«ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
проект (старшая группа)

Гаджиева Саида  Имамудиновна

  «ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda_i_ee_rol_v_prirode_i_zhizni_cheloveka.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ВЕРШИНА»

               Проект по окружающему миру в старшей группе на тему:

       

                   «ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

                                                                                           Подготовила воспитатель:

                                                                                                                                                                 

                                                                                                        Гаджиева С.И.

          ПРОЕКТ ПО ОКРУЖАЮЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

                                     на тему:

 «ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

                               Информационная карта проекта:

Полное название проекта: «Вода и ее роль в природе и в жизни человека»

Участники проекта: дети старшей группы, родители и воспитатель группы.

 Вид, тип проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий.

Сроки: краткосрочный

                                Актуальность

Вода - одно из главных богатств на Земле. Вода - слово известно нам с самого рождения. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей

человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади

Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Цель проекта: формирование у детей представления о воде и ее значении в природе и в жизни человека.

Задачи проекта:

-Дать детям представление о многообразии воды в природе (реки, озера, болота, моря, океаны);

-Расширить знания об обитателях воды;

-Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов;

-Воспитывать бережное отношение к воде. План реализации проекта.

 Планируемый результат Дети узнают:

-О свойствах воды. О ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны).

-Кто живет в воде, понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле

-О роли воды в жизни человека и живых организмов.

1.        Подготовительный этап:

 

•        Определение целей и задач;

•        составление и подготовка картотеки опытов и экспериментов с водой;

•        Составление картотеки игр (дидактических, подвижных,) по теме проекта;

•        Подбор сказок, загадок, рассказов, стихотворений по теме проекта

                     2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Направление деятельности

Содержание деятельности

Познавательная деятельность

Беседа

«Вода- источник жизни»

Консультация для родителей

«Вода нужна для организма»

ООД «Обитатели—воды-рыбы»

Художественно-эстетическая деятельность

Рисование: «Рыбки плавают в аквариуме»

Аппликация: коллективная работа

«Морские рыбки»

Опытно -экспериментальная деятельность

Опыты

«Вода окрашивается»

«Превращение в воду»

«Соленая вода»

«Растворяется, не растворяется»

«Тонет, не тонет»

«Вода не имеет запах»

Речевое развитие

Экологическая сказка

«Жила была речка» А.А. Рыжова

«Что случилось с водой» Б. Заходер

Стихотворение

«Вода из под, крана» С. Олегова

Загадки  

Социально -коммуникативное развитие

Подвижная игра

«Ручеек»

Дидактическая игра

«Ну-ка, вылови!»

«Кому нужна вода, а кому полянка»

                           3.Заключительный этап.

1.Выставка детских работ

2.Оформлении презентации, фотоотчет о проделанной работе.

                                    АНАЛИЗ Работы

Проект достиг своего положительного результата:

-Проект позволил расширить у детей представления воде, о значении воды в природе.

-У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира,

умение видеть красоту окружающего мира, умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

 -Обогатился словарный запас, любознательность,

       Список используемой литературы:

•Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М.: Книголюб, 2006.

•Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

-Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим                 миром: для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

•Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание,

Просвещение: Учеб. Лит. 1996.

•Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М.: ТЦ Сфера.

                          « Вода из-под ,крана»

Я воду в стакан из под ,крана налил.

На свет посмотрел - она очень прозрачна

Понюхал ее и немного отпил.

Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А в горном ключе если воду набрать,

На вкус она будет совсем уж иной.

Словами, пожалуй, и не передать,

Как вкусно напиться водой ключевой.

 

                            « ЧТО ,СЛУЧИЛОСЬ С ВОДОЙ»

Течёт река издалека...

Течёт река... Течёт река...

Как хорошо, когда река, и широка и глубока!

Над ней - пышнее облака, Свежей дыханье ветерка,

Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный - зеленей!..

Течёт река... Течёт река...

Поит поля и города, несёт и лодки, и суда

И рыбы ходят в глубине, и раки ползают на дне.

Ты хороша, река, весной, и осенью...

И в летний зной!

Купанье! Что за благодать! Кому - попробуй угадать! - Приятней плыть в живой волне: ребятам или Ребятне?..

Вся живность счастлива, вполне!

Но что такое?

Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот: на мель садится пароход Средь бела дня.

Какой скандал!

Наверно, лоцман Маху дал?

Да нет!

