Роль фольклора, народных праздников и традиций при формировании у детей дошкольного возраста интереса к познанию истории и культуры Российского народа
статья

Настасья Геннадьевна Калуциди

Предварительный просмотр:

Выступление на  педагогическом совете:

 «Роль фольклора, народных праздников и традиций при формировании у  детей дошкольного возраста интереса к  познанию истории и культуры

Российского народа».

Теоретическая часть:

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России.

Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Детский сад – это то место, где формируется и отрабатывается социальный опыт дошкольника. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является  фольклор. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям.

Дети  дошкольного возраста знакомятся с народной культурой на примере русских народных сказок, в театрализованной деятельности, на праздниках. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.  Необходимым условием, способствующим вовлечению детей в русскую народную культуру, является использование народных костюмов и оформление интерьера детского сада, отображающего русскую народную культуру.

     В своей педагогической деятельности ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний я отвожу  детскому фольклорному празднику. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Древнерусские традиции воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.  Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. 

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Соблюдение традиций — это путь к единению семьи. Поэтому проведение фольклорных праздников приобретает сегодня глубокий смысл.

Фольклорные праздники строятся на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен и т.д.).

          Фольклорный праздник:

  • Формирует у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  • Активизирует представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
  • Развивает эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  • Знакомит детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  • Развивает воображение, творческие и актерские способности.
  • Развивает вокально-хоровые навыки.
  • Воспитывает патриотические чувства.
  • Вовлекает родителей в совместную деятельность по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

На фольклорных праздниках ребенок взаимодействует с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. В нашем детском саду традиционно проводятся такие календарные праздники: «Осенняя ярмарка», «Масленица». Также при подготовке к новогодним утренникам, дети поют песни про Рождество, Пасху, Веснянку (встречу Весны), изучают заклички и частушки на  Масленицу.

Организовывая такие праздники, я не стремлюсь сделать акцент на православных традициях русского народа. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей и конфессий. Мы лишь знакомим воспитанников с традициями празднования этих праздников в России, прививая толерантное отношение детей к культуре других национальностей.

На празднике «Широкая Масленица», мы знакомим детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы. Взрослыми готовится театрализованное представление с традиционными сказочными героями Зимой, Скоморохами, Весной, масленицей. Дети водят хороводы, исполняют веселую пляску. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивают масленичные песни, заклички, потешки, которые исполняют на празднике. Воспитанники участвуют в таких народных играх как «Перетягивание каната», игры - аттракционы «На лошадках», «Напеки блины».

На «Осенней ярмарке», дети знакомятся  с народными промыслами и ремёслами, загадками и пословицами, продолжают знакомиться  с народными песнями (прибаутками, потешками) и танцами (хороводами, плясками), с русскими народными инструментами (обязательно выступают ложкари). Не обходится ярмарка без гостей. На ярмарочной площади детей веселят Петрушка и Скоморохи, приходит и красавица Осень в  гости к  ребятам. Дети участвуют в традиционных играх («Карусель» и др.) и состязаниях («Веселые скачки на лошадках», «Перетягивание каната», «Прыжки через канат» и др.)

Задачу развития речи (исполнение закличек и т.д.) несет в себе также  праздник «Веснянки» (слайды №15,16). Этот веселый праздник призыва весны  удачно дополнятся театрализованной деятельностью детей Театрализованная деятельность приносит радость  как зрителям, так и артистам.

Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников — одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это должно быть заметно во всём: в нарядности персонажей и зала, в особом эмоциональном настрое коллектива, в организации различных видов детской деятельности.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, всячески содействуем выходу детским стремлениям, удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. В процессе подготовки к празднику мы вместе с детьми изучаем местные традиции, обычаи, игры, чтобы использовать их при проведении праздничного мероприятия.

Подбирая репертуар к фольклорному празднику, я делаю акцент на те произведения фольклора, которые способствуют социально-нравственному и речевому развитию дошкольников, преодолению застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности, созданию у детей радостного настроения, эмоционального подъема, формированию праздничной культуры.

В процессе совместной деятельности взрослых и детей на праздниках такого рода происходит передача полезного опыта людей старшего поколения подрастающей молодежи.

