Методическая копилка воспитателя 2023-2024
консультация (младшая группа)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии просветительской деятельности ДОО с родителями, имеющими детей раннего и дошкольного возраста Просветительская деятельность с родителями детей дошкольного возраста

Слайд 2

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.20212 года (обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса). Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

Слайд 3

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.20212 года 1) выбирать формы получения образования и формы обучения, организации , осуществляющие образовательную деятельность; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами , регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования , используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей ;

Слайд 4

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.20212 года 5)защищать права и законные интересы обучающихся; 6)получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях , отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования , высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Слайд 5

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.20212 года Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны : 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации , осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей , установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность , предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Слайд 6

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей ФГОС ДО (утвержден приказом Минобрнауки РФ 17.10.2013 года № 1155) ФГОС ДО: работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Требования по взаимодействию ДОО с родителями . обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Слайд 7

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей В соответствии с ФГОС ДО ДОО обязана: • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; • обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Слайд 8

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей Конвенция о правах ребенка Статья 18 Государства - участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка . Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Слайд 9

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей Декларация прав ребенка Принцип 7 . Ребенок имеет право на получение образования , которое должно быть бесплатным и обязательным , по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях . Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Слайд 10

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей Конституция РФ Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования . 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Слайд 11

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей Семейный кодекс РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей . Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования . Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Слайд 12

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу ДОО с семьей ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей (далее - лица, осуществляющие мероприятия с участием детей), в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Слайд 13

Цель сотрудничества ДОО с семьей Цель – создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие детского сада и семьи. Задачи: • Сделать ДОО и семью союзниками в воспитании детей, установить партнерские отношения; • Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода к развитию ребенка; • Разработать и внедрить в практику ДОО разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи; • Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада, объединить усилия; • Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка; • Компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи; • Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; • Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка; • Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях; • Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Слайд 14

Функции работы ДОО с семьей 1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОО; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей; 3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; 4) помощь отдельным семьям в воспитании детей; 5) взаимодействие родителей с общественными организациями города; 6) распределение обязанностей и ответственности в работе ( родители (законные представители) – воспитатель – з/з по ВМР – медперсонал – заведующий – специалисты).

Слайд 15

Направления и формы взаимодействия с родителями В условиях реализации ФГОС ДО выделяется 4 основных направления работы с родителями: познавательное , информационно-аналитическое , наглядно-информационное , досуговое.

Слайд 16

Направления и формы взаимодействия с родителями Направление Цель направления познавательное направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста информационно-аналитическое направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности наглядно-информационное дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме досуговое призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми

Слайд 17

Направления и формы взаимодействия с родителями Формы содержания работы с родителями традиционные нетрадиционные коллективные индивидуальные наглядно-информационные информационно-аналитические досуговые познавательные наглядно-информационные

Слайд 18

Направления и формы взаимодействия с родителями Традиционные формы содержание коллективные групповые родительские собрания, конференции, круглые столы индивидуальные педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу наглядно-информационные записи на аудио- и видео-носители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки

Слайд 19

Направления и формы взаимодействия с родителями Нетрадиционные формы содержание задача информационно-аналитические социологические срезы, опросы, «почтовый ящик» установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации досуговые совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

Слайд 20

Направления и формы взаимодействия с родителями Нетрадиционные формы содержание задача познавательные собрания, групповые консультации и др. на основе диалога, искренности и отказа от критики ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков наглядно-информационные информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др. ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

Слайд 21

Направления и формы взаимодействия с родителями Построение доверительной системы взаимодействия ДОО с родителями показывает хорошие результаты: • положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; • персонификация и учет индивидуальности ребенка; • укрепление внутрисемейных связей; • возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье; • возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Слайд 22

Принципы сотрудничества ДОО с родителями Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями(законными представителями). Преемственность согласованных действий . Индивидуальный подход к каждой семье. Сотрудничество, а не наставничество. Тщательная подготовка к каждому мероприятию. Динамичность.

