Проект «Космос» для старшей группы
проект (старшая группа)

Тимченко Татьяна Гудратовна

Проект «Космос»  для старшей группы  Тип: обучающий-игровой.  Вид: познавательно-творческий.  Продолжительность: краткосрочный.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos_dlya_starshey_gr_22g.docx66.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ОДУВАНЧИК»

143904, Московская область, г. Балашиха,                          тел/факс: 8-495-521-23-44                                                                          

ул. Живописная, д.11                                                            http://balds17.edumsko.ru/                                        mail:mbdou17oduvanchik@mail.ru

Проект «Космос»

для старшей группы

Тип: обучающий-игровой.

Вид: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 04.04.22 по 15.04.22г

                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                       

                                                                                          Авторы проекта:

                                                                                                                                                       

                                                                                 Воспитатель: Тимченко Т.Г.

Проект «Космос» для старшей группы

Тип: обучающий-игровой.

Вид: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 28.03.22 по 15.04.22г

Авторы проекта:

Воспитатель: Тимченко Т.Г.

Участники проекта:

воспитатели старшей группы: Тимченко Т.Г., Никитина М.А

музыкальный работник – Сессина Т.В.

дети старшей группы «Бруснички»

родители.

Основания для разработки проекта:

-Пробелы в  знаниях детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах.

-Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

-способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;

-развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать;

-воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;

-обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения;

-воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре;

-привлечь родителей к совместной деятельности

Ожидаемые результаты:

-получение знаний и представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах, подготовке и работе космонавтов;

-развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера)

-умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Таким образом, дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Актуальность проекта:

«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.»  К.Циолковский

 

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа - герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Предварительная работа:

  1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
  2. Подобрать фото-коллекцию на тему «Космос».
  3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
  4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

Этапы реализации проекта

1-й этап (28.03.22 -1.04.22) подготовительный

-Разработка этапов проектной деятельности;

-Разработка примерных конспектов занятий, бесед и развлечений;

-Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

-Информация родителей о предстоящей деятельности.

-Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.

-Изготовление дидактических игр.

2 этап реализации   с 04.04.22 по 15.04.22г

Основной этап - непосредственная реализация проекта

 по образовательным областям

Образов. область

Вид деятельности.

1. Речевое развитие

БЕСЕДЫ

Беседа «Что такое космос».

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

Беседа «Голубая планета - Земля».

Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

Беседа «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

Беседа «Планеты Солнечной системы».

Цель:

дать детям представление о планетах солнечной системы

закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине;

развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

Беседа «Первый космонавт».

Цель:

познакомить детей с историей покорения космоса и первым космонавтом;

воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса;

воспитывать чувство патриотизма.

Чтение художественной литературы

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

- Я.К.Голованов «Дорога на космодром»,

- В.Кащенко «Созвездие драконов»,

- П.О.Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,

- О.А.Скоролупова «Покорение космоса»,

- Н.Носов « Незнайка на луне»,

- стихотворения о космосе,

- загадки о космосе.

НОД по развитию речи «Покорение космоса»

НОД в старшей группе «День космонавтики»

2. Художественно-эстетическое развитие.

Лепка

Тема: «Предметы космоса»

Цель: закрепить лепку круглых, овальных и фантастических форм предметов; развивать моторику рук; прививать желание больше узнать о космосе, доводить начатое дело до конца, учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путём примазывания одной части к другой.

Рисование

Тема: Рисование созвездий.

Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе, о созвездиях; развивать и поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Космос».

Цель: продолжать знакомить детей с праздником - День Космонавтики; учить детей изображать космическое пространство, передавая в рисунке характерные особенности космоса, рисовать звездное небо, продумывая композицию и содержание рисунка, используя пространство переднего и заднего плана.

Аппликация

Тема: «Полет на Луну».

Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.

3. Познавательное развитие

НОД по ознакомлению с окружающем миром «Космос, звезды, вселенная».

Цель:

  • закреплять и систематизировать знания о Космосе;
  • уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, чувство доброжелательности к жителям других планет.

Нод по ФЭМП на тему «Космическое путешествие».

Цель: Развивать мышление, стимулировать желание детей к познанию мира живой природы.

