«Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
статья (подготовительная группа)

Афонченкова Светлана Петровна

Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  творческой  личности  ребенка  средствами  театральной  деятельности»

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены, в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. У некоторых дошкольников можно наблюдать страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.

Именно поэтому музыкальные руководители МБДОУ № 8 организовали работу музыкально – театральной студии «Лучики», в результате чего возникла Программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Цель программы: Развитие творческих способностей детей

                        средствами театрального искусства.

. Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи:

•        Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.

•        Последовательно знакомить детей с видами театров.

•        Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.

•        Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

•        Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности.

•        Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Деятельность с детьми строится на следующих принципах:

1)        Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.

2)        Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

3)        Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

4)        Принцип наглядности имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно-образный характер.

5)         Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

6)         Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Работа по организации театральной деятельности строится с учетом поставленных задач. В группах созданы театральные уголки. В них  размещаются ширма, маски сказочных персонажей, разнообразные виды театра, музыкальные инструменты, костюмы и атрибуты для спектаклей. Его содержание постоянно пополняется при активном участии родителей воспитанников, а также путем организации совместной деятельности воспитателя и детей по художественному творчеству (изготовление костюмов, декораций к маленьким представлениям).

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы, важным элементом которой является разработанный учебно-тематический план.

Материал по организации театральной деятельности спланирован с учетом постепенного усложнения: от организации бесед и занятий, ритмопластики и культуры речи, до создания спектаклей и постановок. Особое место в перспективном планировании уделяется ритмопластике, которая включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Разработан ряд игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В работу над культурой и техникой речи включены игры со словом, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

В совместной деятельности воспитателя и детей активно используется театральная игра. Она направлена не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все театральные игры условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Важным аспектом является формирование театральной культуры детей, знакомство с театральным искусством, специальной терминологией. С этой целью проводятся беседы на темы «Культура зрителя», «Театр снаружи и изнутри», «Рождение спектакля» и другие.

Одним из самых ответственных направлений в организации театральной деятельности является подготовка спектакля, которая включает в себя:

- этюдный тренаж, постановку спектаклей;

- подготовку элементарных технических средств сцены, оформление декораций;

- знакомство с нормами поведения на сцене и в зрительном зале;

- знакомство с пьесами, их содержанием.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) – принцип интеграции образовательных областей. Интеграция образовательных областей обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляется не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей. Так, например, большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. На занятиях художественным творчеством создаются эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям, оформляются пригласительные билеты, афиши и многое другое.

Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

 Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка. При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному, или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей. Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя, то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Так же в своей практике широко использую такую форму, как изготовление атрибутов к будущей постановки.
Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. Для них я проводила консультации, давала советы рекомендации. Обновляла материал в уголке для родителей, стараясь подобрать интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти. Для родителей были организованы тематические вечера «Рождество», «Что нам дарит осень?», в подготовке которых они приняли активное участие (изготовление костюмов, масок, декораций).
Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Работа над постановками различных сценок, инсценировкой стихотворений, других небольших художественных произведений приносит хороший результат для развития творческих способностей детей.

Наблюдая за поведением детей на детских театральных спектаклях, всегда поражаюсь яркости восприятия, интуитивной реакции на хорошее и плохое. Даже застенчивые и робкие дети становятся другими – всё их существо наполнено яркой энергией,  желанием действия: помочь, подсказать, самому исправить... Как трудно сдержаться, не побежать…

И вот он ищет глазами сопереживания, сочувствия,  поддержки. Сколько творческой энергии в этот миг видишь в детях! И не правда, что дети не хотят играть.  Дети всегда остаются  детьми.

Занимаясь с детьми в студии,  в самом начале нашей работы, я наблюдала случаи отказа детей от участия в театрализованных играх. Чтобы помочь этим ребятам преодолеть неуверенность в себе, научить их общаться со сверстниками, развеять страх быть осмеянным,  я  знакомлю ребят с разными видами театральных кукол. Они никого не могут оставить равнодушными, потому что напоминают ребёнку те привычные детские игрушки, с которыми они играют в повседневной жизни. Театральная кукла становится для ребёнка мостиком, соединяющим игру с творчеством.

Всем известна роль положительных эмоций, поэтому я всегда стараюсь подбодрить детей, у которых не всегда всё получается. Говорю: «Ты можешь ещё лучше, в следующий раз у тебя всё  получится».