) Дидактическая игра «Города Ивановской области» Задачи: Расширять представления о городах Ивановской области, их названиях и о том, что прославило эти города. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас (фото 1). 4) Дидактическая игра «Народные промыслы Ивановской области» (найди лишнее) Задачи: расширять представления о народных промыслах Ивановской области (Палехская лаковая миниатюра, Холуйская лаковая миниатюра, Шуйская гармонь, ювелирный промысел, роспись по ткани, вышивка и строчка); закреплять умение находить картинки с изображениями Палехской миниатюры. Закреплять умение находить лишний узор и объяснить, почему он лишний. Развивать логическое мышление ( фото 2) Фото 2 Фото 1

Слайд 11

Вопросы для составления описательных рассказов (средняя коробка – Ивановская область) 1.В какой области находится наш город? Что ты о ней знаешь? 2. Какой у нее герб? 3. Какие города кроме нашего еще находятся в нашей области? (рассматривание иллюстраций). 4. Какие достопримечательности Иваново ты знаешь? 5. Какие промыслы существуют в нашей области?

Слайд 12

1) Дидактическая игра «Составь герб города Тейково» . Задачи игры: знакомство детей с символикой г. Тейково, воспитывать гордость за свой родной город « город - труженик, город – защитник» . Содержание третьей коробки.

Слайд 13

2) Дидактическая игра «Достопримечательности города Тейково». Задачи игры: расширять представления детей о достопримечательностях родного города; развивать внимание, память, связную речь, учить ориентироваться в родном городе. После рассматривания и беседы о достопримечательностях можно предложить детям совместно с педагогом нарисовать схематичный план города и расположить картинки с достопримечательностями на этом плане.

Слайд 14

3) Дидактическая игра «Наш город вчера и сегодня (найди отличия). Задачи: воспитывать интерес к истории родного города. Знакомить детей с прошлым и настоящим некоторых улиц, зданий. Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Развивать познавательную активность. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.

Слайд 15

Вопросы для составления описательных рассказов (маленькая коробка – г. Тейково) 1.Как называется город, в котором ты живешь? В какой области он находится? 3.Какой у него герб? 4.Расскажи о достопримечательностях города (фабрики, заводы, памятники, культурные заведения) (Рассматривание иллюстраций)

Слайд 16

Результаты Благодаря тому, что игра сделана по «принципу матрёшки», дети лучше понимают абстрактные пространственные понятия. Поэтому значительно уменьшается процент ошибок в вопросе: «Что больше - город или страна?». Также упрощается понимание понятия «область». Игра позволяет дать детям разнообразные знания о городе, области и стране. Практика показала, что использование коробки дает ребенку осознать целостность каждого понятия. Это пособие позволяет поддерживать интерес ребенка к игре довольно длительное время, что способствует лучшему усвоению знаний. Коробки могут использоваться как вместе, так и по отдельности, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Кроме того, содержание коробок может меняться и дополняться другими играми, раскрасками, рисунками детей, т.е. отвечает принципам многофункциональности и вариативности.

Слайд 17

Печатные источники Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005. – 256 с. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М. : 1999. – 215с. Ковалёва А. Моя страна. Развивающие задания и игра для детей 6 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 16с., цв . и лл . + 4 с. Вкл. ( Академия солнечных зайчиков). Никишин В.О. Россия. – М. : РОСМЭН – ПРЕСС, 2013, 3013. – 96 с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников. Тема: «Наша Родина - Россия»

Используя данный материал, мы воспитываем патриотические чувства к своей Родине, развиваем у детей диологическую речь, память, мышление, а также систематизируем знания детей о России....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему: «Есть такая профессия — Родину защищать»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему: «Есть такая профессия — Родину защищать»...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему «С чего начинается Родина?»

Консультация будет полезна родителям и воспитателям в вопросе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В материале раскрыт вопрос с какого возраста и как нужно вести работу по патр...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия

Цель: познакомить детей с понятием Родина, формировать у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе, гимне), развивать нр...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»

Цель: Ознакомление детей с понятием Родина, формирование у детей чувство любви к своей родной стране. Познакомить детей с государственными символами страны (российском флаге, гербе,), развивать нравст...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе на тему «Наша Родина – Россия»...