НОД «Путешествие в космос»

Конструирование

Тема: «Космос».

Цель: формирование представлений и расширение полученных знаний, и конструктивных навыков, умение создавать замысел и реализовывать его; продолжить учить детей создавать космические аппараты.

4. Физическое развитие

Физкультурный досуг. «Здоровье, как у космонавта!»

Цель:

Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера.

Физкультминутки.

Пальчиковые гимнастики.

5. Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры.

«Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко»,«Куда летят ракеты».

Подвижные игры.

«Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Солнышко и дождик», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты».

Сюжетно-ролевые игры.

«Космонавты тренируются»

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

«Больница для космонавтов»

Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

«Космодром»

Цель:

Cпособствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.

Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Индивидуальная и групповая работа:

развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).

собирание пазлов (тема «Космические пазлы»).

выкладывание картинок из счетных палочек.

рисование на крупе.

индивидуальная работа по развитию речи игра "Скажи наоборот".

3 этап (апрель 2021) заключительный

Организация выставки творческих работ «Необъятная Вселенная» (совместная работа детей и родителей)

Коллективная работа «Космический полет»

Разучивание стихов.

Выставка рисунков на тему «Космос».

Открытое мероприятие «Наша живая планета Земля»

Итог

В ходе реализации проекта дети получили представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси, узнали имя первого космонавта Земли, а также других космонавтов и конструкторов. Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НОД по интегрированному занятию  окружающий мир и развитию речи «Покорение космоса»

Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.

Расширить запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Продолжать работу над развитием связанной речи, закреплять умения отвечать на вопросы.

Материал к занятию: иллюстрации: «Земля из космоса», «Звездное небо, портрет  Юрия Алексеевича Гагарина. Глобус.

Ход занятия.

Вос-ль:  Давным-давно люди мечтали летать. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, дирижаблях.  Позже полетели на самолетах и вертолетах. Но человек мечтал о полетах к звездам и другим планетам.

Чтение стихотворения.

Я верю, друзья,

Караваны ракет

Помчат нас вперед

От звезды до звезды.

На пыльных тропинках

Далеких планет

Останутся наши следы.

В. Войнович. «Четырнадцать минут до старта» (отрывок)

Вос-ль: Ребята, как  называется наша планета?

Дети: Земля.

Вос-ль: Как называть жителей нашей планеты?

Дети: Земляне.

(Вос-ль показывает глобус).

Вос-ль: Это модель нашей Земли. Как вы думаете, почему мы видим так много голубого цвета? (Ответы детей). Правильно, моря и океаны занимают большую часть Земли. А это суша, желтого и зеленого цвета. Это Африка, Австралия, Америка, Антарктида, Евразия.  Суша располагается  на меньшей части Земли.

Человек смотрел на небо и думал: а что там выше? Человек мечтал о космическом пространстве.

Ребята, что такое космос? (Ответы детей)

Космос – это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли,  начинается космическое пространство. Туда не залетают птицы. Там не могут летать самолеты. Небо там совсем черное. А на черном небе и Солнце, и звезды, и Луна. Воздуха в космосе нет.

Чтобы осуществилась мечта человека о полете в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты,  которые могли бы выйти в космос.

И вот первые успехи освоения космоса. 4 октября 1957 года – это было в прошлом, ХХ веке, прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого спутника Земли. Наука о полетах в космос развивалась, и появилось новое слово – космонавтика.

И вот мы опять гордимся нашей Родиной. Поднялся в небо второй искусственный спутник. На нем впервые поднялась  в космос собака – первое живое существо.

Как вы думаете, почему первой полетела собака, а не человек? (Ответы детей). Ученые мечтали о полете  человека в космос.  В космосе побывали собаки Малышка, Альбина, Белянка, Белка и Стрелка и другие.  Их долго тренировали. Для них изготовили специальные скафандры и шлемы. Ребята, что такое скафандр?

Дети: Скафандр – это специальный костюм космонавта.

Вос-ль: Космические корабли облетали вокруг Земли и благополучно возвращались на землю.

Физкультминутка (2 раза).

Завести моторы. (вращение вытянутых рук).