Слайд 23

На основе этих принципов в ДОО создается система, которая предполагает планово-прогностическую и контрольно-оценочную деятельность: 1 ) определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников; 2) прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников – перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада; 3) проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОО и годового плана; 4) контрольно-оценочная деятельность по результатам работы; 5) проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

Слайд 24

Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО 1)Информационно-аналитическая деятельность. 2)Просветительская деятельность . 3)Организационно-методическая деятельность. 4)Реализация образовательного процесса детского сада.

Слайд 25

Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОО Планируемые результаты: • реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями; • изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка; • рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; • проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращение к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка); • готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе; • положительные изменения в неблагополучных семьях; • выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С.В.Филатова, ассистент кафедры ТиМ ПДО Теоретические и практические аспекты проектирования АОП с учётом ФАОП ДО

Слайд 2

Виды образования в Российской Федерации для лиц с ОВЗ и их общая характеристика.

Слайд 3

Модели интегрированного обучения

Слайд 4

Федеральный закон Выдерки из законодательного акта Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся обучения и содержания обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве.

Слайд 5

Глава 1. Общие положения Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Раскрыты следующие понятия: инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, образование, обучение, воспитание, обучающийся с ОВЗ, инвалид . Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.

Слайд 6

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Статья 41. Охрана здоровья обучающихся. Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Статья 55. Общие требование к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 7

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В июне 2012 года президентом Российской Федерации принята «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Данный документ законодательно закрепил права детей-инвалидов на: включение в образовательную среду наравне со всеми детьми и свободу от дискриминации в сфере образования.

Слайд 8

Временная интеграция предполагает участие детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, вместе с обучающимися общеобразовательных учреждений в праздниках, районных или городских мероприятиях.

Слайд 9

Частичная или фрагментарная интеграция ориентирована на пребывание ребенка с ОВЗ в первой половине дня в коррекционных группах или классах, где проводится обучение по специальным адаптированным образовательным программам, а во второй половине дня посещают занятия внеурочной деятельности в группе детей, обучающихся по общеобразовательной программе.

Слайд 10

Комбинированная форма интеграции рекомендуется детям с ОВЗ с сохранным интеллектом, с хорошим уровнем речевого развития. Ребёнок всё время проводит со своими сверстниками, воспитываясь и обучаясь в общеобразовательном пространстве, но учитель-логопед, педагог-психолог проводят с ним индивидуальные занятия по развитию речи, коррекции поведения.

Слайд 11

Полная интеграция предполагает постоянное прибытие ребёнка в массовой группе или школе, где к нему предъявляют общие требования, без скидок на его нозологию. Дополнительную помощь такие дети получают дома или у дефектологов, работающих в реабилитационных центрах.

Слайд 12

Основное отличие интеграции от инклюзии в образовании. В учреждении, осуществляющей интегрированную форму обучения для детей с ОВЗ, не всегда создаются условия для детей с особыми образовательными потребностями или инвалидностью. При такой модели ребёнок с особыми образовательными потребностями включается в общую систему обучения и старается её догнать. В этом и заключается основное отличие интеграции от инклюзии в образовании. При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ и инвалидностью создаются более подходящие условия: оборудуют группы, классы; используют специальные дидактические материалы, учебники и учебные пособия; ребёнок может сопровождаться тьютором , который помогает в обучении. Для учащихся с ОВЗ составляется адаптированная образовательная программа на основании заключения ПМПК с использованием ИПРА ребёнка-инвалида.

Слайд 13

Нормативно-правовая база и методологическая основа проектирования адаптированной основной образовательной программы и адаптированной образовательной программы в ДОУ.

Слайд 14

Понятие АОП и АООП В Федеральном законе от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть два термина: « адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей» (АОП) и « адаптированная основная общеобразовательная программа , в том числе для отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для разных категорий детей с ОВЗ» (АООП).

Слайд 15

Какие документы использовать для АОП и АООП При разработке АОП и АООП, педагогический коллектив образовательного учреждения ориентируется на: рекомендации ПМПК и ППк (психолого-педагогический консилиум учреждения) после обследования ребенка с ОВЗ и ФАОП ДО для детей с ОВЗ, ФАОП НОО для детей с ОВЗ, ФАОП ООО для детей с ОВЗ или ФАООП УО.

Слайд 16

Программы, используемые для составления АООП и АОП: Приказы Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022«Об утверждении федеральной адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ дошкольного образования» Приказы Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ начального общего образования», Приказы Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ основного общего образования», Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». ФАООП вступили в силу с 02.04.2023года

Слайд 17

АООП для детского сада. В детском саду разрабатывается АООП, если ПМПК рекомендовала вашим воспитанникам обучение по АООП ДО, и вы открыли для них группу компенсирующей направленности. АООП разрабатывают для групп компенсирующей направленности, так как образовательные потребности детей с ОВЗ одной категории схожи и образовательные задачи для всех воспитанников группы одинаковы. Утверждена ФАОП ДО для детей: глухих; с амблиопией и косоглазием; слабовидящих; слепых; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с тяжелыми нарушениями речи; слабослышащих и позднооглохших; с тяжелыми множественными нарушениями развития; перенесших операцию по кохлеарной имплантации; для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста.

Слайд 18

Структура АООП ДО РАЗДЕЛ ПОДРАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ Титульный лист Наименование образовательной организации. Гриф утверждения заведующим. Назначение, адресность и срок реализации программы Пояснительная записка Краткая характеристика особенностей развития ребенка с ОВЗ. Нормативно-правовая база. Структура, цели и задачи программы. Принципы и подходы к формированию программы. Планируемые результаты в виде целевых ориентиров освоения программы воспитанником

Слайд 19

Структура АООП ДО РАЗДЕЛ ПОДРАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖА-ТЕЛЬНЫЙ Образовательный компонент План работы в пяти образовательных областях: социально-коммуникативная; познавательная; речевая; художественно-эстетическая; физическое развитие. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей воспитанника Воспитательный компонент Описание приемов, методов и форм работы Коррекционный компонент Программа коррекционной работы специалистов сопровождения, рекомендованных ПМПК. Формы, методы, приемы и условия коррекционной работы каждый специалист выбирает с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей воспитанника

Слайд 20

Структура АООП ДО РАЗДЕЛ ПОДРАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИ- ОННЫЙ Материально-техническое обеспечение программы Условия для диагностики и коррекции нарушений развития ребенка в рамках реализации программы Методическое сопровождение Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения. Методические и наглядно-дидактические пособия, которые используются в работе Развивающая предметно-пространственная среда Организация пространства и оснащение групповой комнаты, кабинетов, спальных помещений, музыкального и физкультурного залов, прогулочной и спортивной площадок (при необходимости ).

Слайд 21

Как организовать предметно-развивающую среду инклюзивной группы При организации предметно-развивающей среды инклюзивной группы учитывайте, что уровень развития детей может сильно отличаться. Поэтому используйте на занятиях пособия и игры, которые имеют развивающий потенциал. Применяйте разные задания с несколькими «ступенями сложности». В рамках одного занятия предлагайте задания, доступные для разных детей. Оснастите групповую комнату играми и игрушками, которые могут быть интересны и доступны как нормативно развивающимся детям, так и детям с ОВЗ. Используйте мягкие модули, железные дороги, магнитные конструкторы и конструкторы LEGO, чтобы любой ребенок мог включиться в совместную игру. Приобретите методическую литературу по работе с детьми, которые имеют разные нарушения развития: ранний детский аутизм (РАС), интеллектуальную недостаточность, нарушения зрения и слуха, нарушения речи, опорно-двигательного аппарата. У специалистов и воспитателей будут возникать вопросы, как работать с такими детьми. Важно, чтобы они могли получить необходимую информацию.

Слайд 22

Как разработать АОП Разрабатывается АОП для конкретного ребенка с ОВЗ ( ч. 1 , 2 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) с учётом рекомендаций, прописанных для детей-инвалидов в ИПРА. Законодательство не содержит норм по разработке АОП в школе и детском саду. Составляете АОП, соблюдая структуру, определенную ФАООП, с учетом рекомендаций ПМПК и ППк . Срок реализации АОП учреждением определяется самостоятельно. Корректируется АОП, если изменились особенности и образовательные потребности ребенка с ОВЗ и на это есть рекомендации ПМПК или ППк . Правила разработки АОП прописываются в локальном акте учреждения: назначение ответственных, структуру программы, примерное содержание, сроки разработки, необходимо ли согласовывать программу с органами управления или ППк .

