Проект «Юный финансист»
методическая разработка

Жеребцова Надежда Алексеевна

Проект «Юный финансист»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_finansist.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Проект

Название проекта.  «Юный финансист»

Тема проекта. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников.

Проблемное поле проекта.  Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

         Ребенок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Педагогические  методы, приемы и  технологии.

  • Наглядный (рассматривание иллюстраций, альбомов, книг; показ образца-задания, способа действия)
  • Демонстрационный (выставка детского творчества, мини- музей и др.)
  • Словесный (чтениех/л, описание, объяснения, комментирование хода  выполнения игры, указания, распоряжения, вопросы к детям, рассказ, беседа, объяснение, пояснения);
  • Практический (дидактические игры, упражнения по фин/грамотности, сюжетно ролевые игры, решение проблемной ситуации).
  • Технология познавательно - исследовательской деятельности (Веракса Н.Е., Галимова О.Р.)
  • Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации.

Цель. Создание условий для расширения экономического кругозора у детей старшего дошкольного возраста, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Задачи. 

- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;    

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

- повысить экономическую образованность родителей, изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, обучение родителей основам экономических знаний через консультации, рекомендации, беседы;

 - развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- совершенствовать коммуникативные качества детей;

- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;  

- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций  финансовых отношений посредством игровых действий;  

-воспитывать нравственные качества  разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Планируемые результаты:

Личностные качест

 - Проявляет  интерес  к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний в игре.

- Стремится развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

- Способен привлечь внимание взрослого, ребенка к собственной игре с дидактическими играми, к познавательно-исследовательским играм (рассматривание денежных купюр, банковских карт и др. материала)

Интеллектуальные качества

- Способен участвовать в совместных с детьми играх, действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания продукта собственной художественно-творческой деятельности.

- Развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности, нравственные качества  разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

- Демонстрирует знания  об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с  возрастными особенностями.

Физические качества

- Проявляет интерес  к  физическим упражнениям, динамическим паузам, подвижным играм.

- Способен к волевым  усилиям (организовать игру, взять роль на себя в игре.).

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

1.Ознакомление  родителей с проектом «Юный финансист»

Воспитателями  проводятся анкетирование, консультации, беседы для родителей  о значимости создания проекта и его реализации: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Понятие  «деньги»  в понимании детей?», «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов», «Распределение семейного бюджета».

2.  Творческая деятельность детей.

          Занятия творческой деятельностью, будут способствовать отражению знаний, умений у детей,  накопленных в процессе реализации проекта в изобразительной деятельности, а так же речевому развитию (обогатится словарный запас детей, связная речь,  разовьются: мелкая  моторика рук, внимание, мышление, память).

3. Познавательная деятельность детей

           Совместно с воспитателями  и родителями в игровой форме, дети через интересный и познавательный сюжет, будут знакомиться с финансовыми понятиями (банк, банковская карта, банкомат, зарплата, бюджет, деньги, товар и др.)

4. Игровая деятельность детей

         Дети самостоятельно и совместно с взрослыми будут играть в дидактические игры, выполнять дидактические упражнения по финн/грамотности, организовывать игры с экспонатами мини- музея. Играть в самостоятельные и организованные  сюжетно-ролевые игры, подвижные,  пальчиковые игры, упражнения.

Ключевые моменты проекта:

  • Формы работы по введению участников проекта в тему:

- подбор методической и художественной литературы;

- подбор наглядного материала;

- атрибуты к играм;

- систематизация наглядного материала.

Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта:

Педагог

  • Коррекция деятельности всех участников проекта.
  • Беседы с детьми (выявление уровня знаний финансовой грамотности).
  • Составление плана работы над проектом.
  • Сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Организация ННОД, игр по развитию финн/грамотности, познавательной, физической  активности.
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
  • Подбор мультфильмов  по теме проекта.
  • Создание мини- музея.

Дети

  • Рассматривание иллюстративного, наглядного материала: банк, банкоматы, банковские карты, магазины, товары, деньги РФ и других стран и т.д.
  • Создание поделок из пластилина, аппликаций, рисунков.
  • Разучивание стихотворений, загадок, пальчиковых, подвижных игр;
  • Участие в ННОД, беседах, играх по формированию финн/грамотности,  создании мини-музея, виртуальных экскурсиях.
  • Просмотр обучающих мультфильмов («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Как мужик корову продавал»).