Далёко до буйка… Тут глубока, была река.

Была. Вот именно - б ы л а. Была, да, видимо, сплыла: ах, реку мы

Не узнаём: Река

Становится Ручьём!

…Уже и лодки на мели…

…Пловцы вдруг посуху пошли… А рыбы?

В горе и тоске бедняжки, бьются на песке…

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван Забыл закрыть на кухне кран.

                                       «Жила-была Река»

Однажды в лесу, среди ёлок и берёз, родился маленький ручеёк. Он был весёлым и дружным. Храбро прокладывал он себе путь среди кочек и густых трав. Лесные жители утоляли здесь жажду и восхищались чистой и прохладной водой. Ручейку хотелось посмотреть на мир, и он бежал всё дальше. На своём пути ручей встречал других ручейков. Они становились друзьями, соединялись друг с другом и превратились в большую реку.

Вода в ней текла уже не так быстро, но оставалась прозрачной и чистой. Как и ручей, река тоже любила путешествовать. Много она повидала на своём пути, пока однажды не очутилась в городе. Это место было ей не знакомо: вместо деревьев стояли дома, в которых жили люди. Им очень не хватало воды. Её приходилось привозить издалека. Горожане несказанно обрадовались реке и попросили остаться с ними. Река всегда всем помогала и поэтому сразу согласилась.

Её заковали в каменные берега, по глади воды поплыли пароходы, купались люди…

А главное – река напоила весь город.

Случилось так, что люди быстро привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а просто делали всё, что им вздумается. Рядом построили большой завод. Из огромных труб в реку стекали грязные потоки. Люди перестали говорить: «Какая чистая, красивая река!» В реку бросали мусор, мыли в ней машины…

Река очень переживала: «Почему люди так плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала от зноя».

Шло время, люди продолжали загрязнять реку, а она всё терпела и ждала, когда они опомнятся. И однажды река заболела.

Узнали об этом старые друзья речки: рыбы, улитки, растения, звери – очистили свой дом от грязи и вылечили реку. Побежала она в край своего детства. А жители города с удивлением обнаружили, что остались без реки. Не стало в домах света, исчезла вода в кранах, нечем умываться, не из чего варить суп. Стали жители грязными и перестали узнавать друг друга.

И вот однажды наступил такой день, когда у людей кончилась все запасы воды. Тогда старый мудрый житель города сказал: «Я знаю, почему от нас ушла река. Раньше река была чистой, она была другом для нас и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения. Может тогда она вернётся».

Отправились люди искать реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали, такой она была чистой и прозрачной. Попросили горожане реку поскорей вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё и пообещали заботиться о ней. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась она в город помогать его жителям. А люди убрали мусор, очистили стоки и даже выделили специальных учёных – следить за здоровьем реки.

С тех пор в этом городе люди и река живут дружно!

                                    ЗАГАДКИ

 Очень добродушная,

Я мягкая послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень истончу

                                (ВОДА)

В морях и реках обитает,

Он часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

                                (ДОЖДЬ)

По морю идет, и идет,

А до берега дойдет-

Тут и пропадет.

                            (ВОЛНА)

                    Подвижные игры Игра «Ручеек»

Дети встают в «ручеек» – делятся на пары, и, держась за руки, поднимают их вверх. Кому-то пары не достается – он становится водящим. Его задача – пройтись по длинному «живому» коридору и выбрать себе напарника. Новая пара встает в конец

«потока». А тот, у кого забрали друга, ищет ему замену – теперь его очередь выбирать!

Развлечение становится веселее, если сопровождается музыкой, а играющие проходят в быстром темпе.

Дети во время этой русской народной забавы учатся преодолевать застенчивость и делиться своими симпатиями. Она раскрашивает будни и дополняет праздничные мероприятия в дошкольном учреждении

Подвижная игра «Море волнуется» Содержание.

Перед началом игры считалкой выбирают капитана:

Волны по морю гуляли, И кораблю они качали,

Только шторм не страшен нам –

С нами смелый капитан! (тот, на кого показала рука считающего при слове «капитан», становится капитаном и выходит вперед, встает перед всеми игроками).

Капитан произносит слова, а все игроки, качая руками, изображают волны на море:

Море волнуется – раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три!

Морская фигура на месте замри!

После этих слов, все игроки, изображавшие волны на море, «застывают» на месте в какой-либо статической позе.

