Статья «Нейробика как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
статья (подготовительная группа)

Шустрова Елена Андреевна

В статье раскрывается тема нейробики, как ее можно применять в работе с детьми дошкольного возрата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Нейробика как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

В любое время одной из главных задач для педагога было сохранение здоровья ребенка, стремление вырастить здорового человека. Поэтому формирование здоровьесберегающей культуру должно начинаться как можно раньше.

Состоянием здоровья можно назвать полноценное психическое, физическое и социальное благополучие ребенка.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы видим, что все больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями, гиперактивных, невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, то есть наблюдается вялость мышц, нет желания и сил выполнять физические упражнения, они трудно переключаются с одного движения на другое.

Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды Л.С. Выгодского, М.М. Кольцовой и других отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психических функций ребенка. Также существует тесная связь между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников.

Следуя из этого, можно прийти к выводу, что как телу нужна постоянная физическая нагрузка, так и мозг требует регулярных тренировок, чтобы мышление оставалось гибким и пластичным.

Впервые об этом задумался американский нейробиолог Лоуренс Катц. Он изобрел систему упражнений – нейробику.

Нейробика, или гимнастика для мозга, - система упражнений для развития нейропластичности, то есть способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель – развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создать новые нейронные связи.

Упражнения нейробики помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка. При этом организм начинает вырабатывать нейротропин – вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними. Занятия нейробикой побуждают ребенка быть открытым к познанию нового и более активным в этом стремлении.

Главный принцип нейробики – постоянно изменять простые шаблонные действия, то есть давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным способом. Когда мы делаем что-то рутинное, на автомате, мозг как будто засыпает. Бывает, приехали на работу, припарковали машину на знакомой улице, а потом не можешь вспомнить, где именно она стоит. Это пример того, как мозг комфортно себя чувствует в рутинных ситуациях. Но если нарушить этот распорядок, ему придется включиться и напрячься.

Основные правила выполнения нейробики:

  1. Игры и упражнения должны быть интересными и неутомительными; не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.
  2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребенка активно формируется межполушарное взаимодействие.
  3. Необходимо отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребенка.
  4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии.  Однако не стоит вводить за один раз очень много заданий, чтобы не утомить детей.

Регулярное включение упражнений нейробики в занятия, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний. Они пробуждают воображение, абстрактное мышление, снижают эмоциональную нагрузку. Приступать к занятиям следует постепенно, но выполнять желательно каждый день, не пропуская, без принуждения.

Упражнения и игры можно проводить не только в детском саду, но и в любом другом месте, в том числе и совместно с родителями жома или на прогулке:

Например:

- попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой (если ребенок правша);

- смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное;

- чаще менять положение вещей на столе, игрушек на полке;

- выбираем другой маршрут до детского сада.

Это позволит не только открыть интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.

При регулярном выполнении нейробических упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения.

Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют делать асимметричные упражнения.

Также одним из положительных моментов можно назвать повышение стрессоустойчивости и коммуникабельности.

Для ребят дошкольного возраста включаются в программу упражнения с одновременной или попеременной работой рук и ног, асинхронной ходьбой. Можно предложить ребенку задействовать ушки: аккуратно погладить их руками, загибать т разгибать, а также одновременно дотрагиваться двумя руками до мочки уха и кончика носа.

Полезным окажется упражнение на поглаживание живота и макушки одновременно правой и левой рукой. Чтобы задействовать ноги, можно в положении сидя рисовать носочками разнонаправленные круги.

Дальше предлагаются упражнения на развитие межполушарных связей, координацию движений, ориентировку в пространстве, развитие чувства ритма.

Упражнение на развитие координации:

 *хлопаем в ладоши – топаем правой ногой – хлопаем в ладоши – топаем левой ногой;

*хлопаем и топаем справа – хлопаем и топаем слева;

*хлопаем справа – топаем слева;

*руки поочередно ставим на пояс, на плечи, поднимаем вверх и вниз;

*маршируем + работаем руками на пояс поочерѐдно, затем на плечи, снова на пояс и на плечи.

 Задания на развитие чувство ритма.

*звеним в медленном темпе, затем в быстром темпе;

*правая рука звенит в медленном темпе, а левая рука в быстром темпе;

* хлопаем в ладоши и читаем стихотворение; затем хлопаем в ладоши и читаем по одной строчке из двух разных стихотворений.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

                                           https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3990339/pub_5fd9b80901e4747da3822bcc_5fda1d88602c783027694971/scale_1200

Кулак - ребро - ладонь 

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак - ребро - ладонь) произнося их вслух или про себя.