Слайд 23

Чем отличаются ИПРА, СИПР и индивидуальный образовательный маршрут ИПРА – индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. Ее разрабатывает бюро медико-социальной экспертизы для детей-инвалидов и инвалидов. СИПР – специальная индивидуальная программа развития для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Требования к СИПР установлены ФАООП УО. Индивидуальный образовательный маршрут – условная концепция из теории педагогики. Имеет разные интерпретации. Школы и детские сады вправе использовать термин в любом удобном контексте.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений об окружающем мире у детей с РАС посредствам сенсорных игр

Аннотация. В данной статье описывается необходимость применения сенсорных игр в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития таких детей. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакта и налаживания игрового взаимодействия с ребенком.

Ключевые слова: Аутизм, когнитивное развитие, психоэмоциональное состояние, расстройство аутистического спектра, сенсорно – перцептивная сфера, сенсорная игра, сенсорная игра, сенсорная информация, стереотипии, стереотип учебного поведения.

Актуальность

Ранний детский аутизм - одно из самых сложных и загадочных нарушений психического развития детей. Аутизм – «экстремальное» одиночество ребенка снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.

В исследованиях О.С.Никольской, М.Н.Либлинг, Е.Р.БаенскойВ.В. Лебединского, С.А.Морозова, Е.В.Янушко, Л.Г.Нуриевой- мы находим подтверждение тому, что дошкольники с РАС характеризуются своеобразными отклонениями в становлении познавательной деятельности, отсутствием коммуникации с взрослыми и сверстниками, стойким негативизмом, результатом которого является неадекватность поведения. Этим детям свойственно искажение психического развития, охватывающее сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы, им трудно получать знания и практически пользоваться ими.

Особенности развития сенсорно-перцептивной сферы у аутичных детей.

Процесс изучения мира ребенком с РАС проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности. Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Развивая эту мысль, предположим, что для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

Во-вторых, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, — пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т.п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.

В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик.

В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру — изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы — он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное желание завладеть каким-либо предметом — мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т.д.

Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает... С шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь читать... То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему больше нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных сенсорных эффектов. Однако не следует замечать лишь отрицательные стороны подобного отношения к предметам и игрушкам.

Таким образом, выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, мы берем за основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка.

Особенности формирование представлений об окружающем мире у детей с РАС посредством сенсорных игр.

В моей практике, проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребенком дает новые возможности для установления контакта с ним. Я исхожу из положения, что мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а если попытаться запретить — ответом станет бурно выраженный протест). Только аутичный ребенок прочно застревает на подобных ощущениях. Кроме того, он весьма избирателен, и чаще всего ему нравится несколько ощущений, которые он путем повторения хочет пережить вновь и вновь.

Это часто беспокоит родителей, вызывает раздражение. Однако лучше не ругать ребенка, не запрещать, а использовать положительные стороны его действий с предметами и материалами. В данном случае, бесспорно, хорошо то, что ребенок переживает удовольствие.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры, следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если мы сумеем разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет нам доверять и, зная, что с нами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, педагог получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Содержание коррекционно-развивающей работы на индивидуальных занятиях с детьми РАС.

При разработке содержания коррекционно-развивающей работы были использованы труды следующих педагогов: О.С. Никольской, К.С. Лебединской, Е.Р. Баенской, С.А. Морозова, Е.В.Янушко, С. Ньюмен.

Для того, чтобы разработать содержание коррекционно-развивающей работы по развитию представлений об окружающем мире у детей с РАС, необходимо было определить коррекционную направленность процесса сенсорного развития ребенка на занятиях.

Нами были выделены цель работы и определен перечень задач.

Цель: формировать у детей с РАС представление об окружающем мире и устанавливать эмоциональный контакт посредством сенсорных игр.

Задачи:

  • Учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, подражание и мелкую моторику;
  • Формировать стереотип учебного поведения;
  • Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности – в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности;

Этапы проведения сенсорных игр.