Соединить контакты. (руки соединить, частые касания кончиков пальцев).

Приготовиться к запуску ракеты. (все дети приседают).

Пуск! (резко выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, тянуться вверх с поднятыми руками).

Вос-ль: 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток». Его пилотом был человек, Юрий Алексеевич Гагарин. Это был первый человек, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли.

Ребята, где самолеты взлетают и совершают посадку? (На аэродроме.) А космические корабли летят в космос с космодрома. Запомнили?  Молодцы. Какие слова вы запомнили? (ответы детей). Повторите. Молодцы!

Рассматривание иллюстраций «Земля из космоса». (Высказывания детей по картине).

Вос-ль:  Наша страна первая проложила путь к звездам. Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение людей на Земле.

     Ребята, отгадайте загадки о космосе.

ЗАГАДКИ.

 Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар.

                     (Земля)

 Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня…..  (Луной).

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

          (Космонавт)

Не в первый раз, не в первый раз

В огне и звуках грома

Ракета в воздух поднялась

С земного….  (Космодрома).

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную……(Ракету).

У нас сбываются мечты:

Покажут в телекадре,

Как по Сатурну ходишь ты

В космическом…..(Скафандре)

Безоблачный ясный вечер, небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И очень красивые.

Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. А потом в космос отправились две собаки - Белка и Стрелка.     В космосе они пробыли  всего один день и  удачно приземлились на Землю.

12 апреля наша страна отмечает «День космонавтики». Исполняется 50 лет с момента первого полета в космос  человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

После удачного полета в космос животных стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Корабль пилотировал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. В детстве маленький Юра очень любил мастерить игрушечные самолётики. Когда подрос, то прыгал с парашютом. После окончания Военного авиационного училища стал летать на сверхзвуковых самолётах. На космическом корабле «Восток-1» старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин один раз облетел вокруг Земли.  Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. С тех пор  день 12 апреля стал праздником - Днём космонавтики. 

Первого космонавта проводил в полёт Сергей Павлович Королёв.  В нашей стране он был Главным конструктором. С юности Королёв мечтал летать сам, строить космические корабли - этому он посвятил всю свою жизнь. После войны он стал руководителем большого коллектива, который работал над созданием мощных ракет. Именно с именем Сергея Павловича Королёва связано начало освоения космического пространства.

Потом в космос летали другие космонавты, и каждый из них в чём-то был первым: первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Среди космонавтов есть и  томич: Николай Николаевич Рукавишников когда-то учился в томской школе, потом уехал в Москву, стал инженером и космонавтом. Памятник ему установлен в районе Белого озера.

Педагог задает вопросы детям:

- Кто такие космонавты?

- Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т.д.).

- Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают, с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета).

- Как готовятся космонавты к полётам? (Для тренировок космонавтов используют тренажер - центрифугу. Сама она вращается по кругу, голова ее тоже вращается, внутри головы вращается кабина, а внутри кабины вращается кресло с космонавтом. Ещё тренировки космонавтов проходят под водой.

- Как живут космонавты в ракете? (В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более, там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет  питает космический корабль через солнечные батареи).

- Во что одеты космонавты? (Одежда космонавта - скафандр.  Его космонавты     надевают при запуске и спуске ракеты, когда выходят в открытый космос. Спят космонавты в специальных спальных мешках, пристёгнутых к кровати).

- Что едят космонавты? (Едят космонавты продукты питания, которые хранятся в консервированном виде. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой. Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку.)

- Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).

Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.

НОД в старшей группе «День космонавтики»

Интегрированное занятие речевое развитие и окружающий мир

Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики - К. Э. Циалковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
2. Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
3. Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.
4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята наша страна отмечает День Космонавтики.
Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?
Дети: 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.
Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: В этом году мы отмечаем 60 лет со дня первого полёта человека в космос. Первым космонавтом был наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин.

С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушка не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.
Воспитатель: Как их называют?
Дети: Их называют космонавтами.
Воспитатель: А кто такие космонавты?
Дети: Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.
Воспитатель: Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)
Воспитатель: Что помогает ученым наблюдать за звездным небом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом. Что они могли увидеть в телескопы?
(Ответы детей)
(показ иллюстраций)
Воспитатель: Они могли увидеть другие планеты. Какие планеты вы знаете?
(Ответы детей)
Дети: Луна, Марс, Венера и другие планеты.

