Консультация Тема: «А я советую читать сказки так!»
консультация

Аникьева Галина Ивановна

 Консультация

Тема: «А я советую читать сказки так!»  Подготовила: Аникьева Г.И.  МБДОУ «Приморский детский сад» 2023 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_ya_sovetuyu_chitat_skazki_tak.docx378.59 КБ

Предварительный просмотр:

                  МБДОУ «Приморский детский сад»

                              Консультация

Тема: «А я советую читать сказки так!»

                                                        Подготовила: Аникьева Г.И.

                                   советы психолога воспитателям детского консультации психолога для воспитателей, консультации психолога для воспитателей в детском саду, правильно читать сказки, сказки читать

          Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.

         Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к занятию, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка. Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку.

         Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло ... Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.

Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари.

1. Коллаж из сказок (можно с иллюстрациями, а можно и без) - перепутывание ситуаций, сосуществования героев из разных сказок.

2. Спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях - нахождение выхода для любимых героев (например, лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем временем выскочил и покатился дальше)

3. Изменение ситуаций в знакомых сказках - похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев, а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка «Волк и семеро козлят» - волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения; сказка «Гуси-лебеди» - на пути девочки встречается волк; сказка «О рыбаке и рыбке» - рыбка изъявила желание сама встретиться с бабой и т. д.).

4. Сказки по-новому - метод, который поможет взглянуть на знакомые вещи иначе (например: «Золушка» - девочка ленивая и злая, «Красная Шапочка» - хороший волк,)

5. Цветные сказки - «Сказки о волшебных сказках». Особенно целесообразно при изучении цветов (например, каждая краска живет в волшебном дворце, гостят друг у друга, в конце концов образуются новые оттенки, а иногда - совсем неожиданные цвета. Фантазируя, следует соблюдать правила: во дворце каждой краски все должно быть окрашено только в ее цвет)

6. Сериал в сказке - создание новых сюжетов любимых сказок, с любимыми героями (например, сказка «Колобок»: 1-я серия - традиционная сказка, 2-я - как спасти Колобка, 3-я - Колобок попадает в цветную страну и меняется, 4-я - у Колобка появляется нос Буратино, 5-я - у Колобка есть подружка б-я - моя сказка про Колобка)

7. Из сказки - в задачу! - на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием (например, по мотивам сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» и др.)

8. Сказка - из задачи - модель начала сказки - содержание веселой, интересной для детей задачи (например, задача:

Барсучиха-бабушка напекла «оладушки»,

Угостила пять внучат, очень славных барсучат.

Два внучка не наелись, с ревом блюдцами гремят.

Посчитайте очень быстро.

Сколько барсучат ждут добавки и молчат?

Начало сказки: решили барсучата уйти от бабушки и искать счастья в мире ...)

9. Сказка - из считалочки - после разучивания, неоднократного использования во время подвижных игр. Предлагаем детям загадку, как начало новой сказки, которая идет от содержания считалки. (Например:

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо пруда,

Кто поднимет, тот и выйдет ..

Но яблочко было не простым, а волшебным: оно меняло характеры героев сказок. Первым ему попался навстречу ...)

10. Гороскоп и сказка - используют во время ознакомления детей со знаками Зодиака, определение зависимости особенностей характера человека от знака, под которым он появился на свет. Чтобы детям было доступнее, переносим данные на персонажей сказок (например: Колобок из одноименной сказки. Представим, что Колобок по знаку Зодиака - Лев и решил вести себя в соответствии с этим знаком.

Характерные особенности Льва (Возможны изменения в поведении Колобка)

Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустом и заснул, проснулся и решил жить на этой полянке.

Он умный, любит властвовать.

На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких животных и насекомых.

Сообщить детям, что герои сказки по каким-то причинам спрятались (просто играют, или их заколдовали).

11. Моделирование сказок (по схемам-моделями, по знакам, по геометрическим фигурами).

Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости. 

5 причин читать детям сказки

Сказки о животных – лучший выбор родителей.

Родители сочиняли и читали сказки для своих детей во все времена. Многие истории передавались из поколения в поколение. Сегодня мы продолжаем рассказывать эти сказки детям и внукам, хотя и не помним их авторов.

