Консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности.
В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к
труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается
характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни
человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности.
В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к
труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается
характер. Выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни
человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию
родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о
том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной
профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что
основным периодом самоопределения (выбора профессии) является
подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий
происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче,
когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено
достаточно времени на размышления.
Что такое профессиональная ориентация?
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных
особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания
ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ.
Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются
способности, наклонности, определенные потребности в той или иной
деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в
детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или
ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему
больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является
первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о
профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и
широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям
расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе
познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно
выполняют они на работе. В каком возрасте ребенок может выбрать для
себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении
начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью
выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно
готовить уже с детского сада.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле
деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное
направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с
окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда
дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации
узнают о разных профессиях.
В зависимости от способностей, психологических особенностей
темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности
труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и
отношение к определенным видам деятельности.
С помощью ранней профориентации мы готовим детей к тому, чтобы они в
свое время — каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось — могли
смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши
дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное
место, что труд — это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и
ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных
профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в
результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им
нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая
необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали
бы свои трудовые способности.
Больше всего дошкольники любят играть, недаром игру психологи считают
ведущей деятельностью ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то,
что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.
Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено
отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее
целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников
через организацию игровой деятельности. В ходе сюжетно-ролевой игры
усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная
социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять
мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный
смысл.
Практические советы родителям
«Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии»
* Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может
выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет:
рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно
встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует
представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал
выводы самостоятельно, например,: «А мне нравится быть врачом, потому
что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если
взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями.
Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое
впечатление.
* Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами – предложите
ребенку совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и
т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводите его на работу.
Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у
ребенка на выбор его профессии.
* Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило,
сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей
– поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут?
Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты
будешь».
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии
играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они
ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры
трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по
одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама»
или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может
ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь
понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его
собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо
представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества
для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что
медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а
также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей –
что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к
профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое
представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем
ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части
собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и
самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что
удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-1161026-1567939725.jpg)
Консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»
Когда ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от д ругой можно уже с полутора - двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить реб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-1002994-1517145071.jpg)
Консультация для родителей "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/18/picture-1340105-1626581495.jpg)
Консультация для родителей "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"
Главная цель ранней профориентации дошкольников – это воспитание положительного отношения к труду, дать возможность проявить свои силы в различных видах деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-1182543-1641829793.jpg)
консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»
laquo;Ранняя профессиональная ориентация дошкольников»Консультация для родителей Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1394125-1647361538.jpg)
" Консультация для родителей "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/18/picture-1340105-1626581495.jpg)
Консультация для родителей Ранняя профессиональная ориентация дошкольников
Родители являются одними из участников образовательного процесса в дошкольной организации. Без их помощи работа педагогов бы не имела законченного смысла. Именно из семьи ребенок получает первые ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-798906-1534427715.jpg)
Консультация для родителей"Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"
Консультация для родителей" Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"...