Родители

  • Сбор необходимого материала для рассматривания (Банковские, дисконтные карты, товарные чеки, копилки).
  • Изготовление игровых модулей (Банкомат, банк)
  • Ознакомление с консультациями.
  • Изготовление дидактических игр, альбомов, лэпбука по теме проекта.
  • Участие в создании мини-музея денег.
  •  Пополнение центра «Игралочка» атрибутами для сюжетно ролевых игр в магазин: касса, кошельки, баночки, коробочки, сумочки и др.
  • Проведение бесед дома с детьми по теме проекта, разучивание стихотворений, загадок, пальчиковых игр.

Итоговое мероприятие: Развивающая игра: «Семейный бюджет»

Описание продукта, полученного в результате проекта

  • Лэпбук по финансовой грамотности – это интерактивная книжка – копилка, подготовленная родителями для того, чтобы в увлекательной и доступной форме преподнести дошкольникам элементарные экономические понятия (экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар). Данное пособие создано для совместной  и самостоятельной деятельности детей.
  • Банкомат - настольная поделка сделанная руками родителей из картона для сюжетно ролевых игр в «Банк», «Магазин».
  • Ширма из фенофлекса – изготовили родители, она имеет  три секции, может использоваться детьми в СРИ, «Магазин», «Банк», «Аптека».
  • Альбом  «Деньги мира» - в нём находятся картинки денег разных стран мира, он сделан родителями для рассматривания и ознакомления  детей с понятием валюта.  
  • Поделки из пластилина «Копилки с монетами»»- в самостоятельной деятельности   дети проявляя желания, организовывают занятия лепкой после рассматривания настоящей копилки.
  • Аппликации «Кошелёк», «Сумочка» (дети в самостоятельной деятельности создают аппликативную картину из готовых форм  и обрывного материала)
  • Рисунки по замыслу после просмотра мультфильмов «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»,  (совместная деятельность детей и педагога, где дети в организованной деятельности рисуют рисунки,  по теме и украшают ими группу).
  • Дидактические игры: «Какой товар лишний?», «Нужные покупки», «Что откуда берётся?».
  • Мини-музей «Денежка»

         Вид проекта:  познавательно - творческий

           Состав участников: дети старшей группы №5 «Красная шапочка»

Педагоги: воспитатели группы - Жеребцова Надежда Алексеевна, Мракова Наталья Александровна. Родители.

Интеграция образовательных областей:

Название образ-льной области

Содержание (краткое)

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Формировать умения передавать свои творческие замыслы через изобразительное искусство.

- совершенствовать технику лепки используя знакомые приёмы (скатывания, сплющивания, вдавливание, и др.)

- развивать любознательность, интерес к овладению способами, сюжетно-игровой замысел; - воспитывать интерес к познавательно-исследовательской,  коммуникативной  деятельности.

2

Речевое развитие

Беседы с детьми и вопросы  по их содержанию (на прогулках, занятиях, в игровой деятельности), рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, книг, чтение сказок, стихотворений, по теме проекта. Заучивание игр, стихотворений.

Совершенствовать умение играть совместно со сверстниками, общаться в игре, заучивать игры, стихотворения отвечать на вопросы; развивать у детей умение подмечать в стихотворениях,  сказках простейшие экономические явления; формировать умственную активность ребенка в процессе познавательно- исследовательской, игровой  деятельности; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

3

Познавательное развитие

ННОД, дидактические,  познавательно-  исследовательские  игры,   беседы, рассказы воспитателя. Чтение х/л, рассматривание банковских, дисконтных карт, рекламных плакатов, денег, просмотр виртуальных экскурсий по теме проекта.

Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка, об   основных экономических понятиях (деньги, ресурсы, цена, и т. д.). Познакомить  с экономическим понятием – потребность: «хочу» и «надо»; закрепить представления  экономических понятий:  семейный бюджет: доход и расход. Расширить экономический кругозор о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

4

Социально-коммуникативное развитие

Игры, беседы, познавательно-исследовательская деятельность с использованием наглядного материала по теме проекта.

Формировать у детей интерес к рассматриванию мини-музея, игрового, наглядного материала; развивать  первичные навыки в области  финансовой грамотности,  способность к импровизации, речевой  активности; воспитывать коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками, нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта

  • Изучение нужной литературы по теме проекта.
  • Интернет сайты.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

-Центр  Х/Л «Книжкин дом» - в  центр помещены  сказки, иллюстрированный сборник загадок на экономическую тему, сборник  пословиц о труде, набор картинок по теме проекта.

