Краткосрочный_проект_в_средней_группе
материал

Краткосрочный_проект_в_средней_группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyi_proekt_v_srednei_gruppe.docx166.72 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе

«Эти удивительные  насекомые".

 Воспитатель Меркель Л.Н

 Вид проекта: познавательно — исследовательский.

 Продолжительность проекта: краткосрочный, с 15.06-19.06.2020 г. Участники проекта: дети, воспитатель.

Актуальность: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Образовательная область: экологическое воспитание.

Цель проекта - создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей

. Задачи проекта -  Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.  Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д.

 3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

 4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

5. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.

 6. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Предварительная работа: • подбор энциклопедий, • оформление НОД , подбор художественного слова • подбор дидактических игр(лото, пазлы) План реализации проекта:

Познакомить детей с насекомыми: пчелой, бабочкой, муравьём, комаром, божьей коровкой, стрекозой, кузнечиком, жуками.

 1.Познание (ФЦКМ) Тема: Насекомые Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

2. Коммуникация Тема: Описание насекомых Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения. Художественная литература: Стихи, загадки, сказки Павлова «Находка», знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,

А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха».

 Художественное творчество: 1. Аппликация «Божья коровка»  Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе.

 2.Лепка «Насекомые»  Цель: вызвать интерес, желание слепить жука, божью коровку. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к живой природе, насекомым.

3. Аппликация  «Бабочка на цветах» Цель: учить детей вырезать детали  бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях  бабочки .

  Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки». «Найди ошибку художника». «Соедини точки и узнай, кто получится»  Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Расширять и активизировать глагольный словарь. Беседы: «Эти удивительные насекомые», «Таинственный мир насекомых».. Подвижные игры:

 1. «Медведь и пчелы» Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.

 2) Хоровод насекомых Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы)

3) «День и ночь» (дневные и ночные бабочки) Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.

4)Поймай комара» Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость. 5). Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.

Конспект беседы

с детьми средней группы

«Эти удивительные насекомые»

Ход беседы:

Психогимнастика: « Дружные ребята»

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

 Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вос-ль: Ребята, я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и гостям, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. А сейчас я предлагаю вам пойти погулять на одну чудесную поляну.

Мы идём дорожками,

Мы идём тропинками,                       (идут друг за другом по кругу)

Ручеёк по мостику перешли,             (идут на носочках, руки в стороны)

И на полянку светлую, мы пришли. (приседают)

На полянке над цветами

Закружились мотыльки,

Вот и мы кружиться станем

И проворны и легки.

Вос-ль: Ребята, кто знает какое сейчас время года?

Дети: Лето.

Вос-ль:  Назовите цветы, которые растут летом?

Дети: Ромашка, роза, мак, василек и др.

(Дети называют цветы, а воспитатель выкладывает их на магнитной доске и предлагает полюбоваться красотой, образовавшейся клумбы).

Вос-ль: Как вы думаете, кого они привлекают?

Дети: Насекомых.

Вос-ль: Каких насекомых вы знаете?

(Ответ детей).

(Вос-ль читает стихи о насекомых и показывает картинки)

Вос-ль: *Жук качался на травинке,

Крылья гладкие на спинке.

Всех я знаю на лугу,

Познакомить вас могу.

*Вот кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал

Виден в зарослях едва,

Он зелёный, как трава.

*Вот две бабочки летят.

 Рассказать они хотят,

 Что вчера ещё в траве,

Жили гусеницы две.

 *Вот трудяга муравей.

Все сильней и здоровей,

Он строитель и затейник,

Строит в чаще муравейник.

*Рядом с речкой стрекоза:

Непоседа, егоза.

Как весёлый вертолёт,

Отправляется в полёт.

*Добродушно спрятав жало,

На цветке пчела жужжала,

В шубку теплую одета,

Ей не жарко, хоть и лето.

*Как у божьей у коровки,

Крылья – пёстрые обновки,

Гладкие, атласные,

Яркие, да красные.

 Вос-ль: Ребята, где живут насекомые?

 (Ответы детей)

Вос-ль: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?

Дети: Бегают, прыгают, летают.

Вос-ль: Чем питаются насекомые?

Дети: Цветочным нектаром, листьями растений.

 Вос-ль: Это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?

Дети: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко.

Вос-ль: Как много насекомых живет на нашей земле, а как вы думаете: это хорошо или плохо?

