«Познавательно исследовательская деятельность с детьми ОВЗ»
статья (младшая группа)

Терещенко Инга Вадимовна

Игры для младшего возраста

 

Игра: «Что нашел?»

Цель: развитие  умения на ощупь находить игрушку и называть ее.

Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько знакомых игрушек. Спрашивает детей, как они называются. Предлагает пощупать их. Разбирает вместе с детьми их характерные (отличительные) признаки (длинные ушки, хвостик, колеса и т.д.). Затем убирает их в коробку. И предлагает:

1 вариант.

 На ощупь определить: какая игрушка попалась в руки и назвать ее (преобразование сущ. с прилагательным)

2 вариант.

На ощупь найти определенную игрушку.

 

Игра: «Большой и маленький»

Цель: закрепление представлений о величине предметов; развитие связной речи (преобразование сущ. с глаголом)

Ход игры:

1 вариант.

 Воспитатель показывает детям пары игрушек (3-4), отличающихся размером (например, большой и маленький зайчонок). Обсуждает с детьми как называются игрушки и чем они отличаются. Маленькие игрушки прячутся в коробочку, а большие выкладываются на столе перед детьми (или наоборот, на усмотрение воспитателя). Воспитатель приглашает одного ребенка, показывает любую большую игрушку и просит найти в коробочке такую же маленькую.

2 вариант.

Воспитатель кладет в коробку все пары игрушек, различающихся по размеру. Детям предлагается найти эти пары и назвать найденные предметы.

Игры для среднего возраста

Игра: «Угадай, что это?»

Цель: развитие двигательной памяти. Развитие правильного звукопроизношения.

Ход игры:

1 вариант.

 Воспитатель прячет в коробке игрушки или геометрические фигуры, с которыми дети играют каждый день, но детям их не показывает. Каждый ребенок, по очереди, отгадывает игрушку или фигуру, которую он взял в руки, называет ее правильно и проговаривает каждый звук слова.

2 вариант.

Ребенок описывает игрушку или фигуру, а дети должны угадать, что он нашел.

3 вариант.

Мальчики ищут машинки, солдатиков, конструктор, а девочки - кукол, посуду, мебель. Потом наоборот – девочки ищут игрушки для мальчиков, а мальчики – для девочек.

 

Игра: «Дикие - домашние животные»

Цель: развитие умения классифицировать и описывать любое животное (развитие связной речи)

Ход игры:

Воспитатель кладет в коробочку диких и домашних животных и просит ребят достать по одному всех животных. Ребенок проговаривает название животного и называет домашнее оно или дикое.

Игра: «Овощи и фрукты»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ход игры: Воспитатель кладет в коробочку овощи и фрукты. Просит детей достать только фрукты или овощи.

Картотека игр по формированию элементарных математических представлений детей с ОВЗ

Дидактическая игра: «Найди среди предметов, все геометрические фигуры».

Цель: умение находить среди предметов геометрические фигуры, развитие мелкой моторики.

Материал: любая объемная чаша с фасолью или контейнер

Содержание.

Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер с фасолью. Воспитатель рассказывает правила игры: « Ребенок, к которому подкатился мяч, ищет в фасоли, среди разных предметов, геометрическую фигуру и называет ее.

 

Дидактическая игра: «Выложи дорожку»

Цель: развитие внимания и мелкой моторики.

Материал: контейнер с полосками разной длины и цвета.

Содержание.

Дети сидят за столом. В центре расположен контейнер с полосками. Воспитатель предлагает детям выложить дорожку, но так, чтобы полоски не повторялись размером и цветом.

 

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения находить на ощупь одинаковые предметы.

Материал: мешочек, в нем маленькие предметы.

Содержание.

Дети сидят за столом. По очереди, каждый ребенок, в мешочке, находит на ощупь одинаковые предметы. Показывает детям и считает, например: один стульчик, два стульчика, три стульчика и т.д.

 

Дидактическая игра: «Справа как слева».

Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости.

Материал: альбомные листы бумаги, поделенные пополам. На левой стороне выложен узор из разных элементов, правая сторона пустая.

Содержание.

Дети сидят за столом. Воспитатель предлагает каждому ребенку выложить на правой стороне листа, такой же узор, какой показан на левой стороне листа.

 

Дидактическая игра: «Подбери форму».

Цель: закрепление умения сопоставлять форму и цвет, закрепление в названии цвета, развитие мелкой моторики.

Материал: на альбомных листах нарисованы воздушные шары, разного размера и цвета. Контейнер с  нарисованными, вырезанными шарами.

Содержание.

Дети сидят за столом. У каждого ребенка альбомный лист, с нарисованными воздушными шарами и  контейнер с вырезанными шарами. Ребенок должен найти нужные шары по размеру, цвету и закрыть все нарисованные шары.

