«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Ненко Ольга Михайловна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»


Цель: знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, сосуд, теннисные мячики, камешки Марблс, песок, гидрогель, мяч, шкаф с ящиками с заготовками ствола дерева рябины, березы и дуба, пластилин, листья дуба, рябины, березы из фетра, желуди, карандаши, фломастеры, клей.


«Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об использовании технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности у детей дошкольного возраста.

В священной книге Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: «Вдвоем лучше быть, чем одному. Ибо, если упадут, друг друга поднимут. Но горе, если один упадет, а чтоб поднять его - нет другого».

Этому изречению уже много-много лет, но оно особо актуально в настоящее время. В современном обществе в связи с развитием информационных технологий детям становится труднее общаться и взаимодействовать между собой. Многие из них увлечены электронными устройствами и не интересуются друг другом.

Эта ситуация имеет двойственный характер: с одной стороны информатизация общества – это большой технологический прорыв, с другой – это большой урон в сфере коммуникации. Именно поэтому наша задача – с дошкольного возраста обучить детей взаимодействовать друг с другом.

Что же это такое – ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА?

«Это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности» (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 №2765-р)).

Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены такими педагогами как: Лев Семенович Выготский, Шалва Александрович Амонашвили, Ирина Владимировна Маврина и др.

Актуальность проблемы развития навыков совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования, где указаны условия, необходимые для, создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

В дошкольный период под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, постигает мир человеческих отношений.

Заполнение этого сосуда поможет понять организацию технологии сотрудничества в дошкольном возрасте.

Перед нами стоит задача: способствовать приобретению у дошкольников навыков совместной деятельности.

Чтобы того, чтобы этого достигнуть, сначала мы объединяем детей в небольшие группы (соединяем мячики по 2 или 3 и кладем в сосуд). Это возможно, если установлен контакт с партнером.

Затем мы создаем проблемные ситуации, которые определят цель и мотивируют участников образовательного процесса к совместной деятельности, стремлению действовать сообща. (Засыпает в сосуд теннисные мячики).

Для достижения результата необходим совместный поиск решения проблемы, который еще больше объединит детей для достижения поставленной цели (Засыпаем в сосуд камешки марблс).

При непосредственном выполнении задания дети учатся слушать друг друга, взаимодействовать между собой, самостоятельно применять навыки сотрудничества. (Засыпает гидрогель)

И наконец, взаимная проверка и оценка результатов совместной деятельности, определение дальнейшей стратегии  (Засыпаем песок).

Таким образом, очень важна последовательность развития этапов взаимодействия. Если первым в сосуд насыпать гидрогель или песок, то в нем не останется места для мячиков. Так и в сотрудничестве - нельзя требовать от детей взаимодействия не научив правилам общения со сверстниками.

Согласно концепции Майи Ивановны Лисиной [2], на протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся этапов. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности.

1 этап (младший дошкольный возраст): обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

2 этап (средний дошкольный возраст): обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности, развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

4 этап (старший дошкольный возраст(6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Организация в микрогруппы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

Учитывая возрастные особенности развития сотрудничества в дошкольном возрасте, можно грамотно выстроить систему взаимодействия с детьми. Технология сотрудничества осуществляется в совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок»

Благодаря совместной продуктивной, игровой, трудовой деятельности, реализуемой в виде заданий в парах, подгруппах у дошкольников развиваются навыки совместной деятельности, такие как:

  1. Приобретение социального опыта партнерства, форм и способов сотрудничества - Педагог учит детей договариваться, доверять друг другу, вести диалог, использовать доброжелательные слова.
  2. Освоение правил взаимодействия через использование системы символов и знаков для выражения своих действий - Обсуждая каждое совершенное действие, дети совместно обозначают его при помощи условных знаков-символов, которые придумывают вместе. В дальнейшем, это поможет им осуществлять деятельность самостоятельно.
  3. Развитие основ самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки результатов деятельности – Дети овладевают навыками само- и взаимоконтроля; формируется база учебной деятельности, которая позволит безболезненно войти в школьную жизнь

Практическая часть мастер-класса

Одной из форм организации совместной деятельности детей может выступать создание мини-музея, которая позволяет систематизировать и обогащать имеющиеся представления детей дошкольного возраста []. Рассмотрим это на практике. Я приглашаю к участию 6 человек фокус-группы.

1.Упражнение «Приветствие»

Станем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая мячик друг другу, улыбнитесь соседу, назовите свое имя и скажите, что вы любите. Меня зовут Наталия, я люблю дружить…..

А теперь я предлагаю вам выбрать камешек (желтый, голубой, зеленый) и занять место за тем столом, на котором стоят камешки такого же цвета. (На столе находится контейнер с камешками определенного цвета). – Участники делятся по парам.

Пояснения для аудитории: Таким образом, я показала вариант разделения участников на группы. Другим вариантом деления детей на подгруппы, например во время логопедического занятия, может стать определение первого звука в слове.

Я предлагаю вам создать мини-музей…в шкафу. Он представляет собой шкаф с ящиками, каждый из которых наполняется различными материалами в соответствии с заданной или выбранной детьми темой. Тема нашего мини-музея «Деревья». Каждая группа оформляет свой ящик. Предварительно я сделала заготовки, но в них не хватает важных деталей. Обсудите друг с другом чем вы дополните ящик, каким материалом будете пользоваться. При выполнении необходимо выполнять правила взаимодействия: советуйтесь друг с другом, слушайте друг друга и помогайте. Главное – делать все сообща (на каждом стоит ящик с заготовкой ствола дерева рябины, березы и дуба).

(Выполнение практической деятельности участников)

Пояснения для аудитории: в работе с детьми правила взаимодействия можно фиксировать при помощи схем. Изначально схемы я предлагаю детям сама (показ схем), в дальнейшем они могут придумывать их сами.

Совместное создание мини-музея позволяет создать доверительные отношения, формировать умение устанавливать последовательность действий, распределять обязанности между участниками, достигать совместно намеченного результата, ощутить чувство взаимной ответственности.

Вопросы для фокус-группы (направленные на решение логопедических задач: как называется лист с березы(рябины, дуба) – березовый…

  • назовите плоды рябины (дуба)
  • назовите ласково можно добавить другие, если останется время

Пояснения для аудитории: данные вопросы позволяют решить речевые задачи: образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обогащение словаря и другие.

Обращение к фокус-группе: Легко ли вам было справиться с этим заданием? Почему?

Уважаемые коллеги, я как учитель-логопед использую задания на развитие навыков совместной деятельности на логопедических занятиях. А вы, как воспитатели, где могли бы их использовать?

Я с вами согласна, технология совместной деятельности дошкольников универсальна и может использоваться педагогами при организации любого вида детской деятельности.

Благодарю фокус-группу за сотрудничество.

Сегодня на нашем мастер-классе мы познакомились с технологией сотрудничества для развития навыков совместной деятельности у дошкольников. Именно в этом возрасте закладываются основы взаимодействия друг с другом.

Возвращаясь к Священной книге Соломона о важности сотрудничества, хочу отметить следующее: «Двое победят того, с кем никто не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро».

Спасибо за сотрудничество!»

Литература:

  1. Морозова А.Н., Мельникова О.В. (ред.). Музейная педагогика: Из опыта методической работы. Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 416 с.
  2. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; Под ред. Рузской А. Г.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997. - 383 с.
  3. Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...

«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»

знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста...

«Использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста»

знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста....