Методическая разработка "Детский журнал "Моя маленькая жизнь"
методическая разработка (старшая группа)

Богданова Светлана Сергеевна

Данный материал содержит описание детского журнала "Моя маленькая жизнь" для старших дошкольников, рекомендации по его ведению и заполнению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛУЧИК»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413113, Саратовская область, город Энгельс, Восточный переулок, зд. 12в, тел. тел. 8(8453) 51-21-18

E-mail: madoy-25@yandex.ru

Методическая разработка

детский журнал

«Маленькая жизнь»

Разработала:

Богданова Светлана Сергеевна

Детство – когда все удивительно и ничто не вызывает удивления.

А. Ривароль

Взрослым достаточно сложно пробраться во внутренний мир ребенка, разгадать его. И при этом он сам не всегда способен пояснить, почему ему кто-то нравится, а кто-то нет, отчего иногда капризничает, а иногда смеется, и так далее. Помочь в этом разобраться может журнал «Маленькая жизнь».

        Помощь взрослого в ведении журнала ребенком старшего дошкольного возраста побудит его обдумывать свою «маленькую жизнь», понимать значение прожитого, использовать личный опыт для анализа прошлого и настоящего, построения будущего.

Задачи работы:

1. Формирование положительной самооценки ребенка, уверенности в себе.

2. Подведение к пониманию образа своего «Я».

3. Обогащать эмоциональный опыт ребенка.

4. Формировать познание себя, своих поступков и их последствий.

5. Развитие умения структурировать и сохранять информацию о себе.

Осуществляя данную работу, как педагог, так и родитель:

- глубже погружается во внутренний мир ребенка, что позволяет рассмотреть его скрытые желания, опасения, надежды;

- позволит выстроить доверительные отношения с малышом;

- у педагога появляется возможность познать семью воспитанника, их внутренние взаимоотношения через призму ребенка;

- родители могут рассмотреть индивидуальность ребенка, выявить его интересы и потребности;

- сможет оценить уровень самооценки дошкольника.

Благодаря ведению журнала, родителям представляется возможность посмотреть на своего ребенка со стороны и увидеть его потребности, интересы, желания и возможные переживания; взглянуть на взаимоотношения в семье и на самих себя глазами сына или дочери.

Журнал «Маленькая жизнь» важен как для совместной работы педагога с ребенком, так и в работе с родителями воспитанника. Его содержание поможет узнать больше о семье дошкольника, её устоях и внутрисемейных взаимоотношениях.

Ведение журнала ребенком способствует формированию осознанного отношения как к собственной жизни, так и жизни окружающих. Предоставив ему возможность высказать что-то «тайное», взрослый таким образом помогаем малышу лучше познать себя, осмыслить свои поступки и их последствия, найти пути решения возникшей проблемы и сделать осознанный выбор.

Постоянная, совместная работа взрослых и ребенка с журналом поможет в решении таких проблем, как адекватная самооценка; не сформированность образа «Я», дифференциация «Я» от «Другого»; осознание себя и своего места в социуме.

Для создания и заполнения журнала «Маленькая жизнь» необходимы разнообразные средства. Это могут быть и цветные карандаши (восковые, грифельные), и маркеры, и фломастеры; возможно использование различных видов красок (акварель, гуашь и т.п.). Так же необходимы клей или клеящий карандаш, ножницы, шаблоны или трафареты на самые разнообразные темы, фотографии из жизни ребенка и его семьи.

 Журнал «Маленькая жизнь» представляет собой папку формата А4 на кольцах, для удобства дополнения страниц, в которую вставляются страницы журнала по рубрикам. Начинается журнал с титульного листа, на котором взрослый ярко прописывает фамилию и имя обладателя данного журнала. Каждая из рубрик имеет красочную страницу с оглавлением. Важно: если ребенок владеет навыком письма – взрослый помогает в написании текста; если данный навык отсутствует – мысли записывает взрослый в момент беседы с ребенком.

Содержание журнала «Маленькая жизнь»:

Рубрика I «Обо мне» включает в себя:

- страница с именем: ребёнок, самостоятельно или с помощью взрослого, записывает свое имя, рассказывает, что он знает о нем, почему его так назвали, как его ласково называют члены семьи и сверстники;

- страницы с личными фотографиями в различные возрастные периоды, позволяющие отследить изменения во внешности по мере взросления. Под каждой из фотографий ребенок самостоятельно или с помощью взрослого пишет дату и свой возраст в момент фото;

- страницы «Ножка-ладошка»: ребенок, сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно, обводит свою ладонь и стопу, внутри делается запись с датой и возрастом малыша. Это так же позволит рассмотреть в дальнейшем процесс роста владельца журнала. Данную страницу следует заполнять не реже чем 1 раз в полгода;

- страницы «Моя семья»: эти страницы оформляются дома, совместно с родными. На них размещаются фото членов семьи, их совместного времяпровождения. Взрослый, со слов ребенка, может записать рассказ или интересный случай из жизни семьи;

 - страницы «Мои друзья»: здесь ребенок, самостоятельно или с помощью взрослого, вписывает имена своих друзей, наклеивает их фото, или рисует портреты;

- страницы «Копилка интересов»: оформляются детьми самостоятельно. Они содержат рисунки любимой игры или игрушки, любимый праздник, героев любимой сказки, любимое угощение и т.д. Взрослый, со слов ребенка, записывает рядом с изображением небольшой рассказ, в котором следует пояснение, почему именно этот предмет, мероприятие, произведение и т.п. является его любимым.