 

Дидактическая игра: «Строим башню».

Цель: закрепление умения строить башню по образцу. Нахождение нужного предмета по размеру и цвету.

Материал: образцы башен. Деревянный конструктор.

Содержание.

Дети могут сидеть за столом или на ковре. У каждого ребенка образец башни, по которому он должен построить такую же. Потом, ребенок сравнивает свою башню с образцом и находит ошибки, если они есть, исправляет.

 

 

 

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

 

В этом пункте ведущая роль отведена речевому развитию. Сюда входят лексические темы, познавательно – информационный материал, игровые технологии.

Например:

Игра, направленная на развитие моторики мелких мышц кисти.

Цель: развитие у детей мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Текст:

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли!

                                                                                                   

 

Игра: «Подуй на шарик»

 

Цель: улучшение функции дыхания.

Инвентарь: воздушные шарики и веревочка, на которой они подвешены.

Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на стульчиках или стоят. Ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту

 

 

 

Игра: «Что перепутал художник»

 

Мак

 

 

 

Кит

 

 

Мишка

 

Игра для детей подготовительного возраста

«Составь слова»

 

Б . . . .

 

Б . . . . . .

 

Б . .

 

(Точки, как подсказка для детей, сколько нужно составить букв)

Игра: «Занимательные слова»

Нужно разделить каждый ряд букв, так, чтобы получились слова.

1 ряд: собака, ветка.

2 ряд: сок, рак, мыло.

 

Игра: «Измени слово»

Нужно в цепочке слов,  поменять гласные звуки.

 

КИТ                              ЛУК

КОТ                              СУК

КОМ                             СОК

СОМ                             ЛОМ

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

И.В. Терещенко

воспитатель компенсирующей группы

МБЮОУ №53 «Радуга»

 

г. Канск, 2021

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_-_2022g.docx777.18 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями детей с ОНР.

Большое значение для нормализации речи ребенка имеет правильность речи окружающих его людей. В первую очередь это законные представители ребенка (мать и отец). Тон речи должен быть спокойным. Задавая вопрос, не следует торопить ребенка с ответом.

Но родители не всегда могут создать нужные условия для постоянной тренировки речи своего ребенка, поэтому они обращаются к специалистам: воспитателям логопедической группы, учителю – логопеду, педагогу – психологу и учителю – дефектологу.

Родителям нужно уметь правильно закреплять навыки правильной речи в домашних условиях, заинтересовать ребенка так, чтобы ему было интересно заниматься дома, учиться проговаривать слова, предложения, начинать учиться читать по слогам.

Я, воспитатель логопедической группы, разработала дидактическую игру «Читаем по слогам», «Умная игра». С помощью игры родители могут самостоятельно многому научить своего ребенка. Например,  в игре научить  читать. Каждый родитель может взять игру домой и поиграть с ребенком. С помощью этой игры, ребенок может  легко и быстро научиться читать.

«Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни» - говорил известный русский педагог П.Ф. Лесгафт.

Как учиться читать, играя?

Игра «Читаем по слогам», «Умная игра»

  • Водить машинки по дорожкам и читать слоги.

Начинать читать нужно со слогов, где первая буква согласная, а вторая гласная.

  • Смотрим на гласную, произносим ее и тянем: «аааа», потом присоединяем согласную: «бааа»  и так далее.

Например, показываем ребенку машинку с гласной «а» впереди ставим ее окошком на звук «б» и говорим.

Смотри к звуку «аааа»  сел звук «б», как они будут ехать? «бааа». Потом ставите машину на следующий звук, там будет ехать «вааа» и т.д.

  • Проговаривайте сначала сами, а ребенок повторяет. Потом ребенок сможет читать сам.
  • Так постепенно, не торопясь учимся читать гласные а-я, и-ы, е-э, у-ю.
  • Далее учимся читать закрытые слоги, с согласной на конце.
  • Когда ребенок уже хорошо ориентируется и читает, можно просить перескакивать через согласные, через одну, через две. Читать дорожки вперемежку, читать на время, придумывать слова на слоги.

Игра «Читаем по слогам» - это игровое поле  60 на 41 см и 10 машинок с гласной на первом месте и с гласной на втором месте.

D:\Users\User\Downloads\20220829_065541.jpg

D:\Users\User\Downloads\20220829_065515.jpg

Успех в преодолении речевых нарушений у детей в большинстве случаев зависит от самих родителей, от позитивного отношения и веры в возможности ребенка.

г. Канск, Красноярский край

МБДОУ №53 «Радуга»

воспитатель логопедической группы

Терещенко Инга Вадимовна

2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...