В огромном разнообразии книг педагоги и психологи советуют выбирать не только современные произведения, но и классические сказки, поскольку они интересны и полезны. Издательство АСТ рекомендует лучшие издания о животных и приводит пять причин, которые убедят вас как можно чаще читать своим детям сказки.

Сказки расширяют словарный запас и тренируют память

Дети, которым читают сказки, учатся говорить связно, красочно и понятно. Им проще выражать свои мысли и эмоции благодаря расширенному словарному запасу. Поскольку книжный язык сложнее разговорного, дети начинают лучше концентрироваться и удерживать свое внимание. Чтение сказок вслух — отличный способ подготовки к самостоятельному чтению. Ребенок, научившийся воспринимать простые сюжеты на слух, легче перейдет к пониманию текста при первых попытках самостоятельного чтения.

В сказках про животных сюжет строится вокруг главных персонажей. В них превалируют активное действие, большое количество диалогов и косвенной речи, которые помогают также тренировать память ребенка. Причем, после первого прочтения ребенок запомнит только персонажей (лису, волка, зайца) и почувствует ритм произведения, а при последующих — простой сюжет и подробности. Таким образом, он тренирует образную и словесно-логическую память. В дальнейшем этот навык пригодится ребенку для пересказа произведений или событий.

Сказки развивают фантазию, воображение и логики

Сказки учат детей мечтать, сочинять и способствуют развитию творческих данных, которые изначально есть у каждого человека. В сказках о животных часто присутствуют такие приемы как изменение голоса, притворство, неожиданный испуг, маскировка, которые дети потом могут использовать во время игр с родителями или в детском коллективе.

Развитию фантазии и воображения способствует последующее обсуждение прочитанной сказки. Родители вместе с ребенком могут не только вспомнить сюжет, но и сочинить продолжение истории. Можно домыслить, как, к примеру, выглядела хитрая лиса или какое жилище было у сказочного зайца.

Сказки про животных очень последовательны, а их структура понятна и проста, поэтому дети легко учатся мыслить логически, искать связи между событиями и делать выводы.

Чтение формирует мировоззрение и расширяет кругозор

Русские сказки и сказки народов мира помогают ребенку узнать о людях разных национальностей, архитектуре и традициях, разных природных условиях. А сказки про животных не только рассказывают о собаках и кошках, лисах и медведях, белках и куницах, но и дают представление об их повадках, характере, о том, как за ними ухаживать и чем кормить, где они обитают и кого боятся. Дети легко запоминают новую информацию, поэтому родители могут выбирать сказки с самыми разными сюжетами, чтобы ребенок смог узнать как можно больше об окружающем мире.

Сказки — отличный способ рассказать ребенку и о разных жизненных ситуациях. Например, в сказках происходят трагедии, детей воспитывают приемные родители, звери получают травмы. Эти события могут сопровождать ребенка и в реальности, но объяснить их природу взрослым бывает сложно. Именно в этом случае на помощь придут сюжеты сказок.

Книги воспитывают и помогают адаптироваться к реальной жизни

Благодаря сказкам дети учатся разбираться в повседневных вещах, понимать мир, правильно трактовать события, анализировать и искать выход из сложных ситуаций. Детские сказки о животных не дают стандартных решений той или иной проблемы, они прививают навык поиска решения как такового. Сказочный мир достаточно прост, но в сказке обязательно будет затронута одна из важных для ребенка тем — щедрость и жадность, добро и зло, одиночество и дружба.

Животные в сказках чаще всего становятся похожими на людей: они говорят, ходят на двух лапах, одеваются, выстраивают отношения и решают бытовые вопросы. Дети отождествляют себя с героями сказок, поэтому если родителям нужно донести до ребенка, например, определенные правила поведения, они могут найти схожий сюжет, а ребенок уже сам спроецирует ситуацию на себя.

Сказки могут компенсировать недостаток эмоций и помочь в расслаблении

Некоторые эмоции неизвестны и непонятны ребенку в силу отсутствия опыта. Сказки помогают компенсировать недостаток знаний, и подготовить ребенка к правильной реакции на реальные события. Эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное, поэтому родителям стоит читать сказки и для этой цели.

