Нужна ли ребенку дружба со сверстниками?
консультация
Консультация для родителей
Нужнали ребенку дружба со сверстниками?
Что такое дружба?
Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
Конечно, взаимоотношения детей дошкольного возраста тяжело назвать дружбой в прямом смысле, скорее это приятельское общение.
Как происходит общение детей со сверстниками в возрасте от 2-х до 7лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhna_li_rebenku_druzhba_so_sverstnikami.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужна ли ребенку дружба со сверстниками?
Что такое дружба?
Дружба – это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
В Библии понятие дружбы передаётся греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить» (кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа – тёплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении.
Конечно, взаимоотношения детей дошкольного возраста тяжело назвать дружбой в прямом смысле, скорее это приятельское общение.
Как происходит общение детей со сверстниками в возрасте от 2-х до 7лет.
В возрасте 2 лет контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней. Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка на третьем году жизни.
Малыши начинают попытки завязать общение друг с другом. При этом велика роль взрослого — именно он привлекает внимание детей друг к другу, организует их совместную деятельность. Даже если ребенок уже ходит в садик, но там специально не организуют общение детей — сами общаться они не начнут. В компании детей важно взрослому взять на себя роль организатора: называть их по именам, на глазах у других хвалить то одних, то других, привлекать внимание к действиям друг друга и так далее.
Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.
В три года общение малышей со сверстниками и со взрослыми резко отличается. Друг с другом дети ведут себя раскованно, они могут баловаться, визжать, строить рожицы - их переполняют эмоции как позитивные, так и негативные. Не поделив игрушку, дети могут подраться, расплакаться. Такой раскованности в общении со взрослыми не наблюдается
К 7 годам время игры удлиняется, и дети как бы обособляются. Общение по поводу игры становится общением, иногда и вовсе с ней не связанным. Дети в этом возрасте уже могут обмениваться мнениями о прочитанных книгах, рассуждать о событиях, известных им по разговорам взрослых, сравнивать свои умения и знания, выражать свое отношение к другим детям и даже посплетничать. Но самое главное теперь – стремление завоевать уважение сверстника.
7-летний ребенок озабочен не столько тем, с кем и во что поиграть, сколько своей репутацией у тех детей, мнением которых он дорожит. Завоеванный авторитет ребенок будет отстаивать всеми силами, готовый даже поменять уже сложившиеся стереотипы собственного поведения, если сверстники их не одобряют. Такая группа других детей, значимых для малыша, дает ему психическую стабильность и эмоциональный комфорт.
Какова специфика общения со сверстниками?
• Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры.
• В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого.
• Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.
• В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.
Так нужно ли малышу общаться с другими детьми? Или от взрослых он может получить все необходимое для своего развития.
Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически трудно достигаемый.
В общении со взрослыми он узнает, как нужно:
говорить и делать правильно;
слушать и понимать другого;
усваивать новые знания.
В общении со сверстниками ребенок учится:
выражать себя;
управлять другими;
вступать в разнообразные отношения.
В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Соревнуясь и демонстрируя друг другу свои возможности, дети учатся проявлять свободную активность и инициативу, что в дальнейшем окажет огромное влияние на становление его собственной жизненной позиции.
Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.
Ребенок, не прошедший "школы" общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет "говорить" со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя, замкнуться, впасть в депрессию.
Для нормального развития ребенку необходимо не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками.
Материал подготовлен с использованием следующих источников:
1. http://medsputnik.ru/index/publication/pid/147
2. Волков Б. С, Волкова Н. В. В67 Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
3. Статья кандидата психологических наук Татьяна Ермолова "Для чего ребенку друзья?"
4. http://www.eti-deti.ru/print/14.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Нужно ли ребенка наказывать? Ребенок и телевидение".
Консультация для родителей на тему: "Нужно ли ребенка наказывать? Ребенок и телевидение"....
Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?
Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б...
«Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»
Любой здравомыслящий человек скажет «ДА. КНИГИ НУЖНЫ»! Отрицать книгу и чтение – значит отрицать человеку самого себя, ведь речь – это один из немногих признаков, отличающих на...
Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Нужна нам очень дружба»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Нужна нам очень дружба»...
10 НУЖНЫХ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМИ НУЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДО ШКОЛЫ.
10 нужных вещей...
Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»
Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»...
Консультация для родителей «Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»
С детства за чтением книг человек активно развивает свое мышление. Книга будит как мысль, так и воображение. Его видение сюжета отличается от того, каким представлял его автор. Он создает св...