(Ответы детей).

Вос-ль: Какую пользу они приносят?

Дети : Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед.

Вос-ль: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?

Дети: Переносят разные болезни, мешают спать, кусают.

Вос-ль: Итак, на какие группы мы можем разделить насекомых?

Дети: Полезные и вредные.

Вос-ль: Назовите полезных насекомых и положите их картинки на верхнюю полочку.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Вос-ль:  Какую пользу они приносят?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса.

Вос-ль: Назовите вредных насекомых и положите их картинки на нижнюю полочку.

Дети: Муха, комар, гусеница.

Вос-ль:  Какой от них вред?

Дети: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных.

Вос-ль: А, еще есть насекомые, которых называют хищными. Кто знает насекомых, которые относятся к хищным –это : Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Вос-ль: Почему их называют хищными? Они охотятся за другими насекомыми.

        

        Словесные игра: «Назови - ласково»

Комар – комарик.

Жук – жучок.

Пчела – пчёлка.

Усы – усики.

Лапы – лапки.

Муравей – муравьишка.

 Стрекоза – стрекозка.

Муха – мушка.

Вос-ль: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? Потому, что прячется в траве. Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? Она яркая, похоже на цветок. У насекомых защитная окраска, как и места, их обитания. - Зачем им такая окраска?

(Ответы детей) (защищаться, прятаться от врагов).

 Вос-ль: Ребята, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?

(Ответы детей (она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест)

Вос-ль: Почему нельзя трогать и обижать насекомых?

Дети: Они живые.

Вос-ль: Да насекомые живые их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы. Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.

Подвижная игра: «Бабочки, жуки, кузнечики, стрекозы»

Цель: Учить детей изображать определённое насекомое, не называя его. Развивать выразительность движений, раскованность, групповую сплоченность. (Проводится 2-3 раза).

Вос-ль: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?

Конспект занятия по аппликации «Бабочка» в средней группе

 Методические разработки

 

Цель: Продолжать совершенствовать умения в технике аппликация .

 Задачи: Развивать самостоятельность, фантазию, мелкую моторику.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации бабочек (капустница, крапивница, голубянка, павлиний глаз);

Цветная бумага, салфетка, розетка для клея, клей, подставка для кисточек, кисть для клея, клеенка (на каждого ребёнка).

Синий и красный цветок, наклейки с изображением бабочек (для рефлексии).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации с изображением бабочки. Разучивание стихотворений о бабочке. Беседы о насекомых, лете. Загадывание загадок и чтение художественной литературы о насекомых (о бабочках).

Ход Занятия:

Орг. момент:

Воспитатель загадывает загадку детям:

Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю.

 (Бабочка)

(воспитатель показывает иллюстрации с изображением бабочек).

Посмотрите, кто здесь изображен? (бабочка).

Расскажите,  кто видел бабочек? А какие они по цвету, по размеру? (описание бабочек детьми).

Воспитатель: скажите, пожалуйста, а бабочки похожи? (да).

А чем именно они похожи?

Дети: у них есть усики, туловище, 4 крылышка, лапки.

Воспитатель: Обратите внимание, верхние крылышки – правое и левое – одинаковые по форме и цвету, и нижние тоже одинаковые.

Воспитатель: только бабочка прилетела одна и ей очень грустно. А давайте мы нашей бабочки сделаем подружек?

Дети: давайте.

Воспитатель: А теперь давайте все вместе как бабочки полетаем! Немножко разомнемся.

Физ. минутка:

Утром бабочка проснулась,

потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

два – изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

на четыре улетела.

Воспитатель: Молодцы! У вас так красиво получается!

Основной этап:

Воспитатель: я вам предлагаю сделать  наших бабочек. Для этого нам нужно, взять детали бабочки которые вы вырезали . Затем приклеивать их  на цветочек.

(деть совместно с воспитателем выполняют аппликацию).

Заключительный этап:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые бабочки у нас получились! Вы очень старались и нашей бабочке очень понравились ее новые подружки, она даже улыбается. Она больше никогда не будет грустить.

А теперь мы с вами повесим наших бабочек на красивую полянку, пусть они летают, а мы будем на них смотреть и любоваться.