Сказки о животных помогают лучше понимать ребенка. Ему сложно объяснить взрослым, что он чувствует, но его желание слушать одну и ту же сказку, возможно, подскажет, где искать проблемы ребенка. Это может говорить о том, что в реальной жизни малыш испытывает схожие эмоции и чувства. Например, если ребенок постоянно просит прочитать ему «Гадкого утенка», ему может быть неуютно в семье или в детском коллективе.

Слушая сказки или читая их самостоятельно, дети испытывают множество эмоций: боятся, сочувствуют, радуются, веселятся, сопереживают. На это уходит немало сил, поэтому после прочтения дети легко расслабляются и готовы к отдыху или смене деятельности.

Чтение сказок про животных с малых лет развивает в детях любовь к литературе и родному языку. В дальнейшем это станет большим преимуществом в процессах обучения и работы. К тому же чтение — это общение ребенка с родителями, возможность стать ближе, разрешить какие-то конфликтные ситуации и начать лучше понимать друг друга.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ

Сказки про зверят

Бианки Виталий Валентинович, Маршак Самуил Яковлевич, Сутеев Владимир Григорьевич

В издании собраны лучшие сказки о зверятах от самых известных русских авторов. Каждая сказка чему-то научит ребенка. Он узнает о Гусе, превратившимся из-за собственной глупости в непонятную птицу, о котенке по имени Гав, который изучает мир и сам справляется со сложностями, и о многих других героях. Книга предназначена для детей, начинающих читать самостоятельно: крупный шрифт, ударения, короткие предложения сделают восприятие текста легким, а процесс обучения простым и приятным.

Сказки про зверят

 

Сказки про зверят

Бианки Виталий Валентинович

Сказки про людей и зверей

Сборник самых известных русских сказок предназначен для детей до трех лет. Каждая история сопровождается красочной иллюстрацией, поэтому даже малышам будет интересно слушать и рассматривать картинки. В издании представлены сказки известного фольклориста Нечаева — «Как кот да баран лесных зверей напугали», «Как бык, баран, гусь и петух зиму зимовали» и другие.

СКАЗКИ ПРО ЛЮДЕЙ И ЗВЕРЕЙ

 

СКАЗКИ ПРО ЛЮДЕЙ И ЗВЕРЕЙ

Нечаев Александр Николаевич

Русские сказки про животных для малышей

Толстой Алексей Николаевич, Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Главные герои «Русских сказок про животных для малышей» — звери, которые так похожи на людей. Они разговаривают, ходят на двух лапах, живут в домах, дружат и ссорятся. Благодаря этим историям в обработке классиков русской литературы дети учатся помогать, доверять, отличать зло от добра, понимать хитрость и распознавать ложь. Известные всем «Теремок», «Коза-дереза», «Кот и лиса», «Зимовье зверей» собраны в одном издании, чтобы родителям было удобнее находить и хранить детские сказки в домашней библиотеке.

Русские сказки про животных для малышей

 

Русские сказки про животных для малышей

Толстой Алексей Николаевич

Сказки про животных для малышей

Серия «Сказки в картинках для самых маленьких» — красочные издания с яркими интересными иллюстрациями почти на каждом развороте. «Русские сказки про животных для малышей» сопровождаются рисунками известного итальянского художника Тони Вульфа. В сборник вошли поучительные сказки народов Европы, известные произведения Братьев Гримм и история о большом изумруде.

Сказки про животных для малышей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "А я советую читать сказки так..."

Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей "А я советую читать сказки так!"

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с...

Консультация для педагогов «Советую читать сказки!»

Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Консультация для воспитателей детского сада: «А я советую читать сказки так!»

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателем, т.е. дословная передача текста....

Консультация для педагогов "Советую читать сказки так!"

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в...

Консультация для воспитателей детского сада «А я советую читать сказки так!"

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с...

Консультация для воспитателей детского сада: «А я советую читать сказки так!»

Консультация для воспитателей детского сада: «А я советую читать сказки так!»...