Капитан идет между фигурами игроков и постепенно прикасается к ним рукой. Тот, к кому прикоснулся капитан, «оживает» и начинает в движении передавать

изображаемый образ, а капитан старается его угадать и назвать! Чем больше образов угадает капитан, тем лучше результат!

После нескольких игр определяется лучший капитан и все кричат ему:

Шторм прошел и ураган!

Алеша (Клара, Даша…) – лучший капитан!

Правила.

Нельзя пользоваться стульями и столом, какими-либо предметами в руках.

Усложнение

Можно предложить придумывать парные «сюжеты» - движения

Что развивает игра

Игра у детей развивает ловкость, быстроту, воображения.

                          Дидактическая игра

               «Кому нужна вода, а кому -полянка»

Цель. Знакомить детей с любимым местожительством различных растений (солнечная полянка или затененная опушка леса, рядом с водой или в воде). Познакомить с

научной терминологией, характеризующей растения по условиям проживания (влаголюбивое, сухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливо). Рассказать о способах приспособления растения к обилию или недостатку влаги, выявить связь между средой обитания растений и их внешним видом. Закреплять знания детей о строении растений, разнообразии внешнего вида, об особенностях строения корня

, листьев и т.п.

Материал.

 Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором присутствует водоем, лесная полянка; вырезанные изображения цветов лесов, полей, водоемов.

Задания.

1.Выбрать одно из растений, которое понравилось больше остальных, назвать его. Рассказать, чем оно понравилось, составить рассказ о его внешнем виде.

2.Подумать и сказать, на какое место прекрасной картины хотел бы посадить цветок.

 

3.«Посадить» цветок и объяснить, почему именно это место выбрал для цветка.

Правила.

1.В игру могут играть от 2 до 5 человек.

2.Выигрывает тот, кто правильно справится с игровой задачей, сможет связно объяснить свои действия.

Алгоритм проведения.

1.Педагог рассказывает детям о разнообразии растений и их потребностях в тех или иных условиях. Предлагает вспомнить, какие растения дети встречали в лесу, в поле, а какие – в водоемах или близко в воде. В каких местах любит расти одуванчик – на

солнечной полянке или на затененной опушке леса? Где бы понравилось расти желтой калужнице – рядом с водой или на воде?

2.Педагог знакомит детей с игровой задачей и правилами игры. 3.В конце игры проводится итог.

                     «Ну-ка, вылови!»

Поставьте на крышку стола (если стол для игр имеет две чаши, крышка на закрытой ванне используется как стол) тарелку или ведерко. В ванне с водой плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному ложкой и переложить в ведерко. Вначале помогите ребенку, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в тарелку, а пролитую воду собрать губкой. Для повышения детского интереса к упражнению и усложнения действия в следующий раз предложите ему ситечко или сачок вместо ложки.

                 Консультация для родителей в старшей группе

                            «Вода нужна для организма»

Питьевая вода - вода, которая предназначена для потребления людьми. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой.

Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.

При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности.

При недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела,

учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.

С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за

чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.

Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки,

характера питания,

С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима.

Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки.

Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера – нынешние школьники быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это

 

прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка.

Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание.

Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно

занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо.

Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно

чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека.

Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции

мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться

раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется.

Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела.

Основные пути поступления воды в организм следующие: непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи);

остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;

небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Пути выведения воды из организма следующие: в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;

часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник.

Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.

                 Картотека опытов с водой

Цель: познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет вкуса и запаха, цвета, вода растворитель, вода текучая); развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; закреплять умение работать с незнакомыми растворами,

соблюдать при этом необходимые меры безопасности; формировать элементарное представление о переходе воды из твердого состояния в жидкое состояние и из

жидкого в твердое; пробуждать интерес к опытам, развивать наблюдательность, наглядно-действенный вид мышления; развивать любознательность, умение

рассуждать и высказывать свое мнение.

 Опыт № 1

 Вода — жидкая, может течь» Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

Содержание опыта. Дайте детям два стаканчика: один — с водой, другой — пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему?

Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того чтобы дети лучше поняли, что такое

«жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если

кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель... (ответ детей)

густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.

Опыт №2

«Вода не имеет формы» Цель. Показать детям, что вода не имеет формы. Содержание опыта. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Показать это детям, налив ее в сосуды разной формы. Вспомнить с детьми, где и как разливаются лужи.

Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»

Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет вкуса. Содержание опыта. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Опыт № 4 «Вода бесцветная»

Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет цвета. Содержание опыта. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Опыт № 5 «Вода не имеет запаха»

Цель. Подвести детей к пониманию, что вода не имеет запаха. Содержание опыта. Спросите у детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так,

чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Опыт № 6 «Пар — это тоже вода»

Цель. Подвести детей к пониманию того, что пар - тоже вода. Содержание опыта. Для того чтобы показать детям еще одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите

 

                  КОНСПЕКТ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

                       Тема: "Обитатели воды - рыбы"

Цель: расширить и систематизировать знания и представления детей о рыбах.

Задачи:

•формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.;

•развивать умение выделять признаки различия и сходства;

•расширить представления детей о рыбах морей, рек и аквариума. Развивающие:

•развивать мышление и память, умение анализировать;

•развивать эмоциональную сферу детей;

•формировать познавательную активность;

•активизировать речь детей. Воспитательные:

•воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту окружающего мира;

•воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: ООД и беседы о воде; рассматривание иллюстраций. Материал: мультимедийная установка; презентация «Обитатели воды – рыбы».

Организационный компонент

1. Воспитатель подзывает детей к себе и загадывает им загадку: без чего не может мама.

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?

Ответы детей.

-ВОСПИТАТЕЛЬ: да, это загадка о воде. Мы с вами уже познакомились с волшебницей водой и теперь знаем, как она важна для человека. Сегодня к нам в гости пришла капелька – вода. Она хочет познакомить вас с теми, кому она просто необходима.

Воспитатель приглашает детей посмотреть презентацию.

-Воспитатель: Мы уже знаем, что встречается с водой каждый день, когда умываемся, ведь она попадает в наш дом из крана. А где ещё нам встречается вода?

-Дети: в реке, в море, в луже, в болоте, в ручейке, в океане и т.д. Всё это - водоёмы.

-Воспитатель: Во многих из них есть свои жители. Кто это  

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

-Да, это рыбы.

-Воспитатель: сегодня мы поговорим о рыбах. Для этих существ вода крайне нужна – это среда их обитания. Без неё рыбы умрут.

-Рыб много в водоёмах Земли. Они легко приспосабливаются к условиям разных водоёмов, так как умеют хорошо прятаться за камешками, и в водорослях. В этом рыбам помогает их окраска.

-Есть рыбы, которые живут в морях? Как они называются?

Дети: Морские.

-Воспитатель: как называются рыбы, живущие в реках?  

Дети: Речные.

 Физминутка:

Мы немного отдохнем, (ходьба)

Рыбку мы ловить начнем. (имитация забрасывания удочки)

Рыбка плавает в водице (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плавает рыбка)

Рыбке весело играть (дети хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка спинку изогнула (руки над головой, прогибаются в спине)

Крошку хлебную взяла (приседают)

Рыбка хвостиком махнула (ладони сложить вместе, волнообразные движения)

Рыбка        быстро        уплыла. (сложенными        вместе        ладонями        дети        изображают,        как плавает рыбка)

-Воспитатель: всех этих рыб мы с вами увидеть и рассмотреть близко не сможем, так как они боятся человека и не подплывут к нам.

-Воспитатель: поэтому сегодня мы познакомимся с аквариумными рыбками. Почему их так называют?Где живут эти рыбы ?

Дети: в аквариуме.  

Воспитатель: это специальный прозрачный дом для рыб с такими же, как в природе условиями жизни. Почему прозрачный? Для чего их делают?

Ответы детей.

-Воспитатель: аквариумы стали делать для того, чтобы была возможность держать рыб дома, ухаживать за ними, рассматривать и любоваться их красотой. Ведь рыбы, когда на них долго смотришь, успокаивают человека, помогают ему справиться с плохим настроением.

Воспитатель: аквариумы бывают разные

Воспитатель: давайте же познакомимся с этими рыбками. Это золотая рыбка, как вы думаете, почему её так называют? В природе таких рыб нет, её вывел человек. Она по – долгу может сточить на одном месте, как неживая.

-        Труженик – сом . Сомы любят держаться на дне и активны бывают ночью. Усики помогают им в воде найти себе еду и не заблудиться. Сомов ещё называют «санитарами аквариума», так как они очищают воду от остатков пищи.