Первый этап: установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком. При первом знакомстве с аутичным ребенком у нас возникают трудности, так как обычная ситуация у него вызывает агрессию, раздражение, либо ребенок не обращает внимания на педагога. Аутичному ребенку требуется время, чтобы освоиться в новой ситуации общения, привыкнуть к педагогу. Существует много способов повышения эмоционального тонуса ребенка благодаря использованию приятных для него сенсорных впечатлений, положительных сильных переживаний (игры с водой, с сыпучими материалами, с мыльными пузырями, мячиком). Для этого, конечно, надо хорошо знать конкретные пристрастия малыша, его особые интересы, а также то, что может вызвать его неудовольствие, страх. Поэтому подбор таких тонизирующих занятий должен быть достаточно индивидуален.

Второй этап: если ребенок начинает доверять педагогу и у него нет негативных реакций, то появляются различные формы взаимодействия. У дошкольника соответственно расширяется представления об окружающем мире, постепенно он отходит от узких стереотипов поведения. Ребенку можно предлагать задания, носящее обучающий характер. На данном этапе важно соблюдать постепенность, дозирование подачи нового материала и обязательно учитывать интересы и желание ребенка. Работая с аутичным ребенком, мы подбираем задания строго индивидуально.

Сенсорные игры, используемые на занятиях с детьми РАС.

Для того чтобы педагог получил представление о ходе дальнейшей работы, я представлю вашему вниманию набор сенсорных игр, которые можно успешно использовать на занятиях с аутичным ребенком (игры с водой, с различными крупами, прищепками и т.д.).

Прячем ручки

Оборудование: небольшая миска, крупа – гречка, рис, пшено.

Возьмите миску, высыпьте в нее крупу, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Малыш непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Ищем секрет

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Пересыпаем крупу

Оборудование: миска или тазик, крупа – рис, горох, фасоль, манка, ёмкости – стаканчики, тарелочки, ложки, совочек.

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Рисование

Оборудование: поднос, крупа – манка, кукурузная крупа, рис, гречка, фасоль. Возьмите поднос и крупу, на которой будете рисовать, равномерным слоем рассыпьте крупу на поднос. Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку. На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, нарисуйте основные фигуры, буквы, домики и т.д. из фасоли можно выложить дорожки короткую и длинную, выкладывать различные рисунки.

Сортируем, перекладываем, собираем.

Оборудование: крупа – манка, рис, гречка, горох, фасоль. Емкости – тарелочки, ложка, банка с узким горлышком, банка с широким горлышком, сито, формочки для льда. Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль – разложить их в свои тарелочки. Для детей постарше можно предложить разделить гречку и рис. Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита. Высыпьте крупу на тарелочку и предложите ребенку собрать всё в банку. Сначала можно взять банку с широким горлышком, затем со временем поменять её на банку с более узким горлышком. Возьмите небольшое количество крупы, предложите ребёнку переложить из одной тарелки в другую с помощью ложки. В нескольких тарелочках поставьте перед ребенком разные крупы. Предложите ребенку разложить крупы ручками или ложкой по разным ячейкам в форме для льда.

Спрятанные картинки

Оборудование: ёмкость для крупы (коробка или поднос), предметные картинки, крупа – манка, рис, гречка, пшено. Приготовьте несколько предметных картинок и положите их в емкость, куда собираетесь насыпать крупу. Картинки должны быть яркими и должны нравиться ребенку. Постепенно картинки засыпайте крупой. Предложите ребенку найти картинку.

Шумящие коробочки

Оборудование: яички из-под киндер-сюрпризов, крупа (рис, манка, горох, фасоль), природный материал (шишки, камешки, ракушки, веточки, вишневые косточки). Насыпьте в яички из-под киндер-сюрпризов по одному виду крупы и природного материала. Потрясите с ребенком ёмкости и отметьте, что каждая из них различна по звучанию. Попросите его прислушаться. Предложите ребенку найти ёмкости с одинаковым наполнением.

Коробочки

Оборудование: 4 картонные коробочки с приклеенными на дно кружками красного, желтого, зеленого и синего цвета, прищепки таких же цветов. Предложить ребенку рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

Разноцветный заборчик

Оборудование: небольшие картонные прямоугольники четырех основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий, прищепки тех же цветов. Предложить ребенку построить забор – к красному картону прикрепить красные прищепки, к жёлтому – жёлтые, к зелёному – зеленые, к синему – синие. Далее можно усложнить задание и попросить ребенка построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух или трёх цветов.