Воспитатель: Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко.
Воспитатель: И что придумали ученые?
Дети: Ракеты, космические корабли

Воспитатель: Кто же первым в России придумал ракету?
Дети: Константин Эдуардович Циалковский
(показ портрета)

Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их, и очень ему хотелось, до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности, такой летательный аппарат сделать.)[/i]
Воспитатель: Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат?
Дети: Сергей Павлович Королев
(показ портрета)

Воспитатель: Сергей Павлович Королев ученый - конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.
Сергей Павлович Королев: Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел наш русский человек. До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом?
Дети: много заниматься спортом.
Воспитатель: Правильно ребята, что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?
Дети: испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.
Воспитатель: правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время влета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.
Воспитатель: Что такое перегрузки? (Предположение детей)
Перегрузки - это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.
- Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)

Физкультминутка
1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся на стульчики животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение:
2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Следующее упражнение:
3. Магнитные ботинки: а теперь ребята встаем со стульчиков и надеваем ботинки космонавтов. Ботинки у космонавтов очень тяжелые, так что не спешите и повторяйте за мной. Поднимаем правую ногу, опускаем. Поднимаем левую ногу, опускаем. А теперь делаем 2 шага вперед, раз, два. Молодцы, а теперь назад 2 шага, раз, два. Какие тяжелые ботинки? Все справились?
Дети: да, все!

Воспитатель: молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?
Дети: на космических ракетах!
Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.
На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.
Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.
Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов?
Дети: еда космонавтов находится в тюбиках!
Воспитатель: правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости.
Воспитатель: а кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?
Дети: костюм называется – скафандр, а головной убор - шлем.
Воспитатель: правильно скафандр и шлем.
- А для чего нужны они?
Дети: чтобы выйти в космос.
Воспитатель: правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?
Дети: чтобы космонавт мог дышать.
Воспитатель: правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?
Дети: окно в ракете называется - иллюминатор!
Воспитатель: Правильно ребята иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?
Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце.
Воспитатель: Кто скажет, как он называется единственный спутник планеты Земля.
Дети: спутник нашей планеты Земля называется - Луна!
Воспитатель: правильно – Луна. А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения.
Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.
Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС) . На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.

А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в открытом космическом пространстве.

Все знают, кто такие роботы. Так вот, в космосе часто работают роботы.  Роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.
Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.
Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые перемещались по поверхности Луны и передавали данные на Землю.
А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в следующем порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель: Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракеты и изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.
Вот и закончилось наше занятие путешествие. Чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учится и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!

НОД по художественно-эстетическому развитию

(аппликация) "Полёт на Луну"

Цель: Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит. Учить вырезывать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами. Развивать чувство композиции, воображение.• Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги;

Материалы: картон А4 синего или чёрного цвета, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, клеёнка, салфетки, картинки с ракетами,

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие, а вот куда – вы должны отгадать. Какой первый слог в слове ЛУЖА  и   НАТАША? Теперь объедини эти слоги  в одно слово. Какое слово получилось? (Луна). Ты хочешь полететь на луну? .

Воспитатель: Для этого нам нужно пройти испытание.

Первое испытание: Ответь на воспрос, какого числа и месяца отмечают День космонавтики(12 апреля).

Кто первый покорил космос? (Ю. А. Гагарин)

-Как ты думаешь, на каком транспорте мы с вами можем отправиться в космос? (На ракете).

Воспитатель: Молодцы, испытание вы прошли. теперь мы знаем, куда приглашает нас наша гостья ракета. Знаем, на чём  можем в это путешествие отправиться. Осталось нам только сделать наши ракеты.

Продуктивная деятельность.

Но перед работой мы с вами немного разомнемся.

Физминутка«Ракета»

Раз, два – стоит ракета. Руки вытянуты вверх.

Три, четыре – самолет. Руки в стороны.

Раз, два – хлопок в ладоши, Хлопаем в ладоши.