В процессе проведения фольклорного праздника ребенок участвует в разных видах деятельности:

  1. Игровая деятельность.  Фольклорные праздники всегда связаны с игрой. Игра - подлинная сокровищница добрых человеческих отношений. Народная игра доступна всем, не требует особой подготовки, сложного инвентаря. Народная игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающим, с природой, корректирует поведение детей. Поэтому на праздники я подбираю традиционные народные игры в соответствии с возрастом детей и темой праздника. Разученные с детьми считалки, скороговорки делают игру ещё более интересной. В фольклорные праздники включаю также народные игры, которые можно разучить с детьми заранее. («Золотые ворота», «Ручеек» и др.).
  2. Музыкальная деятельность. Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей. Поэтому подбираю для детей хороводы, пляски, плясовые песни, колядки, заклички, потешки, прибаутки. Именно эти жанры народной песни являются наиболее образно яркими, напевными, поэтичными. Они формируют эстетический вкус, благотворно влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка.
  3. Театрализованная деятельность. Этот вид деятельности широко используется на фольклорных праздниках. Она позволяет каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, проявить актерские способности, научиться передавать в словах чувства и эмоции, обогатить словарный состав речи.
  4. Коммуникативная деятельность. На праздниках дети учатся конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Педагогами нашего дошкольного учреждения было замечено, что эмоциональность восприятия праздничного материала детьми усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. На свои праздники я приглашаю также родителей воспитанников. Ведь праздник — это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться одним приятным делом, а еще вместе с этим происходит трансляция передового опыта одного поколения другому. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

На протяжении трех лет мною в союзе с педагогами ДО ведется работа в направлении изучения народного творчества и организации фольклорных праздников в детском саду. Из опыта проведения таких мероприятий я сделала вывод, что праздник — это не только время для отдыха и развлечения, но и благоприятный момент для познания детьми окружающего мира. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что фольклорный праздник по своей природе явление интегрированное, комплексное. В его своеобразной форме гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения.

 Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

В процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков.

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Фольклорные праздники:

  • формируют у детей устойчивый интерес к культуре русского народа;
  • формируют у детей желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором;
  • расширяют знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства;
  • формируют навыки актерского мастерства;
  • формируют коммуникативные навыки;
  • обогащают технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.

Благодаря фольклорным праздникам вхождение в мир фольклора становится для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.

 Практическая часть

Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу поделиться с  вами практическим опытом внедрения фольклора в  свою педагогическую деятельность.

Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка - муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, краса - девица) незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки и др., они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу»«Веснянка»«Балалайка»«Во кузнице»«Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Сегодня, мы с  вами, выучим и споем русско-народную песню «Веснянку» («Ой, бежит ручьем вода»). 

Ой, бежит ручьем вода

  1. Ой, бежит ручьём вода - нету снега , нету льда. (Идут по кругу взявшись за руки)

Припев: Ой, вода! Ой, вода! Нету снега , нету льда.

  1. Прилетели журавли, и соловушки малы. (Бегут на носочках, взмахивая руками)

Припев : Журавли, журавли и соловушки малы.

  1. Мы весняночку поём, весну красную зовём.( Пружинка )

Припев: Ой, поём! Ой, поём! Весну красную зовём.

 Как вы видите, эта песня простая в  словах и простая в  ритмическом рисунке, поэтому она быстро запоминается детьми.

Одним из направлений в  фольклоре являются народные заклички, которые исполняются без музыкального сопровождения, говорком. 

Например: Солнышко ведрышко в празднике Широкая Масленица.  Так как Масленица- это встреча солнышка с  Весной, то дети разучивают легкую закличку, которая запоминается за 2-3 раза разучивания.

Сейчас мы с  вами, уважаемые коллеги тоже развучим ее.

Солнышко ведрышко, (руки поднимают вверх и вращают кистями)
Выгляни в окошко! (подносят ладошки к глазам )
Солнышко нарядись! (обе руки вперед )
Красное покажись! ( руки на пояс, качают головой влево-вправо) ( 2 раза весна кричит закличку, дети повторяют движения за весной)
И тут же при закличке можно разучить
игру-хоровод зазывалку.

