Проект "Эбээ аптаах холбуката" сборник сказок
проект (средняя группа)
Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально – личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. А народная сказка пересказанная родным человеком - бабушкой или дедушкой не только сближает родных людей, но и становится намного интереснее, развивая память и речь, зарождая любовь и заботу, и оставит приятные воспоминания ребенку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Радуга» го г.Якутск
Проектная работа «Эбээ аптаах холбуката» сборник народных сказок
Составили:
Жергина П.Н., воспитатель
Бурцева А.С., воспитатель
г.Якутск,2023год
Содержание
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Приложения
Введение
«Сказка ложь да в ней намек,
добрым молодцам урок»
Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и родители.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Практическая значимость данного проекта основана на том, что сказка - это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально – личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. А народная сказка пересказанная родным человеком - бабушкой или дедушкой не только сближает родных людей, но и становится намного интереснее, развивая память и речь, зарождая любовь и заботу, и оставит приятные воспоминания ребенку.
Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.
Вид проекта: творческий, коллективный, долгосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей в ходе проекта:
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие.
Актуальность:
Дошкольное детство – это пора сказок, фантазий, волшебства, импровизации и творчества. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в этом возрасте и рассматривается как общая основа воспитания и обучения.
Стандарты жизни и потребности в 21 веке изменились, в нашу жизнь крепко вошли интернет, телевидение и гаджеты. Дети все больше начинают забывать свой родной язык, используя в разговоре много русских слов, словарный запас якутских слов намного сокращается в виду того, что эта проблема касается и самих родителей, которые живя в многонациональном обществе все чаще разговаривают с детьми на двух языках.
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, что рассказывали наши бабушки, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Необходимо отметить, что бабушкины сказки - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознанные и неосознанные проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем. И ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания детей. Они формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому, чтобы ребенок плавно перешел к знакомству с народным творчеством, мы решили уделить немного больше времени именно народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель:
Познакомить и привить любовь к якутским сказкам, к устному народному творчеству, как к произведению искусства. Развить речевую и познавательную активность детей. Привитие интереса к театральной деятельности. Раскрытие ценности совместного творчества у детей и родителей.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
- расширить представление детей о сказках;
- учить детей рассуждать;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять родной язык и словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе;
- развивать у детей образное мышление, творческие способности;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать культуру речи.
для родителей:
- с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду, создать в семье благоприятные условия для развития речи своего ребенка;
- развивать совместное творчество с детьми;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение;
- заинтересовать родителей и вызвать у них желание учавствовать в жизни группы.
для педагогов:
- развить у детей интерес к народным сказкам;
- повысить коммуникативный и социальный опыт дошкольников (учить регулировать свое поведение нравственной нормой; способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности; формировать понимание добра и зла; развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь).
- развивать творческий потенциал ребенка;
- показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Продукт деятельности:
Выпуск книги – сборника народных сказок «Эбээ аптаах холбуката»;
Лепка и рисование «Героя из любимой сказки»;
Оформление родителями семейного древа и защита детей;
Картотека пословиц, поговорок, загадок;
Мультимедийные презентации;
Изготовление театра из конусов;
Изготовление кукольного театра;
Организация выставки детских работ;
Участие в различных конкурсах театрализованных представлений.
Этапы работы над проектом:
1)Подготовительный этап:
Изучение литературы;
Создать проблемную ситуацию для формирования заинтересованности у родителей с проектом;
Определить цель, задачи, продолжительность проекта, определение методов и приемов;
Разработка плана — схемы достижения цели;
Подготовка анкеты, консультаций для родителей на данную тему.
2) Основной этап:
Оформление развивающей среды;
Включение в план — схему НОД и различные виды деятельности;
Сбор народных сказок и стихов собственного сочинения бабушек, сбор аудиосказок и фотографий, обработка информации, презентация книги, изготовление театра конусов, совместная работа с родителями по изготовлению кукол для кукольного театра, подготовка итогового мероприятия.
Составление и изготовление «семейного древа» родителями, защита детей;
Подготовка сценария развлечения на народную сказку написанную дедушкой Филиппова Усмана «Көтөрдөр мунньахтара».
