«Физическое и психическое здоровье – основа успешного обучения в школе детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация

Терентьева Наталия Владимировна

     Готовить ребенка  с ОВЗ к школе – это значит не только обеспечить  количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Физическое и психическое здоровье – основа успешного обучения в школе детей с ограниченными возможностями  здоровья»

    Понятие «психологическое здоровье» охватывает весь спектр личностного, психоэмоционального,  социального и физического благополучия человека.

Не секрет, что многие взрослые представляют себе подготовку ребенка  к школе в том, чтобы научить его читать и знать порядок в счете.

     Готовить ребенка  с ОВЗ к школе – это значит не только обеспечить  количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

    Главное для ребенка – быть сообразительным, раскрепощенным, активным. Успешно учиться он сможет, если  будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Кроме того, у дошкольника должны быть сформированы следующие психические  познавательные процессы:

- восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т.т.),

- внимание (в этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е если интересно,  - ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес, может и отсутствовать).

- память (этот психический процесс не должен быть механическим, т.е. путем многократного повторения запоминать материал; научить ребенка самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь, группировки материала по смысловым частям, выделении главных и второстепенных деталей и т.д.)

- мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группы, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях  окружающего мира.  Здесь важно объяснить причину  и результат явлений, происходящих вокруг, ни в коем случае не обрывать поток вопросов и фантазий).

-речь ( в этом возрасте ребенок должен выговаривать все звуки родного языка,  словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов, употреблять антонимы, синонимы, составлять сложные предложения разных видов, составлять небольшие рассказы, различать понятия  «слог», «звук», «слово», «предложение».

Социальная готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми и развитие потребности в общении. Ребенку необходимо владеть способами установления  взаимоотношений с другими детьми, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.

Нарушения отдельных психических функций чаще всего становятся  следствием различных  деприваций.

      Депривация – систематическое угнетение жизненно важных потребностей, или же удовлетворение их  по дефицитному принципу. Ребенку не хватало организованных, систематических контактов с взрослым, его окружение постоянно менялось, среда, в которой он находился, так и не стала для него развивающей.

      Сенсорная депривация  проявляется в отсутствии или неправильном удовлетворении потребности в новых впечатлениях, сенсорном опыте – опыте физического и природного мира. Ребенок мало слышал, мало видел и еще меньше чувствовал мир вокруг себя. Отставание в познании вызывают отсутствие интереса к окружающему, сниженную активность, вялость, апатичность во всем, и в том числе в общении.  

      Эмоциональная депривация  состоит в дефиците тепла и ласки, отсутствии любви и физического контакта с ребенком (особенно в раннем возрасте). Такой ребенок стремиться компенсировать нехватку эмоциональной поддержки. Без правильного воспитания его эмоциональные проявления остаются долго еще незрелыми, инфантильными, неуправляемыми, что неминуемо сказывается на поведении и общении.     

      Социальная  депривация   обнаруживается в недостаточной социализации ребенка, его неумении  руководствоваться в своем поведении принятыми в обществе культурными нормами и правилами, что особенно важно, в отсутствии в его опыте систематического примера взрослых и обучения. Таким детям трудно понять смысл нравственных оценок, они плохо ориентируются  в системе общечеловеческих ценностей, таких как зло, добро, правда, ложь, здоровье, ум и прочее.  Именно в системе тех ценностей, которые буквально с молоком матери усваиваются в нашей культуре с раннего детства.

    И еще что входит в понятие о готовности к школьному обучению – это физическое здоровье и физическое развитие: развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и бросать мячи т.д. Мелкая моторика-умение владеть карандашом, кистью, ножницами. Ребенок должен уметь видеть строку, рисовать в ней, видеть клеточки и точки, четко вести по ним рисунок.

      Особое внимание следует обратить  на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из  его функций – речи.

    Таким образом, чем больше ребенок с ограниченными возможностями здоровья  общается со сверстниками и взрослыми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, конструирует из любых материалов, больше рисует, складывает мозаики, пазлы, занимается в дидактических тетрадях, чем больше у него уверенность себе и обеспечен эмоциональный комфорт со стороны взрослых, тем больше вероятность успешного обучения в школе.

Литература:

1Веракса А.Н.Практический психолог в детском саду.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011

2.Ветрова В.В.Уроки психологического здоровья.- М.:ТЦ Сфера, 2011

3.Соловьева Д. Готов ли ребенок к школе. //СПРАВОЧНИК педагога-психолога.   2019 №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания совместно с логопедом на тему "Речь - основа успешного обучения в школе"

Презентация акцентирует внимание родителей на необходимости коррекции речевых проблем до школы....

"Развитие речи дошкольников-основа успешного обучения в школе".

К.Д.Ушинский писал:"Усваивая родной язык,ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения,но бесконечное множество понятий,воззрений на предметы,множество мыслей,чувств,художественн...

Консультация для родителей "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"

Консультация для родителей  "Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе"...

Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»

laquo;Сформированность фонематического слуха и восприятия — основа успешного обучения в школе»....

Легоконструирование в ДОУ -основа успешного обучения в школе

laquo;LEGO» – умная игра, Завлекательна, хитра. Интересно здесь играть, Строить, составлять, искать! Приглашаю всех друзей «LEGO» собирать скорей. Там и взрослым интересно: В ...

«Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как основы успешного обучения в школе»

Если спросить родителей, хотят ли они, чтобы их дети были самостоятельными, ответ будет только положительным. Если задать этот же вопрос детям, они также ответят утвердительно. Но часто, по разным при...