Педагогические публикации
учебно-методический материал (старшая группа)

Егорова Елена Александровна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon diplom_planeta_1.pdf1.32 МБ
Файл vklad_tiheevoy.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

   Вклад   Е.И. Тихеевой в методику развития речи.

                                                                                                           

 Центральное место в педагогической теории Е. И Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском  саду и школе. Эта методика, построенная  на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась  ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в  советское время. В 1913 г. вышла из печати работа Е. И. Тихеевой "Родная  речь и пути ее развития". Важные вопросы  о значении, путях и средствах. развития родной речи Тихеева связывала с общим развитием русской культуры, языка, воспитанием у детей чувства любви к своему народу, родине.

    Методику  развития родной речи Тихеева разрабатывала  на основе учения К. Д. Ушинского о  народности воспитания, о единстве процесса речи и мышления, на основе богатейшего методического наследства великого русского педагога в области  первоначального обучения детей  родному языку. Свою методику она  обосновывала современными ей научно-психологическими данными, проверяла собственным  педагогическим опытом. Вслед за Ушинским Е. И. Тихеева придавала родному  языку исключительно важное значение как в воспитании и образовании детей, так и в общественной жизни: "Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа...

    Владеть по возможности в совершенстве всеми  видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного  развития человека. Тихеева справедливо  отмечала, что родной язык в то время  еще не занимал ни в семье, ни в  детском саду, ни в школе соответствующего ему места, что на культуру родного  языка все еще обращено мало внимания педагогов и родителей, а между  тем язык есть главный предмет  в деле воспитания. Правильно указывая, что начинать лингвистическое и  литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в  семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье.

    То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в  нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: "Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное—говорить медленно, ясно и громко". Особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей.

    У семьи имеется надежный помощник в развитии речи детей, говорила Тихеева,—  это детский сад, который “по  возможности расширяет, разнообразит и проводит уже не в узких рамках семьи, а в несравненно более  широких условиях общественности все  методические приемы. Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском  саду, писала она. Опираясь на знание языка, полученное детьми в семье, воспитательница в детском саду должна проводить систематическую работу по развитию их речи, использовать все, что могут дать для этого поэзия и искусство: Живое слово, образная сказка, рассказ, в должное мгновение и с должной выразительностью прочитанное стихотворение, мелодия народной песни должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить душу ребенка к дальнейшим, более глубоким художественным восприятиям.

    Для детей дошкольного возраста взрослые должны отбирать литературные произведения, доступные им по содержанию и по форме. Е. И. Тихеева указывала, что  дети выражают свои мысли не только с помощью речи, но и жестами, звукоподражанием, изобразительными средствами и т. д. Она дала ценные методические рекомендации воспитателям детских садов, как  использовать игры, лепку, рисование  в целях развития детской речи. Одним из методов обучения детей  родному языку Е. И. Тихеева считала  уроки наблюдения, связанные с  рассказыванием: детям показывают предметы, называют их, а потом просят повторить  слово.

    Так часто делают матери, но проводят эти  уроки, как правило, бессистемно  и не всегда правильно. В детских  садах такие уроки должны быть систематическими. Речь воспитательницы  должна быть образцом для подражания детей. Методика развития речи детей, разработанная  Тихеевой до революции, была усовершенствована  ею в советское время. В 1937 г. она  издала книгу "Развитие речи дошкольника". Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду нс утратили своей ценности и в настоящее  время. 

Особенности подхода Е. И. Тихеевой к развитию речи дошкольников

Е. И. Тихеева разработала уникальный подход к развитию речи дошкольников, основанный на принципах психологии и педагогики. Ее методика включает в себя ряд особенностей, которые делают ее эффективной и уникальной.

Игровой подход

Одной из основных особенностей методики Е. И. Тихеевой является использование игрового подхода к развитию речи. Она считала, что игра является естественным способом общения и взаимодействия для детей. Поэтому в своей работе она активно использовала игры, ролевые игры, драматизацию и другие игровые формы деятельности, чтобы стимулировать развитие речи у детей.

Индивидуальный подход

Е. И. Тихеева придавала большое значение индивидуальному подходу к каждому ребенку. Она учитывала особенности развития каждого ребенка, его интересы, потребности и уровень речевых навыков. Такой индивидуальный подход позволял ей эффективно работать с каждым ребенком и помогать ему развивать свою речь на оптимальном уровне.

Систематичность и последовательность

Методика Е. И. Тихеевой основывается на систематичном и последовательном подходе к развитию речи. Она разработала специальные программы и упражнения, которые позволяют постепенно развивать различные аспекты речи, такие как фонематическое восприятие, слуховое восприятие, артикуляцию, лексику и грамматику. Такой подход позволяет детям постепенно усваивать новые навыки и умения, улучшать свою речь и коммуникативные навыки.