- Центр «Познавайка»- пополнился дидактическими играми: «Кто кем работает?, «Кто это делает?», «Дорого-дёшево», «Разложите товар».

- Центр финансовой грамотности пополнился лэпбуком, банкоматом, альбомом «Деньги мира», ширмой «Банк».

- Центр «Палитра талантов». В данном центре находятся различные материалы (пластилин, карандаши, мелки, фломастеры, краски; нетрадиционные предметы для рисования (тычки, ватные палочки и др.), раскраски по теме проекта (где дети могут по желанию выбрать себе материал, для выполнения своей фантазии).

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время года: осень- зима

Продолжительность проекта: среднесрочный (06.11.2023г по 06.12.2023г.)

№п

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

- подбор методической, художественной литературы, консультаций;

- подбор наглядного материала для ННОД, дидактических и подвижных, пальчиковых,  игр по познавательно - исследовательской деятельности.

- Работа с родителями по сбору, изготовлению дидактического материала по теме проекта.

    1-2 нед/ноября

2

Аналитический

- анализ подобранного материала  для изготовления игр, поделок, мини-музея;

- анализ  подобранных занятий, мультфильмов, экскурсии, познавательно- исследовательской деятельности;

- анализ тем художественно – творческой деятельности, игровой.

        2-3

нед/ноября

3

Практический

Дети. Отражение результата через наблюдение, игровую, познавательно - исследовательскую, художественно-творческую деятельность.

Педагоги. Организация развивающей среды, подбор методической, художественной литературы для детей. Организация всех видов игр представленных в данном проекте, непосредственно образовательной деятельности по интересам детей,  оформление работ детского творчества. Привлечение родителей  в процесс реализации данного проекта.

   3-4-5

нед/ ноября

 1-нед/декабря

4

Контрольный

Опрос родителей о проводимых мероприятиях

С 3-5 н/ноября

                      Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Речевая деятельность детей

Моделирование и поддержание  ситуаций естественного общения во время всех видов деятельности представленных в проекте (играх, занятиях, беседах, развлечениях, экскурсии, после просмотра мультфильмов и др.)

2- н/ноября по 1- н/декабря

2

Самостоятельная деятельность

ННОД (Слушать беседы, сказки, рассказы воспитателя, стихотворения; объяснять, отвечать на вопросы, передавать несложное содержание сказок, рассказов, стихотворений). Общение со сверстниками в игровой деятельности.  Рассматривание альбома, рекламных плакатов, лэпбука, дисконтных карт, рисунков, иллюстраций, денег.

Занятие творческой деятельностью  по интересам на тему проекта.

 2- н/ноября по 1- н/декабря

3

Взаимодействие с родителями

На всех этапах реализации данного проекта родители принимают активное участие:

- участие в анкетирование:

- изучение материала, предоставленного воспитателями в виде консультаций, просматривание интернет сайтов по теме проекта; - проведение бесед с детьми о своих профессиях и о разнообразии профессий касающихся экономической темы, о бюджете семьи; 

- сбор совместно с детьми наглядного материала (рекламы банковские, дисконтные карты, чеки, деньги для создания альбома, мини- музея и др.); - изготовление дидактических игры, пособий, атрибутов для игр.

1-н/ноября по 1- н/ декабря

4

Итоговое мероприятие

 Развивающая игра: «Семейный бюджет»

1-н/декабря

Список литературы:

- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» / Сайт «Финансовая культура» – электронный ресурс: https://fincult.info/upload/iblock/dc5/economich_vospitanie_doshkolnikov _02.pdf

- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Использование интернет ресурсов: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-povysheniya- ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные финансисты"

Разработка проекта по финансовой грамотности для детей средней группы....

Проект "Юный финансист"

Проект для подготовительной  группы "Юный финансист"...

Проект «Юные финансисты»

 Методическая разработка  «Юные финансисты» включает следующую информацию:―актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,―принципы ре...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Проект «Юные финансисты»

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.Проект«Юные финансисты»Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об эк...

проект "Юный финансист"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неот...

презентация педагогический проект "Юный финансист"

Презентация педагогический проект "Юный финансист"...

паспорт проекта "Юный финансист"

паспорт проекта "Юный финансист"...