Конспект образовательной деятельности

лепка детей средней группы

по художественно- эстетическому развитию

Тема: Насекомые  на цветочной клумбе

1. Цель:вызвать интерес, желание слепить жука, божью коровку, бабочу,  гусеницу, паучка. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к живой природе, насекомым.

2. Задачи:

Учить детей лепить жуков, бабочек, паучков, гусениц - передавая строение (туловище, голова, крылышки ,  шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара).

Совершенствовать приемы раскатывания, надреза с помощью стека. Развивать мелкую моторику, творчество, фантазию. Формировать умение украшать поделку симметрично. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

3. Приоритетная образовательная область:

Художественно – эстетическая

4. Планируемые результаты:

Научить детей лепить, жуков, бабочек, паучков, гусениц. Украшать свою поделку, расширить знания о насекомых.

6. Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):

Для детей: пластилин, стеки, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые;

Для воспитателя: Картинки с изображением насекомых..


Содержание ОД :

1.Введение в ОД: мотивация детей.

- Здравствуйте ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

Ой, что за насекомое,

Пока что незнакомое?!

Вперед ползет, не пятится,

На нем в горошек платьице. ( Божья коровка)

-Дети отгадывают загадку.

-Какие молодцы! А следующую загадку вы ни за что не отгадаете!

Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …(Жук)

-Дети разгадывают и эту загадку.

Звучит музыка «Полет шмеля»

-Ребята, что это такое? Какая необычная музыка! А сможете ли вы отгадать на что похожи эти звуки?

- Дети высказывают свои предположения.

2. Актуализация знаний детей

- Дети отвечают можно: комар, пчела, жук, муха…

- А где живут насекомые?

- Ответы детей (в лесу, в поле, в травке, на цветах…)

- Ребята, вы помните наше прошлое занятие? Мы с вами сделали красивую цветочную клумбу. Хороша наша клумба, но чего-то не хватает. Как думаете чего не хватает на этой клумбе?

- Ответы детей (жука, пчелы, божьей коровки)…

- Правильно, ребята, нам нужно нашу полянку оживить, а как это сделать?

- …Слепить жучков и посадить на полянку.

- Молодцы, ребята, правильно вы думаете. Но сначала поиграем:

Пальчиковая игра «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы.)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, ( поочередно сгибают пальцы в

Это жук с зеленым брюхом. кулак, начиная с большого.)

Это кто же здесь звенит?

Ой, сюда комар летит! ( вращают мизинцем.)

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

3.Совместное «открытие» нового знания

- Ребята, каких жуков вы знаете?

-Ответы детей ( божья коровка, майский жук, колорадский жук…)

Воспитатель показывает детям пластилиновых жучков и проводит краткую беседу о внешнем виде, разнообразии и некоторых особенностях образа жизни жуков (ползают, летают).

- Дети посмотрите какие замечательные насекомые, хотите слепить таких?

- Да!

- А вы умеете?

- Нет.

- Хотите научиться?

- Хотим.

- Посмотрите какие у них интересные туловища. Подумайте,как нам сделать такую форму?

Дети отвечают, педагог уточняет и обобщает ответы детей.

Объяснение воспитателя

- Раскатать шар и приплюснуть его с одной стороны

А как сделать божью коровку?

- Прилепить на спинку точки.

- Ребята, а как лепить бабочку?

- Нужно сначала- скатать  колбаску, это будет туловище. Затем разделить пластилин на 4 части для крылышек. Затем скатать 4 шарика и сплющить их в ладошке. Соединить их с туловищем. Получается бабочка.

4.Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа).

Дети выбирают цвет пластилина и начинают лепить насекомых. По мере готовности переносят их на композицию «Цветочная клумба» и размещают на цветах. Воспитатель помогает лепить жучков.

5.Подведение итогов

- Ребята, посмотрите, что у нас получилось!

Дети анализируют слепленных насекомых, показывают свои поделки друг другу, отгадывают у кого какое насекомое получилось, какое настроение у этих насекомых.

-Дети, что мы сегодня делали?

- Лепили насекомых  для нашей цветочной клумбы.

- Вы все молодцы! Вам понравилось?

- Да!

Дети вместе с воспитателем рассматривают коллективную композицию «Жуки на цветочной клумбе».

Беседа «Таинственный мир насекомых»

Цельрасширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

hello_html_m509efeaf.jpg

Ход беседы:

Воспитатель:

Воспитатель беседует с детьми о том, что, куда бы ты ни пошел - в сад, на луг или в лес, всюду тебя окружают насекомые. Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке - и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы.