А потом на каждый счет. Шагаем на месте.

Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши.

Руки выше, плечи шире. Руки вверх – вниз.

Раз, два, три, четыре, Хлопаем в ладоши.

И на месте походили. Шагаем на месте.

А теперь мы приступим к изготовлению ракет.

Но с начало вспомним правила работы с ножницами:

• Не ходи с ними по комнате.

• Не держи ножницы лезвием вверх.

• Не  бери ножницы в рот.

Порядок выполнения работы:

Начинаем с вырезания деталей. Потом располагаем их на листе, как ракета летит в космос, приклеиваем детали и дополняем картинку подходящими по смыслу предметами. (Луна, звезды, планеты,. по замыслу детей).

Физминутка с элементами релаксации:

– Продолжим путешествие, мы  с вами отправимся  на Луну.

 Пять, четыре, три, два, один – ПУСК! Закрываем глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас становятся тяжелыми руки, ноги, голова. На тело давит огромная сила. Притяжение земли чувствуется все сильнее и сильнее. Кажется, что уже нет сил… ВСЁ!.

– Откройте глаза. Мы вырвались из земного притяжения и находимся в состоянии невесомости. Наше тело становится легким, невесомым, движения плавными и выразительными.

Заключительная часть.

И так, давай  полюбуемся вашими ракетами. Посмотри,  как вырезали вы детали?  Какие детали вырезаны ровно. Какими  другими космическими предметами вы украсили свою работу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект занимательного занятия

«Звездное небо» в средней группе

Цель: дать детям представление, что звезды - огромные раскаленные шары.

Ход занятия

I. Рассказ ведущего.

На сцене - карта звездного неба.

Звезды - огромные раскаленные газовые шары. Они находятся очень далеко и поэтому не греют, кажутся очень маленькими, звезд на небе великое множество. Чтобы разобраться в них, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким звездам дали имена.

Рассматривание картины звездного неба.

II. Инсценировка «Как папа показал детям звездный ковш».

Действующие лица

Папа.

Сынок

Дочка

Сынок Папа, как же люди не запутались в огромном количестве звезд?

Папа. Если очень внимательно рассматривать звездное небо, то можно увидеть на нем немало разных рисунков.

Дочка. Я не понимаю, как это из звезд могут получаться рисунки?

Папа. А как получаются рисунки из мозаики?

Дочка. Гам можно любой рисунок составить. Например, цветочек.

Подходит к магнитной доске и составляет узор цветка из магнитных деталей.

Папа. Молодец! А рисунки на звездном небе составлены из звезд. Посмотрите внимательно и вы увидите ковш.

Сынок, Дочка.  (хором). Ковш? Где вы видите ковш?

Дочка. . Да-да! Я его вижу.

Сынок. А я не вижу.

Папа (при свете карманного фонарика нарисовал на земле Большой ковш). Из скольких звезд состоит Большой ковш?

Сынок  Из семи.

Дети смотрят на небо. Находят Большой ковш.

Папа. Среди семи ярких звезд находятся едва заметные звездочки. Это называется созвездием Большой Медведицы. Определите самую крайнюю звезду ручки Большого ковша.

Сынок. На кончике носа.

Дочка. Нет, на кончике хвоста. Какой же рисунок правильный?

Папа. Оба правильные. Большой ковш на небе все люди видят одинаково, а вот вообразить Медведицу можно по- разному.

Сынок. А действительно ли есть там Медведица?

Папа. Конечно. Если нарисовать все звезды и соединить их между собой линиями, то получится фигура, похожая на медведицу. Большой ковш - это часть Большой Медведицы.

III. Практическая работа.

1) Перед детьми лежат листы бумаги. Они зарисовывают ковш - Большую Медведицу. Пересчитывают звезды.

2) Нарисовать рисунок - сказку о Большой Медведице. Уметь ее рассказывать.

IV. Вывод.

- Что из себя представляют звезды?

- Сколько их?

- О каком важном созвездии вы сегодня узнали?

V. Заучивание стихотворения.

Ночь тихо на Землю пришла

И множество звезд принесла.

Шагает по небу Большая Медведица.

