Доклад "Организация работы в группе по этикету с детьми старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Чистякова Татьяна Николаевна

В настоящее время необходимость в активизации художественно – эстетического воспитания достаточно актуальна. И этикет как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков, встаёт на первое место. Этикет создаёт условия, благоприятные для общения и существования людей различных по национальному и социальному положению, возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню. Во все времена представители старшего поколения формировали культуру поведения у поколения подрастающего. Этот процесс и сегодня является одним из основных и актуальных, т. к. от этого зависит вырастет ли ребенок счастливым человеком уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимыми близкими людьми, друзьями, коллегами по работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №109 г. Пензы «Планета детства»

ДОКЛАД на тему:

«Организация работы в группе

 по этикету с детьми 

старшего дошкольного возраста»

http://ds40.baranovichi.edu.by/be/sm.aspx?guid=121033

Подготовила: Чистякова Т.Н., воспитатель

Пенза 2023

В настоящее время необходимость в активизации художественно – эстетического воспитания, достаточно актуальна. И этикет как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков, встаёт на первое место. Этикет создаёт условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню. Во все времена представители старшего поколения формировали культуру поведения у поколения подрастающего. Этот процесс и сегодня является одним из основных и актуальных, т. к. от этого зависит, вырастет ли ребенок счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, приятным в общении, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми, друзьями, коллегами по работе.

Что такое этикет? Это порядок поведения, выработанный обществом для успешного и приятного общения людей. Его нравственная основа - любовь и уважение к людям. Соблюдение этикета проявляется и в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, каких поведенческих и речевых манер придерживаемся.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка проходит в дошкольный период и здесь приобщение к основам этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.

С самого раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать ребёнка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из–за неправильных, ошибочных.

Воспитание культуры общения – процесс сложный и длительный и происходит постепенно. Его эффективность зависит от единства и целостности всего воспитательного процесса и предполагает особую организацию быта повседневной жизни детей, высокий уровень организационно - педагогических усилий в дошкольном учреждении, связь семейного и общественного воспитания.

 Вежливость – способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые поступки, слышит все слова взрослых, перенимает от них суждение и манеру поведения. Поэтому начинать обучение ребёнка следует с себя как педагогу, так и родителям. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым. Современный подход к ребёнку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении его интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными способами» установления контактов с людьми владели в полном объёме, как родители, так и педагоги.

В детском саду соблюдение правил этикета необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношение дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. То, что несут нашим детям современное телевидение, окружающая среда, сейчас как никогда, требует от нас, воспитателей детского сада, всего общества, пересмотра форм и методов работы. И начать, я считаю, нужно с нашей культуры и прежде всего с себя, а дети научатся у нас. Как известно дети в силу своих психических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребенок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях. Чтобы правило стало осознанным, оно должно быть эмоционально привлекательным, личностно значимым, должно стать мотивом действия ребенка. Наблюдая за детьми в детском саду, можно сделать вывод, что тема этикета в настоящее время действительно очень актуальна. Работу по воспитанию культуры поведения дошкольников надо начинать с углубленного изучения теории по этой теме. Для начала необходимо выделить основные направления и этапы работы.                                                                                                                         1 этап. Знакомство и корректировка уже имеющихся знаний у детей.       Для этого можно провести серию образовательной деятельности: «От улыбки станет всем светлей!», «У меня зазвонил телефон», «Не хочу быть неряхой», «Что такое дружба?», «Мужчины и женщины в семье», «Уроки доброты», «В гостях у феи вежливости», «Что такое хорошо и что такое плохо».  В этой образовательной деятельности детям дается понятие в том, кто такой культурный человек, на конкретных примерах показываются правила поведения и общения в общественных местах.

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы. Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в старшем возрасте дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей. Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 мин, с детьми 6-7 –30-35 мин. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, игра, песенка). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.  К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет, о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями: умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации; умеют оценивать свои поступки и поступки других людей; правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ), могут правильно выбрать слово из предложенных, наиболее точно характеризующее поступок героя; при работе с произведением могут подобрать название, заменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой); объясняют смысл знакомых пословиц; могут сочить рассказ или сказку по аналогии. Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они накапливают лишь базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.                                                                           

2 этап. Закрепление полученных знаний.

Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной ему и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задумываться над своими поведенческими манерами: прислушиваться ли к мнению и учитывать ли интересы других участников игры, радоваться ли своей победе и поражению других ребят, как выполнить все условия игры и не нанести обиды товарищам. Нельзя забыть о дисциплинирующем значении игры, тем более что соблюдение дисциплины является важным этикетным требованием. Для формирования правильного поведения у детей можно использовать самые разнообразные виды игр.

 В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, формируется дисциплинированность, а соблюдение дисциплины очень важно в этикетном поведении, о чем мы уже говорили. Дети соревнуются – кто быстрее пробежит вокруг детского сада. Один участник соревнования упал во время бега; другой бежит быстро, чтобы победить; третий тоже хочет победить, но остановился, чтобы помочь упавшему и поддержать его в трудную минуту (в основе поведения этого ребенка лежит важнейший этический аспект.) В такой ситуации мы еще раз даем детям понять: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.  