- Уж на что в пустыне пусто - только песок да жидкие кустики, а приглядишься и увидишь, что сидят в этих кустиках насекомые - жуки-златки с твердым, как орех, панцирем.

Живут насекомые и в пещерах, где всегда темнота, и на высоких горах среди снежных ледников.

Ну, а в океане? Уж там-то, наверное, нет насекомых? Там штормы поднимают вверх водяные горы и швыряют их друг на друга. Где уж уцелеть какой букашке! Но только успокоится океан, смотришь, скользят по его поверхности маленькие клопы-водомерки.

Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравьев. Один муравей - крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят.

Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием.

Кто видел ночную бабочку-совку? Она вся покрыта нежным, мягким мехом, из которого выглядывают круглые светящиеся глаза и шесть ног. На месте рта у нее что-то вроде свернутой пружинки, а усики похожи на перышки.

Иначе выглядит муха. Она короткая, а голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту - хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах - подушечки-присоски.

А жук закован в блестящую скорлупу, будто в панцирь. У него шесть жестких ног, как на шарнирах, а во рту - острые зазубренные челюсти.

Бывают огромные насекомые. Самый большой жук - усач-титан - едва помещается на ладони. А южноамериканская бабочка Тизания, когда раскроет свои крылья, похожа на большую раскрытую книгу.

Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Вот какие интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии.

Задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность - он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась - так быстро выпрямляются эти ноги - скачок - и он уже далеко. Попробуй, поймай прыгуна!

А у пчел на ногах - целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

А что и как едят насекомые? Кузнечик грызет травинку. Зубов у кузнечика нет, он грызет челюстями с твердыми зазубринками. Грызть и откусывать умеют жуки, тараканы. А вот бабочки не умеют. Рот у них устроен совсем по-другому. Рот бабочки - это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. А у шмеля нет хоботка. Как же он достает нектар? У шмеля есть длинный гибкий язычок. Он язычком слизывает вкусный нектар.

Сколько крыльев у насекомых? У стрекозы сразу видно 4 крыла. У бабочек, пчел, ос - тоже две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, напротив, мухи считаются лучшими летунами.

А какие удивительные у насекомых глаза! Муха посматривает своими глазами во все стороны: то вверх поглядит, то вниз, то назад оглянется - и все это почти не поворачивая головы. Еще крупнее глаза у стрекозы - это два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и, как летчик-истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. Но есть насекомые, у которых глаза очень малы. Например, у гусеницы совсем крохотные глазки, и видит она плохо. Бывают совсем слепые насекомые, их можно встретить в пещерах, у них нет глаз. Каким же образом они в темноте вслепую находят пищу? А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.

Насекомые умеют усиками принюхиваться. Усики чувствуют запахи за несколько километров. А кузнечики и сверчки умеют слушать ногами: у них уши - на передних ногах. Конечно, они не похожи на уши собаки или человека: просто часть ноги внутри пустая, с тоненькой чувствительной перепонкой. А у многих ночных бабочек уши - на животе.

Кричать животом умеют цикады. Всякий, кто бывал на юге, слышал их громкие трели. А кузнечики и сверчки стрекочут, проводя крылом по за- зубринкам другого крыла - все равно, что ногтем по расческе.

Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.

- Кто видел на листьях плотные кучки белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают какие-то козявки. Не жуки, не бабочки, не мухи - что-то непонятное. Это, оказывается, личинка. Личинка бывает очень прожорливая, она быстро растет, потом она вдруг приклеивается к листку и затихает - превращается в куколку. Целую неделю личинка спит в куколке. А потом вдруг шкурка лопается, и вот чудо: на свет выбирается уже не личинка, а настоящий жучок. Это самая настоящая божья коровка.

А у бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку. И вдруг из невзрачной куколки вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.

Много у насекомых врагов: птицы, звери, пауки, другие насекомые, и от всех надо защищаться. Как? Да по-разному. Осы издалека видны из-за своей яркой окраски, они предупреждают врагов: «Берегись, ужалю!» Гусеницы умеют прятаться на ветках. Растянутся на ветках, точь-в-точь, как сухой сучок. А многие жуки придумали притворяться дохлыми: подогнут лапки, прижмут их к себе - и бух на землю! Лежат неподвижно, всем своим видом показывают: я же дохлый, несъедобный. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебя резко пахнущей жидкостью, предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная!»

