Опыт работы
методическая разработка (младшая группа)

"Отзыв о системе работы воспитателя по совершенствованю меьодов обучения и воспитания в работе с детьми раннегго возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx469.6 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО

СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Веселая сенсорика

Составитель:

Иванова Л.И

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста

такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются

словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами

(окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4

варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую

предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная,

треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия

коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в

соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы

установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10

каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять

любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой

другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета

(красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к

группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы

установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький

бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном

платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать

зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки.

Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое

кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает

детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу

расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует

размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий.

Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит,

что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в

соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и

маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после

того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького

отверстия.

«Загадочные пуговки»

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактический материал: полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки,

каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Методические приёмы: воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он

рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка

живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем.

«Волшебное поле»

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета.

Дидактический материал: круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных

цветов.

Методические приёмы: воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя

при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих

цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в

свою очередь должны поднять карту этого цвета.

Есть у нас игра одна
Очень круглая она
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.

«Радуга»

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, развитие мелкой моторики

пальцев рук.

Дидактический материал: плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а

другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи.

Методические приёмы: воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а

вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру.

Радужная арка
У нас сияет ярко
Вот беда случилась с ней

Потеряла часть лучей
Лучи ребятки соберут
Все в порядок приведут
Станет радуга опять
Пуще прежнего сиять.

«Шарики»

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета,развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактический материал: Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним.

Методические приёмы: воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и

четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать

ленточку того же цвета.
Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.

«Бабочка»

Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактический материал: Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4

основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым

прикручиваются крышки подходящего цвета.

Методические приёмы: воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны

отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в

предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.
Появилась перед нами
Бабочка – красавица.
Будем с бабочкой играть,
Цвет крышек к крыльям подбирать.

«Карусель»

Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук,

различать предметы один – много.

Дидактический материал: Внешний вид шпульки из под ниток, верхний и нижний сектор разделены на

6 цветов: 4 основных, черный и белый. К верхнему сектору прикреплены мешочки (цвет мешочков

соответствует цвету сектора к которому он прикреплен), в мешочках находятся кубики.

Методические приёмы: Детям предлагается дидактическое пособие «карусель», верхний сектор которой

разделен на 6 цветов. К каждому из которых прикреплен мешочек, в котором лежат кубики (цвет кубиков и

мешочка соответствует цвету сектора). Задача детей развязать мешочки, вынуть кубики, и поставить их на

сектор соответствующего цвета.
Закрутилась карусель,

Ну давай играть скорей.
Кубик ставим на свой цвет,
Будет правильный ответ?

«Занимайка»

Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактический материал: Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой

прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Методические приёмы: Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие

«Занимайка», которое состоит из различных дидактических игр.
«Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Мешочки» на развитие тактильного восприятия;
«Колечки» на развитие мелкой моторики;
«Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия;
«Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики;
«Осьминог» на развитие мелкой моторики.

Чудо ширма есть у нас,
Поиграем с ней сейчас!

«Яблонька»

Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактический материал: игровое панно с изображенной яблонькой, в паннпроделаны отверстия, в которые вставлены

горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки).

Методические приёмы: Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с

крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети

берут крышки и прикручивают их к горловинам.

Будем с крышками играть,
Разные яблочки собирать.

«Волшебные колпачки»

Цель игры: Развитие сенсорного восприятия, развитие слухового внимания, развитие мелкой моторики

пальцев рук.

Дидактический материал: панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в

которые вставляются горловины от бутылок. К дети прикручивают крышки.

Методические приёмы: Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял

один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого

цвета.Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на

то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому

цветочку, и прикрутить ее к горловине.

«На что похожа фигура?»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Дидактический материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Методические приёмы: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат.

Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По

возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

«Спрячемся от дождика»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Дидактический материал: Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка

зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.

Методические приёмы: Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки

погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам,

кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?»

«Выбери пуговки»

Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.

Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие).

Методические приёмы: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие,

маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует

речь детей.

«Найди домик»

Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине.

Дидактический материал: Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона

зайчики разной величины.