 В музыкальных играх тоже есть место для обучения правилам этикета. Дети водят хоровод. Как они держатся за руки и приятно ли им прикасаться к рукам; прислушиваются ли друг к другу и чувствуют ли эмоциональное состояние других? И снова мы обращаем внимание на правила этикета.  

В играх со строительным материалом воспитатель похвалил группу строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Радовались остальные дети, услышав похвалу товарищу? Они наблюдают за воспитателем каждую минуту и учатся у него определенному поведению, даже когда заняты любимым делом – игрой.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, постановка русской народной сказки «Репка» предоставляет воспитателю возможность поговорить с детьми о правилах семейного этикета (быть дружными, помогать друг другу). Вся семья, и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. Инсценировка сказки «Лиса и журавль» напомнит детям о правилах гостевого и столового этикета (угощать гостя, создавать для него условия хорошего отдыха). Выступление перед детьми и родителями с инсценировкой сказки поможет осознанию правил поведения в общественных местах: например, в детском саду – одни выступают, другие помогают и эмоционально поддерживают; в театре – зрители внимательно смотрят спектакль, не разговаривают и не шумят. Применяются и правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо хорошо принять и весело развлечь.  

  Также закрепляются знания об этикете на праздниках и развлечениях.

                                                  

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает родную речь, получает информацию из истории русского народа. Вместе с тем он осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Определяются правила поведения в игре: играем вместе и дружно, стремимся к победе своей команды, но не обижаем представителей другой.

Сюжетно – ролевые игры.                                                                        

Дают детям возможность практически применить поведенческие правила. Например, игра в больницу знакомит не только с профессией врача, но и с определенными правилами поведения: в поликлинике, в кабинете врача, в аптеке и т.п. С детьми разыгрываются этюды, ситуации, которые подводят их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. Такие игровые ситуации как: «На дне рождения», «В транспорте», «В кинотеатре» знакомят детей с правилами поведения в гостях, в общественных местах. Игры: «Семья», «Дочки-матери» знакомят с правилами этикета для девочек и мальчиков. Используются проблемные ситуации, в которых дети самостоятельно ищут правильное решение.

Наблюдая за ходом игры, мы получаем дополнительные сведения о поведенческой культуре своих воспитанников. Роль воспитателя в самой игре может быть различной. В одном случае он подскажет сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем принесет необходимый для нее материал, в четвертом станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правилам поведения. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.

Дидактические игры для ребенка также хороши при отработке правил и усвоения норм культуры поведения. Задания подбираются самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма, составь по картинкам костюм для прогулки и для праздника; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке. Воспитатель может сам делать такие игры, обязательно сопровождая их записями о её содержании, целях и задачах, что свидетельствует об осознанном создании и применении игры.  Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. После чтения сказок, рассказов, стихов лучше всего обсудить с детьми поступки героев, задавая вопросы, позволяющие думать и делать выводы.

 Режимные моменты: приветствие во время сбора детей и прощание в момент их ухода, поведение за столом, прогулка, встреча с артистами кукольного театра, праздничное веселье, утренники, игры на свежем воздухе и в группе, сервировка стола, умывание. Также воспитатель совместно с детьми вырабатывает определенный порядок поведения на занятии: внимательно слушать воспитателя и ребят, никого не перебивать, никому не мешать, слушать других, не отвлекаться на посторонние дела, отвечать на вопросы четко и понятно, никогда не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться.

3 этап. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными обстоятельствами.

На этом этапе дети в реальной обстановке могут применить свои знания и практические умения в области культурного поведения и общения.

Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Следующее условие, необходимое для успешного этического воспитания – единство требований со стороны взрослых.

Воспитание культуры поведения невозможно без личного примера взрослых в семье, поэтому свою работу нужно вести в тесном контакте с родителями.

Среди родителей провести разъяснительную работу по созданию благоприятной обстановки дома. На индивидуальных консультациях в группе, выступлениях на родительском собрании нужно убедить родителей в том, что и дома необходимо поддерживать те требования, которые выдвигают воспитатели в детском саду, Этим работа с родителями не ограничивается. В родительском уголке вывешивать информацию на темы «Кто такой культурный человек», «Как научить ребенка здороваться», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Формирование культуры трапезы» и другие. Такая планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, дает хорошие результаты.

Вывод

Правила этикета не абсолютны - они рассчитаны на то, что в каждом конкретном случае их применяют исходя из ситуации. Неизменным в любой ситуации остается глубокое уважение к окружающим, здравый смысл и рациональность нашего поведения.

«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться» - сказал Блез Паскаль.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Умелые ручки" с детьми старшего дошкольного возраста

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ....

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагогического коллектива ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

В связи с тем, что произошли кардинальные изменения в системе дошкольного образование, внедрение и  реализация ФГОС основной и очень важной целью является  сохранения и укрепления здор...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.             ...

Отчет о работе кружка «Умелые ручки» с детьми старшего дошкольного возраста за 2014 – 2015 учебный год

Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат...

Беседа по этикету с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Как вести себя со взрослыми».

Материал предназначен для работы с детьми старшей и подготовительной группы....

План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованиювоспитателя  высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...