Рубрика II «Здоровье берегу» содержит:

- страницы, на которых ребенок рисует самостоятельно, или наклеивает картинки, либо фотографии, связанные: со спортивными увлечениями как членов семьи, так и самого себя; со способами закаливания и гигиеническими процедурами; с посещением детской поликлиники и т.д. Взрослый, со слов ребенка, записывает небольшой рассказ о том или ином событии.

- страницы «Малыши-крепыши»: дети самостоятельно изображают совместную деятельность по здоровьесбережению со сверстниками, как правило из истории жизни в детском саду (занятия по физическому развитию, спортивные праздники, прогулки и т.п.). При необходимости, взрослый, со слов ребенка, записывает рассказ о мероприятии.

Рубрика III «Добрые дела» включает в себя:

- страницы, на которых находят отражения дела и поступки ребенка, позволяющие разобраться в том, какой поступок хороший, а какой плохой и почему. Данные страницы формируются исходя из анализа опыта ребенка, прочитанного произведения, проведенной беседы и т.п. На этих же страницах выделяется место и для слов вежливости, которые записываются самостоятельно или с помощью взрослого, яркими ручками или фломастерами.

Рубрика IV «Как я в «Лучике» живу…» состоит из:

- страниц, на которых ребенок отмечает события из жизни в детском саду. Здесь могут быть и рисунки мероприятий, и портреты или фотографии с подписью имен любимых педагогов, сотрудников детского сада, одногруппников. Взрослые, со слов ребенка, записывают впечатления о том или ином мероприятии, свое отношение к окружению в детском саду.

Рубрика V «Про настроение» содержит:

- страницы, на которых изображены или наклеены картинки портретов сверстников, сказочных героев, героев мультфильмов с различными эмоциями и настроением. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого прописывает соответствующие эмоции под изображениями. Взрослый, при необходимости, записывает небольшой рассказ об эпизоде из жизни дошкольника, в котором присутствовало то или иное настроение, эмоция;

- отдельно выделены страницы, на которых ребенок изображает или наклеивает картинку, которая служит ответом на вопрос «Почему тебе сегодня не хочется заполнять страницы журнала?». Взрослый, со слов ребенка, записывает пояснение.

Рубрика VI «О чем мечтаю…» включает в себя:

- страницы, на которых малыш может выразить свои желания и мечты, изобразив их. Взрослый записывает пояснительный рассказ со слов ребенка. Эти страницы являются завершением журнала «Маленькая жизнь».

Строение и содержание журнала может варьироваться в соответствии с задачами, которые поставили перед собой педагоги и родители.  Рубрики журнала могут быть дополнены другими или сокращены.

Работа по ведению журнала «Маленькая жизнь» проводиться с каждым ребенком индивидуально, в любое удобное время. Рассказы или пояснения детей рекомендуется писать печатными буквами для того, чтобы в будущем каждый из ребят мог самостоятельно прочитать свои мысли.

Многообразие видов работ предоставляют возможность как взрослому, так и ребёнку проявить свою фантазию и инициативу. Записи рассказов, пояснений детей в журнале имеют ценность в своем содержании, а не в их «правильности написания»!

 Проведение работы по ведению журнала «Маленькая жизнь» в системе дает определенный результат:

- ребенок положительно настроен на общение со сверстниками и взрослыми, строятся и укрепляются доверительные отношения с ними;

- дошкольник может замечать различные эмоциональные состояния окружающих;

- появляется желание заниматься социально значимой деятельностью;

- способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение;

- дошкольник стремится сохранять позитивную самооценку;

- способен обосновывать свои ценностные ориентации.

Таким образом, применяя педагогический потенциал традиций, основанных на гуманистической педагогике и психологии, реализуется процесс адаптации ребенка к жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детство – это маленькая жизнь!»

Проект ко Дню защиты детей. Цель которого, подарить детям яркие, незабываемые впечатления, чтобы радостью светились глаза малышей, оставить эмоциональный след в душе каждого ребенка через совместное у...

"ДЕТИ - ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ!"

Помните ли вы свое детство, родители? У каждого из вас наверняка в детстве хотя бы однажды возникало чувство, что вас бросили, что вас разлюбили, и это не потому, что у вас плохие родители, а пр...

Отчет о летней работе."Лето- это маленькая жизнь".

Лето прекрасная пора. Для детей создаются условия для полноценного отдыха....

Информационно-оздоровительный проект "Лето-это маленькая жизнь"

После долгого и ответственного учебного года наступит лето.Лето - это, прежде всего, долгожданные каникулы, отдых всей семьёй и профилактика, истощенного за долгую зиму здоровья. Лето -  эт...

Проект "Лето- это маленькая жизнь"

Проект «Лето — это маленькая жизнь»ПРОЕКТ“ЛЕТО – ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ ”ВЫПОЛНИЛИ: дети младшей группыРУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:  Малаева О.Б. воспитательАнализ проблемы: по окончании лета возникла необ...

Лето это маленькая жизнь!

Проект  содержательной деятельности детей летом...

Педагогический проект в старшей группе «Лето – это маленькая жизнь»

Педагогический проект: «Лето – это маленькая жизнь»Участники проекта: воспитатели, детиТип проекта:  исследовательский, долгосрочныйЦель: создание условий для полноценного физического развития де...