Проект "Волшебный праздник - Новый год!"
проект (средняя группа)

Тунева Надежда Викторовна

Главной целью проекта является знакомство детей с традициями празднования Нового года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ng.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лукоморье»

                             Проект

                             «Волшебный праздник- Новый год!»

                                                                             Составители: Тунева Н.В

                                                                                               Малинина Э.И

 

                                                           

                                                                   П. Элитный 2023

Актуальность

Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к своей культуре, своему народу через рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Мы встречаем Новый год»

 Цель проекта: познакомить детей с традициями празднования нового года.

 Задачи проекта:
•Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности, традиции.
• Вызвать желание у детей и родителей участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление поделок).
• Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке Новогоднего праздника.
• Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
• Укрепить детско – родительские отношения. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
• Создать новогоднее настроение.

Тип проекта: среднесрочный (с 3.12. по 29.12.)

Целевая аудитория:

дети, родители, воспитатели.
Формы организации проекта:
• познавательные занятия; эксперименты;
• дидактические и словесные игры;

• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
• подвижные игры;
• дыхательная гимнастика.

Оборудование и материалы:
• набор для детского художественного творчества.
• иллюстрации о празднике Новый год;
• ёлка, новогодние украшения;
• подбор художественных произведений;

Формы работы с родителями:

Привлечение родителей к совместной деятельности и творчеству в группе:

-создание предновогоднего настроения — украшение группы, украшение окон в группе,  изготовление новогодних игрушек, снежинок в домашних условиях совместно с детьми.

-участие родителей с детьми в групповой выставке «Мастерская  Деда Мороза»

Консультации для родителей:

-«Безопасный Новый год»;

- информация в родительский уголок: «Новый год и дети»,  «Из истории празднования Нового года»;

- подготовка костюмов к новогоднему празднику.

Этапы реализации проекта

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

1 этап.

Подготовительный

4.12.. – 8.12.

1. Определение темы проекта;

2. Формулирование цели и задач проекта;

3. Составление плана реализации основного этапа проекта;

4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта;

Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

Выставка совместных с детьми поделок «Мастерская Деда Мороза»

2 этап – практический.

(непосредственная деятельность  по проекту

11.12.

1. Составление рассказа по картинкам «Вот уж скоро Новый год»

Ц: Обобщить представления детей о празднике.

2. Рисование  «Снегири на ветке»

3. Чтение худ. лит. «Снегурочка» И. Гурина

4. Дых./и. «Подуй на снежинку»

5. Подвижная игра «Снежиночки - пушиночки»

Мастер – класс:

«Игрушки –

самоделки »

12.12.

1. Беседа «Где живет Дед Мороз»

2.1.Презентация «Где живет Дед Мороз?»

3.Чтение  В Сутеева «Ёлка».

 4. П/и «Снежки».

Оформление папки – передвижки: «Новый год».

13.12.

1. Просмотр мультфильма «Снеговик-почтовик»

2. Аппликация «Снеговик»

3. Строительные игры: строим дом Деда Мороза.

Подбор материалов для оформления группы к новому году.

14.12.

1. Заучивание стих-ий к новогоднему утреннику

2. П/и. «Снег кружится»

3. Д/и «Найди одинаковые рукавички»

4.С/р. и. «Гости скоро к нам придут — срочно накрываем стол!»

Консультация

«Готовимся к Новому году».

15.12.

1.. С/р и. «Новогодний почтальон» - изготовление конвертов для отправки письма — поздравления Деду Морозу!

2. Чтение худ. лит. «Мороз Иванович», Одоевский В.Ф

3.  Наблюдение за снежинками Ц: Формировать у детей умение видеть  красоту окружающей природы; знакомиться  со свойствами снега..

 Информация: «Что подарить ребенку на новый год. И как это лучше сделать»

18.12.

1. Рисование «Наша елочка - красавица»

2. Драматизация сказки «Рукавичка»

 3. Чтение худ. лит. «Трудно быть добрым» Абрамцева Н.К

4. П/и. «Снежная карусель»

5. Украшение группы к празднику

Консультации для родителей на родительском собрании на тему:

«Безопасный Новый год»

19.12.

1. Заготовить украшение из цветного льда для елочки на прогулочном участке

 2.Чтение худ. лит. Н.Носов «Как мы ходили за ёлкой»

 3. Слов./и. «Что в мешке у Деда Мороза»

4. Просмотр мультфильма «Снегурочка»

5. Украшение группы к празднику

Памятка: «Правила пожарной безопасности при украшении елки»

20.12.

1.Беседа «Почему на Новый год наряжают ёлку?»

2.Рассматривание знакомых и незнакомых книг в книжном уголке на новогоднюю тематику.

3.П/и. «По снежному мостику»

4.Чтение худ. лит. «Госпожа метелица»

5. Лепка: «Шарики, хлопушки весёлые игрушки»

Консультация: «Что подарить ребенку на новый год?».

21.12.