И верится, чудится, слышится –

Сейчас заревет, открывши

Сверкающий звездный свой рот.

VI. Итоги занятия.

Приложение

Подвижные  игры

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг, и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет! 

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую, ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседа для детей старшей группы «Планеты солнечной системы»

Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды — Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет. Все вместе они и составляют Солнечную систему.

♦ Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?

Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

♦ Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.

Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не светятся, их освещает звезда.

Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.

Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож на спутницу Земли — Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.

♦ Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?

На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к горячему Солнцу.

Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.

Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть учатся у Меркурия» (П.В. Клушанцев).

В древности Меркурий считался покровителем путешественников и торговцев.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достается лучей,

Что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

Как будто торопит: «Меня догоните!»

Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на небесах, как далекий, но яркий фонарик.

Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно.

Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь богини красоты — Венеры.

В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.

* * *

В серебристой колеснице

В небесах летит царица.

Ее облик — юный, нежный.

Ее кони белоснежны,

И крылаты, и красивы

Златоглазы, златогривы...

Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.

Венера

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

Наша Земля — третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.

♦ Вспомните и расскажите о тех условиях, которые необходимы для возникновения и поддержания жизни на планете.

Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу. Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.

♦ Объясните, почему это важно.

Когда планета расположена далеко от Солнца, ей достается мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета находится слишком близко от нашего светила, оно обжигает ее своими горячими лучами.

Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.

На Земле благоприятная для жизни температура.

♦ Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?

Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов метеоритов.

Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

Земля — планета жизни

От Солнца третья по счету планета,

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле — это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду —

В самом далеком, глухом уголке!

У Земли есть спутник — Луна.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими примесями водяного пара.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым свечением.

Поэтому его часто называют «Красной планетой».

Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красным грунтом.

Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и связанные с ними пожары и бедствия.

Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь в сражениях.

Марс

Марс — таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!

Юпитер

Юпитер — больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

♦ Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?

Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.

У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и потому температура его поверхности низкая. Сатурн состоит из газов. Астрономы***, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Сатурн

Сатурн — красивая планета

Желто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Уран расположен после Сатурна. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

Атмосфера Урана — холодный туман.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие — ночь.

Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой, потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над Нептуном клочковатые белые облака.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун действительно находится так далеко от нас, что сначала его положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.

Плутон — самая удаленная от Солнца планета. Ученые строили предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г. Плутон — планета-карлик, меньше Луны. Он слабо освещен Солнцем, потому изучать его очень трудно.

У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.

Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.

♦ Как вы думаете, почему?

Плутон

Несется в пространстве далекий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещен.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон.

Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.

♦ Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

Вопросы для закрепления

♦ Сколько планет в Солнечной системе?

♦ Как называется самая близкая к Солнцу планета?

♦ Какая планета наиболее удалена от Солнца?

♦ Какая планета самая маленькая?

♦ Какая планета самая большая?

♦ Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?

♦ Какую планету называют Красной?

♦ Какую планету окружают кольца?

♦ Какая планета вращается, лежа на боку?

♦ Какие планеты ближайшие «соседи» Земли?

♦ Расскажите, какие условия для возникновения и развития жизни есть на Земле.

Конспект беседы в детском саду

для старших дошкольников на тему: Космос

♦ Кто из вас знает, какая планета является спутником Земли?

Конечно, это Луна. Представьте себе лунную ночь. Голубоватый свет Луны, словно легкий прозрачный дым, наполняет парк. На тропинках лежат узорные тени ветвей и листьев, а на спокойной глади сонного озера протянулась серебристая лунная дорожка.

Луна

Вышла ясная луна,

Посмотрела вниз она

На березки, на луга,

На речные берега.

«Как чудесно на земле!

Соловей поет во мгле.

Только я всегда одна!» —

Плачет бледная луна.

Звезды на небе горят,

Они шепчут, говорят:

«Не печалься зря, луна,

В небесах ты не одна!

Хоть не очень ты ярка,

Все же солнышку — сестра.

Темной ночью ты сияй,

Путь-дорогу озаряй!»

Луна — верная спутница Земли, ее ближайшая соседка в космосе.

♦ Как вы думаете, какую форму имеет Луна?

Правильно, Луна имеет форму шара.