(Зазывалка)
Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче,
А зима теплее (круг сжимается)
А весна милее (круг расширяется)    2-3 повторяется игра

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

Простая народная игра «Карусель», которая нравится как детям так и взрослым.  Как правило на  фольклорном празднике (Масленица, Осенняя ярмарка или Веснянка) сказочные герои предлагают покататься на  каруселе. ( Для карусели понадобится обруч с  лентами)

Дети берут волшебные ленты карусели, повторяют волшебные слова  и двигаются дружно так, чтобы карусель не сломалась).

Музыкально-подвижная игра « Карусель»

Еле, еле, еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, затем постепенно ускоряют движения. После этого, как дети пробегут 2 круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:

Тише, тише не спешите

Карусель остановите

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Русский танец - это творчество народа, его души. В нем отобразилась деятельность человека, жизнь, надежды и мечты. Развитие народного танцевального искусства связано с историей народа. Каждая пережитая эпоха приносила в него свои детали. Русский народный танец имеет свои особенности. Двигаясь под музыку, народный исполнитель старался проявить самые лучшие свои черты. Он танцевал, прежде всего, для собственного самовыражения. За столетия, русский народный танец устоялся, в нем сложились определенная хореография, музыкальное сопровождение и количество участников. Он делится на два вида – хоровод и пляска, в каждом из которых много разных подвидов. 

Народные танцы можно изучать и танцевать в любом возрасте. Движение под музыку приносит удовольствие от взаимодействия с ней. Общение с народными танцами позволяет прикоснуться к огромному пласту культуры, сформированной на протяжении столетий.

Разучим несколько танцевальных движений :

 «Крылья» - плавные маховые движения руками, разведенными в стороны.

«Ладушки» - хлопки ладонями впереди или сзади

«Блинчики» - на «раз» - удар правой ладонью по левой, на «два» - наоборот

«Тарелочки» - младший возраст – «отряхни ладошки», старший возраст – ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу, вверх.

 «Хороводный шаг» - этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью.

 «Шаг с притопом на месте» - на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» - притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» - шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» - притоп левой впереди правой; все повторяется сначала.

 «Подскок» - поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.

«Боковой галоп» - то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.

 «Пружинка» - стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина прямая.

 «Поворот вокруг себя» (кружение) - начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.

А теперь, под русскую народную пляску, выполняем эти движения по моему показу. Звучит русско-народная пляска.

Подводя итог, я хочу сказать, что народные праздники и традиции  неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. В работе по данному направлению я знакомлю детей с традиционными русскими праздникаминародными играми. Рассказываю детям об этих праздниках, знакомлю с приметами, загадками, пословицами т д., тем самым  формирую устойчивый интерес к  познанию истории и культуры Российского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ:1. Актуальность проблемы2. Русское народное творчество как средство народной педагогики....

квалификационная работа по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Южного Урала"

Это квалификационная работа , написанная мной в 2010 году при аттестации на высшую квалификационную категорию.В нее вошли следующие разделы:                 ...

"Формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории ВОВ через историю своей семьи" (статья)

То, что действительно дорого нам, принимается и становится нашей общей историей. Как не растерять историческую память? Как не повторить ошибки других народов, забывших ужасы Великой отечественной? Мыс...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории родного города через создание мультипликационного фильма

Говоря о роли мультфильмов в детском воспитании, психологи отмечают, что они помогают становлению личности. Мультфильмы – это очень детская вещь.Снимать мультфильмы – это увлекательнейшая ...

Народные праздники и традиции в формировании ЗОЖ дошкольников.

Народные традиции и праздники в формировании  ЗОЖ у дошкольников....

из опыта работы по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы"

Данный опыт будет полезен для воспитателей ДОУ, студентов педагогического колледжа. Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, оп...

Дистанционная работа по теме "Народная культура и традиции" для детей среднего дошкольного возраста

Предложенные дидактические и словесные игры, задания и упражнения помогут детям усвоить материал по теме "Народная культура и традиции"....