Скаляре-это большая и очень прожорливая рыбка, её тело напоминает лист дерева, на котором есть линии или пятна.

-Меченосец. Как вы думаете, почему его так назвали? Эти рыбки умеют высоко прыгать и любят жить в густых водорослях.

-И маленькие рыбки – гуппи, их в аквариумах очень много, они живут большими семейками. Это первые рыбки, которые побывали в космосе.

Пальчиковая гимнастика:

Маленькая лодочка по реке плывёт.

На прогулку лодочка всех детей везёт.

Пароход плывёт по речке

И труба дымит, как печка.

Рыбка плавают, ныряют

В чистой, свеженькой воде.

Приплывают, уплывают.

Зарываются в песке.

Воспитатель: сегодня мы с вами узнали много интересного о рыбах, это единственные существа на земле, кому вода необходима в первую очередь, они не смогут без неё прожить ни дня. Рыбы бывают разные, одни водятся в реках, морях, других разводят в аквариумах.

Давайте скажем, чем все рыбы похожи и чем отличаются от других животных?

Дети: своим строением.

 Воспитатель: ребята, а как же рыбы дышат под водой? Вот вы когда-нибудь плавали под водой? У вас получалось дышать в это время? А рыбам помогает особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

-Ребята, а вы знаете, как рыбы появляются? Давайте рассмотрим схему рождения рыб . У рыб тело продолговатой формы, чтобы легче было плавать.

А ещё, рыбы никогда не бывают неподвижны, они постоянно двигаются: плавниками, жабрами, ртом. Про рыб есть такая загадка: «Открывает рыба рот, а не слышно, что поёт».

О рыбах нужно заботиться, где бы они не жили, им нужна чистая и прозрачная вода, поэтому чем мы можем им помочь?

Не загрязнять водоёмы.

Не оставляйте мусор на берегу! Не бросайте мусор в воду!

Не выливайте в воду никакие жидкости! Не ловите рыбу сетями!

Не губите головастиков! Не ловите обитателей водоёмов!

Реки, ручейки, моря

На Земле текут не зря!!!

Рефлексия:

без чего не может существовать человек и животные? Какие водоемы вы знаете?

Кто живет в этих водоемах? Каких рыб вы знаете?

Вам понравилось занятие?

              Конспект занятия по рисованию в старшей группе

                               «Рыбки плавают в аквариуме»

 Цель: обучение изображать рыбок, плавающих в разных направлениях.

 Задачи:

-образовательные: расширение представлений детей об аквариумных рыбках.   Продолжать учить детей рисовать плывущих рыбок в разных направлениях.

Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде,

    Формировать знания о строении рыб: форма тела, плавники.

  Закреплять знания детей об аквариумных рыбках.

-развивающие: развивать внимание, воображение, память.

-Развивать художественно-творческие способности детей.

-воспитательные: воспитывать эмоционально-эстетические чувства детей, аккуратность в работе, прививать любовь к живой природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята если вы отгадаете загадку, то по волшебству на доске появиться наша гостья! Закрываем глаза.

Не хожу и не летаю, А попробуй догони! Я бываю золотая.

Ну-ка, в сказку загляни! Вы узнали кто это?

Дети: узнали, это Золотая рыбка.

Воспитатель: правильно, золотая рыбка. Посмотрите, какая она красивая. Давайте её рассмотрим и вспомним, что есть у рыбки?

Дети: у рыбки есть плавники, туловище, хвост, голова, глаза, жабры, чешуя.

Воспитатель: ребята а для чего нужны рыбе плавники?

Дети: хвост у рыбки служит рулем, а плавники помогают ей передвигаться в воде.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где живут рыбы? Дети: рыбы живут в озере, реке, море.

Воспитатель: Ребята, а давайте, поиграем.

 

Физкультминутка «Пять маленьких рыбок» Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем) Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают)

Воспитатель: Молодцы! А у нас дома рыбы могут жить?

Дети: да

 Воспитатель: конечно, могут

Воспитатель: правильно. Ребята, а какая вода должна быть в аквариуме? Дети: чистая, прозрачная.

Воспитатель: воду в аквариуме нужно менять часто согласны?

 Дети: Да.

Воспитатель: сегодня я вам предлагаю нарисовать рыбок плавающих в аквариуме. Давайте рассмотрим какие бывают рыбки в

аквариуме. (Показ нарисованных рыбок) Какая у них расцветка?