3) Технологический этап:
Работа по вёрстке книги «Эбээ аптаах холбуката»;
Работа с типографией «Арт Алгыс»;
Изготовление с родителями костюмов кукольного театра;
4) Итоговый этап:
Презентация книги «Эбээ аптаах холбуката» в ДОУ и в группе;
Выставка работ по изобразительной деятельности детей;
Выступление на родительском собрании;
Проведение итогового мероприятия;
План — схема осуществления проекта:
№ п/п | Действия | Сроки | Ответственные | Результат |
I | Совместная деятельность взрослого с детьми: Беседа: «Что за прелесть эти сказки!» Сбор народных сказок с родителями Пополнение библиотеки группы книгами с народными сказками | В течении первой недели В течение 3 месяцев | Воспитатели, родители. | Выявить знания детей о сказках. Приготовление материала для выпуска сборника народных сказок «Эбээ аптаах холбуката» |
II | Чтение сказок: «Оҕус уоона сылгы», «Таал-Таал эмээхсин», «Ыт», «Чурумчуку», «Эһэлэр», «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», «Куоска уонна кутуйах», «Кыыс уонна саһыл», и др.. Чтение: пословиц, поговорок по сказкам, Просмотр мультфильмов якутских народных сказок. | В течение двух недель | Воспитатели, родители. | Выучивание песни из мультфильма: «Таал-Таал эмээхсин», знание детей пословиц и поговорок. |
III | Игровая деятельность: Подвижные игры: «Өһөс торбос», «Ойбонтон уулааьын», «Кириэс ойуу», «Атах тэпсии» Дидактическая игра: «Волшебные сказки», «Разрезные картинки», «Сложи сказку (из кубиков)», «Путешествие по народным сказкам». Сюжетно-ролевые игры: «Театр. Сказка «Таал-Таал эмээхсин», «Семья. Сюжет: «». Пальчиковые игры: «Апельсин» | В течение двух недель | Воспитатели | Выполнение всех правил игр. |
IV | Дома дети с родителями: - изготовляют книжки-малышки по сказкам, - изготовляют театр из конуса, - фоторепортаж «Мы играем в сказку», - оказывают помощь воспитателям в создании книги «Эбээ аптаах холбуката» по любимым сказкам детей. | В течение двух недель | Родители, воспитатели, дети. | Участие родителей в составлении фоторепортажа, в изготовлении книжек-малышек, театра из конуса. |
V | Практические задания: Рисование: «Герой любимой сказки», «Добрая сказка». Лепка: «О5ус» Создание народной игры из костя к народной сказке «О5ус уонна сылгы» | В течение двух недель | Воспитатели, родители. | Творческие работы. |
VI | Итоговые мероприятия: НОД: «Моя любимая сказка». Проведение литературной викторины. | В завершении проекта. | Воспитатели, родители | Атмосфера праздника, эмоциональная разрядка. |
Ожидаемые результаты:
Печать сборника народных сказок и распространение в широкую публику;
Повысить у детей знания о поучительном содержании сказок (развитие интереса к сказкам; закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях; воспитание чувства дружбы и коллективизма);
Повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения;
Раскрыть творческие таланты детей и их родителей;
Повысить активность участия родителей в мероприятиях детского сада;
Участие детей в литературных конкурсах;
Участие детей в творческих конкурсах разного уровня;
Участие детей в конкурсах по театральному искусству.
Заключение
Дети с дошкольного возраста учатся понимать и уважать национальную культуру своего народа, обогащая свой родной язык. Учатся понимать, любить и гордиться народной литературой. Выучили наизусть народные загадки и пословицы. Детям очень нравится слушать народные сказки, не только с уст воспитателя но и по аудиосказкам подготовленным родителями. Наш сборник народных сказок «Эбээ аптаах холбуката» вышел в свет для использования педагогами в своей работе, но и как помощник для родителей.
Наши дети не раз участвуют в литературных конкурсах и занимают призовые места. Свой результат дает и театрализация народных сказок. Так мы участвовали в внутрисадовском конкурсе театрализованных постановок «Этот удивительный мир сказок» и заняли 1 место.
Этапы проектной работы
Приложение 1.
Работа с детьми:
Включить в режим дня чтение народных сказок и сказок на родном языке. Учить якутские народные песни.
Темы беседы с детьми:
“На какого героя из сказок хочу быть похожим”
“Если бы у меня была волшебная сила понимать язык животных и птиц, то ...»
“В гостях у книги”
Занятие по рисованию:
Рисование по сказке “Таал-Таал эмээхсин”
Лепка по сказке “Икки эһэлэр”
“Эһиги оҕоҕут олоҕугар остуоруйа оруола» төрөппүттэргэ анкета:
- Төһө чаастатык оҕоҕутугар остуоруйа ааҕаҕыт?
- Ханнык остуоруйаларыэьиги оҕоҕут истэрин сөбүлүүрүй
- Оҕоҕут остуоруйаны хос-хос аахтарар дуо?
- Сөбүлүүр остуоруйалаах дуо? Ханныгый?
- Истибит остуоруйаларын оонньуур дуо?
- Эьиги о5о5ут истибит, билэр остуоруйатын кэпсиир дуо?
- Остуоруйалар ойууларын көрөн боппуруос биэрэр дуо?
- Уруһуйунан көрөн остуоруйаны билэр дуо?
- Дьиэҕитигэр ханнык эмит кукольнай театр баар дуо? (пальчиковый, кукольнай эбитэр атын)
- Оҕоҕутугар анаан остуоруйа айаҕыт дуо?
Прложение 2.
Рецензия.
Приложение 3.
«Эбээ аптаах холбуката» саха остуоруйаларыттан, хоһооннортон уонна сценарий хомуурунньуга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
новогодний праздник "Аптаах Сана Дьыл" (на якутском языке)
«Аптаах Саңа Дьыл»Улахан бөлөх о5олоругар аналлаах Саңа Дьыллаа5ы сценарий ...
Новогодний праздник " Аптаах хаар чеме5е" (на якутском языке)
Сценарий новогоднего праздника для старших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/06/picture-896297-1512578238.jpg)
Кружок по бисероплетению "Аптаах о5уруо"
Улахан саастаах о5олорго анаан о5уруоннан тиьии бастакы хардыыларыгар уорэтии...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-1211075-1579921226.jpg)
Рабочая программа кружковой работы «Аптаах тарбахтар»
Программа дополнительного образовательного кружка «Аптаах тарбахтар» по художественному и ручному труду составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного об...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/28/picture-1217882-1582866080.jpg)
«Аптаах Саңа Дьыл» Улахан бөлөх о5олоругар аналлаах Саңа Дьыллаа5ы сценарий
laquo;Аптаах Саңа Дьыл»Улахан бөлөх о5олоругар аналлаах Саңа Дьыллаа5ы сценарий ...
Аьагас дьарык "Аптаах тыа5а айан"
Аьа5ас дьарык "Аптаах тыа5а айан"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-923761-1607229819.jpg)
Сценарий новогоднего праздника "Аптаах тугэн"
Новогодний сценарий для детей 2 младшей группы на якутском языке....