Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».
статья

Татьяна Владимировна Овчинникова

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но  сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Метод наблюдения как средство воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников».

Выполнила:

Воспитатель

 Овчинникова Татьяна Владимировна

Место работы:

Самарская область, Волжский район,

п. Придорожный мкр. «Южный город»

Детский сад «Семицветик»

2023 г.

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но  сейчас, в условиях экологического кризиса проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек- это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает  в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

   Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления в жизни.

  Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

   В этот период  закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Формирование основ экологического сознания важнейшая задача дошкольного воспитания в настоящее время. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума,  чувств и воли.

   К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в  природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

  Такой проблемой занимались такие советские и зарубежные психологи, ученые: В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, Дюи, Писарев, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский.

  Проблемой воспитания у детей ответственного отношения к природе на современном этапе занимались такие ученые как: Н. А. Авдеева, Ж. Л. Васякина- Новикова, А. Вересов, Т. А. Копцува, С. Николаева, Н. А. Рыжова, Е. Рылеева, Н. А. Рюкбейль, Г. Б. Степанова. Однако, несмотря на широкое теоретическое освещение данной проблемы, отсутствует комплекс мероприятий по формированию у дошкольников ответственного отношения к природе.

    Таким образом, актуальность обусловлена:

  • важностью проблемы формирования основ экологического сознания;
  • противоречием между необходимостью формирования основ экологического сознания и отсутствием специального комплекса мероприятий, направленного на воспитание у дошкольников ответственного отношения к природе.

  Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Многие психологи рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности. В нашем проекте мы опираемся на определение Суравегиной.

  Ответственное отношение – способность и возможность дошкольника сознательно, а значит, намеренно, добровольно выполнять требования морального долга решать задачи морального выбора, достигая определенного экологического результата. (по Суравегиной)

  В нашей работе для воспитания ответственного отношения к природе у детей среднего возраста мы выбрали метод наблюдения.

    Наблюдение - относится к наглядным методам обучения. Определение данного метода дают разные ученые:

  Наблюдение - это метод экологического воспитания, посредством которого у дошкольников формируются круг конкретных знаний об объектах наблюдения и отношение к ним. ( по Николаевой)

Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения- это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно при систематической работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется на новые объекты.

  Проблема состоит в выявлении возможных путей и способов воспитания ответственного отношения к природе в процессе наблюдения.

  Мы разработали комплекс мероприятий по воспитанию у дошкольников ответственного отношения к природе  в процессе наблюдения различных явлений, объектов:

  • НОД «В гостях у Гриба- Лесовика»;
  • Цикл наблюдений «Хомка, Хомка, Хомячок»;
  • Беседа «С чем нельзя в лес ходить»;
  • НОД «Осенние изменения в парке»;
  • НОД «Не топчи травку»;
  • НОД «Весна - красна»;
  • НОД «Наши комнатные растения»;
  • Экскурсия «Весенний парк»;
  • Беседа «Наш маленький и полезный и друг».

  В данном комплексе метод наблюдения мы активно использовали с целью воспитания ответственного отношения к природе у дошкольников.  Использование метода наблюдения позволяет показать детям красоту окружающей природы, ее беззащитность. Дети, наблюдая за отдельными объектами природы и деятельностью человека, самостоятельно делают выводы о нормах и правилах поведения в природе, осознают значение окружающей природы для жизни человека и его роли в жизнедеятельности природы.

  Все мероприятия проходили в увлекательной и доступной для понимания детей форме, дети принимали активное участие, умело организовали свою деятельность в процессе наблюдения под руководством воспитателя.

  Данный комплекс мероприятий рекомендуем к использованию в детских дошкольных учреждениях и родителям.

  В современном обществе преобладает прагматизм - природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе. Взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого - педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

  Для всего этого надо воспитать ответственное отношение у детей из этого следует, что воспитание это воздействие на поведение и сознание дошкольников с целью формирования у них нравственных установок и их подготовки к жизни в обществе, ответственное отношение к окружающей  среде- способность и возможность дошкольника сознательно, а значит, намеренно, выполнить требования и решить задачу, достигая определенного экологического результата.

Список использованной литературы:

1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: мир растений. М.: ТЦ Сфера. 2003. 56 с.

2.  Коломина Н. В, Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарий занятий. М.: ТЦ Сфера, 2004. 144с.

3. Николаева С. Н. Наблюдая – познаем: экологическое воспитание дошкольников//Дошкольное воспитание. 1991. №1. С.4-10.

4. Николаева С.Н. Теория и практика экологического образования детей: Учебб. Пособие для студ. выш. учеб. заведений/Светлана Николаевна Николаева- 2-е изд. Испр. М.: Издательский центр «Академия». 2005.336с.

5. Суравегина И.Т., Зверева И.Д. Отношение дошкольников к природе. М.: Педагогика. 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему"Формирование бережного и заботливого отношения к природе у дошкольников с ОНР методом проектов.

В статье описан опыт работы по использованию с дошкольниками проектного метода....

Опыт работы на тему: « Игра - как средство воспитания и интереса к природе младших дошкольников».

Цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе....

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе

В данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может...

Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе

В данной статье рассматривается проблема формирования у детей гуманного мировоззрения по отношению к окружающей среде путём систематической педагогически направленной деятельности. Данный вопрос может...

« Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников в процессе работы над литературными произведениями»

laquo; Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Организация осенней прогулки для детей младшего дошкольного возраста как средство воспитания бережного отношения к природе.

В данной статье рассматривается метод наблюдения в живой и не живой природе, как один из важных направлений в познавательном развитии детей дошкольного возраста....

Статья на тему: «Литературные произведения как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе с использованием цифровых технологий»

Аннотация. В статье рассматривается процесс использования литературных произведений совместно с цифровыми технологиями как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. ...