Дети: Разная.

В каком направлении плывут рыбки? (в разном: одни влево, другие вправо). А что еще есть в аквариуме? (водоросли, камешки). Какого цвета будут наши рыбки?

Дети: разного.

 А какого цвета водоросли? (зеленого). Какими линиями можно рисовать водоросли? (волнистыми). А камешки, какого цвета? (разного). А какой они

формы? (круглые и овальные).

Молодцы! прежде чем приступить к работе, сначала нашим пальчикам надо сделать зарядку, чтобы они хорошо трудились.

Воспитатель: Молодцы! А теперь приступаем к работе.

Рефлексия:

Воспитатель: ребята, посмотрите, какие красивые у нас рыбки (дети рассматривают рыбок, какие они?

Дети: разные: толстенькие, худенькие, большие и маленькие. Какие разные у них хвостики и. т. д.

      Конспект занятия по окружающему миру аппликация (коллективная работа) на тему:

                           «МОРСКИЕ РЫБКИ»

     

Цель: закрепить представления о морском дне и его обитателях; составление    гармоничных образов рыбок из отдельных элементов.

Создание коллективного панно «Морские рыбки»

Задачи:

-закрепить и расширить знания детей о море и его обитателях;

-учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников, вырезывать круги и овалы – из квадратов или прямоугольников путем закругления углов;

-закреплять умение вырезать, соблюдать технику безопасности при работе ножницами;

 МАТЕРИАЛЫ

Муляжи рыб для рассматривания; наглядное пособие «Рыбы»; прямоугольники разной формы; ножницы; клей-

карандаш; салфетки для рук; клеенки; бумага, незавершенная

композиция с изображением морского дна (лист ватмана); фоновое сопровождение

«Шум моря».

Организационный момент.

-        Здравствуйте, дети! (дети здороваются с воспитателем) Вы слышите звук? Прислушайтесь! Это шумит моря. Давайте повторим его (Ш-ш-ш-ш)

Вы любите путешествовать? (ответы детей)

Я предлагаю вам сегодня отправиться в необычное морское путешествие. (звучит мелодия). Дети встают полукругом на ковре.

– Давайте представим, что мы попали на берег моря. Над головой у нас голубое небо, под ногами золотистый песок, а впереди море.

Физкультминутка

Мы теперь плывем по морю, и резвимся на просторе. (Гребем вперед.)

Веселее догоняй,

За дельфином успевай!

(Вверх руки – волнообразные движения.) А теперь пора нырнуть,

В мир подводный заглянуть.

Воспитатель: а сейчас я вам расскажу интересную историю.

Посмотрите на эту картину с изображением морского пейзажа.

-В море обитает очень много разнообразных рыб. Есть рыбы съедобные. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим – это судак, камбала, кефаль ставрида, сельдь. Есть рыбы опасные, ядовитые, которые даже могут убить током.

Воспитатель: ребята а вы знаете из каких частей состоят рыбы?

Дети: туловище, хвост, плавники, жабры, глаза, чешуя.

Воспитатель: правильно. У всех рыб есть хвост, он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники.

Воспитатель: как вы думаете, для чего рыбам плавники?

Дети: чтобы плавать. У рыб есть глаза. Для чего нужны глаза?

Дети: чтобы видеть, а еще все тело рыбы покрыто пластинками – чешуя.

Практическая часть.

– А сейчас я покажу, как можно сделать очень красивую рыбку, а затем отпустить ее в море. (Показ незавершенной композиции с изображением морского дна.)

Сейчас я вам покажу несколько красивых рыбок, вырезанных из бумаги. Я вам предлагаю самим вырезать и поместить их в море. Посмотрите, как я вырежу   треугольники из квадрата. (Показ способов выполнения задания.) А вы повторяйте за мной. Дети создают аппликативные изображения рыбок и составляют коллективную композицию.

Итог (рефлексия).

-Кто живет в морях и океанах?

- Из каких частей состоят рыбы?

-Кого сегодня мы вырезали из цветной бумаги?

-Из каких геометрических фигур вы вырезали рыбок?

-Вам понравилось занятие?  

 Беседа в старшей группе "Вода - источник жизни"

Цель: закрепить знания, детей о свойстве и значении воды в жизни живой природы.

Задачи:

-Познакомить детей со свойствами воды.

-Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, и о том, как человек ее должен использовать

- Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

 

Материал для беседы: глобус; иллюстрации о воде; запись с шумом океана, с журчанием ручья; игрушечные персонажи Кап и Капелька.

Материал для проведения опытов: два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка. Льдинки.

Ход беседы

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная. После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где они живут?

Дети:В воде.

Вы, слыхали о воде? Говорят, она везде, Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода, Наша спутница всегда.

А где же вода живёт?

(Перед детьми ставят глобус)

Да, вода живёт в реке, в океане, в море. Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода? (ответы детей)

Воспитатель: на нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало? (ответы детей)

Воспитатель: а знаете ли вы, какая вода в море? (Солёная)

-Её можно пить? (Нет)

Воспитатель: а, мы, какую воду пьём? (Не солёную)

-Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах.

Воспитатель: а, мы можем с вами пить воду сразу из реки, озера?

Дети: нет, мы пьем ее уже очищенную из крана

Воспитатель: а, как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки?

Дети: потому что она там грязная ее нужно очищать.

 

Воспитатель: посмотрите, ребята, что я вам ещё покажу картинки, где же живет вода Картина о море ребята, посмотрите, что же мы с вами видим - море. А, вы хотите

послушать песенку моря. А сейчас представьте, что вы, стоите, на берегу моря и море с вами разговаривает. А потом расскажете капельке и капкапычу, что же оно вам интересное сообщило.

Дети слушают шум моря. Фантазии детей

Воспитатель - Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода. Посмотрите и скажите это что такое здесь изображено?

Дети: Река.

Воспитатель: правильно река. Значит мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке. Посмотрите на следующую картину. Это что ребята такое вы знаете?

Дети: Водопад.

Воспитатель: Ребята послушайте, как шумит водопад. Шумно да!  А вы были на водопаде? Когда вода падает с высоты, она создает такой шум. И еще одна картина домика воды (показывает ручей.) Как вы думаете это что?

Дети: ручей

Воспитатель: правильно. Течет ручей, журчит ручей.

  Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

 Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель: А как вы думаете в детском саду нужна вода?  

Дети: Да

Воспитатель: А для чего?

Дети: умываться, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Воспитатель: Ребята, а если бы не было воды?

 Как вы думаете, что бы произошло? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет.  Вода – это жизнь!

Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой? - Да!

 

Опыт №1 «Тонет, не тонет».

Воспитатель: перед вами ванночки с водой, а на подносе различные предметы. -в - ванночку с водой опустите предметы что мы видим?        - Мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули.

Воспитатель: А скажите мне, что тяжелее железо или дерево? (Железо).

Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

Опыт №2 Воспитатель: теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запаха?

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №3 Воспитатель: Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложкой сахар и размешайте. Что мы видим? Сахар растворился

Вывод:в результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство воды.

Вода растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным. Опыт № 4 Вода окрашивается

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? В баночку с водой, ложечкой немножко положите гуаши и размешайте.

Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили.

Опыт №5: А сейчас еще один фокус с водой. У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца. В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставит так. Опустить в оба стакана яйца. Что происходит? В соленой воде яйцо всплывает.

Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли

Итог: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.

1.Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.

2.Чистая вода не имеет запаха.

3.Вода является растворителем.

4.Вода может менять цвет, когда ее окрашивают.

5.В соленой воде легче плавать потому - что тело держит не только вода, но и соль, растворенная в воде.

Воспитатель: ребята, вам понравилось?

А что больше всего вам запомнилось?

Дети: да.

Воспитатель: что нового о воде узнали?

Дети: что вода не имеет цвет, форму, запах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воды в жизни человека

НОД в подготовительной к школе группе...

"Цветы в природе и в жизни человека"

Летний проект с детьми второй младшей группы....

Роль бабушки и дедушки в жизни человека

Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка, позволяя ему вольности. Это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не слу...

Цель – уточнить представления детей о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.

Цель: уточнить и расширить знания детей о роли воды в жизни человека и живых организмов; воспитывать бережное отношение к воде....

Роль бабушек и дедушек в жизни человека

Семейные традиции — это нравственный показатель любой семьи. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает необходимую ауру семьи, которую выросшие дети уносят с соб...

Диагностика проекта «Вода и ее роль в природе и жизни человека».

Диагностика проекта «Вода и ее роль в природе и жизни человека»....

Проект « ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Презентация « ВОДА И ЕЕ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»...