♦ А теперь подумайте, Луна по размеру больше Земли или меньше?

Луна меньше Земли в четыре раза.

♦ Но почему же маленькая (по космическим меркам) Луна кажется нам больше звезд и планет?

Так происходит оттого, что Луна находится ближе к Земле.

Поверхность нашего спутника холодная и темная. Луна не светится сама, она, как зеркало, лишь отражает падающие на нее солнечные лучи.

На каменистой поверхности спутника много впадин и глубоких ям. Их называют кратерами.

Кратеры появляются, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.

На Земле таких кратеров очень мало.

♦ Как вы думаете, почему?

Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают или расплавляются. А у нашей соседки Луны атмосферы нет.

Воды на нашем спутнике тоже нет, поэтому Луна безжизненна. Ведь растениям и животным необходимы воздух, вода и тепло.

♦ Попробуйте дополнить то, что я скажу.

Луна вращается вокруг ... (Земли) и вместе с Землей — вокруг ... (Солнца).

Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной. Противоположную сторону Луны мы не можем увидеть с Земли!

♦ Как вы думаете, Луна и месяц — это одно и то же небесное тело или разные тела?

Правильно! Одно и то же. Но каждую ночь Луна выглядит по- другому. То она похожа на тонкую сережку на темно-синем фоне, совсем как в загадке: «Золотая сережка лежит на синей рогожке», то на ломтик дыни, то на золотой рожок.

Неполную Луну называют месяцем.

Золотой рожок

Под ногой скрипит снежок,

Звездочки мерцают,

Месяц золотой рожок

Ночью зажигает.

С ним светлей и веселей

В небе темно-синем.

Россыпью цветных огней

Вспыхивает иней.

Полная Луна похожа на круглый блин.

* * *

Висит ночью в небе блин,

Его съесть мы хотим,

А он спрячется за тучку,

Не достанешь его ручкой!

♦ Отчего же Луна каждую ночь выглядит по-разному?

Вы уже знаете, что Луна светит не собственным, а отраженным светом. Мы видим Луну потому, что ее освещают солнечные лучи.

Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю ее поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы наблюдаем в ночных небесах и называем ее месяцем.

Луна всегда интересовала и притягивала взоры людей. Ученым хотелось разгадать лунные загадки. Поэтому на Луну отправляли автоматические станции и луноходы. С помощью приборов, установленных на луноходах, удалось узнать, что на спутнике Земли есть горы, а также низменности, которые называют «морями». Но в лунных «морях» нет ни капли воды!

Побывали на Луне и люди. Первым астронавтом, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг.

Вопросы для закрепления

♦ Какая планета является спутником Земли?

♦ Какую форму имеет Луна?

♦ Во сколько раз Луна меньше Земли?

♦ Как выглядит лунная поверхность?

♦ Есть ли на Луне атмосфера?

♦ Есть ли в лунных морях вода?

♦ Как называется неполная Луна?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Космос в старшей группе №2 "Теремок"

Название проекта: «КОСМОС» для старшей группы.Тип: обучающий – игровойВид: творческий- игровой.Продолжительность: краткосрочныйСроки реализации проекта: 5 апреля-...

Проект "Космос" в старшей группе ДОУ

Данный проект помогает дошкольникам старшего возраста ближе познакомиться с космосом, звездами, планетами и другими космическими телами. У детей расширяется словарный запас, фантазия, воображение....

Познавательно-творческий проект «Космос» в старшей группе

Вид проекта: групповой, краткосрочный.Тип проекта: познавательно-творческий.Срок реализации проекта: краткосрочный (5-12 апреля).Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатели....

Познавательно-творческий проект «Космос» в старшей группе

Вид проекта: групповой, краткосрочный.Тип проекта: познавательно-творческий.Срок реализации проекта: краткосрочный (5-12 апреля).Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатели....

Краткосрочный проект «Космос» в старшей группе

Краткосрочный проект «Космос» в старшей группеТип проекта: познавательно – творческий проект.Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий, познавательный...

Реализация проекта «Космос» в старшей группе

Тема проекта: «Космос»Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.Участники проекта: дети  старшей  группы, родители, воспитатели. Продолжительность: 3 недели...