«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями».
материал

Наталья Александровна Табашникова

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  2. Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
  3. Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Практикум для педагогов:

«Построение эффективного общения и взаимодействия

с родителями».

ФИО: Табашникова Наталья Александровна

Должность: воспитатель

Заринск 2023

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  2. Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
  3. Сформировать у педагогов умения моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Релаксационная пятиминутка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники встают в круг.

Я: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Такое упражнение можно проводить с родителями, начиная родительское собрание.

     Представьте себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

     Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.

     Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

     -Кому принадлежит ведущая роль в организации общения?

     - Как вы считаете, почему так важно взаимодействовать с родителями?

Взаимодействие- «взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие» – как выстроить эффективное общение на их основе? Как расположить к себе родителей, которые приводят своих детей в детский сад, чтобы наладить с ними (родителями) доверительный контакт?

     Существуют общие «Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

     Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

     Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

     Упражнение «Живая шляпа» (комплимент родителю)

     В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка, но в положительном ключе.

     Пока звучит музыка, вы (участники) передаете шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, или качеств собеседника, которые вам нравятся, так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»

Обсуждение: Какие трудности возникли у вас при выполнении задания? Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

 вывод: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка.

     Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником, продемонстрировать приемы мне поможет Елена Юрьевна.  

- Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

     -  Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

    - Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

    - Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

   - Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

   - Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

    Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

    Упражнение «Выбери фразу»

Я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Каждая группа получит по листку с фразами, одинаковыми для обеих групп Вам задача: найти в предложенном перечне:

1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять – выделить красным цветом;

2) «нежелательные» фразы и подобрать смысловые («желательные») пары к ним.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами, зачитывает каждая группа свой вариант. Затем Ведущий может прокомментировать некоторые фразы, например:

«Неудачные» фразы:

«Извините, если я помешала…» (в ответ можно услышать: «Помешали…»),

«Я бы хотела еще раз услышать…»,

«Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…» (в ответ можно услышать: «Быстренько не получится, мне некогда…» или «Нет времени…»),

«А у меня на этот счет другое мнение…».

«Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

«Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;

«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;

«Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;

«Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;

«Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;

«Вы, конечно, об этом еще не знаете...» – «Как вы знаете...».

  Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. 

    Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале…  Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

    Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

   Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...

Правила построения эффективного общения воспитателя с родителями

Рекомендации для воспитателей детского сада...

Консультация для воспитателей " Способы построения эффективного общения педагогов с родителями"

В консультации приводятся  способы  и примеры эффективного общения педагогов и родителей....

Построение эффективного общения педагога с родителями.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные...

Построение эффективного общения педагога с родителями и взаимодействия с семьёй

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников...

Педагогический тренинг «Построение эффективного общения педагога с родителями»

Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями,упражнять педагогов в построении эффективного общения  с родителями....