                              https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/05/21/k_5921789016023/417328_1.jpeg               

Лезгинка

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

                            https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03d9/000ee470-f4660824/hello_html_m2a598ed0.jpg                   

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо - нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

                                    https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00b2/000e9329-fac3626b/hello_html_6d0974e7.png                     

Змейка

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

                                        https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e8f/000c6a9e-a50c2615/hello_html_m2410384e.jpg                     

Горизонтальная восьмерка

 Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

                                                  

Массаж ушных раковин

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Перекрестные движения.

Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

                       https://patenton.ru/patent/RU2246971C1/i/00000005.png                             

Горизонтальная восьмерка

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

Симметричные рисунки

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

Упражнение-разминка «Начинаем рисовать»

Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихе.

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

4. Упражнение-разминка «Начинаем рисовать усложненный вариант»

Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур:

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

Треугольники, квадрат,
Несколько кругов подряд,
А еще добавим точки,
Крестики, нули, крючочки,
В воду кисти окунем
и немного отдохнем.

5. Упражнение «Капитан».

Дети его очень любят и делают с удовольствием. Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем «лайк», все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.

Чтобы малышам было веселее делать это упражнение, можно при его выполнении добавить прочтение стиха:

Я плыву на лодке белой,
По волнам с жемчужной пеной.
Я отважный Капитан,
Мне не страшен ураган.

Делаем упражнение в ритм стихотворения. Заучивание и произношение вслух стихотворения усиливает действие упражнения и дает лучшие результаты в развитии ребенка.

 Упражнение «Капитан с хлопком».

Выполняется так же как предыдущее, только руки меняются местами через хлопок.

Упражнение «Гриб-Полянка».

Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.

Его так же делаем в ритм стиха:

Под осиной, у ворот
Подосиновик растет.
И горит-горит на нем
Шапка красная огнем.

 

Упражнение «Голуби летели».

Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра.

Голуби летели,
На плечики сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
И на пояс сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
На коленки сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Упражнение «Зеркальце-Полочка».

Одна рука подносится к лицу ладонью, как зеркало, большой палец оттопырен в сторону, перпендикулярно ладони. Другая рука – полочка, располагается горизонтально ладонью вниз, упираясь средним пальцем в ребро противоположной ладони, которая «зеркальце». Смотрим в «зеркальце», голову держим прямо, не поворачивая. Меняем положение рук местами. Взгляд следит за «зеркальцем».

Покажу я фокус Вам
Я и тут, и я вон там.
мы так похожи.
мы корчим рожи.
Повторяю все движенья,
Это я и отражение.

 Упражнение «Коза и Заяц»

На одной руке складываем пальцы в «козу». Большой, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони, указательный и мизинец выпрямлены и направлены вверх. Другая рука в знаке «виктория». Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты к ладони. Попеременно меняем руки.

Заяц, Коза.
Большие глаза.
Коза оп.
Заяц топ.

«Закрывая глаза»

Упражнения нейробики этого блока предполагают исключение использования зрительного анализатора. Во время такой тренировки мозг активно включает в работу участки, не задействованные в обычной жизни. При «выключении» зрения познание происходит посредством осязания (получение информации о форме, структуре, поверхности, температуре, пространственном положении предметов).

Ходьба на ощупь

Ходьба с закрытыми глазами по массажным дорожкам не только прекрасно развивает чувство равновесия, но и совершенствует работу тактильных анализаторов. Упражнение можно выполнять индивидуально или небольшими подгруппами.

Вариант: ползание с закрытыми глазами по дорожкам разной текстуры, длины и ширины.

Активное развитие межполушарного взаимодействия, которое начинается еще в дошкольном возрасте, поможет будущим ученикам легче справляться со школьными нагрузками.

Таким образом, практика показывает, что применение нейробики в работе с детьми эффективно влияет на развитие мелкой и крупной моторики, речи. Она снижает утомляемость ребенка, а способность контролировать себя, напротив, становится выше. Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно это координированные движения. Мозг необходимо поддерживать в «рабочем состоянии», не давать ему «уснуть». При занятиях нейробикой, как и любыми другими упражнениями, необходима умеренность. Не нужно стремиться к тому, чтобы любой свой шаг сделать нейробическим. Вполне хватит нескольких упражнений в день. Итак, день за днем, и результат в скором времени даст о себе знать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Забота о воспитании здорового ребенка является одной из главных задач в работе с детьми. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению...

Статья на тему: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ....

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду».

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»....

статья Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26908643","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Статья на тему: " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ....

Статья на тему:Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

В ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям,которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования-сохранить и обогатить здоровье детей,педагогов и родителей....