Много интересного можно узнать о жизни насекомых. Ученые постоянно узнают о них что-то новое. А насекомых такое множество!

И сколько еще неизвестных тайн хранит мир насекомых!

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Божья коровка на листочке»

Цель: изготовление поделки из цветной бумаги.

Задачи:

-закрепить умение работать с цветной бумагой и клеем;

-расширять представления детей о круглой геометрической форме;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, творческое воображение.

Материалы: 1 черный круг дм. 5 см. и 3 см., 2 красных круга дм. 5 см. заготовка листа дерева, клей ПВА, салфетка, .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций насекомых, рассматривание насекомых на улице, чтение стихотворения И. Мордовиной «Божья коровка».

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу с небольшой корзиночкой, накрытой цветным платком.

Воспитатель: Ребята к нам прилетела необычная гостья, но она не хочет вам показываться, пока вы не отгадаете про нее загадку:

Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

Воспитатель: Кто это?

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Правильно. Это божья коровка. Воспитатель поднимает платок и показывает игрушку. Давайте рассмотрим ее. Посмотрите, ребята на Божью коровку. По форме она похожа на какую фигуру?

Дети: На круг.

Воспитатель: Правильно на круг. А какого цвета наша Божья коровка?

Дети: Красная.

Воспитатель: Все верно, наша божья коровка круглая красная с черными точками на спинке, у нее есть брюшко, крылья, лапки. А где мы с вами можем встретить Божью коровку?

Дети: в поле, в лесу, на даче.

Воспитатель: Правильно, везде где есть растения. Почему это насекомое назвали божьей коровкой, когда оно жук? Что божья - понятно: жук маленький и кажется безобидным. Но прикоснись к нему легонько, и из сгибов ножек тут же выделится оранжевая жидкость - “молочко”, как говорят в народе. Вот почему - коровка! Птице или ящерице, которая захочет поймать жучка, это “молочко” сразу перебьёт аппетит: оно едкое и отвратительно пахнет. А ведь жучок заранее предупреждает всех своей яркой окраской: не тронь меня, я не съедобен!

Вот божья коровка раздвинула жесткую спинку - надкрылья, расправила спрятанные под ним два тонких перепончатых крылышка и полетела. (показываем картинку)

Жесткие надкрылья в полете не участвуют, а только помогают жучку планировать.

Божья коровка, несмотря на безобидный вид, хищница. Поедает она малоподвижных тлей - вредителей растений. Божьи коровки очень полезны: и сами они, и их личинки питаются тлями (вредными насекомыми). А вы знаете где зимует Божья коровка? Когда наступает холодный период, божьи коровки готовятся к зимовке они собираются большими группами и начинают искать себе подходящее место. Они могут летать даже по городу, присматривая себе место для зимовки. Прячутся чаще всего они под опавшие листья, так как там теплее.

Ребята, а посмотрите внимательно на нашу Божью коровку. Она грустит одна! Она еще не нашла себе друзей для совместной зимовки. Давайте мы с вами сделаем ей друзей!

Объяснение этапов работы.

Мы с вами попробуем сделать божью коровку из бумаги. Возьмите маленький черный круг, намажьте его клеем с обратной стороны, переверните и приложите ближе к началу листочка. Прижмите хорошо салфеткой.

Теперь возьмите красные круги, сложите их пополам, намажьте клеем половинку, и приложите на чёрный круг, чуть поворачивая в сторону. Второе крыло наклейте так же.

Теперь нарисуем с вами пятнышки на спинке у жучка с помощью черного фломастера. Чего еще не хватает нашей коровке? Правильно, глазок и усиков. Их мы нарисуем так же с помощью черного фломастера.

Подведение итогов.

Воспитатель вывешивает все работы детей.

- Какие замечательные божьи коровки у нас получились. Совсем как настоящие, это потому что вы очень старались я думаю ваши божьи коровки обязательно подружиться с нашей гостьей и она больше не будет грустить, теперь ей зима не страшна.

А кто помнит стишок, который мы читаем божьей коровке, когда сажаем ее на пальчик?

Божья коровка,

улети на небо,

пронеси нам хлеба,

черного и белого,

только не горелого.