Мастер-класс для педагогов на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Подгорнова Людмила Сергеевна

Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

     Цель: Донести до воспитателей значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование. Передать опыт работы путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов и приемов.

    Добрый день, уважаемые коллеги. Мне хотелось бы начать наш мастер-класс со слов педагога В.А. Сухомлинского, который сказал, что…«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев».

    Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.   В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью  к подготовки к школе.

    В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой  моторики.

   Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию. Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.  Если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

      В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

      При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

   Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

    Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Игры с прищепками.

Подобные игры развивают мускулатуру пальцев рук, мелкую моторику руки, подготавливают руку к письму, развивают восприятие цвета. Кроме того, эти упражнения помогают взрослым определить, какой рукой ребенок предпочитает действовать. Нам понадобятся бельевые прищепки основных цветов и вырезанные из плотного картона фигуры.

Для начала предлагаются прищепки с более слабыми пружинками, а затем, когда приемы  работы будут освоены, замените их более тугими.

  1. «Вот  какая прищепка».

Покажите малышу, как действует прищепка. Пусть он научится открывать её, взяв тремя пальцами.

  1. «Прицепи к ведерку».

Покажите ребенку, как прицепить прищепки по краю ведерка,  в которое они сложены.

  1. «Помоги ёжику».

Предложите ребенку сделать с помощью прищепок солнышко, цветочек, колючего ёжика, петушка  и т.п. – закрепить прищепки по контуру фигур, подбирая по цвету.

  1. «Змейка».

Если прикрепить прищепки одну  за кончик другой, то получится разноцветная змейка (паровозик, дорожка и т.п.)

  1.  «Развесим на веревку».

Предложите ребенку прицепить прищепки на натянутую веревку. Для усложнения можно прицепить прищепками к веревке платочки, кукольное белье.

  1. «Сними с одежды».

Предложите ребенку снять со своей одежды прикрепленные взрослым прищепки, затем самостоятельно прикрепить прищепки к своей одежде.

Игры с крупой.

Игры с крупой  и рисование на крупе отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Они не только тренируют и массируют детские пальчики, но также снимают нервное напряжение, успокаивают детей – ведь игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий и обычно очень нравятся детям! Проще всего будет «рисовать» с помощью круп, соли, сахара. Рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования. Для игр с крупами подойдет: гречка, манка, пшено, фасоль, семечки, горох и даже  обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.

  1. «Где ручки?».

Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Дети непременно захотят присоединиться.  Пусть каждый подойдет к Вам и повторит за Вами. Можно играть в прятки с ручками: «Где ручки? Спрятались. Хочешь, и твои спрячем?». Можно потереть ладошкой о ладошку.

  1. «Ищем клад».

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите детям отыскать их. Можно несколько игрушек от «Киндер Сюрприз» спрятать в один таз, а можно взять несколько мисок с различной крупой в каждой.

  1. «Поможем Золушке!».

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите детям разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Злая мачеха приказала Золушке перебрать зерно. Давай поможем Золушке!».

Высыпьте фасоль и горох на поднос и предложите детям собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

  1. «Счет, форма, цвет».

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых штучки, чтобы у детей был пример выполнения задания. Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.

Важно! Если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.

  1. «Рисование».

Возьмите поднос и крупу на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать детям. Покажите им, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой! На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты. Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал! Ну и конечно, все, что придет в голову.  

  1.   «Пластилиновые фантазии».

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Игры с бусинками

Для игры понадобятся деревянные бусы разного цвета, формы, в виде зверюшек, емкости и леска с крупной бусиной на конце для фиксации.

  1. «Подарок кукле».

Отложить бусины одинаковые в коробочку.

  1. «Разложи по цвету».

Разложить все бусины по мисочкам, сортируя их по цвету («Это для мишки, а это для зайчика»).

  1. «Собери бусы».

Нанизывать бусинки на леску сначала хаотично, а затем, группируя по цвету или форме.

Игры со счетными палочками

Эти игры формируют также пространственно-образное мышление. Нам понадобятся наборы разноцветных счетных палочек.

  1. «Собери в стаканчик».

Собрать рассыпавшиеся палочки в стаканчик.

  1. «Разложи по цвету».

Разложить палочки в 2.3.4 стаканчика, распределяя их по цвету.

  1. «Выложи дорожку».

Выложить «дорожку», «заборчик», чередуя палочки двух цветов или одного цвета. Для усложнения можно о образцу.

  1. «Выложи рисунок».

Выложить из палочек рисунок: дорожку, заборчик, железную дорогу, квадрат, треугольник, ромб, домик, лодочку, стол, стул, флажок, елочку, бабочку, солнышко, ёжика и др.

Игры со шнуровками

Покажите ребенку, как «червячок» залезает в «норку» и вылезает из нее через другое отверстие. Научите ребенка этим движениям, закрепляя у него понятия «вверх - вниз». Когда ребенок освоит этот навык, учите шнуровать, вступая в соседнюю дырочку.  

Игры с застежками

Используем специальные пособия или одежду, учите ребенка расстегивать и затем застегивать пуговицы, кнопки, молнии, липучки, ремешки и др. застежки.

                            МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка»

  ОП «Детский сад «Ромашка» комбинированного вида»

Мастер-класс для педагогов

на тему:

« Развитие мелкой моторики рук

у детей раннего возраста»

                       Подготовила: воспитатель первой кв. категории

                   Подгорнова Л.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ».

Цель: Познакомить  родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Игра изготовлена своими руками с использованием крышек от коробок из-под сока....

Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Мастер-класс по изготовлению игры-тренажера для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Познакомить родителей с играми, приемами, упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики для использования в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» Подготовила и провела: воспитатель Снаткина Татьяна Евгеньевна. Цель: Познак...

Индивидуальный план работы педагога на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план работы педагога ( самообразование) группы ОН для детей 1,6-2 лет  на 2022-2023 учебный год на тему: "«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста чер...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителейна тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»...