1. Чтение худ. лит. Л. Воронкова «Два Мороза»

2. Аппликация «Волшебные гномы»

 3.Дых./и. «Снегопад»

 4. Ситуативный разговор:  «Все дороги в лесу и в городе замело, как Дед Мороз приедет на праздник?»

5.Повторение песен и стихотворений на новогодний утренник.

Стенгазета «Опасный огонек» Ц: помощь в подборе материала

22.12.

1. Аппликация «Чем богаче борода — тем теплее Д.Морозу»

2. Чтение худ. лит. «Помощники Деда Мороза О. Корнеева

3. П/и. «Снежиночки - пушиночки»

4. Речевые игры:«Поможем зиме» Цель: Продолжать учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.

5. Отгадывание  загадок.

 6. Экскурсия к новогодней елке в парке.

Изготовление поделок на выставку:

«Сундучок Деда Мороза»

25.12.

1. Беседа «Елочные украшения», знакомство и рассматривание старинных елочных игрушек

2.Коллективное изготовление открытки для Деда Мороза

3. Слов./и. «Скажи наоборот»

4. Д/и «Угадай, чего не стало на ёлке»

4. Дискотека «Новогодняя» (детские песни о празднике..)

Оформление выставки «Сундучок Деда Мороза»

26.12.

1.П/и. «Найди снегурочку»

2. Чтение худ. литературы Л.Воронковой «Таня выбирает ёлку»

3. Просмотр мультфильма

«Тимошкина ёлка»

Информация: «Из истории празднования Нового года»,

27.12.

1. Новогодний бал «Волшебный праздник Новый год»

 Помощь в подготовке к новогоднему утреннику.  

28.12.

1.Беседа «Как прошёл праздник Новый год» Ц: Побуждать детей к высказываниям: поделиться радостью и прекрасными впечатлениями о самом любимом празднике. Стараться следить за своей речью. Активизировать пассивных детей, задавать наводящие вопросы. Формировать у детей умение составлять рассказ из личного опыта.

2.Просмотр мультфильма «Сказка про Новый год»

3.Просмотр мультфильма «Невеселые петарды» (Смешарики)

Информация:

«Новый год и дети»

3 этап.

Заключительный.

29.12.

Выставка работ по проекту «Мастерская Деда Мороза»

Участие родителей в жизни детского сада.

 

Продукты проекта:

• Выставка поделок «Мастерская Деда Мороза».

• Новогодний праздник «Волшебный праздник Новый год».

 

Ожидаемый результат.

Дети:

• обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;

• осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;

•получили новые знания о празднике Новый Год как об одном из русских народных праздников; •расширили представления о возможностях создания украшений для интерьера и ёлки своими руками; •приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Педагоги:

 •подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений;

•наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях Нового Года.

Родители: 

•проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;

•рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс дыхательных упражнений.

 

  1. 1.     «Подуем на снежинку».

Вырезанную из бумаги снежинку опустить на стол. Ребёнок, сидя за столом, дует на снежинку, наблюдая за её движением по столу.

  1. 2.     « Подуй на снежок»

Дети дуют на кусочки ваты через трубочки.

  1. 3.     "Снегопад".

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Подвижные игры.

«СНЕЖКИ»

Цель: Развитие общей и мелкой моторики.

Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».

 

 «СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ»

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как  играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление  движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют  движение,  останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый  не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,

После  небольшого отдыха игра  возобновляется.

 

«ПО СНЕЖНОМУ МОСТИКУ»

Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.

 

«СНЕЖИНОЧКИ-ПУШИНОЧКИ»

Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
 Снежиночки – пушиночки

Устали на лету,

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.

 

«НАЙДИ СНЕГУРОЧКУ!»

Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»

Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.

 

«БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ!»

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Беседа «Где живет Дед Мороз»

Загадка про Деда Мороза

У избы побывал –

Все окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.

Дети: Мороз.

Рассказ воспитателя:

Ребята а вы знаете где живет Дед Мороз?

Ответы детей: Да, нет, не знаем.

Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз?

Ответы детей:

А в море, океане может жить Дед Мороз?

Ответы детей:

А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить?

Ответы детей: скорей всего, где холодно.

Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот город расположился на реке Сухоне.

 Дом Деда Мороза большой и построен из дерева, можно сказать, что и не дом вовсе, а настоящий терем. Этот дом волшебный, гостеприимный и уютный. В нем очень много комнат. Для подарков, которые присылают Деду Морозу с разных уголков страны, есть отдельная просторная комната. Есть комната специально для хранения нарядов Деда Мороза. А их у него очень много, есть и шубы, и летние кафтаны и лыжный костюм. Самая большая комната – это комната желаний. Когда гости заходят в эту комнату и под звук колокольчика загадывают желание. Обо всех желаниях Дед Мороз узнает, когда ложиться спать. У него есть кровать с большой и маленькой периной. Подушек на ней семь, ровно столько, сколько дней недели, на понедельник маленькая, а на воскресенье самая большая. Конечно, всем бы было интересно узнать, в какой именно комнате Дед Мороз хранит подарки для детей. Но этого никто не знает. Это тайна за семью печатями.