Методические приёмы: Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти

свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного

цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в

детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных

прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора

соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ СЛЮДЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Слюдянки»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Весёлая сенсорика у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Воспитатель: Иванова Л.И

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.)
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр их самостоятельной деятельности. Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущение в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Дети раннего возраста:

- должны ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

- ориентироваться в 3 и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

- собирать пирамидку по убыванию размера из 4 (5) колец контрастных величин;

- соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

- начинать распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый);

- в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть нарисованное.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

Дидактическая игра знакомит детей с формой, величиной, цветом, звуком, пространственными признаками.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

"Чудесный мешочек"

" Определи на ощупь" (найти предметы различающиеся по одному признаку)

" Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

"Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

" Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

" Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

"Из каких фигур состоит?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

" Какая фигура лишняя?"(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

"Сравни предметы по высоте"

"Самая длинная, самая короткая"(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

"Разноцветные кружки"(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

"В какую коробку?"(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

"Дальше - ближе"(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

"Какого цвета не стало?"

"Какого цвета предмет?"(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

"Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

"Какие цвета использованы?"(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

"Уточним цвет"(учить различать и называть близкие цвета).

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

  1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
  2. Говорите с ребенком- сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения.
  3. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
  4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение — это всегда немного общение «на вырост».
  6. По возможности, много путешествуйте с ребенком.
  7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
  8. Ходите с ребенком в музеи.
  9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
  10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
  11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.

Все мы хотим, чтобы наши дети были луч ше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Путь дошкольника очень – ответственный. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, а Вам родители нужно только развивать способности Вашего ребёнка, ценить его потенциал и помогать ему во всём.

C:\Users\User\Desktop\Новая папка\консультация для родителей.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Слюдянки»

Мастер — класс для педагогов

Тема:

Весёлая сенсорика для малышей

Дидактическое пособие

«Коробочка ощущений»

Выполнил:

Воспитатель 1-ой младшей группы Иванова Л.И

Цели: познакомить педагогов с развитием сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактическое пособие «Коробочка ощущений».

Задачи: обобщение передового опыта, повышение профессиональной компетенции педагогов; развитие творческой активности педагогического коллектива.

Материалы к мастер-классу: «коробочка ощущений», геометрические фигуры, пуговицы, куклы, звери, шарики, набор предметов разной текстуры, фигурки из картона.

Ход

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на своем мастер-классе. Спасибо, что вы нашли время и пришли. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре.

Актуальность. Проблема повышения уровня познавательной деятельности малышей, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.


Цель. активизировать познавательное развитие детей.


Задачи. разнообразить развивающую среду в группе; развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.

Практическая работа

Создание проблемной ситуации.

Перед педагогами появляется «Коробочка ощущений».

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать, что находится в «коробочке ощущений». Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек встречается с неизвестным объектом. Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

- Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста. И в итоге вы сможете назвать, что же находится в этом ящике. А так как все мы были когда-то детьми, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания. Итак, коллеги, приступаем к играм. Я Вам предлагаю следующее:

1. «Угадай на ощупь»

Подготовить плоскостные геометрические фигуры. Предложить ребенку поиграть в такую игру. Вместе ощупаем эту фигуру. Каждый раз ребенка спрашиваем, какая эта фигура. После этого предложить отыскать все кружочки, все квадратики, и т. д. (отбор фигур производиться из множества фигур разной формы.)

2.«Что лежит в коробке

Сложить в коробку разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, звери, желуди и т. д.).

Предложить ребенку поиграть: «Смотри, что я достала. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно и предложить сделать то же самое, но на ощупь, и назвать каждый предмет. Вспомнить какого цвета этот предмет.

3. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная ложка, пластмассовая лопатка, пушистая игрушка, кожаная перчатка, резиновый мяч, глиняная ваза и др. предметы.По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они вязкие, липкие, шершавые, гладкие, пушистые и т. д.

«Угадай по описанию».

В коробке находятся предметы. Ребенку предлагаются взять один из предметов двумя руками, ощупать его и описать. Дети по описанию отгадывают.

4. «Узнай предмет по контуру»

Ребенку дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, и просят по памяти найти ее, сравнить фигурку с контуром

Ожидаемые результаты:

Дети умеют, используя тактильные ощущения, определять предмет по характерным признакам, считают предметы, не глядя, умеют словесно передать общий вид предмета.

Итог. Дорогие коллеги, понравилось Вам играть с волшебной коробочкой? Будете применять в своей работе? Желаю Вам успехов. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...