Как работать с тревожными детьми?
консультация

Данчева Светлана Михайловна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_s_trevozhnymi_detmi.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Как работать

с тревожными детьми?»

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на занятиях.

Рекомендации:

Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.

Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

Детская тревожность часто вызывается неизвестностью.

Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии детей.

По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

Рекомендации по работе с тревожными (замкнутыми) детьми.

Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Внушаемы.

1. Не ставить ребенка в ситуацию неопределенности, неизвестности.

2. Включать в общественные посильные дела.

3. Хвалить за самостоятельность.

4. Стимулировать личную ответственность.

5. Не создавать напряжения во взаимоотношениях (отношения устанавливать ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись).

6. Быть острожным с передачей стрессовой информации. Когда ребёнок

 расстроен, можно на время освободить от работы – дать время успокоиться.

7. Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные

дети болезненно реагируют на нее.

Рекомендации по работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы:

1. Игнорировать истерические реакции.

2. Предупредить детей не обращать внимания в момент истерики.

3. Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

4. Не стремиться угодить.

5. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно).

6. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания.

7. Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание.

8. Позволить проявляться эмоциям бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.

9. Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит.

10. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся.

11. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».

12. Повышать самооценку, уверенность в себе через создание ситуации успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми4-5 лет в группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения.

Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми4-5 лет в группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения....

Памятка для воспитателей "Этапы индивидуальной работы с детьми2

индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьиров...

Планирование образовательной работы с детьми2-3лет на прогулке

В материале представлены разные формы работы с детьми2-3 лет на прогулке :целевые прогулки ,наблюдения, экспериментирование, элементарная трудовая деятельность,подвижные игры....

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Учимся работатьс картами Проппа.

       Сегодня мы познакомились с картами Проппа. Карты – схематичные чёрно-белые картинки, которые помогают нам лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ ка...

Конспект образовательной деятельности с детьми2-3 лет «Наши пальчики» (по развитию мелкой моторики рук у детей)

Конспект образовательной деятельностис детьми2-3 лет «Наши пальчики»(по развитию мелкой моторики рук у детей)        Интеграция образовательных обла...

Игры с детьми1 младшей группы в адаптационный период

Игры с детьми1 младшей группы в адаптационный период...