В конце декабря Дед Мороз покидает свой дом в Великом Устюге и направляется в Москву, чтобы зажечь первую новогоднюю елку.

В период новогодних и Рождественских праздников дед Мороз не сидит на месте. В Великом Устюге Дед Мороз любит устраивать приемы гостей и народные гуляния. Дед Мороз всех помнит и непременно принесет каждому подарок под елочку в новогоднюю ночь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Рассказ об истории возникновения Нового года в России

Как хороша новогодняя елка! 
Как нарядилась она – погляди!
Платье на елке зеленого цвета, 
Яркие бусы блестят на груди
Елка у нас высока и стройна,
Вечером вся засверкает она
Блеском огней, и снежинок и звезд, 
Словно павлина раскрывшийся хвост!
Елка в кармашки свои золотые.

Спрятала множество разных сластей
И протянула к нам ветки густые,
Словно хозяйка, встречает гостей.
Дерево лучше нигде не найдешь!
С елкой хорошей и праздник хорош!
О.Высотская
А все же, откуда появилась традиция отмечать праздник и наряжать елку? Новый год считается одним из самых любимых и веселых праздников. Мы ждем пушистого белого снега, нарядную и украшенную елку и Дедушку Мороза со Снегурочкой. Однако, не всегда наступление Нового года праздновали 1 января.
Наши далекие предки, восточные славяне, отмечали этот праздник весной – 1 марта, когда природа просыпается ото сна и оживает. А мы сейчас в этот период мы празднуем Масленицу.
После этого, период Нового года стали отмечать по православному церковному календарю – 1 сентября. В этот день царь задаривал своих слуг шубами, серебром и деньгами. В домах устраивались застолья – пекли пироги, блины, варили кисель.
1 января, праздновать Новый год в России начали в 1700 году – по указу царя Петра 1. Именно он приказал запускать в этот день фейерверки, стрелять из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни, а также украшать дом ветками можжевельника и сосны.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Почему на Новый год принято украшать ёлку?

 

Люди не хотели ставить дома елки. Этот обычай царю Петру 1 пришлось вводить силой. А если не находил дома елки, сурово наказывал хозяина.
Сначала, их устанавливали не внутри дома, а во дворе, крепили на ворота и крыши. А уже позже появился обычай ставить новогоднюю елку, украшенную фонариками, цветами, лентами, конфетами и даже яблоками.
Обычай, наряжать под Новый год елку пришел к нам из Европы. Когда-то жители германских племен считали ель символом жизни и вечной молодости. Они были уверенны в том, что елка способна защитить дом от злых духов. Поэтому ее почитали, развешивали на ее ветках украшения и произносили заклинания. Все это происходило прямо в лесу. Затем елку стали устанавливали только в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии и т.д. Только позже елка появилась в домах простых людей. 
Так, постепенно россияне привыкли к обычаю наряжать елку под Новый год и делают это теперь с огромным удовольствием. А в наше время никто уже и не представляет себе новогоднего праздника без красавицы-елочки…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Когда наступает Новый год.

Оказывается, новогодний праздник – самый древний из всех существующих праздников. При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». А древние римляне придумали обычай дарить новогодние подарки и веселиться всю ночь напролет. Пожелание «С Новым годом, с новым счастьем!» - сохранившееся с древних времен магическое заклинание, чтобы призвать удачу, счастье, благополучие и отогнать беду.

В Древней  Руси Новый год связывали с весной – началом зарождения нового урожая – и отмечали 1 марта. В ХIV веке Московский церковный собор постановил считать началом нового года 1 сентября согласно греческому календарю. И только в 1699 году царь Петр I, возвратившись из путешествия по Европе, специальным указом запретил отмечать Новый год 1 сентября и велел украшать двор, улицу, дом сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками. И чтоб это украшение стояло до 7 января.

В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек  учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. Первым пустил ракету Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление нового года. А затем началось празднование по всей Москве.

Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о подготовке к Новому году" Удивительное чудо-это праздник Новый Год"

Статья о проведенной работе с детьми старшего дошкольного возраста в преддверии Нового Года...

Сценарий праздника нового года:"Новый год в аэропорту."(Для детей старшей и подготовительной групп)

Сценарий праздника нового года:"Новый год в аэропорту."(Для детей старшей и подготовительной групп)...

Сценарий праздника Нового года "Новый год в аэропорту" в подготовительной группе

Сценарий праздника Нового года "Новый год в аэропорту" в подготовительной группе...

«История праздника Новый год» Как рассказать детям о празднике Новый год

Что же это за праздник Новый год?В новогоднюю ночь зажигаются разноцветные огни на прекрасной лесной красавице елке, сверкают елочные игрушки, а под елкой сам Дедушка Мороз оставляет разные, ожид...

Сценарий Новогоднего праздника для детей младшего дошкольного возраста в детском саду «К нам пришел веселый праздник, это праздник – Новый год»

Сценарий Новогоднего праздника для детей младшего дошкольного возраста в детском саду«К нам пришел веселый праздник, это праздник – Новый год»Описание материала: сценарий новогоднего...