Солнышко

Оборудование: круг желтого цвета, прищепки жёлтого цвета.

Предложить ребенку на фигуру круга желтого цвета прикрепить прищепки такого же цвета – это лучи солнца.

Солнышко утром

Рано встаёт.

Лучики тянет –

Тепло нам дает.

Тучка и дождь

Оборудование: фигура облака синего цвета, прищепки синего цвета. Предложить ребенку на фигуру облака синего цвета прикрепить прищепки такого же цвета – это дождик.

Тучка по небу гуляла –

Все дождинки растеряла.

Ёлочка

Оборудование: треугольная фигура зелёного цвета, прищепки зелёного цвета. Предложить ребенку на треугольную фигуру зелёного цвета прикрепить прищепки такого же цвета – это еловые ветки.

Ёлочка наша вдруг загрустила,

Лапы еловые вниз опустила.

Овощи – свекла, морковь, репа

Оборудование: фигуры свеклы, моркови и репы, прищепки зелёного цвета. Предложить ребенку на фигуры свеклы, моркови и репы прикрепить прищепки зелёного цвета – это ботва.

Урожай мы собирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем-

Сразу овощи узнаем.

Найди пару

Оборудование: пары спичечных коробков, оклеенных бумагой, наждаком, бархатом, фетром, кожей, шерстью, линолеумом, фольгой.

На столе находятся пары коробочек. Педагог просит их ощупать. Ребенок закрывает глаза. Педагог предлагает ещё ощупать коробочки и найти парные.

Налил-вылил

Оборудование: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.

Поставьте перед ребенком тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.

Предоставьте ребенку свободу действий.

Выжми мочалку

Оборудование: две емкости, поролоновая губка.

Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

Предложите попробовать самому сделать то же самое.

Водонос

Оборудование: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.

Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.

Сравните, в какой банке воды окажется больше.

Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.

Сквозь сито

Игра знакомит с назначением предметов и свойствами вещества

Оборудование: стакан, сито.

Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.

Поплывет или утонет

Оборудование: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.

Заключение

Работая на протяжении долгого времени и используя данные сенсорные игры на индивидуальных занятиях, я отмечаю у детей положительную динамику.

В результате комплексной коррекционной работы, мною выявлены следующие результаты: дети адаптировались к условиям регулярных занятий, стали более усидчивы, стали выполнять инструкции, появилось подражание.

Таким образом, помимо задач, связанных с развитием сенсорики ребенка, в процессе занятий заново выстраивается коммуникативный стереотип.

Наиболее ощутимый результат работы является снижение у детей тревожности внешнего мира, существенное увеличение активности, улучшились коммуникативные возможности, нормализовалось эмоциональное состояние, увеличился объема произвольных действий. Как следствие, я отмечаю после установления эмоционального контакта между педагогом и ребенком отмечается рост успешности в процессе занятий со специалистами, использующими когнитивно ориентированные методики.

Улучшение психоэмоционального состояния повышает успешность детей с РАС в процессе интеграции в дошкольные и школьные учреждения.

Литература

  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм –М., 1993.
  2. Гилберт К., Питере Т., Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты. СПб., 1998.
  3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 1985.
  4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М., 1985.
  5. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
  6. Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. - М., 1985.
  7. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной. // Материнство. 1997.
  8. Морозов С.А. основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра. - М., 2014.
  9. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. М., 2014.
  10. Титова Ю., Фролова О., Винникова Л. Играть с ребенком. Как? М., 2010.
  11. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. - М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Методическая копилка воспитателя ДОУ.

Примеры проблемных ситуации...

Методическая копилка воспитателя

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему:«Удивительные свойства воды»Цель: создать условия по ознакомлению удивительных свойств воды.Задачи:1. Познакомить дет...

Список обучающихся Школы молодого воспитателя 2023-2024

Список обучающихся Школы молодого воспитателя 2023-2024...

Рабочая программа воспитателя 2023-2024

Рабочая программа воспитателя 2023-2024...