Использование разнообразных методов и средств

Е. И. Тихеева использовала разнообразные методы и средства для развития речи дошкольников. Она применяла игры, упражнения, рассказы, песни, стихи, ролевые игры, драматизацию и другие методы, которые помогали детям активно участвовать в процессе обучения и развития речи. Такой разнообразный подход позволял детям развивать различные аспекты речи и улучшать свои коммуникативные навыки.

Таким образом, особенности подхода Е. И. Тихеевой к развитию речи дошкольников включают игровой подход, индивидуальный подход, систематичность и последовательность, а также использование разнообразных методов и средств. Эти особенности делают методику Е. И. Тихеевой эффективной и уникальной, помогая детям развивать свою речь и коммуникативные навыки на более высоком уровне.

Вклад Е. И. Тихеевой в формирование речевых навыков и умений у дошкольников

Е. И. Тихеева внесла значительный вклад в развитие методики формирования речевых навыков и умений у дошкольников. Ее подход основывается на принципах развивающего обучения, активного взаимодействия и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Одним из основных элементов методики Е. И. Тихеевой является игровой подход. Она предлагает использовать игры и различные ситуации, которые максимально приближены к реальной жизни, чтобы дети могли активно участвовать в общении и развивать свою речь. Игры помогают детям освоить новые слова, улучшить произношение, научиться строить предложения и выражать свои мысли.

Е. И. Тихеева также придавала большое значение индивидуальному подходу к каждому ребенку. Она учитывала особенности развития речи у каждого ребенка и предлагала индивидуальные задания и упражнения, которые помогали ему преодолеть трудности и развивать свои речевые навыки. Такой подход позволял детям достигать лучших результатов и чувствовать себя увереннее в общении.

Систематичность и последовательность также являются важными принципами методики Е. И. Тихеевой. Она предлагала постепенно увеличивать сложность заданий и упражнений, начиная с простых слов и предложений и постепенно переходя к более сложным структурам. Такой подход позволял детям постепенно развивать свою речь и улучшать свои навыки.

Е. И. Тихеева также использовала разнообразные методы и средства для развития речи у дошкольников. Она предлагала использовать рассказы, стихи, загадки, игры с картинками и другие интересные материалы, которые помогали детям активно участвовать в процессе обучения и развивать свою речь.

В целом, вклад Е. И. Тихеевой в формирование речевых навыков и умений у дошкольников заключается в разработке эффективной методики, основанной на игровом подходе, индивидуальном подходе, систематичности и последовательности, а также использовании разнообразных методов и средств. Ее методика помогает детям развивать свою речь, улучшать произношение, научиться строить предложения и выражать свои мысли, что является важным для успешного общения и обучения в дальнейшем.

Примеры практических заданий и упражнений, разработанных Е. И. Тихеевой

Упражнение “Словесная цепочка”

Данное упражнение направлено на развитие лексического запаса и связной речи у дошкольников.

Педагог называет слово, а дети должны продолжить цепочку, называя слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова. Например:

Педагог: “Мяч”.

Дети: “Чай”, “Йогурт”, “Торт” и т.д.

Задание “Составление предложений”

Это задание помогает детям научиться строить предложения и выражать свои мысли.

Педагог предлагает детям набор картинок с различными предметами или действиями. Дети должны выбрать несколько картинок и составить из них предложение. Например:

Педагог: “Выберите картинки с животными и составьте предложение”.

Дети выбирают картинки с кошкой и собакой и составляют предложение: “Кошка и собака играют вместе”.

Упражнение “Звуковая ассоциация”

Это упражнение помогает развивать слуховое восприятие и фонематический слух у детей.

Педагог произносит слово, а дети должны найти другие слова, в которых есть тот же звук или звукосочетание. Например:

Педагог: “Море”.

Дети: “Молоко”, “Машина”, “Медведь” и т.д.

Задание “Описание картинки”

Это задание помогает развивать умение описывать предметы и события.

Педагог показывает детям картинку и просит их описать, что они видят на ней. Дети должны использовать разнообразные слова и выражения для описания. Например:

Педагог: “Опишите, что вы видите на этой картинке”.

Дети: “На картинке изображен лес, в котором растут высокие деревья. Видно, как солнце светит сквозь ветви. В лесу бегает зайчик и слышны птичьи песни”.

Такие задания и упражнения помогают развивать речевые навыки и умения у дошкольников, а также способствуют их общему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои педагогические публикации

Печатные работы:-  публикации  на сайте Metod-kopilka.ru ;-    публикации  на образовательном интер-нет-ресурсе «Учительский сайт» ;- В 2015 - 2016 году опубликовала инно...

Педагогические публикации

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Адаптация ребёнка в детском саду"...

Педагогические публикации

Насыщенная развивающая предметно+ пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении....

Педагогические публикации

Консультация для родителей...

Педагогические публикации

Педагогические публикации...